Искусство исламского мира

Купол мечти Гаухар- Шад в Мешхеде

Искусство исламского мира

Отношение ислама к искусству

Во времена Мухаммеда арабы почти не имели своих художественных навыков. В исламе признается, что искусство является одним из видов знания, которое проистекает от всевышней мудрости Аллаха.

Окружающий мир является отражением мира божественного, на который в этом мире можно найти только намеки. Поэтому художник-мусульманин такое внимание придает геометрическим фигурам — треугольнику, квадрату, отсутствующим в окружающей нас природе, они вечносущи в мире идей и являются при их воспроизведении человеком способом проникновения в мир сверхъестественного. Особая роль геометрического орнамента определена тем, что пророк Мухаммед порицал художников, изображающих людей и животных, поскольку художник претендовал на роль Творца, которая присуща лишь Аллаху. В Коране отсутствуют запреты на изображение живых существ, там только указывается на опасность поклонения изображениям или идолам.

Суфизм (от араб, суфгрубая ткань, одежда аскета )исламский мистицизм, возникший в X-XII вв.

Для суфизма характерно учение о постепенном приближении через мистическую любовь к слиянию с Богом, что создавало возможность выражения этой любви с помощью искусства.

В исламском искусстве розетки, многоугольники, наложенные друг на друга, ромбы, знаки Зодиака, а также синий цвет являются символами неба. Зеленый цвет означает райский сад («джанна»), а красный — драгоценные камни.
В исламском искусстве розетки, многоугольники, наложенные друг на друга, ромбы, знаки Зодиака, а также синий цвет являются символами неба. Зеленый цвет означает райский сад («джанна»), а красный — драгоценные камни.

В 723 г. появился указ халифа Йазида II об уничтожении статуй. В IX в. запрещение изображать живые существа вошло в тексты т.н. достоверных хадисов — преданий о словах и поступках Мухаммеда, а также в другие богословские книги. Несчастье тому, — написано в хадисах, — кто будет изображать живое существо! В день последнего суда лица, которые художник представил, сойдут с картин и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим созданиям души, будет сожжен в вечном пламени».

Ткань с изображением всадника и пленника, XVI век.
Ткань с изображением всадника и пленника, XVI век.

Ислам утверждал веру в Бога единого, не наделенного антропоморфными чертами, безликого, не поддающегося художественному воспроизведению. В мечетях и других общественных местах нельзя было изображать не только Бога, но и человека. Художники не могли создавать монументальные произведения на сюжеты, позволяющие воссоздавать художественное представление о мире в широком обобщенном плане. Негативная позиция ислама распространялась и на поэзию и музыку. «В день воскрешения мертвых, — говорится в хадисах, — самым страшным мукам будут подвергнуты создатели образов».
Несколько иначе складывались взгляды на художественное творчество в среде суфиев.

Сталактиты (от греч. stalaktos натекший по капле)декоративные конструкции из нависающих один над другим рядов гипсовых, деревянных или керамических призматических объемов с нишеобразным вырезом

Михрабная ниша (со сталактитами )
Михрабная ниша (со сталактитами )

В формах мусульманского искусства нашли свое отражение традиции различных художественных школ и течений. Наследие Передней Азии сказалось в архитектурных формах, в кирпичной кладке,шли колонные залы. Сасанидский Иран передал искусство возведения огромных куполов. Из Византии было заимствовано искусство мраморной облицовки и мозаики. Такие компоненты византийского города, как ипподром, водопровод и термы в мусульманском городе заменены мечетью, рынком и банями. Облик города менялся вместе с изменениями условий жизни. Основной массив жилых кварталов города составляли небольшие владения; базары и ремесленные кварталы слились воедино и составили основную ткань городского организма. Среди гражданских сооружений — укрепленные форпосты (рибаты), служившие и торговыми факториями, караван-сараи, странноприимные дома (ханаки), открытые бассейны для запасов воды (хаузы) и укрытые куполом (сардоба), бани, торговые помещения и мосты. Древнейшие мечети создавались в подражание христианским храмам Сирии и Византии. Самостоятельную школу образует мавританская архитектура Марокко, Алжира и Туниса, особое направление создали турки-сельджуки в Малой Азии и отчасти в Армении. Самой благодатной почвой для развития искусства был Иран.

Минбарвозвышение для проповедника, имеющее вид высокого кресла на постаменте с крутой лесенкой, обшитой резными панелями.

