Искусство Индии

Искусство Индии
Древние индийские храмы

Искусство Индии
Искусство древней Индии связано с религиозно-мифологическими представлениями, но при этом отражает и жизнь своего времени. Если в политическом отношении Индия редко была единой, в культурном отношении она представляла целостность на протяжении веков.

Искусство Индии Хараппы и Мохенджо-Даро (3 тыс. до н.э.)

Начальным периодом культуры Индии является доарийская культура, о которой до 1921 года ничего не было известно. Заслуга открытия протоиндийской цивилизации принадлежит индийским археологам. К настоящему времени обнаружено около тысячи поселений, среди которых лучше всего раскопаны два главных центра — Хараппа и Мохенджо-Даро.

Все поселения имеют различную площадь, им свойственна двучленная структура: они состоят из цитадели и нижнего города. Строения цитадели воздвигались на платформе высотой до 6 м для защиты от наводнений, фасад комплекса укреплялся мощными кладками. В цитадели Мохенджо-Даро находился огромный бассейн длиной 12 м, а зал собраний, зернохранилище были скомпонованы в единый массив. Нижний город имел регулярную застройку. Некоторые городские дома достигали трех этажей, спет и воздух проникали в помещения через отверстия под потолком.

Двумя наиболее крупными городами являются Хараппа и Мохенджо- Даро, общая площадь которого составляла 848 кв. м, а число жителей определяется в 35—40 тыс. человек. Протоиндийский город имел в среднем 12 блоков, образуемых пересечением улиц.

Искусство Индии
Удивительные индийские храмы

Такое расположение улиц было приспособлено для сведения к минимуму разрушительных последствий муссонных ливней, а ориентация улиц по направлению ветров обеспечивала их естественную вентиляцию. На уличных магистралях под мостовой находились покрытые плитами и выложенные кирпичом каналы, вода по специально устроенным водоотводам устремлялась к окраинам, где были водостоки.

Дома отличались великолепной кирпичной кладкой, простотой форм. Найдено множество гончарных изделий, которые оформлялись при помощи гончарного круга и покрывались красной охрой. После этого черной краской наносили узоры — треугольники, круги. Перед обжигом изделия полировались. В числе находок большое количество игрушек, которые выделывались главным образом из терракоты (трещотки, свистульки, зайцы, быки), выполненных с различной степенью мастерства. Найдены каменные печати прямоугольной формы с нерасшифрованными по настоящее время текстами, на которых изображены животные особо почитаемые в Индии — слон, лев, горбатый бык, обезьяна.

В противоположность животным, фигурки людей выполнены схематично и условно.
В Мохенджо-Даро среди предметов мелкой пластики обнаружена статуэтка из бронзы обнаженной молодой танцовщицы с коротким туловищем и худыми, удлиненными конечностями. Широкое лицо негроидного типа контрастирует с юными неразвитыми формами тела.

Другой образец скульптуры представляет бюст мужчины из белого стеатита, облаченный в мантию, перекинутую через левое плечо и пропущенную под правое. Уже в этот период отмечаются черты, которые будут характерны для изображения человека на всем протяжении истории индийской культуры. Это так называемая трибханга (поза «двух поворотов») со своеобразной лепкой тела, называемой «набухающая плоть», многорукость и многоногость.
Примерно с XVIII-XVII вв. до н.э. Хараппская цивилизация переживает упадок и гибнет. Причины гибели цивилизации Хараппы до сих пор неясны.

Искусство Индии
Средневековая иллюстрация о жизни в Индии. Искусство Индии

Арийский (ведический) период искусства Индии (2 — сер. I тыс. до н.э.)

Во втором тысячелетии до н.э на территории Индии появились арии. Они пришли в Индию из восточной части Афганистана в Пенджаб и далее в долину Ганга. Арии не знали городов, письменности, государства и жили племенными сообществами во главе с вождями — раджами. В это время у ариев сложились четыре сословия — варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (крестьяне, ремесленники и торговцы) и шудры (слуги).
Среди многочисленных народов появившихся в это время на территории Индии, были племена, жрецы которых составляли гимны в честь богов. Эти гимны заучивались и переходили из поколения в поколение. Они носили название «Ригведа» (Знание гимнов). Создавались гимны «Ригведы» разными авторами на протяжении нескольких веков. «Ригведа делится на 10 циклов (мандала). Самые ранние гимны содержатся со второй по седьмую книгу. Всего в «Ригведе» 1028 гимнов и вставных эпических повествований.

