Золотой век садового искусства
« Сад — это душа дома» Луис Барраган.
Искусство создания садов в XX в. развивалось примерно по тем же законам и теми же темпами, что и поэзия, живопись, архитектура. Начало столетия сокрушило привычные каноны, середина — установила новые, а конец века соединил достижения прошлого и настоящего.
Что предложат в III тысячелетии специалисты по ландшафтному дизайну, остаётся только предполагать. Обратятся ли вновь к строгой классике, рационализму или минимализму, а может быть, попробуют создать совершенно новый стиль?
Конец XIX — начало XX в. считается золотым веком садово-паркового иску сства. В это время были определены основные пути развития сада, найден баланс между следованием формальным законам и поиском новых средств самовыражения. Архитектор и садовник больше не спорили, кто главнее; они стали работать вместе.
Органичным соединением новаторства и традиций отличается творчество Гарольда Эйнсуорта Питоу. Он начинал как архитектор, но потом увлёкся проектированием садов. Из итальянского наследия Питоу взял архитектурные элементы: храмы, террасы, лестницы, колоннады, но поместил их в свободную атмосферу английского пейзажного сада (как, например, в Ифорд Мэнор или в Баскот- парк). 11ревосходно находя оптимальное место для каждой вещи, он умел подчеркнуть красоту старинных урн или статуй, привезённых из путешествий по Италии и Греции. Огромное внимание Питоу уделял структуре парка, а также использованию новых видов растений.
Ифорд Мэнор, средневековый дом с перестроенным в классическом стиле фасадом, располагается на холме, что определило террасное решение окружающего его сада. На террасах Питоу разбил каскадные пруды в итальянском стиле. Ифорд Мэнор —удивительный образец изящества и гармонии между регулярной и естественной концепциями садового искусства.
Англичанка Гертруда Джекилл изучала живопись и вначале увлекалась различными ремёслами (в духе Уильяма Морриса и его сподвижников), пока не нашла себя в проектировании садов. В её руках сад превращался в яркое многоцветное полотно. Джекилл ввела моду на композиции из растений на основе их цветовой гаммы. Сад Джекилл — это волшебное пространство, где властвовала буйная фантазия, подобно тому как фонтанировал цвет на полотнах Клода Моне, рисовавшего свой сад в Живерни.
За свою жизнь Гертруда Джекилл оформила более 400 садов в Англии, Европе и Америке. Она написала множество книг о садоводстве, многие из которых выдержали несколько переизданий и до сих пор остаются актуальными, опубликовала бесчисленное количество статей. Наиболее популярными её произведениями остаются (1899 г.) «Лес и сад» и «Цвет в сад тов»(1908 г.)
Цветы холодной гаммы Джекилл высаживала по бокам, оттеняя яркий и тёплый колор центральной части. Главными критериями в выборе растений для мастера были цвет, текстура и форма, в том смысле, как их понимает любой художник. К сожалению, большинство садов, созданных Джекилл, не сохранились. но некоторые спасены и отреставрированы (т. е. высажены те же растения и в том же порядке), например Небуорт-Хаус или Манстид Вуд.
В 1889 г. Джекилл познакомилась с молодым архитектором Эдвином Лютайнсом. которого полвека спустя энциклопедии и учебники назовут Реном XX века. Лютайнс обратился к садоводству, увлёкшись, как и многие другие, идеями I Ickycctb и ремёсел». Прекрасным примером работы этого прославленного дуэта является сад в усадьбе Хестерком (1904 г.).
Сад Дамбартон Оукс. Вашингтон. Через много лет после создания парка, в 1961 г., на месте бывшего теннисного корта «возник галечный сад — совершенно необычная интерпретация бордюрных и водных партеров, выполненных в тёсаном камне и цветной мексиканской гальке», как пишет Кэролайн Холмс в книге «Самые красивые сады мира». Стены, живые изгороди, преображённая почва под ногами — всё сливается в единое целое.
Творческий союз Лютайнс — Джекилл привёл к рождению нового стиля, соединившего строгость классики и необузданную свободу модернизма. Итальянский ренессансный сад мог переходить в зелёную изгородь, а затем превращаться в пышный розовый сад, словно сошедший с картин импрессионистов. Стиль Джекилл и Лютайнса оказал огромное влияние на развитие садово-паркового искусства не только в Великобритании,но и в Европе. Особенно он стал популярен в Америке.
