Золотой век садового искусства

Бахус. Рельеф сада виллы Бискайя. Майами Флорида.
Бахус. Рельеф сада виллы Бискайя. Майами Флорида.

Золотой век садового искусства
« Сад — это душа дома» Луис Барраган.
Искусство создания садов в XX в. развивалось примерно по тем же законам и теми же темпами, что и поэзия, живопись, архитектура. Начало столетия сокрушило привычные каноны, середина — установила новые, а конец века соединил достижения прошлого и настоящего.

Что предложат в III тысячелетии специалисты по ландшафтному дизайну, остаётся только предполагать. Обратятся ли вновь к строгой классике, рационализму или минимализму, а может быть, попробуют создать совершенно новый стиль?
Конец XIX — начало XX в. считается золотым веком садово-паркового иску сства. В это время были определены основные пути развития сада, найден баланс между следованием формальным законам и поиском новых средств самовыражения. Архитектор и садовник больше не спорили, кто главнее; они стали работать вместе.
Органичным соединением новаторства и традиций отличается творчество Гарольда Эйнсуорта Питоу. Он начинал как архитектор, но потом увлёкся проектированием садов. Из итальянского наследия Питоу взял архитектурные элементы: храмы, террасы, лестницы, колоннады, но поместил их в свободную атмосферу английского пейзажного сада (как, например, в Ифорд Мэнор или в Баскот- парк). 11ревосходно находя оптимальное место для каждой вещи, он умел подчеркнуть красоту старинных урн или статуй, привезённых из путешествий по Италии и Греции. Огромное внимание Питоу уделял структуре парка, а также использованию новых видов растений.

Вальтер Крайн. Водяной сад. 1909 г. Акварель. На картине запечатлён сад Гарольда Питоу.
Вальтер Крайн. Водяной сад. 1909 г. Акварель. На картине запечатлён сад Гарольда Питоу.

Ифорд Мэнор, средневековый дом с перестроенным в классическом стиле фасадом, располагается на холме, что определило террасное решение окружающего его сада. На террасах Питоу разбил каскадные пруды в итальянском стиле. Ифорд Мэнор —удивительный образец изящества и гармонии между регулярной и естественной концепциями садового искусства.
Англичанка Гертруда Джекилл изучала живопись и вначале увлекалась различными ремёслами (в духе Уильяма Морриса и его сподвижников), пока не нашла себя в проектировании садов. В её руках сад превращался в яркое многоцветное полотно. Джекилл ввела моду на композиции из растений на основе их цветовой гаммы. Сад Джекилл — это волшебное пространство, где властвовала буйная фантазия, подобно тому как фонтанировал цвет на полотнах Клода Моне, рисовавшего свой сад в Живерни.

Гертруда Джекилл в своём саду. Около 1901 г.
Гертруда Джекилл в своём саду. Около 1901 г.

За свою жизнь Гертруда Джекилл оформила более 400 садов в Англии, Европе и Америке. Она написала множество книг о садоводстве, многие из которых выдержали несколько переизданий и до сих пор остаются актуальными, опубликовала бесчисленное количество статей. Наиболее популярными её произведениями остаются (1899 г.) «Лес и сад» и «Цвет в сад тов»(1908 г.)

Эдвин Лютайнс Хестерком.
Эдвин Лютайнс Хестерком.

Цветы холодной гаммы Джекилл высаживала по бокам, оттеняя яркий и тёплый колор центральной части. Главными критериями в выборе растений для мастера были цвет, текстура и форма, в том смысле, как их понимает любой художник. К сожалению, большинство садов, созданных Джекилл, не сохранились. но некоторые спасены и отреставрированы (т. е. высажены те же растения и в том же порядке), например Небуорт-Хаус или Манстид Вуд.
В 1889 г. Джекилл познакомилась с молодым архитектором Эдвином Лютайнсом. которого полвека спустя энциклопедии и учебники назовут Реном XX века. Лютайнс обратился к садоводству, увлёкшись, как и многие другие, идеями I Ickycctb и ремёсел». Прекрасным примером работы этого прославленного дуэта является сад в усадьбе Хестерком (1904 г.).

Сад Дамбартон Оукс. Вашингтон
Сад Дамбартон Оукс. Вашингтон

Сад Дамбартон Оукс. Вашингтон. Через много лет после создания парка, в 1961 г., на месте бывшего теннисного корта «возник галечный сад — совершенно необычная интерпретация бордюрных и водных партеров, выполненных в тёсаном камне и цветной мексиканской гальке», как пишет Кэролайн Холмс в книге «Самые красивые сады мира». Стены, живые изгороди, преображённая почва под ногами — всё сливается в единое целое.

Творческий союз Лютайнс — Джекилл привёл к рождению нового стиля, соединившего строгость классики и необузданную свободу модернизма. Итальянский ренессансный сад мог переходить в зелёную изгородь, а затем превращаться в пышный розовый сад, словно сошедший с картин импрессионистов. Стиль Джекилл и Лютайнса оказал огромное влияние на развитие садово-паркового искусства не только в Великобритании,но и в Европе. Особенно он стал популярен в Америке.