Главное божество «Ригведы» — Индра, бог грозы и войны, буйный пристрастный к пьяному разгулу, не ведающий моральных норм. Иным был Варуна — великий правитель, восседающий на небесном престоле, хранитель риты, космического порядка, надзирающий за людьми, чтобы отвратить их от неправедных дел. Несколько богов ассоциировались с солнцем. Так, Сурья разъезжал по небу на полыхающей огнем колеснице, Вишну промеривал небо в три шага.

Искусство Индии
Резные орнаменты храмов. Искусство Индии

Агни был богом огня, домашнего очага, посредником между людьми и богами. Сома — бог священного напитка, который пился во время жертвоприношений и вызывал галлюцинации. Боги ведических ариев не имели никакого облика, их нельзя было описать или изобразить. Кроме «Ригведы» были созданы «Самаведа», почти повторяющая тексты «Ригведы», «Яджур- веда», содержащая молитвы и пояснения, касающиеся обрядов жертвоприношений, « Атхарваведа», представляющая совокупность магических формул и заклинаний против демонов и злых духов.

Позднее были созданы эпические повествования для отшельников «Лесные тексты» (араньяки) и основы философской концепции индуизма — Упанишады.
Храмов арии не возводили. Жертвоприношения совершались под открытым небом. Алтарь символизировал Вселенную, огненный столб ось, соединяющую небо и землю.

В ведический период были созданы две великие эпические поэмы ариев — «Махабхарата и «Рамаяна».
«Махабхарата содержит более 90 тысяч строф. Ее автором считатают мудреца Вьясу. Поэма, если исключить из нее вставные эпизоды,повествует о великой междоусобной войне в царстве Куру между родственными племенами Пандавов и Кауравов.

Индийские посторойки. Искусство Индии

Главным героем «Махаб- хараты» является идеальный воин Арджуна один из Пандавов. Перед битвой возничий и наставник Арджуны Кришна открывает ему тайное знание о конце мира. Эта часть «Махабхараты» носит название « Бхагавадгита ». Вторая эпическая поэма «Рамаяна» отличается от «Махабхараты» по объему. Она почти в четыре раза меньше. В ней также много вставок и поздних добавлений. «Рамаяна» повествует о том, что у царя княжества Кошала было четыре сына. Когда царь состарился, он объявил своим наследником Раму, но его вторая жена напомнила царю о данном ей обещании и потребовала, чтобы наследником был объявлен ее сын.

Тогда Рама вместе с женой и братом Лакшманой, уйдя из дворца, отправился в изгнание. Втроем они вели в лесу жизнь отшельников. Но демон Равана, царь Ланки, похитил Ситу и увез ее на этот остров. Рама с помощью царя обезьян Ханумана возвратил жену. Затем следует разоблачение обмана и возвращение всех героев в столицу. Похититель Ситы обходился с ней почтительно, но из-за того, что она жила под кровом другого мужчины, Сита должна была пройти очищение. Она бросилась в пламя костра, но бог Агни отказался принять ее. Они вернулись в столицу, и Рама взошел на трон.

Изобразительное искусство древней Индии. Искусство Индии

К началу 1 тыс. до н.э. арии освоили всю Северную Индию. Приблизительно к VIII веку до н.э. были заложены основы культуры индийского народа, опирающейся на свод ведических текстов, сохраняющих свое значение и в наши дни. Брахманами было разработано представление о том, что Брахман, сущность которого абсолютно неопределима, проявился тройственно: как созидание Вселенной (Брахма), сохранение (Вишну) и разрушение для последующего воссоздания (Шива). Выше всех стоит неизъяснимый Брахман, определяемый отрицанием «не то, не то».

Образ богини-матери, существовавший со времен первобытности, слился с образом Парвати, супруги Шивы, носящей такие имена, как Махадеви («Великая богиня») и Мата («Мать»), Она может явиться как Дурга — воинственная богиня, побеждающая злого дракона, Кали богиня разрушительных сил природы, отталкивающая но внешнему виду, с ожерельем из черепов.

