Живопись Ольги Ротко

2

Живопись Ольги Ротко
Ольга Ротко (Бачурина) по творческому опыту — народный мастер, в станковом искусстве — начинающий художник. Но даже при беглом знакомстве с ее работами возникает ощущение некоего стирания граней, поскольку в нем есть качества народного (декоративные росписи) и профессионального искусства (натюрморты и пейзажи); декоративного и живописного стилей. Между этими векторами и развивается камерное и лирическое искусство О.В. Ротко.

Два учителя, встретившиеся ей в жизни, поддержали в ней творческие способности: искусствовед-практик, специалист по народным промыслам из НИИ художественной промышленности, профессор — Василий Алексеевич Бородулин и живописец, Заслуженный художник России, член-корреспондент РАХ — Николай Алексеевич Ротко.
Первый этап ее деятельности был связан с Кемеровской фабрикой народных промыслов «Весна», традиции которой она продолжает сохранять, но уже более свободно экспериментируя; второй, занявший немногим более трех лет, — с акварельной живописью и пастелями.

Белын розы на темном фоне, 1992 г., металл, масло, лак
Белын розы на темном фоне, 1992 г., металл, масло, лак

Обычно профессиональные художники свой первоначальный интерес к изобразительному искусству связывают с уроками рисования, студиями, домашними занятиями. У Ольги все было иначе. «Рисования в школе не было, увижу что-нибудь интересное за окном, нарисую. Помню: стоит трактор в красивом ракурсе, нарисовала… Я понимала, что есть у меня какая-то особенность в зрении: конструктивно видеть форму предметов, видеть красивое в жизни, но стать художником — не приходило в голову».

Букет гладиолусов, 2007 г.
Букет гладиолусов, 2007 г.

Начала писать внезапно «в двадцать три года и с таким удовольствием, хотя и по необходимости», с росписей стен в детском саду, куда водила сына, и с детской площадки во дворе. Именно в этот момент она почувствовала в себе силы, подсознательное желание найти творческую работу.

Букет на белом фоне, 2007 г.
Букет на белом фоне, 2007 г.

Излюбленный жанр Ольги Ротко натюрморты. Переход к цветочной теме произошел у нее естественно, поскольку весь предшествующий опыт был связан с декоративной стилизацией растительных мотивов. Ей пришлось осиаивать новую дня себя стилистику, иные, более мягкие живописные приемы обобщения и, прежде всего, необходимо было «физически» преодолеть, привычную точку восприятия композиции сверху (так пишется поднос) на фронтальную. Поменять в принципе точку зрения с объектов для стилизаций — на объекты, обладающие самодостаточной ценностью для живописных импровизаций. Это кардинальное изменение, которое из мастера народного искусства ведет ее в художники станкового искусства. Теперь цветочные композиции она пишет живо, что называется, на одном дыхании, предварительно сделав схематичный, без детализации рисунок.

Букет роз, 1997 г
Букет роз, 1997 г

Характер образности диктуется пластическим своеобразием натуры: от светлой эмоциональной настроенности до томно-чувственной, решаемой в густой и яркой палитре («Розы», «Рябина», «Флоксы»). Впрочем, какой бы сюжет художник не выбрала, она стремится к гармонии в соединении контрастов через ритмическую перекличку цветных пятен. К примеру, голубоватые или синие, светоносные или мерцающие фоны «зажигают» оранжевые оттенки жарков, погружают в свое пространство сирени, лилии или розы… и создают убедительный общий живописный эффект. Но, передавая сложную игру оттенков, она не теряет чувства локального цвета. И в этом состоят колористические достоинства многих ее работ.
Этюдные работы, такие, как одна ветка цветов, а так же постановочные натюрморты она подчиняет творческим задачам — поиска цветовой гармонии. Также материально убедительны работы, исполненные пастелью, только они более декоративны по цвету и структурны по форме. Впрочем, приемы работы в этом материале используются разные — с более жесткими форма ми и с мягкими, размытыми очертаниями объектов изображения («Вечер в Османе», «Букет сирени»).

