Душа Самурая

Душа Самурая

Душа Самурая
Холодное оружие Японии удивительно не только своим многообразием (уступающим разве что китайскому), но и тем, какое место в культуре оно занимало на протяжении веков. С доисторических времён оружие было тесно связано с мифологией и обрядами, являлось атрибутом, указывавшим на благородный стату с владельца. Великому разнообразию японского оружия способствовали и богатая войнами история, и многовековое господство самурайского сословия, и длительные контакты с китайской цивилизацией, и существование тысяч школ боевых искусств, каждая из которых стремилась путём совершенствования вооружения приобрести преимущество перед конкурентами.

Древнейшие японские мечи, обнаруженные археологами, относятся к эпохе Яёй (III в. до н. э. — III в. н. э.).
Они изготовлялись из бронзы, были обоюдоострыми (цуруги), с прямым клинком длиной 30—40 см и короткой рукоятью. В конце I в. появились железные мечи дайто — узкие и довольно длинные (около 1 метра), с односторонней заточкой. Предназначались они для нанесения уколов, причём их длина позволяла сражаться даже конному воину. Рубить таким оружием было невозможно, так как от сильного удара мечи разлетались вдребезги. Самые ранние дайто сделаны в Китае, но в III в., благодаря освоению технологии выплавки железа из железистого песка, их начали производить и в Японии.

В период Кофун (IV-V вв.) преобладали дайто с односторонней заточкой типа хира-дзукури (с плавным переходом клинка в лезвие). Деревянную рукоять и ножны дайто украшали позолоченными бронзовыми пластинками с изображениями драконов, виньеток, колец, папоротников. На конце рукояти первоначально крепили кольцо, позже его стали заменять шариком, многоугольником, птичьей головой и т. д. В VII в. появились мечи типа кириха- дзукури (с плоским клинком, резко переходящим в лезвие).

Поединок самураев. Ксилография. Япония. XIX в.

Принц Сётоку-тайси с дочерьми. Япония. VIII в.
Принц Сётоку-тайси с дочерьми. Япония. VIII в.

Хрупкость дайто заставляла японских оружейников искать новые технологии изготовления клинка. Прорыв был совершён в середине эпохи Хэйан (794—1185 гг.), когда произошёл переход от прямых к изогнутым мечам классического японского типа (нихонто). Такие мечи называли «тати» и носили на специальной подвеске лезвием вниз. Честь создания первого «японского» меча легенды приписывают оружейнику по имени Амакуни. К X в. мечи тати уже получили широкое распространение, что совпало по времени со становлением военного самурайского сословия и переходом к использованию тяжёлых доспехов типа оёрои. Значительно более прочные тати давали фехтовальщику огромные преимущества в бою. К тому же они были удобнее в конном сражении, обладали лучшими аэродинамическими свойствами и обеспечивали колоссальную силу удара.
В 1192—1333 гг. лучшие мечи производили оружейники, работавшие в буддийских монастырях. Эти мечи отличали широкие массивные клинки, почти не сужающиеся к концу, и очень высокое качество. Мастера из провинций Бидзэн и Ямасиро разработали особую технологию закалки лезвия. Для создания характерного рисунка «гвоздичное дерево» тонкие полоски густой пасты накладывались до самой режущей кромки лезвия.

душа

«Окружённый врагами, он разил без промаха, то рубил мечом вкруговую, то крест- накрест, то приёмом «Паучьи лапы», то «Стрекозиным полётом», то «Мельничным колесом», и, наконец, как будто рисуя в воздухе замысловатые петли «Два».

В одно мгновение уложил он восьмерых человек…»

«Повести о доме Тайра» (XIII в.)