Мечеть (араб, «масджид» )название мусульманских культовых зданий или помещений, предназначенных для молитвы

Позже возникло исламское искусство Индии. Среди ведущих эстетических идей мусульманского искусства:
соединение центрического и портального принципа в композиции зданий;
архитектоника масс и подчинение ей пространства;
принцип дистанции и масштабности, выражающий иерархию величин;
лаконизм и суровая простота объемов при тонкости и изяществе деталей;
превращение стеновых материков в отделочные;
выработка и совершенствование облицовок, организация‘ плоских и кривых поверхностей в систему самостоятельных полигонов, полный отход от скульптурной пластики в сторону плоскостных узоров;
блестящая разработка геометрических плетений и решеток в самых различных градациях формы;
необычайная культура линий, преобладание плавных кривых с выкружками в сочетаниях со спиралями и волнистыми побегами на осях и сетках.

Рибат (араб.) — связка, веревка, привязь, место отдыха лошадей. В архитектуре Ближнего Востока пограничное или дорожное укрепление.

Типы мечетей
В хадисе Муслима говорится: «Весь мир сотворен местом молитвы, он чист и опрятен».
Место поклонения мусульман известно как масджид, или мечеть. Термин «масджид» буквально означает «место коленопреклонения». Первые мечети представляли собой очерченный, иногда обведенный рвом квадратный участок земли. Хотя дом Мухаммеда был канонизирован в качестве мечети только с 70-х годов VII в., его архитектура с распространением ислама служила прототипом для арабских «дворовых» мечетей. Построенные мечети появились лишь во второй половине VII в. Они представляли собой квадратный двор, окруженный галереями на столбах или колоннах. На стороне, обращенной к Каабе, ставили пять и более рядов колонн, которые создавали открытый во двор молитвенный зал.

Михраб (араб, святилище, букв.место борьбы )у ранних мусульман воткнутое в землю копье указывало место и киблунаправление молитвы, в культовых зданиях ислама священная плоская арка или ниша в стене, к которой молящийся должен повернуться лицом

МСихраб
МСихраб

Мечетью может быть любое строение. Особенностью специально отстроенной мечети является купол и минарет. Минарет — высокая башня, завершаемая фонарем, куполом или шатром, с которой муэдзин призывает верующих на молитву. На западе мусульманского мира минарет был четырехгранным, на востоке круглоствольным, кроме того в Самарре (Ирак) и в Каире в мечети Ибн Тулуна есть три спиралевидных минарета. Минареты обычно украшает узорная кирпичная кладка или резьба по камню, ажурные решетки балконов. Наверху купола или минарета почти всегда помещается звезда в полумесяце. Пятиконечная звезда символизирует пять обязательных ритуалов исламской веры, полумесяц напоминает о лунном календаре, по которому исчисляются праздники. Мечети стали различать по их назначению.

Небольшая мечеть служила местом индивидуальной молитвы. Соборная мечеть (джами) предназначалась для коллективных молений в полдень пятницы. Соборная мечеть имеет кафедру в виде высокого трона, к которой ведет лестница с перилами и декоративным входом. С кафедры имам — глава мусульманской общины — произносит обязательную пятничную проповедь. Кафедра (минбар) всегда расположена справа от священной ниши — михраба. С XII в. на Востоке распространенным стал тип соборной мечети с четырьмя айванами — сводчатыми или колонными залами без передней стены на каждой стороне двора.

Четырехайванная мечеть — сооружение с прямоугольным внутренним двором, в центре каждой сторонысводчатый зал, открытый во двор (айван)

Медресе (араб.место учения)в средневековой мусульманской архитектуре здание с функциями религиозной школы

Главная мечеть города называлась Джами иль-Кабир. В дни больших праздников правоверные отправлялись в загородную мечеть — мусалла, представлявшую собой открытую площадку со стеной, обращенной к Мекке. Отличительной чертой всех мечетей с конца VII в. становится михраб — плоская или вогнутая ниша, перекрытая аркой, небольшим сводом и вставленная в раму. Стрельчатое навершие михраба символизирует точку «оси ислама*, осуществляющую связь молящегося с земной Каабой, отражающую его духовную связь с Каабой небесной. Святость михраба подчеркивается его освещением через купольные окна, а также искусственным светом от лампы, свисающей с верхней точки михраба к центру ниши. Это символизирует слова Корана: «Аллах —Так сформировался распространенный в мусульманском мире тип колонной мечети. Ее внешний вид напоминал крепость, окруженную глухими гладкими стенами с минаретом в виде мощной башни. Основное ядро колонной мечети составлял открытый квадратный или прямоугольный двор, обнесенный галереей с арками. С одной стороны двора, ориентированного в сторону Мекки, находился глубокий колонный молитвенный зал. Богато украшенная ниша (михраб) обозначала направление к Мекке.

В колонных мечетях Ирака зародился принцип деления внутреннего пространства на множество одинаковых ячеек, образованных аркадами.

