Голландское искусство XVII века

Голландское искусство XVII века

Голландское искусство XVII века

Любимые жанры Голландии — натюрморт, пейзаж и бытовой жанр. Во многом это было связано с тем, что Голландия — это протестантская страна, протестантская церковь не нуждается в украшении, поэтому церковные заказы отсутствовали, и хотя библейские, исторические сюжеты не исчезли из живописи, но бюргеров привлекали виды городов, верфей, природы, которые могли быть помещены в частном доме. В буржуазной Голландии художник был лишен покровительства двора или церкви, но он должен был учитывать вкус тех, кто соглашался платить деньги за написанную им картину. Судьба одного из величайших художников Европы Рембрандта — пример того, как дорого приходится платить отныне творцу за свободу творчества.

Рембрандт. Автопортрет
Рембрандт. Автопортрет

Рембрандт ван Рейн (1606-1669) родился в Лейдене, в 1631 г. переехал в Амстердам и скоро добился славы. В 1634 г. Рембрандт женился на Саскии ван Уленберг. В 1630-х гг. он много писал портретов на заказ. В
1632 г. художник пишет групповой портрет доктора Тульпа и его коллег («Анатомия доктора Тульиа»). В 1636 году он написал «Данаю». Картина богата контрастами формы, цвета и освещения. В 1642 г. — «Ночной дозор», где он представил динамическую сцену, в которой все участники занимают свое место, подчиняясь сложному, но единому ритму. Однако заказчики остались работой крайне недовольны. От Рембрандта отшатнулось большинство богатых заказчиков. В этом же году умерла Саския, началось разорение.

Рембрандт. Анатомия доктора Тульпа. 1632 г.
Рембрандт. Анатомия доктора Тульпа. 1632 г.
Рембрандт. Христос в Эммаусе. 1654 г.
Рембрандт. Христос в Эммаусе. 1654 г.

В этот период своего творчества художник работает в технике офорта, которая позволяла сопоставить энергичные штрихи с тончайшими, еле уловимыми, работать с темными поверхностями, достигать постепенности в градациях тонов. В офортах Рембрандт создает жанровые сцены, пейзажи, а также портреты и сцены из Библии и Евангелий.
В 40-х и 50-х гг. Рембрандт создает тип портрета-биографии. В «Портрете жены брата», «Читающем юноше» атрибуты сведены к минимуму. В 1650-1660-х гг. Рембрандт отказывается от прежней гладкой манеры письма и тщательной лепки форм. Теперь он моделирует красочную поверхность мастихином или пальцами, в других местах накладывая краски тонкими прозрачными слоями. Художник отказывается от цветовых контрастов.

Рембрандт. Даная.1636 г.
Рембрандт. Даная.1636 г.
Рембрандт. Вирсавия. 1654 г.
Рембрандт. Вирсавия. 1654 г.

Греческий миф: отец заключил свою дочь Данаю в медную башню, чтобы она не могла выйти замуж, потому что оракул предсказал ему смерть от руки внука. Зевс, обратившись в золотой дождь, проник в башню.

Если Тициан и Корреджо показали россыпи золота, то Рембрандт показал золото солнечного света, которое проникает в полумрак башни.
В 60-е гг. Рембрандт, пережив смерть своей второй жены Хендрикье и сына Титуса, остается один, создавая свои последние шедевры. В 1660 г. он пишет картину «Ассур, Аман и Эсфирь», изображающую момент, когда Эсфирь раскрывает царю Ассуру коварство Амана. В 1655 г. он пишет «Давида и Урию», в 1668/ 69 гг. «Возвращение блудного сына».
Искусство Рембрандта оказалось непонятным его современникам.

В. Хеда. Завтрак с ежевичным пирогом
В. Хеда. Завтрак с ежевичным пирогом

Большинство художников ограничивалось в своем творчестве правдивым отображением реальности.
Мастером натюрморта был Виллем Клаас Хеда (1594-1680). Ему были свойственны точность наблюдения, тонкие градации тонов. Саломон Ренсдаль (1602-1670) писал одни и те же сюжеты: харчевня под кронами деревьев, дорога с едущими по ней телегами. Основной фон ранних пейзажей — желтоватый, поздних — ярко-зеленый, а в конце жизни — темный.
Особое место в искусстве Голландии принадлежит творчеству Франса Хальса (1580-1666). Хальс родился и всю свою жизнь прожил в Гарлеме, где писал только портреты простых людей. В его ранних портретах прослеживается традиция портретной живописи XVI в.: использование эмблем, обращенность изображенного к зрителю, стремление к гипнотическому воздействию на публику. Произведения Хальса 40-х гг. отличает сдержанность, уравновешенность композиции. Одним из распространенных видов портрета был в Голландии того времени групповой портрет. Главной задачей художника при этом было объединение участников каким-либо действием. Франсу Хальсу принадлежат такие групповые портреты, как «Праздник офицеров стрелковой роты св. Георгия». В 20 и 30-е гг. художник создает произведения жанрового характера, а также оригинальные по замыслу картины «Мулат», «Цыганка», «Малле Баббе, гарлемская колдунья ». Для Хальса периода творческой зрелости характерна «широкая манера» живописи, при которой свободно положенью крупные мазки не смешиваются и сохраняют стремительность руки художника.

