Искусство древней Греции

Искусство древней Греции

Искусство Древней Греции
Хронологически относясь к древности, искусство Древней Греции и Рима отмечено чертами своеобразия, делающими возможным отдельное рассмотрение этих культур, значение которых для европейской культуры является основополагающим.

План Кносского дворца.
План Кносского дворца.

Искусство Крита и Микен
Открытие культур Крита и Микен относят к числу самых замечательных в истории мировой археологии. Греки классического периода уже не помнили об этих ранних культурах, считая все, что было известно о них, красивым вымыслом. Только гениальность самоучки Генриха Шлимана позволила раскопать в Малой Азии Трою Гомера. В1900 г. английский археолог Артур Эванс начал раскопки на Крите, в результате которых на северной стороне острова был открыт дворец Кносса, а затем на южной стороне острова итальянские археологи раскопали еще ряд дворцов — в Фесте, Агиа Триаде. Эванс предложил для критской культуры название «минойской», по имени легендарного царя Крита Миноса. Эванс различал в минойской культуре три периода: от 3000 до 2000 г. раннеминойский, от 2000 до 1600 г. среднеминойский и от 1600 до 1200 г. позднеминойский.
Критская культура предвосхищает греческую своим тяготением к злелищам, увлеченностью танцами, музыкой, спортом. Древнейшая театральная арена найдена в Фесте.

Фрагмент колоннады Кносского дворца
Фрагмент колоннады Кносского дворца

Фрагмент колоннады Кносского дворца  3

Самым грандиозным из всех критских дворцов был дворец Кносса. В плане Кносского дворца помещения группируются вокруг центрального двора, направленного с севера на юг и достигающего в длину более 50 м. С северо-восточной и юго-западной части стены дворца уступами входят в площадь двора, северный вход помещен не на центральной оси двора. Во дворце наблюдается четыре различных уровня пола, одноэтажные здания чередуются с двух-трехэтажными. В критской архитектуре особое предпочтение отдается коридорам и сплошным стенам. Все помещения дворца, расположенные на разных уровнях, соединялись широкими лестницами. Открытые дворы, чередовавшиеся с затемненными переходами, игра света и тени дают возможность определения архитектуры Кносса как живописной. «Под живописной архитектурой, в отличие от тектонической, следует понимать архитектуру» которая стремится не к целесообразности конструкции, которая воздействует не отношениями несущих и несомых частей, не массой, а чисто живописными средствами: контрастами света и цвета, движением пространства», — считает Б.Р. Виппер. Колонны расширялись кверху и стояли по одной иногда посреди прохода. На стенах отлично сохранились фрески с самыми разнообразными сюжетами: морская фауна и флора — свидетельство островного положения дворца, игры с быком, очевидно, бывшим на Крите культовым животным, и изображения так называемых «парижанок» так европейские специалисты назвали изображенных на стенах дворца женщин в колоколообразных юбках, открытых корсажах, со сложными прическами, ярко подкрашенными глазами и губами.

Пергам
Пергам

В отличие от городов Крита, Микены имели сложную систему оборонительных сооружений, были обнесены стеной из неотесанных плит, в ширину достигавших 6 м — так называемой «циклопической кладкой». Микенский акрополь находился на возвышенности, окруженной равнинами и холмами, покрытыми оливковыми рощами. Попасть на акрополь можно было через так называемые «Львиные ворота», широкий пролет которых венчал треугольный рельеф с изображениями двух львиц, поставивших передние лапы на пьедестал колонны. Недалеко от ворот были обнаружены гробницы ахейских царей с огромным количеством драгоценных украшений и утвари, а также золотыми посмертными масками. В основе дворцов материковых царей лежало центральное ядро — мегарон, огражденный боковыми выступами продольных стен. Мегарон состоял из передней (продомоса), главного зала (домоса), в центре которого под окном в кровле — очаг, сзади была еще одна комната. Многие акрополи имели оборонительные сооружения,
циклонические стены из неотесанных камней.

Богиня со змеями, вотивная статуэтка, Крит, 1600 г. до н. э
Богиня со змеями, вотивная статуэтка, Крит, 1600 г. до н. э

Фрески Микен и Тиринфа изображали сражения, осады.
В Микенах были открыты шахтные гробницы, названные так потому, что добраться к ним можно только по колодцам — шахтам, и купольные гробницы (толосы). Гробница Агамемнона имела купол из 33 колец. Около 1200 г. до н.э. Микены были разрушены. В Греции наступила эпоха «темных веков».