Еще один тип мечети — медресе. Медресе выполняет функцию школы. Здесь верующие изучают арабский язык, Коран и исламские дисциплины. Двор окружен помещениями для учащихся. В середине каждой стены расположены сводчатые или купольные айваны, обращенные к четырем сторонам света, символы четырех толкований Корана. По углам расположены башни — минареты.

Искусство арабских стран
В VII в. арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран, в начале VIII в. владения ха- М1 фата охватили Пиренейский полуостров, Северную Африку, Закавказье, Среднюю Азию. Власть халифов постоянно слабела, правители отдельных захваченных территорий, эмиры, фактически становились независимыми от столицы Арабского халифата — Багдада. Искусство отдельных областей ставшего единым мусульманского мира, естественно, сохраняло верность местным традициям. При этом черты общности искусства обуславливались единством веры. Развитие культовой архитектуры халифата началось с возведения в 687-691 гг. в Иерусалиме Куббат ас-Сахра (купола Скалы), ставшей третьей после Каабы и мечети Пророка в Медине святыней мусульман. Создание этого сооружения связано с путешествием Мухаммеда из Мекки в Иерусалим, откуда он совершил восхождение к престолу Аллаха.

Гора, на которой воздвигнут Куббат ас-Сахра, — священное место и иудеев, и христиан. Здесь Авраам готов был принести в жертву Богу сына, а Соломон построил храм. Зодчие создали сооружение, купол которого по половине окружен восьмиугольной галереей, внутреннее пространство мечети разделено столбами и колоннами на две части. Внутри храма четыре столба с расставленными между ними мраморными колоннами обрамляют скалу, выступающую над полом на полтора метра. Число всех основных элементов Куббат ас- Сахры равно четырем, что связано с четырьмя буквами, составляющими по-арабски Аллах и квадратом как символом Каабы. Внутреннее убранство составляет декор из мрамора и бронзы.

Основные элементы городовмечеть, цитадель, базарная площадь, таверны, бани, постоялые дворы.

В южноаравийских городах не было бань и постоялых дворов, а в Мекке и Мединедворца правителя.

Столицы арабского халифата — Дамаск, затем Багдад, а с XIII в. Каир были центрами утонченной культуры. Именно здесь возникли новые типы монументальных культовых и светских построек: мечети, минареты, крытые рынки, караван-сараи, дворцы. разнообразные формы арок — от подковообразных до стрельчатых. В архитектуре применялись такие ставшие характерными для нее формы, как, например, сталактиты — заполнения сводов, ниш и карнизов в виде призматических форм, расположенных рядами, выступающими один над другим, похожие на соты. Поверхность фасадов и внутренних пространств заполнял орнамент. VII—VIII вв. — время, когда страны Северной Африки, Тунис, Алжир, Марокко и Южная Испания вошли в состав халифата. Столицей мавританской Испании стала Кордова, которая насчитывала сотни мечетей, учебных заведений. Заложенная в 785 г. мечеть Кордовы представляет собой прямоугольник со множеством дверей без обозначения главного входа. Меньшую часть образует открытый двор с бассейном и редко посаженными деревьями. Это место ритуального омовения. Число колонн Кордовской мечети равно 800, они не имеют баз, выстроены длинными рядами в направлении к михрабу. Арки расположены в два ряда, образуя сложную перекрестную композицию. Арки образуют более полукруга, в их варьировании зафиксировано представление о постоянной изменчивости жизни, ее мерцающем многообразии. Логика форм уничтожается расцветкой. Пространство мечети освещалось сотнями висящих серебряных лампад. Купол над михрабом образует сложное переплетение арок, которое можно прочесть и как два наложенных друг на друга квадрата, и как восьмигранник, и как восьмиконечную звезду. Колонная мечеть символизирует выражение созерцательного философского отношения к действительности.

Куббат ас-Сахра. Иерусалим. 691 г.
Куббат ас-Сахра. Иерусалим. 691 г.

В конце XI в. испанцы оттеснили арабов к югу, где вплоть до 1492 г. сохранялся Гранадский эмират. На окраине Гранады размещалась укрепленная резиденция эмира, построенная в XIII-XIV вв. Массивные стены крепости, башни и ворота скрывают дворец, в основу композиции которого положена система разноуровневых дворов. Альгамбра в Гранаде — два открытых двора, большой с двумя рядами миртовых деревьев и двор с львиным фонтаном. Вымощенные мрамором дворик миртов, дворик львов с фонтаном, окруженный фигурами 12 каменных львов, расположены под углом друг к другу. Арки имеют многолопастную форму, их контур теряется в причудливой игре линий, мелким лопастям арок отвечает дробный ячеистый свод, переходящий в висящие сталактиты. На львином фонтане надпись — «Смотри на воду и смотри на водоем, и ты сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор. Как по лицу влюбленного под взглядом завистника скользят огорчения и тревога, так ревнивая вода восстает против камня, и камень завидует воде». Густокоричневые цоколи карнизов и изумрудно-зеленые черепичные кровли завершают убранство здания. Архитектура Среднего Востока опиралась на многовековые традиции.