В результате получался ряд тонких секторов мягкой стали, которые ограничивали область повреждения в случае, если твёрдое лезвие начинало трескаться. Эта технология обеспечивала высокую прочность и красот) лезвия, благодаря чему школы Бидзэн и Ямасиро захватили монополию на рынке мечей.
В первой половине эпохи Муромати (1336—1568 гг.) появились большие мечи нодати длиной от 1,2 м до 2,1 м (!), рассчитанные на настоящих богатырей. Вторая половина этой эпохи была отмечена бесконечными междуусобными войнами и потому называлась эпохой «Сражающихся княжеств» — Сэнгоку (1467—1568 гг.).
В это время широкое распространение получили мечи катана, приблизительно равные по длине тати (около 66 см), но имевшие меньший изгиб клинка. Их носили заткнутыми за пояс лезвием вверх. Как правило, в паре с катана обязательно был короткий (40—50 см) меч вакидзаси. В этом случае рукоять короткого меча располагалась ближе к центру тела, а длинного — направлялась несколько влево. Нередко использовали также специальный крепёж (косиатэ), предназначенный для одного или двух мечей. Он представлял собой кусок кожи со шнурами для привязывания к талии и петлями для мечей. Закреплённый в косиатэ или засунутый за пояс меч крепко прилегал к телу и не бился о бедро при верховой езде или ходьбе. Неподвижность рукояти позволяла быстро найти её и моментально обнажить меч. Так возникло специфическое, чисто японское боевое искусство иайдзюцу, сутью которого является умение молниеносно выхватывать меч из ножен для нанесения неожиданного атакующего удара или для защиты от внезапного нападения противника.

«Душа самурая» — меч был не только грозным оружием, но и изысканным произведением искусства. Меч ценили превыше всех богатств, берегли и передавали по наследству.

Футляр для перевозки меча. Япония. Эпоха Момояма. Конец XVI - начало XVII в.
Футляр для перевозки меча. Япония. Эпоха Момояма. Конец XVI — начало XVII в.

Снижение роли конных лучников, появление более лёгких и удобных доспехов способствовали быстром)7 развитию искусства фехтования кэндзюцу. Во второй половине XIV—XV вв. возникли основные школы: Нэн-рю, Катори Синто-рю, Тюдзё-рю и Кагэ-рю. В них обучали фехтовальщиков, умевших противостоять врагу, вооружённому не только мечом, но и различными видами древкового оружия. Здесь изучали приёмы боя с алебардой, копьём, шестом, а также борьбы без оружия. Техника была рассчитана на схватку с противником, облачённым в доспехи, а удары нацеливались на неприкрытые части: шею, небольшую зону в месте соединения нагрудника и подола- кусадзури, запястья и локтевые сгибы с внутренней стороны, внутренние стороны бёдер и щиколотки. Чтобы избежать поломки меча, его берегли от ударов оружия противника, для чего использовали разнообразные приёмы и способы маневрирования, позволявшие уклоняться от атак.
Рубежом в истории японского меча считается эпоха Адзути-Момояма (1568—1603 гг.). В предшествующий период потребность в оружии возросла настолько, что оружейникам приходилось трудиться не покладая рук. Это не могло не сказаться на качестве работы: появилось огромное количество мечей крайне низкого уровня, которые продавали буквально охапками. Полководец Тоётоми Хидэёси провёл «охоту за мечами», изъяв из обращения тысячи некачественных клинков. Произошла определённая унификация мечей, так как оружейник^л стали ориентироваться в основном на лучшие образцы XIII—XIV вв. Классическим был признан меч катана с длинным (около 70 см) широким клинком и маленьким кончиком. По мнению специалистов, качество клинков различалось настолько, что мечи, созданные до периода Кэйтё (1596—1615 гг.), называют «старинными» (кото), а позже — «новыми» (синто).

Ёшитоши. Восход луны после дождя. Ксилография Япония. 1885 г.
Ёшитоши. Восход луны после дождя. Ксилография Япония. 1885 г.

Одна из наиболее влиятельных школ кэндзюцу — Нитэн Ити-рю была создана Миямото Мусаси (1584- 1645), величайшим фехтовальщиком в истории Японии. Мусаси делал упор на фехтование двумя мечами — длинным и коротким — одновременно, что обеспечивало бойцу преимущество в бою, но главное, формировало необходимый в конной схватке навык манипуляций мечом одной рукой.