Здания с водопадами. Искусство Индии

Остальные боги вед, включая Индру, отходят на второй план. В религиозные верования проникают и порожденные народной фантазией наги и нагини, населяющие реки и наделенные колдовскими чарами, а также якши и якшини, обитающие в ветвях священных деревьев и выполняющие роль стражей у городских ворот или священных мест.
В VI веке до н.э. средоточием древнеиндийской культуры стала юго- восточная часть бассейна р. Ганг, на территории которой были созданы могущественные княжества, такие как Магадха, Ватса, Аванти.

От долгого ведического периода почти не осталось памятников пластического искусства. Строительство домов ариями велось из дерева, святилища располагались под открытым небом. Но такие элемен-ты деревянного зодчества, как двускатная крыша с острым гребнем, в позднее время дала форму «Солнечного окна» буддийского скального храма. Ведическая сельская ограда в виде трех горизонтальных жердей, пропущенных через 2 вертикальных столба, была воспроизведена в камне в воротах буддийских мемориальных храмов.

Искусство периода Ашоки (III — II вв. до н.э.)

Основоположник буддизма Сид- дхаргха — историческое лицо, жил в VI в. до н.э. в северо-восточной части Индии (ныне Непал). Сын вождя шакьев — маленького племени, обитавшего в предгорьях Гималаев, он стал аскетом и проповедовал учение, которое нашло многочисленных приверженцев, основал общину приверженцев — сангху. Они называли его «Будда», т.е. «Просветленный». Будда умер в возрасте 80 лет между 486 и 473 гг. до н.э.

От времени жизни Будды и последующего времени до нас почти не дошло никаких изображений. Это объяснялось, в частности, и тем, что в это время Будда воспринимался его последователями как непостижимая личность, но не как сверхъестественное существо. Не возводилось и памятников, посвященных учителю.

Ситуация начала меняться, когда в последней четверти IV в. до н.э. после сокрушительного удара по Персии войска Александра Македонского вторглись в Индию. После смерти Александра в Вавилоне в 323 г. до н.э. среди его военачальников началась борьба за наследство Александра — огромные территории, захваченные в результате его походов. Междоусобицей воспользовался один из представителей клана Маурьев Чандрагупта, изгнавший греческих ставленников из северо-западной Индии.

Он завоевал ряд земель на территории нынешнего Афганистана. Впервые культура Индии пришла в тесное соприкосновение с культурой эллинистического мира. В Индии появились скульпторы и архитекторы, принесшие новаторские для индийского искусства приемы и принципы. Наиболее выдающимся представителем династии Маурьев был внук Чандрагупты Ашока (268-232 гг. до н.э.), который был ревностным буддистом. К этому времени первоначальный буддизм оказался сильно измененным народной фантазией. Будде все больше придавали черты божественности.

Считалось, что Будда после своего внутреннего озарения поднялся на высоту седьмого неба, по просьбе богов спустился на землю. Ашока начал строительство буддийских мемориальных храмов — ступ. Прообразом ступы был земляной могильный холм. Согласно буддийской традиции, форму ступы определил сам учитель. Ступа — это большое полусферическое сооружение с помещенным в центре небольшим реликварием, т.н. «хармика», где хранился прах Будды. Ранние ступы служили для хранения мощей Будды, затем последователей Будды.

Внутренний слой стен ступы выкладывался из необожженного кирпича, наружный — из обожженного и покрывался толстым слоем штукатурки. Ступу венчал «зонтик» из дерева или камня и окружала деревянная ограда, отделяющая место ритуального обхода по часовой стрелке. Ступа возводилась на квадратном фундаменте, декорированном кирпичом или камнем. Из центральной точки холма выходил шест с нечетным количеством ритуальных зонтов — знаков славы. Все элементы ступы имеют символический характер: полусфера означает нирвану Будды, центральный шест — ось Вселенной, соединяющую Землю и Небо, зонты на шесте — ступени восхождения к нирване и символ власти.

Ступу окружала стена с четырьмя воротами по сторонам света — тора- нами, представлявшими две каменные опоры, которые в верхней части перекрывались тремя каменными балками архитрава.
Тексты буддистов среди культовых зданий упоминают вихары — монастыри, которые строили из бревен на кирпичном основании, достигавшие нескольких этажей. Внутри и снаружи здания покрывались штукатуркой, по которой шли росписи на буддийские сюжеты.