Мавзолей в Галикарнасе
Мавзолей в Галикарнасе

Искусство архаики ( VIII—VI вв. до н.э.)
Архитектура

Царь-жрец, фреска в кносском дворце
Царь-жрец, фреска в кносском дворце

В период архаики расцветает каменная архитектура. Прежде всего это были храмы, свои частные дома греки не считали достойными для того, чтобы придавать им неповторимый архитектурный облик. Каменные храмы на вершинах холмов были посвящены божеству, они не были местом собрания верующих. Греческие храмы никогда не были излишне высокими и представляли собой прямоугольную, вытянутую в длину постройку, со всех сторон окруженную колоннадой, иногда одинарной (периптер), иногда двойной (диптер). Свет проникал в храм только через дверь, поэтому внутри было полутемно. Распространенным стал прямоугольный в плане храм, окруженный колоннадой с архитравным перекрытием, имеющей один ряд колонн. Эта колоннада называлась перистиль, внутри находилось четырехугольное святилище — целла, в котором помещалась статуя божества. Часть храма перед целлой называлась пронаос, за целлой располагался опистодом, в котором хранили казну города.

Священный ритон в виде головы быка из Малого дворца в Кноссе.
Священный ритон в виде головы быка из Малого дворца в Кноссе.

В период архаики формируется ордерная система греческой архитектуры. Опора храма выступает в виде ступенчатого стереобата. Несущая часть представлена рядом свободно стоящих колонн. Несомая часть называется антаблемент. Капитель — это верхняя часть колонны, поддерживающая горизонтальную часть здания — антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и карниза.
Ордера различались по положению колонн, по сочетанию несомых и несущих элементов, по их структуре и художественной обработке.

Священный ритон в виде головы быка из Малого дворца в Кноссе. 2

Система ордеров
В дорическом ордере — приземистые, сужающиеся кверху колонны, покрытые широкими и неглубокими желобками, так называемыми каннелюрами, отсутствует база колонны, дорическая капитель представляет простую круглую каменную подушку. Архитрав — в виде плоской горизонтальной балки. Фриз расчленен на отдельные ячейки — триглифы и метопы. Типичные образцы дорического ордера — храм Аполлона в Коринфе, Посейдона на юге Италии и храмы Селинунта на Сицилии.

План Милета
План Милета

Ионический ордер более изящен, у него колонны прямые, тонкие, колонна имеет базу, похожую на точеную подставку шахматной фигуры, на желобках каннелюр полукруглые выступы, капитель имеет изогнутую форму, похожую на рога барана (волюты), архитрав делится на три равные полосы, а фриз тянется сплошной лентой. Примеры ионического ордера дают храмы I еры на острове Самос, Артемиды в Эфесе, Аполлона в Дидимах. Все архитектурные детали храмов окрашивались в красный (горизонтальные линии) и в синий цвет (вертикальные плоскости). Не покрывались краской колонны и архитрав. Фронтон и фриз обильно декорировались скульптурными украшениями. В дорических храмах скульптурами украшались метопы, а в ионических — полоса фриза.

Львиные ворота Микен.
Львиные ворота Микен.

Львиные ворота Микен.

Скульптура
В середине VII в. до н.э. скульпторы обращаются к мрамору, который покрывали смесью воска и оливкового масла или смесью шафрана и молока, благодаря чему он приобретал тон человеческой кожи. Окрашивались одежды, а также глаза, волосы и губы. Основное внимание скульпторы уделяли передаче совершенных пропорций человеческого тела. Это были куросы («юноши»)— статуи обнаженных юношей, участников олимпийских игр. Строение их тела показано с предельной ясностью, лицо не имеет определенного выражения, глаза чуть навыкате, вытянутые руки прижаты к телу. Для них характерна фронтальность(предназначены для взгляда спереди), обездвиженность, «архаическая улыбка» — уголки губ подняты кверху. Другой разновидностью скульптурных изображений архаики были коры девушки, одетые в пеплосы. В Ионии возник новый тип кор, подчеркивающий богатой драпировкой стройность девичьей фигуры.
Керамика