Айван Улуг Бек Медресе, Самарканд, Узбекистан
Айван Улуг Бек Медресе, Самарканд, Узбекистан

Архитектура средневекового Ирана

Культура Ирана уходит своими корнями в 5 тыс. до н.э. Сложение феодальных отношений началось в Иране еще в V-VI вв. н.э. В середине VII в. Иран был захвачен арабами и стал частью арабского халифата. Арабы принесли новую религию — ислам, что обусловило появление нового типа зданий, ограничения в изобразительном искусстве.

Дворцовый комплекс-крепость Альгамбра возвышается над Гранадой
Дворцовый комплекс-крепость Альгамбра возвышается над Гранадой

Центрами развития культуры Ирана были крупные средневековые города. В начале феодальной эпохи для Ирана были характерны шахристаны, представлявшие собой небольшие поселения, возникающие вокруг или рядом с укрепленными усадьбами владетелей округи. К X в. центр хозяйственной жизни был перенесен в рабады — торгово-ремесленные предместья, окруженные крепостными стенами. Здесь сосредотачивались базары, строились мечети. Самыми крупными городами были Исфахан, Шираз, Рей.

«Если шафрандухи дев, то черниламужчин» Пословица

Во второй половине XI в. возводится мечети, при строительстве которых зодчие отказались от арабской планировки. В основу композиции иранской мечети легли традиции квадратного, перекрытого купоном помещения — «чортак» зороастрнйских храмов. Важным архитектурным элементом иранской мечети стал также айван, имеющий вид сводчатой ниши. В городах Ирана «тали возводить мечети с четырьмя айнанами по сторонам большого двора. Мощные пилоны айванов, поддерживающих арки, образовывали величественные порталы, самый крупный из которых, украшенный по бокам минаретами, возводился на славном фасаде. Одним из самых значительных памятников средневекового Ирана стала Джума — мечеть в Исфахане, начало строительства которой относится к IX в., основная часть была завершена в XI- XII вв. В центре мечети — огромный открытый двор, за аркой двора расположены колонные залы с квадратными и круглыми столбами, несущими арки и кирпичные своды. По осям высятся четыре портала с айнанами. В колонных залах над столбами и арками раскинулись разнообразные по форме и декоративной отделке своды и купола, часто со световым отверстием в центре. Рядом с мечетями возвышались минареты. Иранский минарет XI-XIII вв. представлял собой высокую и тонкую, круглую в сечении башню с балкончиком, помещенным в своеобразный фонарь, увенчивающий постройку.

Муэдзин поднимался наверх по винтовой лестнице, заключенной внутри башни. По высоте минарет иногда делится на два яруса, из которых нижний имеет граненую форму. Особенность минаретов Ирана — орнаментальная кладка из кирпича. Пояса геометрического (иногда сложенного из специально формованных фигурных кирпичей) узора располагаются один над другим, подчеркивая и повторяя круглое сечение минарета. В XIV в. возводились парные минареты, фланкирующие небольшой портал. Для архитектуры средневекового Ирана характерны мавзолеи — архитектурные сооружения, воздвигнутые над могилами особо почитаемых лиц. Различают мавзолеи нескольких типов: башнеобразные постройки, увенчанные шатром, кубические или многогранные в плане купольные сооружения, портально-купольные здания и другие. Самый старый башенный мавзолей сохранился в Хорасане. Это башня Кабуса близ Горгана, построенная в 1006-1007 гг.

Купол мечти Гаухар- Шад в Мешхеде
Купол мечти Гаухар- Шад в Мешхеде

Строгость иранской архитектуры не исключала применения орнаментальной декорации. В XI-XII вв. господствовала монохромная архитектурная декорация: резьба по стуку, кладка из фигурных кирпичей или покрытых резным узором терракотовых плиток. В XII в. начали применять для украшения зданий кирпичи и терракотовые плитки, покрытые цветной глазурью. В мечетях XIII-XIV вв. резьбой по алебастру богато украшены михрабы.

