Искусство Российских косторезов в собрании ЕМИИ
Типичной чертой холмогорской школы является плоскостная ажурная резьба. Именно в такой технике низкого, тонко моделированного рельефа выполнен «Портрет императрицы Екатерины II» (1780 — середина 1790-х гг.). Особым изяществом отличаются ажурные коробочки, вазы, кубки, ларцы северо-русских мастеров. Традиционный рокайльный орнамент обогащен новыми мотивами в кубке «Звездный мир» (1985) М. А. Галемского, где изображения знаков зодиака органично вплетены в общую канву узора.
Вплоть до начала ХХ в. традиционное народное искусство было напрямую связано с легендами Чукотского полуострова и шаманскими ритуалами. Посещение Русского Севера морскими китобоями, торговцами, исследователями, открытие внешнего рынка и спрос на экзотические сувениры с Чукотки в 1920 — 1930-е гг. привели к тому, что в косторезном промысле в это время сформировались новые тенденции, далекие от строгих канонов традиционного искусства.
Распространение получили объемные многофигурные композиции, монохромные и цветные гравированные клыки с изображениями сцен охоты, быта жителей севера, народных сказок и преданий.
Зооморфным фигуркам, которые чаще всего использовались как украшение костюма и ритуальная атрибутика, пришли на смену небольшие скульптуры полярных животных — оленей, нерп, белых медведей, моржей. Выполненные с поразительной точностью, они восхищают своей достоверностью и выразительностью.
Искусство жителей Уэлена — небольшого поселка, расположенного на Чукотке, в коллекции Екатеринбургского музея представлено ограниченно, но все же позволяет судить о предпочтительной тематике и особенностях ее воплощения в материале. Один из характерных приемов этого центра резьбы по кости можно наблюдать в произведении Л.И. Эйнес «Охотники на моржа» ( 1961), где на двух сторонах клыка выгравирован цветной развернутый сюжет о поездке на охоту и добыче зверя. Повествовательностью отличается работа резчика Н. Килелоя и гравера Е. Янку «Первый выход в море» (середина 1960-х), в которой сочетаются гравировка подставки и объемность многофигурной композиции.
Несмотря на сложность сюжета и композиционного решения, мастерам удалось придать индивидуальные особенности каждому персонажу, передать саму атмосферу северной охоты. Вариант круглой скульптуры использован в оформлении ручки ножа для разрезания бумаг неизвестного автора, представленной в виде фигурки плывущей нерпы (1980-е).
Самую многочисленную группу в коллекции составляют произведения тобольских косторезов. Благодаря большому поступлению из частного собрания Ф. И. Чудновского в 1986 г. в музейные фонды вошли работы самых известных мастеров промысла. Именно с этого времени музей начал целенаправленно пополнять свое собрание произведениями современных авторов. Через Тобольск шли торговые пути на Восток, благодаря чему в город попадали образцы косторезного искусства других стран.
Определенное влияние на формирование промысла его исследователи связывают с творчеством ссыльных поляков и шведов, которые изготовляли в 1860-е гг. запонки, броши, портсигары, пресс-папье. Вместе с ними занялись резьбой по кости и местные художники, среди которых был и этнограф М. Знаменский, у которого учились резьбе все первые мастера.
Стараясь подчеркнуть благородство материала, мастера Щедро орнаментировали поверхность, применяя рельефную Резьбу и гравировку.
Длительное время тобольские резчики изготовляли бытовые предметы — туалетные принадлежности, письменные и столовые приборы, пуговицы и бильярдные шары, линейки и многое другое. Стараясь подчеркнуть благородство материала, мастера щедро орнаментировали их поверхность, применяя рельефную резьбу и гравировку. К началу ХХ в. складывается характерный для тобольского промысла круг тем и сюжетов, формируется свой пластический язык, а главной отличительной чертой становится объемная резьба. Из отдельно вырезанных фигурок мастерами набирались многосоставные композиции, которые выстраивались по принципу макета на узкие подставки. Таковы работы, составившие основу коллекции музея 1930 — 1950-х гг.: «Поездка на оленях» (1936) В. И. Денисова, «Ненец с нерпой» (1959) Д. Н. Шушканова, «Репка>> (1951) Ф. С. Фёдорова.
Общий пафос советского искусства 1940 — 1960-х гг. коснулся и тобольского промысла. Миниатюрная пластика этих лет приобретает станковые, а порой и монументальные черты, которыми отмечены, к примеру, «Весть о спутнике» (1957) В. А. Решетникова, «Победительница» (1956) Г. Г. Кривошеина. Одновременно с новыми мотивами продолжают разрабатываться и ставшие уже традиционными темы фольклора и северной фауны. Мягкая моделировка объемов, точная передача поз и движений животных, виртуозное владение техникой обработки кости — все это позволяет легко идентифицировать работы тобольских резчиков.
