Искусство Российских косторезов

Искусство Российских косторезов
И.С.Терехов (1923 — 1982) Тобольск Оленеводство. 1958. Клык моржа.леска, объемная резьба

Искусство Российских косторезов в собрании ЕМИИ

Типичной чертой холмогорской школы является плоскостная ажурная резьба. Именно в такой технике низкого, тонко моделированного рельефа выполнен «Портрет императрицы Екатерины II» (1780 — середина 1790-х гг.). Особым изяществом отличаются ажурные коробочки, вазы, кубки, ларцы северо-русских мастеров. Традиционный рокайльный орнамент обогащен новыми мотивами в кубке «Звездный мир» (1985) М. А. Галемского, где изображения знаков зодиака органично вплетены в общую канву узора.

Искусство Российских косторезов
М. Г. Сандоерская (род. 1953) Тобольск. Скульптурная группа «Пигвины» 1991 (авторский вариант 1994) Простая кость, резьба, гравировка, тонирование

Вплоть до начала ХХ в. традиционное народное искусство было напрямую связано с легендами Чукотского полуострова и шаманскими ритуалами. Посещение Русского Севера морскими китобоями, торговцами, исследователями, открытие внешнего рынка и спрос на экзотические сувениры с Чукотки в 1920 — 1930-е гг. привели к тому, что в косторезном промысле в это время сформировались новые тенденции, далекие от строгих канонов традиционного искусства.
Распространение получили объемные многофигурные композиции, монохромные и цветные гравированные клыки с изображениями сцен охоты, быта жителей севера, народных сказок и преданий.
Зооморфным фигуркам, которые чаще всего использовались как украшение костюма и ритуальная атрибутика, пришли на смену небольшие скульптуры полярных животных — оленей, нерп, белых медведей, моржей. Выполненные с поразительной точностью, они восхищают своей достоверностью и выразительностью.
Искусство жителей Уэлена — небольшого поселка, расположенного на Чукотке, в коллекции Екатеринбургского музея представлено ограниченно, но все же позволяет судить о предпочтительной тематике и особенностях ее воплощения в материале. Один из характерных приемов этого центра резьбы по кости можно наблюдать в произведении Л.И. Эйнес «Охотники на моржа» ( 1961), где на двух сторонах клыка выгравирован цветной развернутый сюжет о поездке на охоту и добыче зверя. Повествовательностью отличается работа резчика Н. Килелоя и гравера Е. Янку «Первый выход в море» (середина 1960-х), в которой сочетаются гравировка подставки и объемность многофигурной композиции.
Несмотря на сложность сюжета и композиционного решения, мастерам удалось придать индивидуальные особенности каждому персонажу, передать саму атмосферу северной охоты. Вариант круглой скульптуры использован в оформлении ручки ножа для разрезания бумаг неизвестного автора, представленной в виде фигурки плывущей нерпы (1980-е).
Самую многочисленную группу в коллекции составляют произведения тобольских косторезов. Благодаря большому поступлению из частного собрания Ф. И. Чудновского в 1986 г. в музейные фонды вошли работы самых известных мастеров промысла. Именно с этого времени музей начал целенаправленно пополнять свое собрание произведениями современных авторов. Через Тобольск шли торговые пути на Восток, благодаря чему в город попадали образцы косторезного искусства других стран.

Искусство Российских косторезов
М. В. Тимергазеев (род. 1950). Тобольск. Скульптурная группа «Базар» 1990. Бивень мамонта, объемная резьба

Определенное влияние на формирование промысла его исследователи связывают с творчеством ссыльных поляков и шведов, которые изготовляли в 1860-е гг. запонки, броши, портсигары, пресс-папье. Вместе с ними занялись резьбой по кости и местные художники, среди которых был и этнограф М. Знаменский, у которого учились резьбе все первые мастера.
Стараясь подчеркнуть благородство материала, мастера Щедро орнаментировали поверхность, применяя рельефную Резьбу и гравировку.
Длительное время тобольские резчики изготовляли бытовые предметы — туалетные принадлежности, письменные и столовые приборы, пуговицы и бильярдные шары, линейки и многое другое. Стараясь подчеркнуть благородство материала, мастера щедро орнаментировали их поверхность, применяя рельефную резьбу и гравировку. К началу ХХ в. складывается характерный для тобольского промысла круг тем и сюжетов, формируется свой пластический язык, а главной отличительной чертой становится объемная резьба. Из отдельно вырезанных фигурок мастерами набирались многосоставные композиции, которые выстраивались по принципу макета на узкие подставки. Таковы работы, составившие основу коллекции музея 1930 — 1950-х гг.: «Поездка на оленях» (1936) В. И. Денисова, «Ненец с нерпой» (1959) Д. Н. Шушканова, «Репка>> (1951) Ф. С. Фёдорова.