Шахская мечеть в Исфахане. Внутренний вид. 960 год
Шахская мечеть в Исфахане. Внутренний вид. 960 год

В начале X в. восточные области Ирана отошли к среднеазиатской державе Саманидов. В XI-XII вв. Иран находился составе обширной сельджукской империи. В конце XIV в. Иран вошел в состав державы Тимура. Архитектура XIII— XIV вв. продолжает традиции предшествующего периода. В этот период особенно много строится зданий, состоящих из большого перекрытого куполом квадратного помещения с порталом со стороны входа. Обилие мавзолеев связано с культом святых, характерным для ислама шиитского толка. Особенно многочисленны постройки, воздвигнутые на служивших местом поклонения могилах сыновей имама. В архитектуре башнеобразных построек особенно заметны тенденции к вытянутым вверх пропорциям и тонкой изящной моделировке архитектурных форм.

Шахристан

(от иран. шахргород и станместо)основное ядро средневекового города в Средней Азии, Иране, Афганистане, включающее цитадель и обнесенное стеной. Ш. обычно имел прямоугольную планировку с более или менее регулярной сетью улиц, укреплялся крепостной стеной с башнями и воротами; иногда внутри Ш. ставилась цитадель

Минарет в Бистаме XII век
Минарет в Бистаме XII век

Для развития монументальной архитектуры XIII-XIV вв. характерно нарастание декоративного начала. Мастера архитектурного орнамента продолжали использовать технику резьбы по стуку, обогащая узор сюжетно и пластически.

Али-Шах Мавзолей Олджейту в Султании. 1305-1313 гг.
Али-Шах Мавзолей Олджейту в Султании. 1305-1313 гг.

В XIV в. цветное убранство стало применяться на стенах снаружи зданий. Появились новые технические и художественные приемы: узорная кладка из глазурованных и неглазурованных кирпичей, резная керамическая мозаика, украшение стены плитками расписной майолики и др. Новые качества архитектуры XIII-XIV вв. ярко проявились в одном из лучших памятников иранского средневекового зодчества, мавзолее Олджейту в Султании.

Торговый купол Так-и-Заргарон. Бухара. XV-XVI вв.
Торговый купол Так-и-Заргарон. Бухара. XV-XVI вв.

Стук (ит. stucco) искусственный мрамор, материал для отделочных работ в интерьере, изготавливается из обожженного гипса и толченого мрамора с примесью клея, извести и квасцов

В архитектурных памятниках Х-ХП вв. узоропостроения из кирпича были чрезвычайно разнообразны. Строительный кирпич отесывали с торца, придавая ему С, X, Е, Z-образную форму. Затем комбинировали его во всевозможных узорах

Искусство Средней Азии

Средняя Азия, став центром империи Тимура, переживает в XIV- XV вв. расцвет культуры. Столица Тимура Самарканд была местом, куда Тимур свозил художников и строителей из покоренных стран. При Тимуре в Самарканде был воздвигнут Шахи-Зинда — комплекс небольших портально-купольных, близких по характеру усыпальниц, мавзолеев духовенства и знати с декором, доведенным до совершенства. Главным зданием комплекса была мечеть с огромной аркой, поддерживаемой восьмигранными минаретами, увенчанная бирюзовым куполом.

Усыпальница Тимуридов Гур- Эмир отличалась богатством внутреннего убранства и простотой архитектурных объемов.

В Иране вокруг центра города, где находилась большая пятничная мечеть, располагались торговые улицы базара, склады товаров, караван- сараи, а дальше концентрическими рядами ремесленные ряды

Высокий зал мавзолея покрыт орнаментальными и эпиграфическими росписями

Ганчсреднеазиатское название вяжущего материала, получаемого обжигом камневидной породы, содержащей гипс и глину

Композиция Гур-Эмира проста: восьмигранная призма несет массивный барабан, на котором помещается монументальный купол. Во внешней отделке мавзолея применены выкладки глазурованным кирпичом мусульманских текстов. В первой половине XV в. при внуке Тимура Улугбеке было воздвигнуто медресе, представлявшее собой прямоугольный двор, окруженный двухэтажными зданиями с кельями для учеников. В середине каждой стены расположены 4 айвана, служившие местом для занятий.
В XVII в. был создан ансамбль площади Регистан, включавший три медресе, расположенных на трех сторонах площади.

Мусульманское зодчество Индии

Мусульманские завоеватели уничтожали буддийские и индуистские храмы. В результате ожесточенной борьбы за власть, в Индии образовалось несколько мусульманских государств, враждующих друг с другом. В ХН-ХШ вв. в Индии помнились мечети, минареты, мавзолеи. Влияние индийского зодчества проявилось в колоннах и деталях архитектурных украшений с обилием растительного и цветочного орнамента. Вписанность в окружающую природную среду — особенность раннеисламской архитектуры Индии.

Гирих

Гирих (перс, узел ) — в мусульманском искусстве Среднего Востока сложный геометрический орнамент.

Гирих строится на сетках, образующих узлы.