Ф. Хальс. Цыганка.1628-1630 гг. Малые голландцы — художественная школа XVII в. в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровойпо приверженности к картинам небольшого формата, предназначенные для жилого дома.
Ф. Хальс. Цыганка.1628-1630 гг. Малые голландцы — художественная школа XVII в. в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровойпо приверженности к картинам небольшого формата, предназначенные для жилого дома.
Ф. Хальс. Регентши богадельни. 1664 г.
Ф. Хальс. Регентши богадельни. 1664 г.

В жанровой живописи голландцы тяготели к камерной, интимной передаче событий. Так, Адриан ван Остаде (1610-1684) создавал идиллические, наполненные легким юмором картины на крестьянскую тему. В серии жанровых картин на тему «Пять чувств» он вместо изящных красавиц показывал крестьян, то зажимающих нос от вони, то нестройно распевающих песни.
Питер де Хоох (1629-1683) писал лишенные какого-либо действия дворики, интерьеры, изображая замкнутый мир домашней жизни. Он опоэтизировал обыденную жизнь голландских бюргеров.

П. де Хоох. Хозяйка и служанка. Ок. 1660 г.
П. де Хоох. Хозяйка и служанка. Ок. 1660 г.

Ян Вермер Делфтский (1632- 1675) родился в Дельфте в 1632 г. О его юности нет никаких сведений. В 1653 г. художник вступил в дельфтскую гильдию св. Луки. Вермер почти не покидал родного города, вел замкнутый образ жизни, работал крайне медленно, за всю жизнь написав не более 40 картин. Поэтому после его смерти жена и восемь несовершеннолетних детей остались в бедности. Своей высшей точки мастерство Вермера достигло в 60-е гг., когда им были написаны такие шедевры, как «Женщина, одевающая ожерелье», «Женщина, взвешивающая жемчуг». Пейзажи Вермера «Уличка» и «Вид Делфта» относят к вершинам европейской пейзажной живописи. Вермер писал сидя, занимая очень близкую позицию к изображению на холсте, поэтому в его картинах создается эффект чрезвычайно резкого сокращения пространства. Художник сразу размечал основные контуры композиции, а затем тщательно выписывал детали. Для живописи Вермера второй половины 50-х гг. характерны необыкновенные по своей нюансировке градации света и цвета. Поздние работы Вермера «Любовное письмо» и «Мастерская художника» воплощают некие отвлеченные идеи, полны скрытых аллегорий и иносказаний.

А. ван Остаде. Зачинивающий перо
А. ван Остаде. Зачинивающий перо

Якоб ван Рейсдаль (1628/29- 1682) племянник Саломона Рейсдаля, один из крупнейших пейзажистов XVII в., работал в Амстердаме. Рейсдаль был художником-мысли- телем; образы природы художник насыщает мощной динамикой. Его творчество богато мотивами. Он пишет ландшафты, залитые солнцем, чащи леса, бурю на море, развалины замков. Рейсдаль писал интимные светлые и героические пейзажи. Излюбленными темами были дюны и лес. В конце 50-60-х гг. создает произведения, в которых преобладает эмоциональное начало, зигзагообразные очертания деревьев, преувеличения («Еврейское кладбище», «Речка в лесу», «Болото»). В последние годы своей жизни художник пишет фантастические виды водопадов и гор, называя их видами Норвегии, в которой он никогда не бывал.

Я. Вермер Делфтский. Девушка с жемчужным ожерельем. 1665 г.
Я. Вермер Делфтский. Девушка с жемчужным ожерельем. 1665 г.
Я. Вермер Делфтский. Кружевница. 1664 г.
Я. Вермер Делфтский. Кружевница. 1664 г.
Я. Вермер Делфтский. Уличка. 1660-е гг.
Я. Вермер Делфтский. Уличка. 1660-е гг.
Я. Рейсдаль. Уголок Амстердама.Ок. 1660 г.
Я. Рейсдаль. Уголок Амстердама.Ок. 1660 г.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art