В период между правлением династий Маурьев и Гуптов возводилось множество ступ, самыми известными из которых были ступа в Бхархуте, Санчи и Амаравати. После того, как по II в. ступа в Санчи была увеличена в два раза, диаметр ее купола достиг 120 футов. Она была облицована тщательно отесанным камнем. Каменная ограда заменила деревянную, в конце I в. до н.э. было пристроено четверо ворот с каждой стороны света. Главную ступу окружали второстепенные и монастырские строения.

Ворота в Санчи состоят из двух квадратных столбов, на которые опираются три изогнутых архитрава, поддерживаемых животными или карликами. В Индии лишь немногие ступы превосходили ступу в Санчи, но на Шри Ланке они достигали колоссальных размеров. Со временем в северной Индии высота ступ все время увеличивалась по отношению к основанию. Часто они устанавливались на квадратных платформах, принявших в Бирме и Индонезии вид ступенчатых пирамид. Самая большая из таких ступ создана в VIII в. на острове Ява в Боробудуре. Навершие ступ стало в Таиланде и Бирме шпилеобразным.
Вокруг ступ обычно располагались меньшие ступы, а также монастыри, помещения для святынь, залы для проповедей и гостиницы для паломников.

Кроме ступ в буддийской архитектуре существовали искусственные пещеры. Они сохраняют свою связь с деревянной архитектурой. Самые знаменитые пещеры находятся в Западном Декане. Чайтьи —
буддийские скальные монастыри представляли собой выбитые в скальном массиве продольные помещения со сводчатым потолком и колоннами вдоль продольных стен; напротив входа, декорированного световым «солнечным окном в форме полукруга с высоким гребнем, находится вырезанная из скалы небольшая ступа с обходом вокруг.

Из центрального зала чайтьи двери вели в монастырские кельи. Ступа и чайтья — образцы т.н. «негативной архитектуры. У ступы нет интерьера (в нее нельзя войти), а у чайтьи экстерьера — внешнего облика. С течением времени скальные храмы увеличивались в размерах.

Расположенный в Карле недалеко от Бомбея монолитный пещерный храм I в. до н. э. — самый большой из буддийских пещерных храмов. Его длина — более 37 м, ширина равна 14 м, высота 13,7 м. 15 колонн делят храм на три части, 7 колонн расположены вокруг вырубленной в скале ступы, каждая колонна установлена на квадратном ступенчатом цоколе, затем идет луковицеобразное основание, восходящее к деревянному строительству.

Каждая колонна несла группу из лошадей и слонов с всадниками. Перед пещерой возвышается 16-гранная колонна, огромное подковообразное «Солнечное окно» килевидным очертанием оформляет фасад. В храм ведут три входа, перед которыми располагались небольшие бассейны. С двух сторон от входа находились рельефные фризы. К пещерным храмам примыкали и вырубленные в скалах монастыри. По мере необходимости к залу одной пещеры высекали еще один. Так образовывался ансамбль скального монастыря. Самым знаменитым комплексом пещер является Аджанта в Махараштре, где недалеко от торгового пути из Декана на север высечено 27 пещер. Более поздние пещерные храмы в Элуру — это 34 пещеры, созданные с V по VIII вв. н.э.

Для искусства периода Ашоки характерны особого рода колонны — мемориальные каменные столбы, поставленные в местах, связанных с проповеднической деятельностью Будды, на пути паломников, — стамбхи. Столб с львиной капцтелью был воздвигнут в Сарнатхе в середине III в. до н.э. в месте, где Будда организовал общину монахов.

Представляет собой слегка суживающийся монолит из полированного серого песчаника высотой около 12 м, завершающийся капителью, состоящей из трех частей: нижней, в форме опрокинутого цветка лотоса, увенчивающей ее верхние части в виде фигуры животного или групп полуфигур животных, обращенных в разные стороны, и абаки, разделяющей верхний и нижний элементы капители. Животные служили символами сторон света. Лев — Севера, так как буддизм проник в Индию из Непала.

