Западноевропейское искусство XIX века

Западноевропейское искусство XIX века

Западноевропейское искусство XIX века

Стиль ампир в искусстве Франции
Западноевропейское искусство XIX века. В начале века в архитектуре господствует ампир — художественный стиль, созданный во Франции в эпоху установления империи Наполеона Бонапарта. Хронологические рамки стиля Империи небольшие — от конца правления Директории 1799 года до реставрации во Франции власти Бурбонов в 1815 г. Наполеон стремился к тому, чтобы время его правления сравнивали с эпохой Римской империи. Поэтому если классицизм ориентировался на греческую античность, то ампир — на искусство императорского Рима, а после похода в Египет 1798-1799 гг. на культуру Древнего Египта.

В отличие от классицизма, ампир строил композицию зданий на контрасте гладкой поверхности стены и узких орнаментальных поясов в местах, подчеркивающих конструкцию. Если для классицизма были характерны мягкие, приглушенные цвета, то для ампира — красные, синие, белые с золотым.

Ж.Б. Лenep, Ж. Гондуэн. Колонна на Вандомской площади. 1806-1810 гг.
Ж.Б. Лenep, Ж. Гондуэн. Колонна на Вандомской площади. 1806-1810 гг.

Ампир (фр. empire — империя) — стиль в архитектуре, декоративноприкладном и изобразительном искусстве первой трети XIX в., завершающая фаза классицизма, созданный во Франции в эпоху Наполеона Бонапарта. Черты стиля: парадное великолепие, ориентация на формы искусства императорского Рима.
В античности ампир черпал, с одной стороны, монументальность, лаконизм, а с другой — идею утверждения имперского величия через посредство многочисленных атрибутов и символов. Широкое распространение в архитектуре получили массивные портики дорического и тосканского ордера, контрастирующие с гладью стен и геометризмом объемов, поверхность зданий была украшена военной атрибутикой, главным образом римского происхождения (ликторские связки, пучки стрел, легионерские знаки с орлами, доспехи, венки, геральдические орлы и т.п.). Пластические особенности древнеегипетского искусства подсказали мастерам ампира активное использование больших нерасчлененных поверхностей стен, геометрическую правильность цельных объемов зданий, массивность пилонов и колонн. Для ампира харктерными стали древнеегипетские орнаменты, изображения сфинксов. Ампир служил возвеличению власти оформлением интерьера, драпировками стен, балдахинами, монументальными кроватями, затканной золотом обивкой мебели, украшенными бронзой массивными зеркалами. Мебельщики создавали кубической формы шкафы, короткие кушетки с высоким, плавно изогнутым изголовьем — т.н. «рекамье», маленькие круглые столы на одной ножке. Излюбленным материалом мебельщиков было красное дерево с бронзовыми накладками.

Фриз из медальонов с пальметтами времен Наполеона
Фриз из медальонов с пальметтами времен Наполеона

Живопись

Великим французским живописцем ампира был Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867). Ученик Давида, Энгр в 1806-1824 гг. жил и работал в Италии. В 1834 г. был назначен директором Французской Академии. Энгр создавал картины на литературные и мифологические сюжеты, среди которых «Юпитер и Антиопа», «Апофеоз Гомера». Портреты Энгра отличает точность наблюдений, глубина психологической характеристики («Мадам Девосс»). Особую роль в творчестве Энгра играл гибкий, линейный рисунок.

Ж. О. Доминик Энгр. Источник. 1856 г.
Ж. О. Доминик Энгр. Источник. 1856 г.
Ж. О. Доминик Энгр. Мадам Девосс. 1807 г.
Ж. О. Доминик Энгр. Мадам Девосс. 1807 г.

Романтизм в европейском искусстве

«Первыми среди людей всегда будут те, кто сможет создать бессмертные вещи из листка бумаги, полотна, мрамора или звуков» А. де Виньи
«Безумная, пламенная, до крайности возбужденная эпоха», — определял это время Теофиль Готье. Все чувства здесь обострены до предела и находятся в непрерывном напряжении, любое переживание мгновенно принимает самые крайние формы и ищет себе обнаженного драматического воплощения, лихорадочные всплески энергии и порывы к действию сменяются безнадежной усталостью и апатией — и все это почти неизбежно окрашено мрачными тонами горечи и пессимизма.
Романтическое искусство характеризуется резким разрывом идеала и действительности. Романтики отчетливо сознавали свое враждебное отношение к стяжательской, мещанской жизни. Находясь в оппозиции к буржуазному обществу, романтики не принимали и служащее ему искусство.