Диптер - тип храма со сдвоенным рядом колонн по периметру постройки
Диптер — тип храма со сдвоенным рядом колонн по периметру постройки

В послегомеровскую эпоху господствовал геометрический стиль, для которого характерны суровый дух, украшения в виде повторяющихся треугольников, кругов, цепей, ромбов, свастик или параллельных линий. К концу VIII в. роспись сосудов становится более живой: роспись двуцветна, на глину наносятся пальметты и лотосы, гарцующие кони и преследуемые охотниками львы. Этот стиль, возникший под влиянием ближневосточных и египетских сюжетов и образов, получил название ориентального. Около 550 г. до н.э. мастера из Керамика (район Афин) завоевали своими черно-фигурными сосудами рынки Греции. Контур изображения заполнялся черным лаком, появляются сюжетные изображения, часто на темы цикла о взятии Трои. Любимый герой греческих керамистов Геракл, сцены его подвигов часто встречаются на вазах. Одним из самых известных мастеров черно-фигурного стиля был Эксекий, создавший такой шедевр, как амфора «Ахилл и Аякс, играющие в кости».

Мирон Дискобол
Мирон Дискобол

С середины VI в. до н.э. появляется красно-фигурная керамика. Теперь вместо фигур фон стали заливать черным лаком. Мастера красно-фигурной керамики — Эвтимид и Евфроний, создатель «пелики с ласточкой». Сюжеты краснофигурной керамики представляли собой чаще всего сцены из повседневной жизни.

Александрийский маяк
Александрийский маяк

Искусство классики (V в. до н.э. —посл. четв. IV в. до н.э.)
Важнейший фактор развития искусства — развитие полиса, подъем самосознания как результат победы над с персами, рост Афинского морского союза, приведший к сосредоточению в Афинах многих деятелей культуры Греции. Происходит перемещение центра культурной жизни из Ионии (Малая Азия) в Афины, центр Аттики.
В это время были открыты мраморные каменоломни Пентеликона близ Афин, что дало возможность шире применять мрамор в строительстве.

Толос - архитектурное сооружение круглой формы с колонным залом внутри, использовалось в культовых целях
Толос — архитектурное сооружение круглой формы с колонным залом внутри, использовалось в культовых целях

Архитектура

Архитрав
Архитрав

Монументальное строительство осуществлялось в Афинах, где был создан комплекс Акрополя в честь победы над персами. Акрополь — 156-метровый холм, место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период здесь находилась царская резиденция. В 480 г. храмы Акрополя были разрушены персами. Перед Платейской битвой 479 г. афиняне поклялись, что «святилища, сожженные и разрушенные варварами», должны остаться в том же виде, чтобы навсегда служить памятником их «беззакония». Поэтому многие руины нм Акрополе были сохранены. Перикл предложил ежегодно откладывать и казну богини Афины 1/10 часть союзных денег, в 479 г. был принят план новых построек на Акрополе.

Маска Агамемнона
Маска Агамемнона

Руководил строительными работами Фидий. В комплекс Акрополя входили Пропилеи, которые представляли собой портик, состоявший из трех частей: центральной, через которую вели на Акрополь пять ворот, прорезанных в мраморной стене, двух боковых, несколько выступавших к западу. В левом располагалась мраморная Пинакотека, а в правом находилось хранилище рукописей. Справа на выступе скалы — маленький храм богини Ники Аптерос (Бескрылой Победы). На площади высилась восьмиметровая бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы) работы Фидия. В глубине справа располагался Парфенон — мраморный храм Афины-девы, построенный в 448-438 гг. Иктином и Калликратом в виде дорического периптера с количеством колонн 8 x 17, в длину имевший 70, а в ширину — 31 м. Для создания гармоничной композиции его строители увеличили холм с южной части, соорудив для этого мощную насыпь. Колонны были высотой 10 м. Внутри целлы находилась хрисоэлефантинная статуя Афины с Никой (богиней Победы) на правой руке, опирающейся левой рукой на щит, покрытый рельефами, изображающими битву греков с амазонками (изготовлена Фидием). На восточном фронтоне — сцена рождения Афины, на западном — спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой. На 92 метопах — сцены борьбы с кентаврами, амазонками и гигантами. Фриз длиной 160 м изображал панафинейскую процессию, которую раз в 4 года устраивали в честь поднесения в храм пеплоса Афине. Это было первое в истории искусства изображение народа, вовлеченного в единое событие, возвышающее и объединяющее граждан, в котором принимают участие и боги. Последних отличает лишь больший размер, они изображены в более свободных позах, с присущими только им атрибутами.