За домом располагается пейзажный сад XVIII в., пройдя который через Китайские ворота по «ступеням маргариток» можно попасть в новый сад. Лютайнс создавал своего рода раму для сада, а Джекилл расцвечивала его изысканными красками.
За стилистическую основу Лютайнс взял формальный сад с прямыми и чёткими аллеями, каналами и ровными плоскостями газонов, фонтанами, цветочными бордюрами и террасами. Но жёсткие геометрические линии.
композиции он смягчил бурно разрастающимися растениями, которые заполнили все трещины и промежутки между камнями.
Не всегда сады разбивались профессиональными архитекторами и садовниками. иногда и сами владельцы принимали участие в их создании, оставляя яркий след индивидуальности на своём творении. Такими были знаменитые сады Лоуренса Джонстона в Хидкоут Мэнор (Глостершир, Англия), сады в Сиссингхёрсте (Кент, Англия), сады Нинфы в Италии.
Великая дама английского сада.
В своем творчестве Гертруда Джекилл поддерживала натуралистические идеи и считала, что в планировке сада цвет должен играть первостепенную роль. Ее внимание превлекли исследования французского учёного Мишеля Шевреля, создавшего цветовой атлас с широким охватом чистых и смешанных цветов, придумавшего 72-ступенчатый круг со всеми типами цветовых рядов: по светлоте, насыщенности, тону. Особенно интересна для практики была классификация контрастов: по яркости, насыщенности и цветовому тону. Но самое главное, Шеврёль указал простой способ взаимовлияния цветов: при сопоставлении двух цветов к каждому как бы подмешивается дополнительный цвет другого. Труды Шеврёля пользовались большой популярностью, их изучали Делакруа, импрессионисты и постимпрессионисты.
Взяв за основу работы Шеврёля, Джекилл разбивает в саду цветочные бордюры с тонкими, едва уловимыми переходами оттенков от теплых к холодным. Бордюры были широкими — от 1,5 до 4 м, а длина их достигала 20 м. Гертруда Джекилл стремилась добиться постепенной смены оттенков, открывающихся глазу по мере продвижения вперёд. Так, красная часть бордюра начиналась с бледно-розовых оттенков, но к середине бордюра цвета становились всё более насыщенными и яркими. При этом бледно-розовые цветы комбинировались с бледно-жёлтыми, а ярко-красными с ярко-жёлтыми. Таким же образом использовалась комбинация бледно-лиловых с бледно-розовыми цветами для соединения пурпурных и синих оттенков.
Гертруде Джекилл удалось примирить ожесточённые споры натуралистов и формалистов, объединив в садах естественное и формальное, беспорядочность и строгость. Она считала, что «нет ни одного клочка земли, каким бы сухим, голым и безобразным он ни казался, который нельзя, было бы возделать так, чтобы он производил ощущение красоты и восторга». Везде, где бы ни путешествовала эта замечательная женщина, будь то Англия, Италия или Алжир, она выбирала среди местных растений самые стойкие, чтобы потом использовать их в своих проектах.
Возводившийся в течение 40 лет Хидкоут Мэнор постепенно менялся:
вначале — в естественном стиле, близком Гертруде Джекилл, затем — в регулярном с чётко разбитыми газонами и бордюрами, а позже превратился в пейзажный парк.
В Сиссингхёрсте (буквально «прогалина в лесу») обустройством сада занимались супруги Вита Сэкквилл-Уэст и Гарольд Николсон, купившие родовое поместье в 1930 г. Чёткие линии, задающие основные направления, соседствуют здесь с живописно разросшимся кустарником, а математическая точность аллей — с отпущенными на свободу цветами, заселяющими обширные клумбы и образующими сплошные живые ковры.
Нельзя не упомянуть и об удивительном саде недалеко от Рима, в старинном городке Нинфа. Это искусно созданное царство естественности.