Ветер, 2007 г.
Ветер, 2007 г.

Пейзаж — вторая привязанность художника. И здесь огромную роль играет спонтанность ее реакции на природные мотивы. Повышенно звучащая авторская интонация обеспечивается собственной системой образности, в которой первостепенное значение имеет светоносный цвет, проявляющийся в золотом свечении воды («Река Тала»), в цветных облаках («Закат в Османе»), в сложной игре светоцветовых излучений. Пишет она достаточно раскованно. Так, например, написан городской пейзаж с волшебными разрядами небес, как некий романтический ) из-под из ночной жизни города. С таким же чувством романтики написаны дали поселка Осман, леса в золотистой или холодной тональности («Осень», «Дом художника А.Д. Бунина»); грозовые тучи над дачными домиками в отсветах молний. Они подкупают авторской искренностью и безыскусственностью исполнения в передаче эффектных состояний природы. Характер колористических решений вытекает из самих природных состояний, но автором сознательно акцеп тированных, как, например, цветное облако в работе («Восход над городом») или жизнерадостный узор цветов возле дачи («Наш сад»).

Восход над городом, 2007 г.
Восход над городом, 2007 г.

«Изучать натуру, значит понимать ее цветом, стараться понять закономерности отношений», — считает автор. Словом, природа в произведениях О.В. Ротко переполнена чувственной живой силой, концентрирующейся в кульминациях: цветении растений, в таинственных атмосферных превращениях и заповедной жизни своих явлений.
Персональная выставка — всегда отчет, но уже сегодня художник полна новых замыслов и готовности к дальнейшему творческому развитию.

Гладиолусы 1, из серии гладиолусы 2004 г.
Гладиолусы 1, из серии гладиолусы 2004 г.

Фабрики художественных промыслов «Весна» на базе Кемеровскою завода химических продуктов, куда Ольга и пришла в декабре 1980 года, еще только зарождалась. За основу росписи по металлу на ней была взята урало-сибирская техника двухцветного крученого мазка однослойной, живописи, которая не терпит исправлений; стилизация цветов и других мотивов сибирской флоры, приближенная к натурной. Хотя набор учеников был окончен, она, посмотрев, как там работают, заявила: «И я так смогу. Почему так самоуверенно сказала: не знаю. По поверили. С каким волнением вела свои первые мазки, «крутила» лепестки цветов, а они ложились мягко, плавно, без сопротивления гладкой поверхности металла. Это особое ощущение, захватывающее и несравнимое ни с одной техникой. Через три дня расписала свой первый поднос, и меня посадили на поток».

Гладиолусы, 2004 г.
Гладиолусы, 2004 г.

Оказалась, что Ольга не только быстро обучаема (качество необходимое для ремесла), по она еще обладает творческими амбициями, благодаря которым ее перевели в разработчики авторской росписи. Через несколько лет она станет одним из ведущих художников фабрики, примет участие во всероссийских выставках-конкурсах, получит награды и квалификацию «мастер-художник высшего класса». По поводу третьего Всероссийского конкурса мастеров декоративной росписи по металлу, проходившего в городе Кемерово в мае 1991 года, ее учитель. В.Бородулин напишет, что здесь, развивается «.. .особое сибирское понимание цветочного орнамента. На подносах они пишут букеты из кедровых веток, ярко-оранжевые жарки, голубые незабудки, легендарные цветы «сон-трава» и «Марьины — коренья», растущие только в Сибири…». В работах своей ученицы он отметит важнейшие достоинства: «…четкость цветочных мотивов, ясные цветовые сочетания, простые композиции — одним словом, то, что называется «классика». Ольгины работы отличались чуть большей степенью живописности, стремлением обогатить цвет в пределах заданной спецификой этого искусства декоративности. Она брала с палитры не только два цвета, как принято, а еще и третий, на боковой край кисточки.

Деревенский натюрморт, 2004 г.
Деревенский натюрморт, 2004 г.