Ионический ордер
Ионический ордер

Греческие зодчие знали, что строго горизонтальная линия и плоская поверхность наблюдателю издалека кажутся прогнувшимися посередине. Чтобы компенсировать этот оптический обман, они намеренно деформировали геометрические формы таким образом, что поверхность ступеней Парфенона постепенно, незаметно для глаз, повышалась к середине. Колонны Парфенона слегка наклонены внутрь здания, так что оси угловых колонн должны пересечься на большой высоте, они не одинаковы по высоте. Несколько различается и расстояние между ними. Угловые колонны сделаны более толстыми, так как на фоне неба они кажутся тоньше. Колонны второго внутреннего портика меньше, чем колонны внешнего, вследствие чего они кажутся стоящими глубже Еще один храм Акрополя Эрехтей он сооружен в 421-406 гг. до н.э. Это был храм Афины и Посейдона, посвященный спору этих богов за обладание Аттикой. Храм уникален: западный фасад в виде шестиколонного портика ионического ордера вел в храм Афины Полиады (городской). Северный портал выдается вперед, его колонны стоят на земле, он вел в святилище Посейдона Эрехтея. Длинная южная стена служила фоном для сдвинутого к западу портика кариатид, восточный портик представлял собой колонны на трехступенчатом постаменте. Внутри Эрехтейона был священный ксоан Афины, по преданию упавший с неба, след от трезубца Нептуна, а во дворе росло оливковое дерево, подаренное городу Афиной, и бил соленый источник, высеченный трезубцем Нептуна.

Дорический ордер
Дорический ордер

Живопись
О великих греческих живописцах мы знаем только по описанию их картин. Согласно сообщению древних авторов, а Паррасий стремился к передаче средствами живописи душевных движений. Полигноту приписывается создание приемов, с помощью которых передавалась глубина пространства: фигуры помещались художником на разных уровнях. Первооткрывателем светотени является Аполлодор, у которого живописное изображение перестало быть плоским контурным силуэтом.

Эксекий, Ахиил и Аякс играющие в кости
Эксекий, Ахиил и Аякс играющие в кости

Художник изображал пространственную среду, в которой происходило событие.
Скульптура
Мистера ранней классики овладевают движением и взаимодействием двух более героев, связанных единством действия. Появляется сюжетная скульптура, зарождается понятие групповой композиции как единого драматического целого.
Фидий.

Пергамский Алтарь Зевса
Пергамский Алтарь Зевса

Слава Фидия росла с веками, в нем особенно оценили глубину религиозного чувства. Фидий был афинянином, он родился около 500 г. до н.э., вначале занимался живописью. Самой ранней скульптурой Фидия была статуя Афины в хрисоэлефантинной технике для города Пелены. В Платеях Фидий работал вместе в Полигнотом, здесь он создал статую Афины из позолоченного дерева и мрамора. Следующей работой Фидия стал памятник победы при Марафоне, поставленный афинянами в Дельфах. Он соединял 13 фигур из бронзы, в центре был изваян полководец Мильтиад между Афиной и Аполлоном. Наиболее прославлены две работы Фидия — статуи Афины и Зевса. Высота статуи Афины Парфенос — 11,5 м, для видимой части тела богини Фидий использовал слоновую кость, более тонны золота пошло на одежды. Шлем и сандалии были украшены сложными рельефами. Одним из семи чудес света в древности признана была статуя Зевса для храма в Олимпии высотой 18 м. Она выполнена также из золота и слоновой кости. Зевс держал на правой руке, опиравшейся на ручку трона, Нику, левая его рука опиралась на жезл, на верхушке которого сидел орел. Вокруг каждой ножки трона танцевало по четыре Ники, передние ножки завершались сфинксами, на перекладине между ножками было изображено 8 видов олимпийских состязаний.