Все построение сводится к нахождению основной фигуры и ее точного положения на сетке.

Иногда одна сетка накладывается на другую. В основе построения гириха чаще всего лежит круг и его части, с помощью циркуля и линейки происходит построение основных элементов гириха.

Второй период исламского искусства Индии связан со временем правления династии Великих Моголов (вт. пол. XVI-XVIII вв.). Акбар, который создал централизованное государство на территории Индии, вошел в историю как знаток и покровитель искусств. Образцом стиля Акбара стал мавзолей его отца Хума- юна в Дели. При Шах-Джахане был создан Тадж Махал в Агре (сер. XVII в.), как гробница его любимой жены. Многоугольное в плане здание прорезано глубокими нишами и завершено сферическим куполом. По углам платформы, на которой высится мавзолей, расположены 4 стройные башни.
Узорность — неотъемлемая часть убранства средневековой архитектуры и прикладных искусств, проявляющаяся в формах каллиграфического письма.

Арабеска

Арабеска (от фр. arabesque арабский)разновидность орнамента, состоящего из геометри ческих фигур, причудливого переплетения линий, завитков, растительных побегов, стилизованных цветов. «В арабеске всякий намек на индивидуальную форму растворяется в безграничности непрерывного плетения.» Т. Буркхардт

Закономерности и формы, рожденные сочетанием геометрических фигур, легли в основу сплетений арабской геометрической вязи. Такие узоры европейцы называли арабесками. Арабеска возникла на арабском Востоке, распространившись далеко за его пределы. В дальнейшем термин арабеска стали применять только для растительного орнамента. Арабеска — понятие не только эстетическое, но и философское, понимаемое как стиль жизни, способ мышления в стихах, музыке и орнаменталистике. Для него характерно бесконечное варьирование одних и тех же фигур. Упрощенно передавая лист, цветок или стебель, мастера арабески достигали разнообразия, повторяя несложный раппорт бесконечное количество раз. Арабески создавались на коврах и страницах книг, применялись в резьбе по камню, дереву и ганчу, в узорах поливных изразцов, чеканке по металлу, мозаике.

Ислими Орнамент
Ислими Орнамент

Ислими (тюрк., перс.)в средневековом искусстве мусульманских стран вид орнамента, построенного на соединении вьюнка и спирали

Мозаика купола мечети Лутфаллы в Исфахане. Нач. XVII в.

В мусульманском искусстве выделяют два вида орнамента: «гирих» и «ислими».
Геометрические арабески (гири- хи). В основу композиции кладется сочетание подобных или равных фигур, их фрагментов с применением дополнительных вставок и зрительных поправок. Художник доводил рисунок до полноты звучания, откладывая толщину линий фигуры то на одну, то на обе стороны от оси. Он профилировал линии и насыщал их фон растительно-цветочным узором.

Люстр — пигмент с характерным металлическим золотистым отблеском зеленых, красновато- коричневых и лиловых тонов, являющийся результатом вторичного восстановительного обжига специального красочного состава, включающего окиси серебра или меди, наносившегося поверх уже обожженной оловянной глазури.

Куфи
Куфи

Куфи (араб.)общее название группы ранних арабских почерков, которые отличаются прямолинейными и угловатыми начертаниями бук.

Под «ислими» понимается не сам рисунок, часто совершенно различный, сколько приемы композиции. Рисунок «ислими» обычно рисуется от руки, но составляющие его элементы подчинены ритму кривых, имеющих форму дуги окружности, волны или завитка (спирали). Первая образует завитки и вихрящиеся сплетения ветвей с разбросанными на них завивающимися веточками и соцветиями. Вторая — вьюнок или побег с отходящими от него в свободной симметрии концами веток, бутонов и листьев. Построение рисунка основано на чувстве ритма и свободной симметрии, при соблюдении основного закона двухмерности, плоскостности изображения. Ни одна ветвь или бутон не изображены в ракурсе, все элементы растительности, получив форму плавных линий, завитков и выкружек, разложены и зажаты в одной плоскости. При этом контур имеет главное значение. «…В россыпи кудрей красавицы шесть вещей: завитки (печ), узлы (гирех), изгибы (банд), извивы (хам), извилины (тоб) и извороты (шихан)» (Кабус-намэ). В произведениях Майруфи и Рудаки завитки волос постоянно сравниваются с буквой «джим», челка на лбу с буквой «айн в айне». Лукари сравнивал локон с завитком гиацинта, у Майруфи, Джуйбари, Рудаки, Лукари, Камари лицо постоянно сравнивается с цветком. Такое мировосприятие образно выразил Омар Хайям: «Наш мир — поток метафор И символов узор».