Искусство Российских косторезов
Неизвестный автор Тобольск. Нож для разрезания бумаг 1910-е. Клык моржа,объемная и рельефная резьба

Общий пафос советского искусства 1940 — 1960-х гг. коснулся и тобольского промысла. Миниатюрная пластика этих лет приобретает станковые, а порой и монументальные черты, которыми отмечены, к примеру, «Весть о спутнике» (1957) В. А. Решетникова, «Победительница» (1956) Г. Г. Кривошеина. Одновременно с новыми мотивами продолжают разрабатываться и ставшие уже традиционными темы фольклора и северной фауны. Мягкая моделировка объемов, точная передача поз и движений животных, виртуозное владение техникой обработки кости — все это позволяет легко идентифицировать работы тобольских резчиков.
С 1953 г. на промысле начала внедряться механизация, что послужило причиной роста объема тиражного производства. Затем, в начале 1960-х гг., была проведена реорганизация всей системы народных промыслов, их кооперация была ликвидирована. Многие мастера, 7 выполняя плановые задания, вынуждены были заниматься копий- ной работой, в результате чего художественный уровень тиражной продукции неизбежно снижался. Но именно в этот период нарастает стремление к обретению собственной творческой индивидуальности, выделяются яркие своеобразные мастера, сочетающие в себе внутреннюю свободу художника и бережное отношение к сложившимся традициям промысла. Таково творчество Г. Г. Кривошеина, обладавшего уникальным пластическим даром и сделавшего природные качества материала отправной точкой своих образных решений. Так, в произведении «Танец» (1970) автор, следуя за естественной формой бивня мамонта, вырезает многофигурную композицию из цельного блока, виртуозно передавая динамику движения. В работах «Внучата» (1989) и «Первые шаги» (1991) художник строит свой диалог со зрителем на доверительном обращении к простым человеческим чувствам. Особым лиризмом и одухотворенностью отличается «Автопортрет с женой» (1992), одна из последних работ мастера. Она лишена какой-либо сентиментальности и несет в себе жизнеутверждающий оптимизм, веру в любовь и целостность семейного союза.

Искусство Российских косторезов
Л. И. Эйнес (род. 1961) Уэлен Охотники на моржа 1989. Клык моржа, графит цветных карандашей; гравировка

Творчество другого автора, В. П. Обрядовой, представлено в коллекции произведениями 1970-1980-х ГГ» в которых она обращается к типичным для тобольской резьбы темам жизни Севера. В композиции «Финиш» (1975), посвященной теме национального спортивного праздника, мощные разгоряченные олени еле сдерживают свой бег в финале гонки.
Неповторимой творческой манерой отличаются работы М. В. Тимиргазеева, с первых же выставок отмеченные как особенное явление в тобольской резьбе по кости. Острые психологические характеристики персонажей, выразительность их мимики и жестов, умение подать их зрителю так, что они становятся близки и интересны, словно живые реальные люди, — вот что отличает художественный почерк этого мастера. Для того чтобы показать несколько непохожих характеров и судеб, Тимиргазеев объединяет своих героев одной темой в скульптурные группы. Таков «Базар»
(1990), где несколько фигур — тортощий дровами татарин, старая монахиня, разыгрывающий спектакль кукольник, зазывающий покупателя рыбак — воссоздают шумную, суетливую, разномастную человеческую толпу. Скульптуры Тимиргазеева выполнены без подставки, их неполированная поверхность, испещренная энергичными движениями резца, усиливает эмоциональное впечатление от различных состояний колоритных образов.

Искусство Российских косторезов
Т.К. Песков. 1919-1978. Тобольск, Мальчик на лыжах. 1953. Клык моржа, зуб кашалота, объемная резьба.

Начиная с 1970-х гг. тобольские резчики стали широко использовать простую животную кость. Безусловно, технологические трудности, связанные с особенностями этого материала, сказались на работе художников: если при изготовлении женских украшений еще можно обойтись его природными качествами, то использовать этот материал для изготовления круглой скульптуры довольно сложно. В творчестве мастеров сложились две линии — имитация под благородную кость и подчеркнутое выявление пластических и эстетических свойств вошедшего в обиход дешевого сырья. По первому пути пошел А. П. Кураевский, который в своих композициях создает видимость монолитного блока, прибегая ко множеству склеек. Обостренное пластическое чутье М. Г. Сандлерской вывело ее на второй путь, когда замысел произведений воплощается, не сопротивляясь воле самого материала, а рука художника действует заодно с природой. Такой подход делает творчество этого мастера для промысла особенным явлением, неожиданным и современным. В композиции «Оставшиеся» ( 1991) Сандлерская обозначает объем плоскими элементами, передавая скупыми пластическими средствами ощущение огромности мира и восхищение стойкостью, упорством живущих в нем людей, позволяя зрителю воссоздать в своем сознании всю полноту образа. В работах художницы прежде всего поражает внешняя простота обработки кости. В отличие от традиции, где во главу угла всегда ставилось виртуозное исполнение, она умело может заставить работать естественную форму и цвет материала. Так, в композиции «Пингвины» (1991) специфические особенности трубчатой кости с ее изъянами становятся средствами пластического выражения авторского замысла. По тому же пути идет мастер и в создании женских украшений, как, например, в комплекте «Осенний» (1988), где применен еще один нетрадиционный для тобольской резьбы прием — введение цветной гравировки. Творчество Сандлерской требует от зрителя определенного интеллектуального освоения и вызывает порой весьма сложные ассоциации, отсылая к первородным смыслам и значениям вещей и явлений.
Конец ХХ — начало XXI в. стали для промысла нелегким временем, но, несмотря на тяжелые обстоятельства, он смог сохраниться. Достойными преемниками К. Т. Пескова, В. И. Денисова, А. А. Уженцева, В. С. Синицких и других известных мастеров стали художники нового поколения. Такие яркие индивидуальности, как Тимергазеев и Сандлерская, создают свое неповторимое пространство, в котором их герои переживают радости и тревоги современного человека с его непреходящим стремлением к добру и гармонии.
Тобольский центр резьбы по кости живет и развивается: те, кто пришел на смену старым мастерам, оставаясь в рамках традиций промысла, решают сложные, продиктованные временем задачи, а главное, — принимают на себя ответственность за сохранение творческого наследия…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art