Амфора
Амфора

Мирон и его школа. Мирон родился около 500 г. до н.э., был родом из Элевтеры. Его произведения находились в Афинах, в Дельфах и Олимпии. Мирон работал почти исключительно в бронзе. Сюжеты его произведений очень разнообразны. Это и боги, и герои, и атлеты. Особо ценились в античности статуи бегуна Лада, Дискобола. Статуя Афины и Марсия создана на сюжет легенды, согласно которой Афина изобрела двойную флейту. Играя на ней, она увидела свое отображение с раздутыми от напряжения щеками в ручье и отбросила флейту. Ее нашел сатир Марсий, который, выучившись играть на ней, вступил в состязание с Аполлоном. Мирон изобразил тот момент, когда уходящая Афина услышала звуки флейты и обернулась, чтобы рассмотреть игравшего. Значение Мирона в том, что он открыл способ передачи пластической концентрации движения. В его искусстве еще сильны черты архаизма — динамика движения сосредоточена исключительно в конечностях. Все главные элементы движения собраны на передней плоскости скульптуры.

Мирон Афина и Марсий
Мирон Афина и Марсий

Еще один великий скульптор классики Поликлет родился не раньше 480 г. до н.э. в Аргосе и являлся главой северопелопонесской школы. Самые ранние его работы — это статуи атлетов, победителей Олимпиад. Поликлета в первую очередь интересовала проблема формы. Искусство Поликлета лишено эмоциональной выразительности. В трактате «Канон» Поликлет в качестве идеальных определяет такие пропорции человеческого тела — длина ступни — 1/6 высоты, высота головы — 1/8 длины тела, лицо и кисть руки равны одной десятой, для лица установлен принцип деления на 3 равные доли. Образами, созданными по «Канону», являются «Дорифор» (копьеносец) и «Диадумен» (юноша с победной повязкой).

Кора (скульптура)
Кора (скульптура)

Проблема, интересовавшая Поликлета, — движение в состоянии покоя. Баланс энергий Поликлет создает с помощью хиазма. Он избегает передачи деталей мускулатуры, трактует тело в обобщенных плоскостях. Все статуи Поликлета рассчитаны на рассмотрение спереди. Поликлет создал несколько женских скульптур, среди прочих Геру для храма в Аргосе. Гера сидела на троне, в одной руке держа гранатовое яблоко, в другой — скипетр.

Кратер - большой широкий сосуд для смешивания воды и вина
Кратер — большой широкий сосуд для смешивания воды и вина

Ваятели IV в. стали проявлять внимание к передаче черт индивидуального человека. Знаменит скульптор и архитектор Скопас с о. Парос, создавший храм Афины в Тегее. К его работам относят «Менаду», спутницу Диониса, изображенную в неистовом танце. Менада Скопаса конвульсивно выгнула торс и запрокинула голову. У Скопаса скульптура стала многоаспектной, т.е. рассчитанной на обзор с разных точек зрения. Скопасу принадлежит часть скульптур фриза Галикарнасского мавзолея. Фриз изображал битву греков с амазонками.

Фидий. Афина Парфенос
Фидий. Афина Парфенос

Пракситель прославился мягкостью лепки и мастерством обработки материала, создал идеальные женские образы: «Афродита Книдская» впервые в греческой скульптуре показана обнаженной. Отдыхающий Сатир показан Праксителем в позе мечтательного отдыха. Среди других работ — «Аполлон Саурок- тон» (целящийся в ящерицу), «Гермес с младенцем Дионисом».

Пифос - большой яйцевидный сосуд для хранения зерна, обычно вкапывающийся в землю
Пифос — большой яйцевидный сосуд для хранения зерна, обычно вкапывающийся в землю

Лисипп — придворный живописец Александра Македонского, создававший бюсты Александра. Лисипп изменил канон Поликлета и воплотил свое представление об идеальном мужском теле в скульптуре «Апокси- омен» (Апоксиомен — атлет, скребком снимающий с тела слой масла).
Афинянин Леохар был создателем изысканного «Аполлона Бель- ведерского».
Вазопись

Килик - плоская чаша на подставке, из которой пили вино
Килик — плоская чаша на подставке, из которой пили вино

К середине V в. до н.э. произошел переход от «строгого» к «свободному стилю» вазописи, мастера которой стали передавать фигуры людей в сложных ракурсах и поворотах. На рубеже V-IV вв. до н.э. этот стиль сменился «роскошным стилем», для которого характерна нарядность.
Вершина вазописи — аттические белые лекифы. По белому фону лекифа наносился рисунок, который не имел себе равных по красоте и свободе изображения.