С установлением власти сёгуната Токугава статус меча среди других видов оружия резко повысился. Во многом это связано с политикой новых правителей, стремившихся ослабить многочисленных князей — своих конкурентов в борьбе за власть. Войны второй половины XVI в. показали, что самым эффективным оружием являются мушкеты. Сознавая могущество огнестрельного оружия, Токугава Иэясу и его преемники сделали всё для снижения численности мушкетёров в армиях князей. Одним из аспектов этой политики стала реклама истинно «благородного оружия», «души самурая» — меча, который противопоставлялся мушкету — подлому, коварному, недостойному самурая. Усилия не прошли даром: первая половина XVII в. ознаменовалась настоящим бумом кэндзюцу, захватившим лидерство среди боевых искусств; канонизируется искусство оценки качества меча и даже «пробной рубки» — тамэсигири. Первоначально мечи испытывали на осуждённых преступниках или на трупах казнённых. Позже для этой цели стали использовать связки соломы и бамбука, близкие по сопротивлению к человеческому телу. Высшим шиком считалось разрубание самурайского шлема.
С конца XVI в. право ношения мечей имели только самураи и приторные аристократы, а горожане и крестьяне были лишены оружия. За исполнением этого закона следили очень строго. На рубеже XVI—XVII вв. сформировался особый этикет меча. Обнажение оружия на улице, удар ножнами о ножны, бряцание воспринимались как вызов, за которым могло последовать нападение без предупреждения. Полагают, что даже левостороннее движение в Японии возникло именно благодаря этикету меча. Ведь в этом случае два самурая, двигаясь навстречу друг другу, застрахованы от случайного удара ножнами или прикосновения к оружию другого (это считалось смертельным оскорблением). Кроме того, выхватив меч, легче нанести удар вправо.

Отличительной особенностью катаны является гарда, так называемая цуба. Обычно она имела округлую форму и богато украшалась. Очень популярна была техника нанако («рыбья икра»), когда на поверхности цубы размещались крошечные металлические полушария, похожие на икринки.

Положенный справа от себя рукоятью вперед и лезвием к себе меч означал доверие к собеседник), так как из этого положения было труднее всего обнажить его для боя. С длинным мечом за поясом в дом самурая мог войти только князь или самурай более высокого ранга. В остальных случаях меч оставляли в прихожей или отдавали слуге, который с соответствующими почестями устанавливал его на специальную подставку. В гостях у друга короткий меч также вынимали из-за пояса и клали справа от себя клинком к хозяину дома. Поворот меча рукоятью к собеседнику мог расцениваться как знак неуважения к его способностям фехтовальщика и восприниматься как вызов.
Однако в мирное время навыки обращения с оружием находили всё меньшее применение и не приносили заработка самураям. Постепенно они превращались в гражданских чиновников или, и того хуже, в торговцев. Уже с середины XVII в. спрос на мечи неуклонно падает, а кэндзюцу утрачивает практическое значение. Влиятельные школы фехтования середины эпохи Эдо делали упор на психологическую закалку и достижение состояния мунэн — безмыслия. Ямада Хэйдза- эмон Котоку разработал защитное снаряжение для учебных поединков с применением бамбуковых мечей, позже перенятое большинством школ, благодаря этому широчайшее распространение получили бои на бамбуковых мечах. Так началось перерождение кэндзюцу в популярный вид спорта.
В XVIII в. искусство изготовления мечей пришло в упадок, и даже усилия сёгуна Токугава Есимунэ, направленные на поддержку оружейников, не дали существенных результатов. Только в сак конце эпохи Эдо блеснул Суйсинси Масахидэ, создавший немало прекрасных мечей, которые принято называть «новейшими» (синсинто). Падение сёгуната в 1868 г. и последующие реформы Мэйдзи — введение всеобщего призыва в армию, упразднение прежней системы сословного деления и самурайских привилегий, запрет ношения мечей и т. д. — подорвали традиционное ремесло.
Лишь немногие оружейники старались сохранить секреты древнего мастерства. Отчасти они использовались при изготовлении мечей гунто, состоявших на вооружении офицеров японской императорской армии. После Второй» мировой войны массовое производство мечей прекратилось.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art