Дамаск и Булат

Дамаск и Булат

Филиппо Баратти. Торговцы оружием в Альгамбре. 1878 г.
Филиппо Баратти. Торговцы оружием в Альгамбре. 1878 г.

История дамасской и булатной стали неразрывно связана с развитием клинкового оружия. Булат и Дамаск изначально служили главным образом для изготовления сабельных клинков и мечей, хотя наиболее ценные образцы древкового и ударного оружия, а также доспехи нередко выполняли из некоторых сортов дамасской и булатной стали.

Дамасская сталь или, «демешковая», как её именовали русские оружейники XVII столетия, представляла собой по сути дела результат филигранной работы кузнеца. Мастер сваривал и много раз проковывал чередующиеся слои высоко- и низкоуглеродистой стали, и на поверхности металла появлялся разнообразный фактурный узор. Так получалась качественная сталь с великолепными прочностными и режущими свойствами. С древнейших времён подобная сварочная сталь распространялась по европейским странам из крупнейшего производственного и торгового оружейного центра — Дамаска (отсюда и пошло одно из самых известных её названий).
Дамасские клинки всегда ценились очень высоко, поскольку их изготовление относится к трудоёмким производствам, требующим большого мастерства и профессиональных навыков. Не случайно со временем дорогой дамасский клинок даже стали имитировать, нанося узор на поверхность металла методом гравировки или травления.

Ятаган. Турция. 1520 г. Принадлежал турецкому султану Сулейману великолепному.
Ятаган. Турция. 1520 г. Принадлежал турецкому султану Сулейману великолепному.

 

Это оружие относят к первым известным ятаганам Нового времени, несмотря на то, что у рукояти нет характерного для ятаганов раздвоения, так называемых ушей. Клинок имеет небольшой изгиб внутрь, конец выгнут наружу, заточка клинка нанесена на внутреннюю частью. На клинке находитесь подпись мастера — Ахмеда Текелю. Учёные предполагают, что Текелю в числе 1000 кызыбашских (иранских) мастеров был вывезен султаном Селимом 1 из Ирана в Тебриз в 1514г. Ятаган богато украшен: на клинке нанесена рельефная резьба и золотая насечка с изображениями дракона, растительного орнамента, а также арабская надпись, содержащая титулы султана Сулеймана. Рукоять сделана из слоновой кости и декорирована мелкими гравированным черневым растительным орнаментом, затем золотой насечкой и золотыми накладками, включающими китайские мотивы — облака(«чи»). В золотых гнёздах помещены маленькие рубины, хранятся ятаган в Стамбуле во дворце Топкапы.

Булатная сабля типа шамшир. Клинок - Иран, монтировка -Индия. Конец XVIII - начало XIX в.
Булатная сабля типа шамшир. Клинок — Иран, монтировка -Индия. Конец XVIII — начало XIX в.

Славу восточному оружию принёс легендарный металл — булатная сталь, даря булату восточные оружейники смогли создать практически идеальный клинок, обладающий непревзойдённой твёрдостью, высокой стойкостью и остротой, безупречной упругостью и прочностью. Про необычайные возможности булата рассказывает легенда о посещении королём Ричардом Львиное Сердце султана Саладина. Когда владыки заспорили, чьё оружие лучше-европейский меч или восточная сабля, — Ричардс одного удара перерубил окованное железом рыцарское копьё, а Саладин, бросив на лезвие своей сабли шёлковый платок, дунул на него, и платок распался на две половины. Тогда Ричард, положив друг на друга пять железных щитов, одним ударом разрубил их. Саладин предложил то же самое проделать с диванной подушкой. От удара мечом подушка отлетела, но осталась невредимой. Саладин же подбросил её в воздух и, прежде чем она коснулась земли, дважды рассёк своим булатным клинком.
В отличие от Дамаска булат — это литой сплав железа с углеродом. Поверхность булатной стали имеет природный узор, который является не результатом технологических операций, а отражает внутреннее неоднородное строение металла. Удивительная твёрдость и упругость булатной стали обеспечиваются чередованием сравнительно мягких участков металла с твёрдыми.

«„Калёные сабли», „калёные стрелы» являются постоянными эпитетами оружия … Харалужные мечи, копья, цепи, а однажды в качестве метафоры и харалужные сердца витязей упоминаются в „Слове о полку Игореве»… Существует своеобразный способ закалки оружия: раскалённый выкованный клинок, поставленный лезвием вперёд, вручается всаднику, который гонит коня с возможной быстротой. При этом пламенный, харалужный клинок закаляется в воздушной струе, причём лезвие, охлаждаясь больше, было твёрже, а обух сохранял большую вязкость, что в целом давало идеальные качества клинка».

