Загадки Египетских картин

Фрагмент росписи египетской гробницы
Фрагмент росписи египетской гробницы

Загадки Египетских картин

На стене — диковинная фигура. Лицо человека изображено в профиль, а глаз на лице — в фас. Плечи нарисованы в фас, туловище в трехчетвертном повороте, ноги опять в профиль.
Так не бывает! Почему древние египтяне так странно «разворачивали» свои фигуры на картинах?
Лицо, изображенное в фас, встречается крайне редко, да и то в период Нового царства (1555 — 1090 годы до н.э.).
Художники Древнего Египта не имели права рисовать так, как хотели. Они должны были рисовать только, как положено. Потому что от этого зависела жизнь после смерти. Человек умирает, потому что из него уходит жизненная сила, но, если тело его сохранить с помощью бальзамирования, жизненная сила в него вернется, и умерший будет вечно жить в царстве Осириса. Конечно, этому надо помочь: «открыть» глаза, уши, рот умершего при помощи магического обряда, прочитать заклинания. Написать эти заклинания на гробнице. Нарисовать на стенах гробницы все, что поможет умершему быть счастливым в царстве Осириса. Нарисовать умершего, причем похоже — чтоб душа не сомневалась, что возвращается, куда надо.

На стеле изображено жертвоприношение
На стеле изображено жертвоприношение

А значит, каждую часть тела нужно изобразить так, чтобы она была наиболее «узнаваема»: например, глаз и разворот плеч лучше всего видны в фас — так его и надо рисовать. А линия ступней лучше всего «узнается» в профиль.
Египетская живопись, особенно в период Древнего царства (2900—2270 годы до н.э.), полна условностей и запретов: нельзя рисовать мужчин и женщин одинаковым цветом: кожа мужчин всегда красно-кирпичная, кожа женщин — желтая. Волосы всегда черные, одежда белая. Голова составляет одну пятую часть всей фигуры, остальное поровну делится на туловище и ноги. Перспективы нет вообще! То, что расположено близко от зрителя, рисуется внизу картины, то, что дальше, — вверху. Например, если бы египетский художник взялся рисовать железнодорожный состав, он сделал бы это так: в самом низу рисунка нарисовал бы паровоз, причем обязательно сбоку, «в профиль», потому что он так более узнаваем, чем в фас. Потом над паровозом и тоже в профиль он изобразил бы первый вагон.
Над первым вагоном он нарисовал бы второй, и так, друг над другом, и громоздились бы все вагоны, причем самый последний был бы нарисован на самом верху.

Раскрашенная скульптура Аменхотепа с Нефертити
Раскрашенная скульптура Аменхотепа с Нефертити

Пейзаж тоже рисовался своеобразно, например, если изображалась река, на берегах которой росли деревья, то на одном берегу деревья изображались кронами вверх, а на другом — кронами вниз. Но, как ни странно, все это получалось красиво и понятно — не только для современников, но и для нас. Мастерство художника побеждало каноны… а может, каноны были хороши и помогали мастерству художника? Непросто ответить.
Зеркало души
Правильно нарисовать глаза было особенно важно: это означало оживить изображение, даже был обряд «отверзания глаз». А у скульптуры глаза делали так: в деревянную или металлическую рамку вставляли белый камень с углублением в середине. Углубление заполняли смолой и черной краской рисовали зрачок. Смолу прикрывали круглой линзой из хрусталя.
Не искусство, а наука?
Нормы египетского искусства похожи на учебник математики. Древнеегипетский канон опирался на 8 величин, который вырабатывались веками и воплощали собой наиболее гармоничные пропорции как в облике человека, так и в живописи и архитектуре. Эти пропорции поддаются математическому вычислению и выражены в законе «золотого сечения».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art