Минаи
Минаи

Минаитончайшая живопись легкоплавкими эмалевыми красками, которые наносились на непрозрачную оловянную глазурь. Контур рисунка обводился черной линией (т.н. «мертвый край» ). После этого сосуд вторично обжигали

Бируни писал: «Близко к особенностям цветов стоит одна вещь, которой можно удивляться. А именно число листьев, края которых образуют кружок, когда цветок распускается, в большинстве случаев соответствует правилам геометрии. Чаще всего оно совпадает с хордами, которые можно найти геометрическими методами, но не с коническими сечениями. Едва ли найдется какой-нибудь цветок, количество листьев которого составит 7 или 9, так как их нельзя методами геометрии вписать в окружность в виде равнобедренных треугольников. Напротив, листьев бывает 3, 4, 5, 6 или 18».
Кроме того, арабский орнамент использовал зооморфные, астральные и другие мотивы. Изображение реальных и фантастических птиц и животных в орнаментике и искусстве IX-XIII вв. представляло собой не только следование традиционному мотиву, но связывалось с определенным строем представлений. Известные географы этого времени занимаются экспериментами с геометрическими фигурами, и, в частности, в круглой карте мира сказывается тенденция к чисто условному изображению береговых линий и рек. Средиземное море рисуется почти в круглой или эллиптической форме. В Коране говорится: небеса представляют собой 7 твердых сводов, нижний свод «без всяких щелей и трещин», на нем — солнце, луна и звезды, светила — защита от дьявола. Бесконечная вязь орнамента намекает на бесконечную текучесть форм мира.

Миниатюра из рукописи «Калила и Димна
Миниатюра из рукописи «Калила и Димна

В архитектуре использовались так называемые сталактиты, нависающие друг над другом, которые выполнялись из гипса, терракоты. Преобладали красный, голубой в сочетании с позолотой, желто-охристый и зеленый цвета. Единой колористической гаммы не было, в различных странах Ближнего и Среднего Востока использовали свои сочетания красок.

мозаика купола мечети лутфаллы в исфахане
мозаика купола мечети лутфаллы в исфахане

Орнамент, применяемый в арабском искусстве, дополнялся шрифтами «куфи» и «насх» (скоропись).
Арабское письмо зародилось на северо-западе Аравии, где жили набатеи — оседлые арабские племена, усвоившие письмо арамеев. Еще в доисламское время на основе набатейского была создана первая форма арабского письма, самый древний образец которого сохранился на папирусе 22 года Хиджры.

Насх
Насх

Насх (араб.переписка)в арабской каллиграфии один из видов курсивного письма.

Письменность сопровождала мусульман в их походах в двух формах — в мягкой, которой писали в повседневной жизни, и «сухой» с квадратными буквами, которую использовали для записи Корана.
Большое место в культуре мусульманского Востока занимает каллиграфия, одновременно бывшая и наукой, и искусством. Каллиграфическое написание религиозных, официальных и бытовых текстов воспроизводилось на пергаменте, бумаге, домашней утвари, стенах зданий. Каллиграфия считалась декоративным искусством, обретя сакральный смысл благодаря идее о воплощении Слова Бога. Этим объясняется обязательное присутствие цитат из Корана на здании мечети.

Риза-йи-Аббаси. Портрет юноши. ок.1625 г.
Риза-йи-Аббаси. Портрет юноши. ок.1625 г.

Сюжетные изображения нельзя было помещать в мечетях и культовых зданиях, но нередко они украшали стены дворцов правителей, знати, жилых домов горожан, бани и другие светские постройки.
Расцвет изобразительного искусства наступил в XII—XIII вв. Особый, широко распространенный в странах Среднего Востока вид монументально-декоративного искусства представляли расписные и рельефные, покрытые глазурью изразцы, применявшиеся для украшения фасада, а также в интерьере зданий. В иранской архитектурной керамике нередко золотисто-желтый или коричневый люстр дополнялся синей и бирюзовой красками. Применялась также только в это время появившаяся полихромная роспись «минаи», что в буквальном переводе значит эмалевый или мозаичный.
Различают несколько типов иранских расписных изразцов, среди которых близкие по форме к квадрату плитки, крестообразные и в виде восьмиконечных звезд, из сочетания которых набирали панели, словно
узорный ковер покрывавшие поверхность стены. Композиция узора панели в соответствии с формой составляющих ее изразцов членится сеткой, звездообразные и крестообразные ячейки которой заполнены орнаментальными и изобразительными мотивами. Нередко изразцы оконтурены полосой с надписью, содержащей религиозные изречения из Корана или поэтические цитаты.
Миниатюра
Иранская миниатюра — самое ценное из того, что было создано в области изобразительного искусства. Ее расцвет связан с блестящим расцветом ираноязычной литературы. Иранская миниатюра почти не связана с религией. Ее основная тема — образ прекрасного сада, роскошной лужайки, усеянной цветами. Иранских миниатюристов не занимали отношения между людьми: люди, как цветки, разбросаны художником по лужайке.