В 1922 г. Ада Уилбрехэм Каэтани, жена герцога Онорато Каэтани, чьей вотчиной был город Нинфа, разрушенный ещё в XIV в., высадила черенки роз на стенах крепости, домов, моста. Вслед за ней все женщины рода Каэтани вплоть до 1977 г. сажали розы, клематисы, глицинии и лилии на камнях и по берегам ручья. Рукотворный сад, разросшийся на руинах старинного города, похож на ожившую сказку, на материализовавшийся сон.
Сад виллы Бискайя населён богами, нимфами, мифическими существами, и, конечно, в нём, как и подобает садам прошлого, есть лабиринт, тайный сад и сад-театр. После смерти хозяина в 1925 г. роскошная вилла пришла в запустение. Лишь четверть века спустя было решено превратить её в музей и открыть для публики.
Сад-легенда, сад-мечта — именно таким задумал свой сад американский магнат Джеймс Диринг. Его вилла Бискайя (Майами, Флорида), выстроенная в стиле итальянских палаццо, отражается в водах океана, а одинокий причал словно ждёт прелестную гондолу. В садах, спроектированных Диего Суаресом в 1914—1916 гг., можно совершить настоящее путешествие во времени. Архитектор соединил принципы итальянского каскадного сада XVI—XVII вв. с элементами регулярного французского парка.
Созданный в 20-х гг. XX в. Дамбартон Оукс в Вашингтоне полон ностальгии по английской сдержанности и романтизму. Проект сада принадлежит Беатрис Фарранд. Несколько садов, составляющих единое целое, по мере удаления от дома становятся всё менее и менее формальными, приближаясь к природе. Фарранд особенно внимательно отнеслась к деталям, в которых легко прочитывается увлечение европейскими садами и тяга к естественности в духе «Искусств и ремёсел». Она отдавала предпочтение таким «сочным» материалам, как кирпич, тик, кипарис, вечнозелёные деревья. Выложенные галькой и камнем дорожки наподобие виньеток обрамляли клумбы с яркими цветами, подстриженные под классические геометрические формы кустарники, фонтан, павильон, увитый плющом.
На северном побережье Лонг-Айленда по всем правилам английского парка был разбит сад Олд Уэстбери. Здесь есть точная копия Тисовой аллеи из парка в Англии, где выросла хозяйка дома Маргарита Грейс Фиппс, и регулярный сад в стиле XVIII в., и заросшие ряской пруды, и классические колонны, и чудесные романтические беседки, и ровные плоскости газонов, и «естественные» заросли в д^е пейзажного парка.
Десятилетие разделяет эти сады в английском стиле и Дом над водопадом (1935—1937 гг.), созданный Фрэнком Ллойдом Райтом в Пенсильвании, но кажется, что между ними пролегли века. По сравнению с английскими замками или виллой Бискайя Дом над водопадом невелик. Однако для современной архитектуры он значит не меньше, чем многие грандиозные сооружения. Вилла построена в лесу, на крутом берегу горной реки в Аппалачах. По желанию владельцев водопад должен был стать главной визуальной точкой сада, но Райт, как и подобает гению, сделал всё наоборот.
«Райт добивался, чтобы его архитектурное сооружение развивалось „изнутри наружу» в гармонии с условиями бытия. Его „дома прерий» в окрестностях Чикаго выросли из специфически американских условий, что делает их совершенно непохожими на всё, что делалось тогда в Европе; с этого момента американская архитектура начинает путь своего независимого развития», — пишет Ч. Мак-Коркодейл.
Водопада изнутри не видно: он течёт прямо под виллой. Природа буквально пронизывает дом. Райт отказался от чётких границ между естественным и рукотворным. Он использовал камень, кирпич, бетон, но на опорах дома растёт трава: лестница становится частью холма, каменная терраса с бассейном воспринимается как естественный выход породы на поверхность. Сам архитектор говорил: «Дом над водопадом — это величайшее благословение, которое только можно испытать на земле. Мне кажется, ничто не сравнится с тем равновесием, чувством абсолютного покоя, когда и лес, и поток, и скалы, и все элементы структуры соединяются так тихо, что возникает ощущение полной тишины, хотя шум потока ни на миг не стихает. Но вы вслушиваетесь в Дом над водопадом, так же как вы вслушиваетесь в землю…».
После окончания Второй мировой войны в садово-парковом искусстве наступил перелом: в новую мирную жизнь вновь вернулась философия отдохновения, уединения и покоя.