Б.А.Рыбаков. «Ремесло древней Руси»

Слово «булат» ведёт происхождение от персидского «пулад», что значит сталь.
Родиной булата считают Индию. Оттуда литая булатная сталь — вутц в виде «хлебца» или «лепёшки» — попадала в Иран, Турцию, на Кавказ, в Россию — страны, где умели ковать булатные слитки. В Индии и Персии, в зависимости от способа и места изготовления, существовало несколько десятков сортов булата, которые различались характером и величиной узоров. К высшим сортам индийского и персидского булата относились табан («блестящий»), каратабан («чёрный блестящий»), хоросан (от названия провинции в Персии). Они отличались сложным рисунком, состоящим из повторяющихся групп гроздевых фигур, принимающих разнообразные формы и образующих сетчатый и коленчатый узоры, чётко выступающие на тёмном грунте с золотистым отливом.
Русские мастера прекрасно разбирались в разных сортах булата. Сабельный клинок даже без рукояти и ножен имел огромную ценность и наряду с изделиями из золота и серебра входил в число посольских даров. Очень высоко ценились турецкие и иранские клинки, выполненные из «красного булата». Многочисленные источники свиде-тельствуют о неподдельном интересе русских царей к булату. Еще в 1593 г. посол князь Андрей Звенигородский, отчитываясь царю Фёдору Ивановичу посещении сокровищницы иранского шаха Абасса I, писал: « … шеломы и шапки и зерцалы булатные, навожены золотом, и панцири … то делают в нашем государстве, а булат хороший красны выходит к нам из Индийского государства, а панцири добрые из черкас». В 1662—1666 гг. русским послам в Персии Милославскому и Нарбекову по указу царя Алексея Михайловича следовало приобрести большую партию оружия. В неё входили, кроме панцирей, зерцал (металлические доспехи из двух половинок) и наконечников для копий, 100 сабельных булатных полос, а также различные сорта булата в слитках 20 пудов «булату красного самого доброго» и 20 пудов «булату синего. Было поручено подрядить и нескольких мастеров-оружейников, «которые бы умели булатные и железные сабли заваривать доброю кизылбашского и черкасского заваркою».

Слиток древнего индийского «вутца». Масса слитка - около кил* что позволяло изготовить из него один сабельный клинок. В та булатная сталь продавалась в Дамаске и странах Востока. Вутцы б форм - в виде лепёшки и в виде круглого «хлебца». На срезе1 виден узор дендритных (греч. «древовидных») кристаллов, пре ющих своеобразную неоднородную структуру булатной стали.
Слиток древнего индийского «вутца». Масса слитка — около кил* что позволяло изготовить из него один сабельный клинок. В та булатная сталь продавалась в Дамаске и странах Востока. Вутцы б форм — в виде лепёшки и в виде круглого «хлебца». На срезе1 виден узор дендритных (греч. «древовидных») кристаллов, пре ющих своеобразную неоднородную структуру булатной стали.

На иранских клинках достаточно часто наносилось изображение магического квадрата, который назывался «бедух». В каждой из четырёх частей квадрата находились счастливые числа, либо буквы б, д, у, х — символ благожелания владельцу клинка.

Срез современного булатного слитка, выполненного по технологии П.П.Аносова горновым способом И.Л.Толстым в 2001 г. в Галерее «Русские палаты». Узор на срезе слитка представляет собой дендритную кристаллическую структуру, на которую указывали в своих исследованиях великие русские учёные металлурги П.П. Аносов и Д.К.Чернов, занимавшиеся восстановлением древних технологий получения булатной стали. Вес слитка составляет 4 кг. Из такого количества металла можно изготовить 4 сабельных клинка.
Срез современного булатного слитка, выполненного по технологии П.П.Аносова горновым способом И.Л.Толстым в 2001 г. в Галерее «Русские палаты». Узор на срезе слитка представляет собой дендритную кристаллическую структуру, на которую указывали в своих исследованиях великие русские учёные металлурги П.П. Аносов и Д.К.Чернов, занимавшиеся восстановлением древних технологий получения булатной стали. Вес слитка составляет 4 кг. Из такого количества металла можно изготовить 4 сабельных клинка.

К сожалению, нельзя с полной уверенностью говорить о том, что русте мастера XVII в., овладев искусством ковки булата, могли и получать булатные слитки. Большинство исследователей считают, что этот секрет остался для русских оружейников неразгаданной тайной. Однако сохранился уникальный памятник русского оружейного искусства — сабля клинком, выполненная в 1616 г. мастером Оружейной Московского Кремля Нилом Просвитом.
Лишь в 1841 г. была опубликована работа инженера-металурга из Златоуста Г1. Г1. Аносова «О булатах». Выдающемуся , русскому учёному удалось получить сталь, по свойствам и внешним признакам аналогичную высшим сортам древнего восточного булата.
Кристалл железа, названный «Кристалл Чернова», представляет физическую структурную составляющую булатной стали (вид сбоку; около 1/3 натуральной величины).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art