Хэлен Аллингхэм. Сад Манстид Вуд Гертруды Джекилл. Акварель и карандаш
Хэлен Аллингхэм. Сад Манстид Вуд Гертруды Джекилл. Акварель и карандаш

За домом располагается пейзажный сад XVIII в., пройдя который через Китайские ворота по «ступеням маргариток» можно попасть в новый сад. Лютайнс создавал своего рода раму для сада, а Джекилл расцвечивала его изысканными красками.
За стилистическую основу Лютайнс взял формальный сад с прямыми и чёткими аллеями, каналами и ровными плоскостями газонов, фонтанами, цветочными бордюрами и террасами. Но жёсткие геометрические линии.
композиции он смягчил бурно разрастающимися растениями, которые заполнили все трещины и промежутки между камнями.
Не всегда сады разбивались профессиональными архитекторами и садовниками. иногда и сами владельцы принимали участие в их создании, оставляя яркий след индивидуальности на своём творении. Такими были знаменитые сады Лоуренса Джонстона в Хидкоут Мэнор (Глостершир, Англия), сады в Сиссингхёрсте (Кент, Англия), сады Нинфы в Италии.

Эдвин Лютайнс. Замок Дрого. 1910-1930 гг. Англия
Эдвин Лютайнс. Замок Дрого. 1910-1930 гг. Англия

Великая дама английского сада.

В своем творчестве Гертруда Джекилл поддерживала натуралистические идеи и считала, что в планировке сада цвет должен играть первостепенную роль. Ее внимание превлекли исследования французского учёного Мишеля Шевреля, создавшего цветовой атлас с широким охватом чистых и смешанных цветов, придумавшего 72-ступенчатый круг со всеми типами цветовых рядов: по светлоте, насыщенности, тону. Особенно интересна для практики была классификация контрастов: по яркости, насыщенности и цветовому тону. Но самое главное, Шеврёль указал простой способ взаимовлияния цветов: при сопоставлении двух цветов к каждому как бы подмешивается дополнительный цвет другого. Труды Шеврёля пользовались большой популярностью, их изучали Делакруа, импрессионисты и постимпрессионисты.

Взяв за основу работы Шеврёля, Джекилл разбивает в саду цветочные бордюры с тонкими, едва уловимыми переходами оттенков от теплых к холодным. Бордюры были широкими — от 1,5 до 4 м, а длина их достигала 20 м. Гертруда Джекилл стремилась добиться постепенной смены оттенков, открывающихся глазу по мере продвижения вперёд. Так, красная часть бордюра начиналась с бледно-розовых оттенков, но к середине бордюра цвета становились всё более насыщенными и яркими. При этом бледно-розовые цветы комбинировались с бледно-жёлтыми, а ярко-красными с ярко-жёлтыми. Таким же образом использовалась комбинация бледно-лиловых с бледно-розовыми цветами для соединения пурпурных и синих оттенков.

Гертруде Джекилл удалось примирить ожесточённые споры натуралистов и формалистов, объединив в садах естественное и формальное, беспорядочность и строгость. Она считала, что «нет ни одного клочка земли, каким бы сухим, голым и безобразным он ни казался, который нельзя, было бы возделать так, чтобы он производил ощущение красоты и восторга». Везде, где бы ни путешествовала эта замечательная женщина, будь то Англия, Италия или Алжир, она выбирала среди местных растений самые стойкие, чтобы потом использовать их в своих проектах.

Старый сад Лоуренса Джонстона. Хидкоут Мэнор. Англия
Старый сад Лоуренса Джонстона. Хидкоут Мэнор. Англия

Возводившийся в течение 40 лет Хидкоут Мэнор постепенно менялся:
вначале — в естественном стиле, близком Гертруде Джекилл, затем — в регулярном с чётко разбитыми газонами и бордюрами, а позже превратился в пейзажный парк.
В Сиссингхёрсте (буквально «прогалина в лесу») обустройством сада занимались супруги Вита Сэкквилл-Уэст и Гарольд Николсон, купившие родовое поместье в 1930 г. Чёткие линии, задающие основные направления, соседствуют здесь с живописно разросшимся кустарником, а математическая точность аллей — с отпущенными на свободу цветами, заселяющими обширные клумбы и образующими сплошные живые ковры.
Нельзя не упомянуть и об удивительном саде недалеко от Рима, в старинном городке Нинфа. Это искусно созданное царство естественности.

Сады Нинфы
Сады Нинфы

В 1922 г. Ада Уилбрехэм Каэтани, жена герцога Онорато Каэтани, чьей вотчиной был город Нинфа, разрушенный ещё в XIV в., высадила черенки роз на стенах крепости, домов, моста. Вслед за ней все женщины рода Каэтани вплоть до 1977 г. сажали розы, клематисы, глицинии и лилии на камнях и по берегам ручья. Рукотворный сад, разросшийся на руинах старинного города, похож на ожившую сказку, на материализовавшийся сон.