Лошадь почиталась как знак Юга, поскольку Сурья едет по небу на колеснице, запряженной конями. Бык в «Ригведе» — символ перевозчика (ваханы) Шивы и стал называться Нанди, он представляет Запад. Слон символизирует Восток, в древней мифологии белый слон означал дождевое муссонное облако. Лебедь в буддизме — символ архата (Будды). На абаке стоят сросшиеся спинами полуфигуры четырех львов, которые поддерживали ныне обрушившееся «Колесо закона».

В течение указанного двадцатилетия некоторые элементы перечисленных колонн выявляют наглядный процесс эволюции — высота колонн постепенно увеличивается, форма капители превращается в изящный стилизованный цветок лотоса, абака принимает форму круглого диска. Лотос издавна считался у индийцев жизненным началом Вселенной, лев, а позднее слон, стали символизировать Будду, которого называли «Лев из рода шакья» и который вошел в лоно своей матери Махамайи в виде белого слона. Ствол колонны символизировал Гималаи — местожительство богов. Будду символизировали в искусстве этого периода тюрбан, трон, дерево Бодхи (под ним он обрел освобождение), след босой ступни, поднимающийся к небу огонь и т.п.

После смерти Ашоки в последней четверти III в. до н.э. начинается распад громадного государства.
К началу нашей эры распространяется буддизм махаяны, а также бхгаватизм с идеей бхакти — благоговейной любви к личному божеству» что требовало его почитания в человеческом облике.

Появление антропоморфного образа Будды приходится на начало нашей эры, когда в художественных школах северо-западной Индии (Гандхара, Матхура) под влиянием эллинистических образцов создается канон изображения Будды. Канон передает поворотные моменты его жизни. Будда изображается или идущим, или сидящим в позе лотоса, или лежащим на правом боку в нирване.

Каноническое одеяние Будды — дхоти (набедренная ткань, спускающаяся до щиколоток), поколенная рубашка без рукавов, накидка с прорезью для шеи. Пропорции тела каноничны: голова с теменным возвышением относится к общей длине туловища в пропорциях от 1/4 до 1/5. У него удлиненные мочки ушей (символ всеслышания), выпуклая родинка урна между глаз (знак духовного видения) и теменное возвышение ушниша (знак всеведения). Обязателен нимб. Пальцы и руки в определенных положениях. Для сидящего Будды характерны мудры: кисти лежат ладонь на ладонь на скрещенных ногах — это мудра размышления и сосредоточения (дхъяна — мудра), правая рука касается земли — знак призыва земли в свидетели того, что Гаутама достиг просветления, кисти рук около груди с особым расположением пальцев — знак поворота колеса Закона.

У стоящего Будды мудра увещевания — правая рука от локтя поднята вверх с воздетым кверху указательным пальцем. Когда ладонь поднятой от локтя руки открыта и повернута к идущему навстречу, жест означает «Подойди ко мне без страха». Будда в нирване изображается лежащим на правом боку с ладонью правой руки под головой.
Буддийский пантеон составляли изображения небесных дев — апсар, небесных музыкантов, а также бодхисаттв — идущих по пути спасения праведников, монахов и аскетов. Позы бодхисаттв каноничны: стоящий бодхисаттва изображается чаще всего с жестом милосердия. Одеяния отличны от одеяний Будды. Это традиционная одежда касты кшатриев: дхоти, подпоясанное ремешком или жгутом до щиколоток, длинный шарф, продетый через левое плечо, драгоценные украшения на предплечьях, на голове иногда тюрбан с развевающимися лентами, в ушах серьги.

Земное окружение Будды представлено монахами, бритыми, босыми, без возраста и пола. Аскеты (ар- хаты) считались вступившими на путь спасения и изображались немолодыми людьми, с изможденными лицами, бородой и нестриженными волосами, завязанными узлом на затылке.
Буддизм вобрал в себя множество божеств иных религий, прежде всего индуистских, но также, хотя в значительно меньшем количестве, иранских и греческих. Из цикла низших божеств, пришедших из индуизма, дэваты, небесные гении, якщи и якшини, небесные музыканты с лютней, арфой, флейтой, барабаном.