Т. Жерико. Офицер императорских егерей во время атаки. 1812 г.
Т. Жерико. Офицер императорских егерей во время атаки. 1812 г.
Т. Жерико. Плот «Медузы». 1818-1819 гг.
Т. Жерико. Плот «Медузы». 1818-1819 гг.
Т. Жерико. Сумасшедшая «Гиена Сальпетриера». 1822 г.
Т. Жерико. Сумасшедшая «Гиена Сальпетриера». 1822 г.

Впервые термин «романтизм» применительно к живописи был применен в некрологе рано умершего художника Теодора Жерико (1791-1824), создателя таких картин, как «Офицер конных стрелков перед атакой», «Раненый кирасир, уходящий с линии огня» 1812- 1814 гг. Тема его картины «Плот Медузы» — гибель пассажирского корабля по вине морского пароходства, отправившего в плавание негодный корабль. Она привлекла широкое внимание общественности, обвинившей в катастрофе политический режим Реставрации.
Эжен Делакруа (1798-1863) создавал полотна, сюжеты которых типичны для романтизма, отвергающего жизненный материал «низкой» действительности. Делакруа вводит в живопись новые средства реалистического познания мира. 855 картин, больше полутора тысяч акварелей и пастелей, более 6 тысяч рисунков посвящены, как у Бальзака, одной теме: утверждению права нового человека на активное познание жизни, полноту жизневосприятия. Делакруа по-новому ставит вопрос о границах искусства, он отстаивает принцип «многообразия прекрасного».
Картина Делакруа «Резня на Хиосе» посвящена одному из эпизодов освободительной борьбы Греции от турецкого ига, темой «Сарданапа- ла» послужила трагедия Байрона об ассирийском царе. «Свобода, ведущая народ» показывает повстанцев на развалинах баррикад среди мертвых тел погибших товарищей.
В картине сочетаются достоверность факта и символичность образов, реализм, доходящий до натурализма, и идеальная красота.

Э. Делакруа. Автопортрет. 1824 г.
Э. Делакруа. Автопортрет. 1824 г.
Э. Делакруа. Свобода на баррикадах. 1830 г.
Э. Делакруа. Свобода на баррикадах. 1830 г.

Эстетика романтизма со свойственным ей историзмом мышления отрицала наличие вечного неизменного канона красоты, незыблемость исторических критериев, завещанных античностью.
Весь мир представал в художественном видении романтиков разорван но. С одной стороны, это были унылые серые будни, с другой — уникальные, яркие моменты человеческой жизни. Свойственное художественному сознанию романтиков двоемирие приводило к противопоставлению дня, в котором человек задавлен бременем обыденности, и ночи, когда он по-настоящему принадлежит самому себе. Ночной пейзаж стал популярен в живописи, особенно у немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774-1840).
Пейзаж становится одним из самых популярных жанров живописи романтиков, которых привлекает контраст между грандиозностью природы и смятенной душой одинокого человека. Так, Делакруа пишет в своем дневнике: «…я подумал о моем ничтожестве перед лицом этих повисших в пространстве миров». Излюбленный тип романтического пейзажа — сумрачный и бурный, где все находится во власти бунтующих стихий, грозит необратимыми катастрофами. В творчестве романтиков есть немало образов бурной природы, соответствующих смятенности чувств и мятежности духа романтических героев. Таково бушующее море в картинах «После кораблекрушения» Делакруа и «Плот Медузы» Жерико.
Меццо-тинто, или черная манера.

К. Д. Фридрих. Двое, созерцающие луну. 1819-1820 гг.
К. Д. Фридрих. Двое, созерцающие луну. 1819-1820 гг.
К. Д. Фридрих. Женщина у окна. Ок. 1818-1822 гг.
К. Д. Фридрих. Женщина у окна. Ок. 1818-1822 гг.
К. Д. Фридрих. Монастырское кладбище в снегу. 1819 г.
К. Д. Фридрих. Монастырское кладбище в снегу. 1819 г.

В этой технике гравюра была впервые выполнена в 1642 г. Специальным инструментом на доску наносятся многочисленные углубления так, что она приобретает шероховатость и при печати получается глубокий бархатистый тон.
Рисунок выглаживается и шлифуется. При этом чем сильнее выглаживается доска, тем слабее пристает к ней краска, в оттиске эти места оказываются более светлыми. Меццо- тинто дает около 22 оттисков.
Носителями стихии естественной свободы выступали у романтиков животные. Изображения лошадей в картинах Жерико и Делакруа «Дерущиеся кони», скульптурах Клодта были одной из любимых тем искусства романтизма.
Неприятие действительности побуждало романтиков к бегству от нее. Восток приобрел для них притягательность мечты. Романтическому ориентализму отдал должное Делакруа в полотнах, написанных в Алжире и Марокко. Делакруа любил Байрона, он написал ряд произведений по мотивам произведений Байрона на восточные мотивы («Смерть Сарданапала», «Битва гяура и паши», «Абидосская невеста»).