С 1953 г. на промысле начала внедряться механизация, что послужило причиной роста объема тиражного производства. Затем, в начале 1960-х гг., была проведена реорганизация всей системы народных промыслов, их кооперация была ликвидирована. Многие мастера, 7 выполняя плановые задания, вынуждены были заниматься копий- ной работой, в результате чего художественный уровень тиражной продукции неизбежно снижался. Но именно в этот период нарастает стремление к обретению собственной творческой индивидуальности, выделяются яркие своеобразные мастера, сочетающие в себе внутреннюю свободу художника и бережное отношение к сложившимся традициям промысла. Таково творчество Г. Г. Кривошеина, обладавшего уникальным пластическим даром и сделавшего природные качества материала отправной точкой своих образных решений. Так, в произведении «Танец» (1970) автор, следуя за естественной формой бивня мамонта, вырезает многофигурную композицию из цельного блока, виртуозно передавая динамику движения. В работах «Внучата» (1989) и «Первые шаги» (1991) художник строит свой диалог со зрителем на доверительном обращении к простым человеческим чувствам. Особым лиризмом и одухотворенностью отличается «Автопортрет с женой» (1992), одна из последних работ мастера. Она лишена какой-либо сентиментальности и несет в себе жизнеутверждающий оптимизм, веру в любовь и целостность семейного союза.
Творчество другого автора, В. П. Обрядовой, представлено в коллекции произведениями 1970-1980-х ГГ» в которых она обращается к типичным для тобольской резьбы темам жизни Севера. В композиции «Финиш» (1975), посвященной теме национального спортивного праздника, мощные разгоряченные олени еле сдерживают свой бег в финале гонки.
Неповторимой творческой манерой отличаются работы М. В. Тимиргазеева, с первых же выставок отмеченные как особенное явление в тобольской резьбе по кости. Острые психологические характеристики персонажей, выразительность их мимики и жестов, умение подать их зрителю так, что они становятся близки и интересны, словно живые реальные люди, — вот что отличает художественный почерк этого мастера. Для того чтобы показать несколько непохожих характеров и судеб, Тимиргазеев объединяет своих героев одной темой в скульптурные группы. Таков «Базар»
(1990), где несколько фигур — тортощий дровами татарин, старая монахиня, разыгрывающий спектакль кукольник, зазывающий покупателя рыбак — воссоздают шумную, суетливую, разномастную человеческую толпу. Скульптуры Тимиргазеева выполнены без подставки, их неполированная поверхность, испещренная энергичными движениями резца, усиливает эмоциональное впечатление от различных состояний колоритных образов.
Начиная с 1970-х гг. тобольские резчики стали широко использовать простую животную кость. Безусловно, технологические трудности, связанные с особенностями этого материала, сказались на работе художников: если при изготовлении женских украшений еще можно обойтись его природными качествами, то использовать этот материал для изготовления круглой скульптуры довольно сложно. В творчестве мастеров сложились две линии — имитация под благородную кость и подчеркнутое выявление пластических и эстетических свойств вошедшего в обиход дешевого сырья. По первому пути пошел А. П. Кураевский, который в своих композициях создает видимость монолитного блока, прибегая ко множеству склеек. Обостренное пластическое чутье М. Г. Сандлерской вывело ее на второй путь, когда замысел произведений воплощается, не сопротивляясь воле самого материала, а рука художника действует заодно с природой. Такой подход делает творчество этого мастера для промысла особенным явлением, неожиданным и современным. В композиции «Оставшиеся» ( 1991) Сандлерская обозначает объем плоскими элементами, передавая скупыми пластическими средствами ощущение огромности мира и восхищение стойкостью, упорством живущих в нем людей, позволяя зрителю воссоздать в своем сознании всю полноту образа. В работах художницы прежде всего поражает внешняя простота обработки кости. В отличие от традиции, где во главу угла всегда ставилось виртуозное исполнение, она умело может заставить работать естественную форму и цвет материала. Так, в композиции «Пингвины» (1991) специфические особенности трубчатой кости с ее изъянами становятся средствами пластического выражения авторского замысла. По тому же пути идет мастер и в создании женских украшений, как, например, в комплекте «Осенний» (1988), где применен еще один нетрадиционный для тобольской резьбы прием — введение цветной гравировки. Творчество Сандлерской требует от зрителя определенного интеллектуального освоения и вызывает порой весьма сложные ассоциации, отсылая к первородным смыслам и значениям вещей и явлений.
Конец ХХ — начало XXI в. стали для промысла нелегким временем, но, несмотря на тяжелые обстоятельства, он смог сохраниться. Достойными преемниками К. Т. Пескова, В. И. Денисова, А. А. Уженцева, В. С. Синицких и других известных мастеров стали художники нового поколения. Такие яркие индивидуальности, как Тимергазеев и Сандлерская, создают свое неповторимое пространство, в котором их герои переживают радости и тревоги современного человека с его непреходящим стремлением к добру и гармонии.
Тобольский центр резьбы по кости живет и развивается: те, кто пришел на смену старым мастерам, оставаясь в рамках традиций промысла, решают сложные, продиктованные временем задачи, а главное, — принимают на себя ответственность за сохранение творческого наследия…