Спящий Рустам. Миниатюра. 1515-22гг. Шахнаме, Фирдоуси.
Спящий Рустам. Миниатюра. 1515-22гг. Шахнаме, Фирдоуси.

Родина двух великих иранских поэтов — Саади (1203/1210-1292) и Хафиза (1325—1389) — Шираз в течение столетий сохранял значение крупного культурно-художественного центра Ирана. Ширазской школе первой половины XIV в. принадлежат рукописи «Калила и Дим- на» 1333 г., иллюстрации трехтомного манускрипта Садака ибн Абд аль-Казим Ширази, а также миниатюры рукописи «Всеобщей истории» Табари. Стиль миниатюр объединяет восходящая к древней традиции монументально-декоративная концепция, требующая изображения крупных по масштабу фигур, заполняющих все поле миниатюры и расположенных как бы на первом плане одна рядом с другой. Художник не передает объем фигур, а также пространство окружающей среды. Фоном, как правило, служит ровно окрашенная цветная поверхность, что и является одной из черт, устанавливающих связь этих миниатюр со стенописью. Во второй половине XIV в. в развитии ширазской миниатюры произошел перелом, появились новые стилевые особенности: усилилось декоративное начало, ослабели связи с настенной живописью, миниатюра приобрела более книжный характер. Изменяется масштаб изображений, появляется пространство, условно переданное несколькими планами и свободно заполненное фигурками людей. 1398 г. датирован единственный в своем роде памятник «чистого пейзажа» в истории книжной миниатюры Среднего Востока. Это 11 иллюстраций в «Антологии» ираноязычной поэзии, написанной каллиграфом, уроженцем Багбахана.

Башня Кабуса близ Горгана. 1006 г
Башня Кабуса близ Горгана. 1006 г

В течение XV в. художники Ближнего и Среднего Востока совершенствовали декоративный образный строй миниатюры, специфичный по своей графической и колористической структуре. Композиционно каждая миниатюра этого времени представляет законченное художественное целое, в котором все изображенные фигуры и предметы подчинены ритму плавных певучих линий и тонкой гармонии сочных красочных пятен, составляющих декоративный многоцветный узор. Оперируя пластически выразительной изящной линией и чистыми, яркими красками, художник-миниатюрист добивался нужного ему эмоционального звучания образов, передавая их поэтическую сущность. Работа художника начиналась с линейного наброска, который первоначально исполнялся тонким пером. Лишь убедившись, что графически композиция найдена, художник обводил контуры краской и приступал к иллюминовке. Ей также предшествовал своего рода эскиз пейзажа. Общепризнанным шедевром гератской живописи первой половины XV в. являются крупноформатные миниатюры рукописи «Шахнаме», выполненные в 1430 г. для мирзы Байсонкура.
Наиболее зрелым представителем иранской миниатюры гератской школы был Камал ад-Дин Бехзад. Бехзад — поразительный мастер рисунка и колорита. Декоративный образ его произведений очень сложен, построен на тонком соотношении целого и множества частностей, смелой экспрессии, свободной компоновке фигур и предметов, выразительности штриха, богатстве цветовых пятен. Никто до Бехзада не мог так органично, в пределах декоративного образного строя миниатюры с ее условными канонизированными приемами, так многогранно и непосредственно живо передавать события, о которых повествуют его произведения, украшающие рукопись «Бустана» Саади. Поразительны исполненные лиризма сцены к поэме «Лейли и Маджнун» Амира Хусрау Дихлави, а также портреты, свидетельствующие о стремлении художника к созданию проникновенного образа человека.

Название «Шахи- Зинда» означает «живой царь»

В первой половине XV в. достигла своего рассвета миниатюра Шираза, которую отличают величавая монументальность и лаконизм композиции, четкий рисунок и звучная красочная гамма. Минеральные краски составлялись на яичном белке или растительном клее, некоторые части рисунка покрывались золотом и серебром, бумага и готовый рисунок полировались горным хрусталем или сердоликом. Над книгой, кроме миниатюристов, трудились каллиграфы, иллюминаторы, украшавшие поля книги, и переплетчики. Поля заполнялись растительным узором и фигурками животных, окрашивались бледным золотом или покрывались золотым крапом. Кожаные переплеты отделывались орнаментальным тиснением с золотом.
В начале XVI в. складывается государство Сефевидов (1502-1736), в это время искусство средневекового Ирана достигает расцвета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art