Скопас Менада
Скопас Менада

После Пелопонесской войны, в которой Афины потерпели поражение от Спарты, сократилось монументальное строительство, его центрами стали Пелопоннес и Малая Азия. В Тегее был отстроен храм Афины Аллеи, украшенный Скопа- сом. Больше внимания стало уделяться гражданской архитектуре — театрам, палестрам, гимнасиям. Искусство поздней классики утрачивает гражданский пафос, обращается к передаче переживаний и чувств.
Эллинистический период (Г V—I вв. до и.э.)

Лекиф - узкий кувшин, в который наливали масла и благовония
Лекиф — узкий кувшин, в который наливали масла и благовония

Лекиф

Среди черт эллинизма: размежевание государственной и частной жизни и, как следствие, с одной стороны, стремление искусства и литературы к жанру и интимности, с другой стороны — к монументальности и пышности; установление культа единоличного обожествленного правителя и придворный характер искусства и литературы; возрастающее внимание к национальным, возрастным и социальным чертам человеческой личности; контрастность мировидения — сочетание помпезности и интимности, гигантомании и миниатюризации, парадности и бытовизма, аллегоризма и натурализма.

Фидий метопа Парфенона
Фидий метопа Парфенона

Эллинизм — историческая эпоха с воцарения Александра Македонского в 336 г. до н.э. и его завоеваний на Востоке до включения Птолемеевского Египта в состав Римского государства в 30 г. до н.э. Развитие искусства проходило в новых условиях. Расширился круг земель, в которых жил человек эллинистической эпохи, усилилось перемещение и смешение населения. Сложность политического и социального развития нашла отражение в искусстве, в котором соединились рационализм и экспрессивность, драматизм и элегичность, архаизация и новаторство. Искусство в эллинистических монархиях утрачивает демократический характер, становится придворным. Возникают новые центры художественной культуры — Пергам, Антиохия, Александрия. Для этой эпохи характерно повышение роли религии. Культ греческих богов приобрел новые черты. С Востока, пришли культы Великой Матери Богов и особенно Исиды, ставшей универсальным женским божеством. Характерным для религиозного синкретизма этого времени является не только совмещение функций греческих и восточных богов, но и появление новых синкретических божеств, например Сераписа, соединившего черты Зевса и бога египтян Аписа. Люди поклонялись Судьбе в виде богини Фортуны, были обожествлены такие понятия, как Добродетель, Здоровье, Счастье. Большое значение приобретает богиня случая Тюхе. Получает распространение вера в приход спасителя — мессии, который освободит людей от гнета.

Панафинейские вазы
Панафинейские вазы

Эллинистическое зодчество Среди новых черт: стремление к освоению огромных пространств; тяга к грандиозности, смелость и новаторство инженерных решений, пример — Фаросский маяк, Александрийский Мусейон; импозантность форм; точность и мастерство исполнения; сплав различных художественных направлений и стилей; активное градостроительство в центрах эллинистических государств. Город обычно получал имя основателя — монарха. Таковы Александрия Птолемеевского Египта, Антиохия на Оронте, Селевкия на Тигре. Столицы эллинистических государств представляли собой красивые города с широкими улицами, грандиозными царскими дворцами и храмами, парками. Эллинистический город строился согласно определенной системе (гипподамовой), включавшей прямоугольную сетку улиц и принцип функционального зонирования. Колоннады располагались вдоль главных улиц.

Иктин и Калликрат. Парфенон. Целла храма.
Иктин и Калликрат. Парфенон. Целла храма.