В последних ее подносах появились новые цветочные мотивы, написанные непосредственно с натуры, к которым она «давно хотела подобраться» — гладиолусы. Рисунок их динамичной, устремленной вверх формы, вписать в овал — композиционно трудная задача, с которой она блестяще справилась. Контраст белого фона с торжественно и мажорно звучащими оттенками ярко- красного цвета, исполненными сочными мазками, создает чрезвычайно цельный и жизнеутверждающий по выразительности образ. (Традиционные мотивы росписи — цветы округлой формы: розы, пионы, незабудки, ромашки, их в ее творчестве множество). Совершенно очевидно, что занятия в последние годы живописью и акварелью привели ее к более свободной, живописной исполнительской манере.

Дом художника А.Б. Бунина, 2005 г.
Дом художника А.Б. Бунина, 2005 г.

Опыты работы в акварельной технике у Ольги Валентиновны были в то время, когда она исполняла задания на учебных семинарах, проводившихся педагогами Московского научно- исследовательского института народных художественных промыслов. Теперь, благодаря консультациям художника Н. Ротко, перестала бояться цвета, поняв, что «акварель можно писать сочно, живописно, но и с трепетом». Но здесь, в станковом искусстве, у нее появилась особая любовь к фонам, решаемым с интуитивным чувством живописной культуры, в нюансировках цвета, что практически невозможно было воплотить в Кемеровской декоративной росписи.

Калина, 2005 г.
Калина, 2005 г.

Сюжеты своих работ она находит легко: в предметах антуража мастерской, из которых строит постановки, в букетах цветов, которые сама выращивает в саду, в дачных пейзажных видах…

Красные розы, 2006 г.
Красные розы, 2006 г.

С 1980 года работала на Кемеровской фабрике художественных промыслов «Весна», окончила школу художественного мастерстватам же. Педагоги: Пантелеева В.Н. (Кемерово), Добромыслов А.И. профессор Бородулин В. А. (НИИНХП, Москва). С 1988 участник областных, городских, зональных и республиканских выставок. В 1990 — присвоено звание «Мастер художник высшего класса». С 2000 — живет и работает в Новокузнецке. С 2006 — член творческого союза художников России Международной Федерации художников.

Нарциссы, 2006 г.
Нарциссы, 2006 г.

Награды:
1990- II-я премия Республиканского конкурса художественных промыслов. МК РСФСР. Москва
Лауреат Всероссийского конкурса-аукциона росписи по металлу. Красноярск
1991 — Дипломант выставки «Молодые мастера народных художественных промыслов России», Ленинград.
Лауреат I премии III-го Всероссийского конкурса-аукциона росписи по металлу, Кемерово.
Основные выставки:
1988 г. Всесоюзная выставка «Искусство народов СССР». Центральный выставочный чал. Москва
Областная выставка «Женщины Кузбасса». Кемеровский областной музей изобразительных искусств
1989 г. Всероссийская выставка «Роспись по металлу XIX — XX вв.».
Государственный музей этнографии народов СССР. Ленинград

Натюрморт с самоваром, 2003 г.
Натюрморт с самоваром, 2003 г.

1990 г. Республиканская выставка-конкурс художественных промыслов. МК РСФСР. Москва
Зональная выставка декоративно- прикладного искусства. Красноярск
II-й Всероссийский конкурс-аукцион декоративной росписи по металлу. Выставочный зал Союза художников. Красноярском
1991 г. III-й Всероссийский конкурс-аукцион декоративной росписи по металлу. Выставочный зал Союза художников. Кемерово
Всероссийская выставка «Молодые мастера народных художественных промыслов России». Государственный музей этнографии народов СССР. Ленинград

Наш сад, 2005 г.
Наш сад, 2005 г.