Классический период развития монументальной живописи Индии приходится на IV-VIII вв. н.э. Самые удивительные из живописных изображений сосредоточены в пещерных храмах и монастырях Ад- жанты, которые вытянулись по ущелью более чем на 500 м. Живопись сохранилась в 16 из них. К каждой пещере от реки вели ступени.
Обнаруженные росписи не являются фресками. На каменные стены и своды наносился слой из смеси глины, навоза и камня, затем тонкий слой белой штукатурки (чунам). Яичные краски растирали с добавлением клея или рисовой воды с патокой. Первоначально наносили контур, затем его заполняли красочным слоем и полировали. Среди красок преобладают коричневый, белый, красный, зеленый, синий и желтый. Росписи делятся на декоративно-орнаментальные и жанровые, к которым относятся сцены из джатак. Линии горизонта нет, художники не применяют перспективных построений, изображения распластаны на плоскости, объем тел намочен с помощью размыва линии контура внутрь, пространство изображения перенасыщено, художников преследует «боязнь пустого пространства».
Искусство периода Гуптов

Последним периодом развития Древней Индии было правление династии Гуптов, чье государство процветало 165 лет, рапавшись затем под ударами гунтов. Пригуннах изменившихся социальных условиях оформляется индуизм. В связи с этим буддийские джатаки уступили место «Пуранам», сборникам рассказов и басен.
Великий поэт Индии Калидаса, живший между 400 и 450 гг., в своих произведениях «Облако-вестник», «Потерянное кольцо Шакунталы» полнее всего выразил дух этой эпохи. Период Гуптов называют классическим периодом индийской культуры. Архитектура периода Гуптов характерна своими идеальными пропорциями и уравновешенностью. Жемчужиной ранней архитектуры Гуптов является храм Вишну Дасаватара V-VI вв. На квадратном постаменте с четырьмя лестницами возвышается святилище, над которым поднимается пирамидальная башня высотой 12,2 м. Со всех сторон к святилищу примыкают портики, украшенные горельефами с изображением Вишну и его слуги Лакшми.

Искусство средневековой Индии

На рубеже 1—2 тыс. н.э. буддизм уходит из Индии, и его место занимает реформированная религия вед — индуизм. Подлинное название индуизма — сананта-дхарма(вечная дхарма). Тремя главными богами индуизма (тримурти) являются Брахма — творец мира, Вишну — охранитель мира и Шива — разрушитель мира.
Культ Брахмы не разработан. Храмов, посвященных ему, мало. Брахму обычно изображают четырехголовым, он господствует над 4-мя сторонами света, из голов произошли четыре веды. Его перевозчик (вахана) — лебедь. Брахму изображают стоящим с короноподобной прической, с серьгами в ушах, бородатым, четвероруким. В руках — четки, сосуд в одной из левых рук, связки бумаги из пальмовых листьев (книга с текстом из вед), священная трава. Тело Брахмы золотистого цвета, у него нет воплощений (аватар).

Вишну — охранитель мира, в ведах его почитание связано с солнечным культом. Вишну наиболее почитаем в исконной области ариев — северной Индии. В изобразительном искусстве Вишну предстает как идеал красоты. Тело Вишну синеголубое. Он может, как и Брахма, изображаться возлежащим на змее вечности. В стоячей позе он предстает со своей женой Лакшми. У Вишну три жены — Лакшми (любимая), Бхуми-Дэви (богиня земли), Нила-Дэви. У его статуй обычно четыре руки, в которых находятся ритуальные предметы: метательный диск, раковина. На голове коническая корона, в ушах серьги, на шее ожерелья. И свисающая почти до колен гирлянда цветов. ВаханаВишну — Гаруда изображается с головой и грудью коршуна и человеческим туловищем.

Особенность Вишну — его многочисленные воплощения (аватары). Вишнуиты насчитывают 10 аватар, имеющих особое значение. Из них пять относят к иным мирам: это рыба, черепаха, вепрь, человеколев, карлик. В нашем мире важнейшими воплощениями были Парашурама, Рамачандра, Кришна, Будда. Рама — первая смертная аватара Вишну, изображается как воин с колчаном и луком. Кришна предстает в виде прекрасного пастуха, играющего на свирели со своей возлюбленной Ратхой. Будда изображается сидящим в позе лотоса. В конце нашей эры Вишну явится в образе человека на белом коне с огненным мечом. Он осудит грешников и вернет «золотой век» на землю.

Шива изображается божеством, несущим как благо, так и бедствия. Волосы у него собраны в коническую прическу. Если Шива изображен танцующим, у него может быть более 4 рук. Под одной его ногой находится распластанная фигурка безмятежного карлика, символизирующего мир, который пересоздает Шива. Шива может держать в руках трезубец, четки, меч, половину черепа. Изображается вместе с женой Утой.