Сад виллы Бискайя населён богами, нимфами, мифическими существами, и, конечно, в нём, как и подобает садам прошлого, есть лабиринт, тайный сад и сад-театр. После смерти хозяина в 1925 г. роскошная вилла пришла в запустение. Лишь четверть века спустя было решено превратить её в музей и открыть для публики.

Сады нинфы. Руины средневековой церкви. Италия
Сады нинфы. Руины средневековой церкви. Италия

Сад-легенда, сад-мечта — именно таким задумал свой сад американский магнат Джеймс Диринг. Его вилла Бискайя (Майами, Флорида), выстроенная в стиле итальянских палаццо, отражается в водах океана, а одинокий причал словно ждёт прелестную гондолу. В садах, спроектированных Диего Суаресом в 1914—1916 гг., можно совершить настоящее путешествие во времени. Архитектор соединил принципы итальянского каскадного сада XVI—XVII вв. с элементами регулярного французского парка.

Архитектор Диего Суарес. Сад виллы Бискайя. Майами. Флорида
Архитектор Диего Суарес. Сад виллы Бискайя. Майами. Флорида

Созданный в 20-х гг. XX в. Дамбартон Оукс в Вашингтоне полон ностальгии по английской сдержанности и романтизму. Проект сада принадлежит Беатрис Фарранд. Несколько садов, составляющих единое целое, по мере удаления от дома становятся всё менее и менее формальными, приближаясь к природе. Фарранд особенно внимательно отнеслась к деталям, в которых легко прочитывается увлечение европейскими садами и тяга к естественности в духе «Искусств и ремёсел». Она отдавала предпочтение таким «сочным» материалам, как кирпич, тик, кипарис, вечнозелёные деревья. Выложенные галькой и камнем дорожки наподобие виньеток обрамляли клумбы с яркими цветами, подстриженные под классические геометрические формы кустарники, фонтан, павильон, увитый плющом.

1

На северном побережье Лонг-Айленда по всем правилам английского парка был разбит сад Олд Уэстбери. Здесь есть точная копия Тисовой аллеи из парка в Англии, где выросла хозяйка дома Маргарита Грейс Фиппс, и регулярный сад в стиле XVIII в., и заросшие ряской пруды, и классические колонны, и чудесные романтические беседки, и ровные плоскости газонов, и «естественные» заросли в д^е пейзажного парка.
Десятилетие разделяет эти сады в английском стиле и Дом над водопадом (1935—1937 гг.), созданный Фрэнком Ллойдом Райтом в Пенсильвании, но кажется, что между ними пролегли века. По сравнению с английскими замками или виллой Бискайя Дом над водопадом невелик. Однако для современной архитектуры он значит не меньше, чем многие грандиозные сооружения. Вилла построена в лесу, на крутом берегу горной реки в Аппалачах. По желанию владельцев водопад должен был стать главной визуальной точкой сада, но Райт, как и подобает гению, сделал всё наоборот.

Цветущая глициния в саду Дамбартон Оукс. Вашингтон.
Цветущая глициния в саду Дамбартон Оукс. Вашингтон.

«Райт добивался, чтобы его архитектурное сооружение развивалось „изнутри наружу» в гармонии с условиями бытия. Его „дома прерий» в окрестностях Чикаго выросли из специфически американских условий, что делает их совершенно непохожими на всё, что делалось тогда в Европе; с этого момента американская архитектура начинает путь своего независимого развития», — пишет Ч. Мак-Коркодейл.

Летний дом в Дамбартон С. Вашингтон
Летний дом в Дамбартон С. Вашингтон

Водопада изнутри не видно: он течёт прямо под виллой. Природа буквально пронизывает дом. Райт отказался от чётких границ между естественным и рукотворным. Он использовал камень, кирпич, бетон, но на опорах дома растёт трава: лестница становится частью холма, каменная терраса с бассейном воспринимается как естественный выход породы на поверхность. Сам архитектор говорил: «Дом над водопадом — это величайшее благословение, которое только можно испытать на земле. Мне кажется, ничто не сравнится с тем равновесием, чувством абсолютного покоя, когда и лес, и поток, и скалы, и все элементы структуры соединяются так тихо, что возникает ощущение полной тишины, хотя шум потока ни на миг не стихает. Но вы вслушиваетесь в Дом над водопадом, так же как вы вслушиваетесь в землю…».
После окончания Второй мировой войны в садово-парковом искусстве наступил перелом: в новую мирную жизнь вновь вернулась философия отдохновения, уединения и покоя.

Фрэнк Ллойд Райт. Дом над водопадом.
Фрэнк Ллойд Райт. Дом над водопадом.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art