1992 г. Всероссийская выставка-конкурс «Возрождённая традиция». Центральный дом художника. Москва
Региональная выставка «Сибирское искусство». Галерея «Сибирское искусство» и «Арт-Петергоф». Санкт-Петербург
1996- Региональная выставка «Мир дерева». Новокузнецк
Городская выставка Кемеровской областной организации «Союз художников России». Кемерово
Областная выставка «Кузбасская палитра». Новокузнецкий художественный музей, Кемеровский областной музей изобразительных искусств

Огоньки 2006 г.
Огоньки 2006 г.

1998- Декоративно-прикладное искусство Сибири. Галерея «Сибирское искусство». Новокузнецк
1999 г. Городская выставка, посвященная 200-летию А.С.Пушкина. Кемеровская областная opганпзация «Союз художников России». Дом творческих союзов.
2000- Выставка двух художников: А.Бачуриной, В.Сидоровой. Новосибирский областной краеведческий музей
2001 — Городская осенняя выставка. Новокузнецкая организация «Союз художников России» Дом творческих союзов
2002 — Выставка двух художников: О.Бачуриной, И.Горбуновой. Выставочный зал Новокузнецкой организации «Союз художников России»

Подсолнухи, 2005 г.
Подсолнухи, 2005 г.

2003 -Городская осенняя выставка. Новокузнецкая организация «Союз художников России». Дом творческих союзов
2004-Городская весенняя и осенняя выставки Новокузнецкой организации «Союз художников России». Дом творческих союзов
2005-Городская весенняя и осенняя выставки Новокузнецкой организации «Союз художников России». Дом творческих союзов
2006-Городская весенняя и осенняя выставки Новокузнецкой организации «Союз художников России». Дом творческих союзов

Полевой букет, 2004 г.
Полевой букет, 2004 г.

2007-Городская весенняя и осенняя выставки Новокузнецкой организации «Союз художников России»
2007 — Городская выставка-конкурс «Город и горожане». Новокузнецкая организация «Союз художников России», Общественный фонд Н.С.Ермакова 2007 — Персональная юбилейная выставка. Дом творческих союзов. Новокузнецк
Произведения хранятся: в Российском общественном фонде культуры, в Государственном музее революции, Кемеровском областном музее изобразительных искусств, Новокузнецком художественном музее, Красноярском художественном музее им. В.И.Сурикова, Нижнетагильском музее фабрики декоративной росписи по металлу, в частных коллекциях России и за рубежом.

Портрет Николая Ротко, 2003 г.
Портрет Николая Ротко, 2003 г.

Библиография:
Якушев А. Сибирские умельцы // Труд.- 1988 . — 26 февраля.
Фотоинформация // Комсомолец Кузбасса. — 1989. — 24 января.
Мастера декоративной росписи. Фотоинформация // Кузбасс. — 1991.-2 марта.
Boroduhn Wassili. Blumen Sibiriens//Zeitung Sowjetunion heite. — Franfurt, 1991.
Бородулин В. А. Цветы Сибири // Кузнецкий рабочий. — 1991. — 17 мая Сергеев Ю. Фотоинформация // Кузбасс. — 1992. — 17 апреля.
Возрождённые традиции: каталог выставки. ЦДХ. — Москва, 1992.
Мир дерева: Каталог выставки. НХМ. — Новокузнецк, 1996.
Художники Кузбасса: Каталог, посвященный 25-летию Кемеровского областного музея изобразительных искусств. — Кемерово, 1994
Обьединение «Кемеровский Союз художников»: Каталог . — Кемерово, 1998.
Цветы Сибири: Буклет. Новокузнецкий художественный музей. — 1998. — С.6

Стеклянная семейка, 2003 г.
Стеклянная семейка, 2003 г.
Синий натюрморт, 2006 г.
Синий натюрморт, 2006 г.
Река Тала, 2007 г.
Река Тала, 2007 г.
Полевой, 2003 г.
Полевой, 2003 г.
Подсолнухи, 2006 г.
Подсолнухи, 2006 г.
Венок роз, 1991 г
Венок роз, 1991 г
Букет с пионами, 2007 г
Букет с пионами, 2007 г
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art