Эпоха средневековья во всей Индии знаменуется расцветом индуистской храмовой архитектуры и пластики. Эту эпоху отличают города- памятники. Правители династии Паллавов VII и VIII вв. оставили после себя пещерные храмы, модели храмов, вырубленные из цельной скалы (ратхи). В восточной части Южной Индии возводится прибрежный храм Шивы Махабалипурам, представляющий комплекс построек. Горельефы храма изображают низвержение священного Ганга на землю, Арджуну, которому Шива дарует лук. Изображения животных уникальны по своей выразительности. До нас не дошли остатки храмов, воздвигнутых до воцарения Гуптов, и лишь некоторые от времени их правления. Общей чертой индуистских храмов этого периода являются богато украшенные колонны с колоколообразными капителями, маленькие размеры, плоские крыши. Каменная кладка применялась без раствора и была очень массивной.

Стандартный тип индуистского храма с VI в. представляло собой небольшое темное помещение — гарбхагриха, которое было соединено с залом для верующих специальным переходом. В зал входили через портик. Святилище обычно увенчивала башня, над другими частями здания были башни меньших размеров. Весь комплекс зданий стоял на платформе и был окружен прямоугольным двором. В Средние века были выработаны строгие правила зодчества, зафиксированные в канонических трактатах. Уникальным является высеченный из цельного скального массива храм Кайласанатха, строители которого рубили и удаляли массу породы и высекли храм подобно статуе вместе со святилищем, залом, входами и аркадами. Храм находится среди вырубленного из цельного скального массива двора общей площадью 58 на 51 м и более чем на 30 м уходящего вглубь скалы. Наиболее поздними пещерными храмами являются храмы Элефанты, острова около Бомбея. После этого пещерное храмовое строительство затухает.

Храмовой архитектуре Индии присуще единство, однако специалисты выделяют два ведущих стиля и многочисленные школы. Северный, или индоарийский стиль, отдавал предпочтение башне с округлой вершиной и криволинейными очертаниями, башни южноиндийского стиля имеют форму усеченной пирамиды. Большинство южноиндийских храмов посвящено Шиве.
Пещерные храмы, посвященные Шиве, представляют собой вырубленные в скале пещеры с поддерживаемым колоннами вестибюлем в форме веранды, также высеченным из камня. В скульптурных изображениях преобладает образ Шивы и его супруги Парвати-Умы.

 

Стиль Паллавов получил дальнейшее развитие при династии Чолов X—XII вв. Скромная башня храма предшествующего времени была заменена величественной пирамидой, увенчанной куполом и шпилем. Эволюция дравидского храма привела к повышению роли входных ворот. Начиная с XII в. храм стали окружать тремя прямоугольными оградами, одна внутри другой, с воротами по сторонам света. Входные ворота увенчивались сторожевыми башнями (гопурами), более высокими, чем центральная башня. Огромный храм в Мадурае — самый знаменитый из таких храмов. В других областях Декана широкое распространение получили другие стили. Храмы более позднего времени стали вычурными. Их стали строить многоугольными или в форме звезды, воздвигать на высоких платформах сложной формы.

Средневековая архитектура Северной Индии представлена школами Ориссы, Гуджарата, Южного Раджастхана, Бунделькханда. Шикхара североиндийских храмов имеет особую форму. На уровне примерно трети высоты ее стены башни начинают плавно сужаться, и округлую вершину венчает плоский каменный диск и шпиль. Глубокие вертикальные желоба подчеркивают устремленность башни вверх. Вхрамах обычно четыре помещения — зал жертвенных подношений, зал танцев, зал собраний и святилище. Святилище венчает самая большая из башен, установленных над всеми помемещениями. К наиболее знаменитым орисским храмам относят храм Вишну — Джаганнатха в Пури и черную пагоду в Конараке, представляющую собой храм бога солнца Сурьи. В этом храме два внешних зала находились отдельно от основного сооружения, зал собраний и башня располагались на платформе, которую украшали 12 колес. По сторонам от ведущей в храм лестницы были фигуры поднятых на дыбы кjней. Все здания символизировали колесницу Сурьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art