Ф.О. Руте. Мы втроем. Автопортрет с женой и братом. 1805 г.
Ф.О. Руте. Мы втроем. Автопортрет с женой и братом. 1805 г.

Романтическая интроспекция отразилась и в портретах Жерико, Делакруа, Кипренского, Рунге. Для них было характерно стремление выявить в человеке внутренний мир. Так, Делакруа пишет Шопена в состоянии внутренней сосредоточенности, композитор как будто прислушивается к рождающейся внутри музыке. Жизнь человеческого духа преобладает у художника над интересом к чувственной выразительности образа. Немецкий художник Рунге в семейном портрете «Мы втроем» изобразил себя, свою жену и брата. В России Кипренский стал писать интимные портреты, стремясь раскрыть богатство душевной жизни человека.
Особое место в искусстве романтизма и всего XIX в. занимает творчество испанского художники Франсиско Гойии-Лусьентес (1746 1828).
Гойя родился в Фуентодосе, около Сарагосы. Его картины начала 70-х гг. XVIII в. показывают хорошее овладение традициями барокко, но по этим вещам будущее Гойи предсказать трудно. Благодаря протекции земляка и будущего шурина Байеу, в 1775 г. Гойя получил задание изготовить первые образцы гобеленов для королевской мануфактуры св. Варвары. В 1779 г. он был принят королем Карлом III, в 1780 г. был избран в Академию.
На искусство Гойи оказали влияние, творчество Веласкеса, несколько картин которого он гравировал, а также работа над образцами для гобеленов. Темы, назначенные для гобеленов, носили народный характер и были взяты из современной жизни, и Гойя получил возможность дать выход своей фантазии.

Ф. Гойя. Автопортрет. 1799 г.
Ф. Гойя. Автопортрет. 1799 г.
Ф. Гойя. Какое мужество! Из серии «Бедствия войны». 1808 г.
Ф. Гойя. Какое мужество! Из серии «Бедствия войны». 1808 г.

После смерти Карла III и восшествия на престол в 1789 г. Карла IV Гойя стал придворным художником, успешным, заваленным заказами. В 1792 г. Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой он потерял слух. Результатом пережитых потрясений стала большая глубина его искусства. В 1794 г. он писал: «Чтобы занять воображение, подавленное зрелищем моих страданий, и частично покрыть многочисленные, связанные с болезнью расходы, я принялся писать серию картин, в которых много места отведено наблюдениям, что, как правило, невозможно в заказных работах, где негде развернуться ни прихоти, ни фантазии». Среди этих картин — «Суд инквизиции». Первое крупное произведение Гойи — серия «Капричос», в которую включено 80 гравюр, изображающих жизнь Испании. Каждый лист сопровождается названием и комментарием. В облике «ослиного братства» представлены верхи Испании. Гойя использует новую в то время технику акватинты, позволяющей передать богатство оттенков цвета. Вторая серия гравюр назвала Гойей «Бедствия войны», большинство событий, изображемых художником, документальны. Всего в серии 82 листа. Характерны надписи листов серии: «Варвары!», «Какое мужество!», «Я видел это».

Ф. Гойя. Портрет Исабель Кобос де Порсель. 1806 г.
Ф. Гойя. Портрет Исабель Кобос де Порсель. 1806 г.
Ф. Гойя. Портрет семьи короля Карла IV. 1800 г.
Ф. Гойя. Портрет семьи короля Карла IV. 1800 г.
Ф. Гойя. Способ летать. Из серии «Деспаратес». 1814-1819 гг.
Ф. Гойя. Способ летать. Из серии «Деспаратес». 1814-1819 гг.

Последней серией гравюр стала серия «Деспаратес», включающая 18 листов. В «Деспаратес» изображены сложные символы, чудовищные образы, монстры, которые сосуществуют с людьми. Гойя в этой серии достигает предельной силы выразительности. Про мир Гойи Бодлер писал: «Большая заслуга Гойи заключается в правдоподобии созданного им чудовищного мира. Его чудовища родились жизнеспособными, гармоничными. Никто не посмел дальше, чем он, пойти по пути возможного абсурда. Все эти искривленные фигуры, эти зверские лица, эти дьявольские гримасы пронизаны человечностью».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art