В городах было отлажено водоснабжение и система канализации. В эллинистический период храм уже не являлся основным типом здания, главными архитектурными сооружениями стали здания общественного назначения — пританей, булевтерий, эклессиастерий, библиотеки, арсеналы и доки, театры и стадионы, гимнасии и палестры. В эллинистический период разрабатывались два типа жилых домов: несколько домов-квартир, образующих городской квартал, или отдельно стоящий дом со множеством комнат, с внутренним двором, окруженным колоннами (так называемый перистильный дом). Внутри стены дома расписывались фресками, на полах выкладывалась мозаика. Особенно тщательно разработанными были комплексы царских дворцов, занимавших до четверти всей городской территории, включавшие царские апартаменты, хозяйственные постройки, помещения для прислуги, ремесленные мастерские, парки, библиотеки, арсенал. Широко использовались колоннады, портики вокруг агоры. Характерным для этого времени является храм Аполлона в Дидимах — гигантское здание (116х 52 м) с двумя рядами колонн по длинным сторонам и с тремя по фасаду. Появляется псевдопериптер — постройка, у которой внутренний ряд колонн до половины скрыт в стене здания. Пример — храм Артемиды в Магнессии.

Ксоан - архаическая скульптура из дерева
Ксоан — архаическая скульптура из дерева

Одним из самых грандиозных сооружений был Александрийский маяк, построенный на острове Фарос Состратом из Книда в 283 г. до н.э. Он состоял из трех ярусов, первый был квадратным в плане, стены ориентированы по сторонам света. Второй ярус был восьмигранным, по направлению 8 главных ветров. Третий ярус увенчивал купол, на котором стояла 8-метровая статуя Посейдона. Огонь 120-метрового маяка был виден на расстоянии 60 км.
Гигантомания проявилась в строительстве монументальных алтарей (алтарь Гиерона II в Сиракузах, Алтарь Зевса в Пергаме с грандиозным фризом, опоясывающим цоколь здания).

Пинакотека - хранилище картин -пинак, принесенных в дар богине афине
Пинакотека — хранилище картин -пинак, принесенных в дар богине афине

Скульптура периода эллинизма
Скульптура украшала частные дома, общественные здания, площади, акрополи. Для эллинистической скульптуры характерно отражение и раскрытие духа беспокойства и напряжения, стремление к помпезности и театральности, иногда грубый натурализм.

Метопы- пустое пространство между балками, позднее заполнявшееся  тонкими, пропускающими свет алебастровыми плитами
Метопы- пустое пространство между балками, позднее заполнявшееся тонкими, пропускающими свет алебастровыми плитами

Пергамская школа развивала художественные принципы Скопаса с его интересом к бурным проявлениям чувств, передаче стремительных движений. Одним из выдающихся сооружений периода эллинизма стал монументальный фриз Пергамского алтаря, построенного Эвменом II в честь победы над галлами в 180 г. до н.э. Его цоколь был покрыт фризом длиной 120 м, исполненным в технике горельефа и изображавшим битву олимпийских богов и прорезала широкая открытая лестница, ведущая к верхней площадке с жертвенником. Дань уважения мужеству побежденных воплощена в скульптурных группах «Умирающий галл», «Галл, убивающий себя и свою жену». Шедевр скульптуры эллинизма — Афродита Милосская работы Алесандра — обнаженная наполовину, строгая и возвышенно спокойная.

Триглиф - это перенесенные в камень три ребра потолочного перекрытия, раньше сооружавшегося из дерева
Триглиф — это перенесенные в камень три ребра потолочного перекрытия, раньше сооружавшегося из дерева

Родосская школа скульптуры развивала традиции Лисиппа, здесь выработался образ сильного, атлетически сложенного обнаженного мужчины. Скульптурная группа «Лаокоон» Агесандра, Афинодора и Полидора создана на сюжет из сказаний о Троянской войне. Скульптура изображает отчаянные усилия Лаокоона высвободиться из тисков чудовищ. Одной из скульптур этой школы стал Родосский колосс — 30-метровая бронзовая статуя бога Гелиоса, изготовленная учеником Лисиппа Харесом в 292-280 гг. до н.э., которая служила маяком. Ника Самофракийская — статуя богини победы, созданная на острове Самофракия в 190 г. до н.э. в честь победы Родосского флота, установленная на пьедестале в виде носа корабля, трубила в рог на высоком утесе над морем.

Эрехтейон. Портик кариатид. 420-415 гг до н.э.
Эрехтейон. Портик кариатид. 420-415 гг до н.э.

Малая скульптура, получившая широкое распространение, представляла собой фигурки людей из обожженной глины (терракоты). По месту производства — города Танагра в Беотии — их называют танагрскими терракотами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art