Искусство Франции XVIII века

Искусство Франции XVIII века
Искусство Франции XVIII века

XVIII в. во Франции начинался смертью престарелого короля Людовика XIV. «Король, так долго царствовавший, умер», — писал один из героев «Персидских писем» Шарля Монтескье. Регентом малолетнего племянника был объявлен герцог Филипп Орлеанский. Период Регентства (1715-1723) вошел в историю как время крайнего падения нравов, когда аристократия вознаграждала себя за долгие годы лицемерного смирения при ханжеском дворе старого Людовика XIV.

Вкусам аристократии отвечал стиль рококо, который проявился преимущественно в украшении интерьеров, мебели и декоративных изделий, утратил присущие барокко монументальность и размах, связь с торжественной парадностью. Искусство рококо сближалось с бытом, пресыщенность глаз требовала все больше раздражителей в виде живописи, лепки, позолоты, мелкой пластики, изысканной утвари. Мебель, посуда, декоративные ткани, бронза, фарфор, статуэтки оформлялись светлыми, яркими красками, завитками. Дробность формы, ажурный орнамент, строящийся на игре сложных изогнутых линий раковин, цветочных букетов, лент и арабесок — особенность декора рококо.

Решетчатая дверь в стиле рококо. Консоль в форме рокайля, давшая название стилю Рококо (фр. rococo) от орнаментального мотива рокайль (rocaille — осколки камней, раковины ) — характерный для рококо мотив орнамента в виде раковины.
Решетчатая дверь в стиле рококо.
Консоль в форме рокайля, давшая название стилю
Рококо (фр. rococo) от орнаментального мотива рокайль (rocaille — осколки камней, раковины ) — характерный для рококо мотив орнамента в виде раковины.

Мебель делалась из лимонного, красного, палисандрового дерева, украшалась резьбой и позолотой, вставками из фарфора, применялся наборной узор из дерева. Изделия из фарфора приобретают форму цветков, они покрыты лимонно-желтой, розовой или сиреневой росписью.
Стиль рококо был обращен к домашнему обиходу и его нуждам. Для французского рококо характерны отказ от ордера в интерьере, внимание к удобству и комфорту и утонченности каждодневного быта. Изобразительное искусство рококо отличает асимметрия композиции, демонстративное легкомыслие сюжетов, изящество, легкие, светлые краски.
Франсуа Буше (1703-1770) был связан с аристократическим обществом. Писал мифологические картины, пасторали, был первым живописцем короля.

Ж.-А. Ватто. Жиль. Ок. 1717-1719 гг.
Ж.-А. Ватто. Жиль. Ок. 1717-1719 гг.

Одним из художником, в чьем творчестве проявляются изысканность и фривольность рококо, был Жан-Антуан Ватто (1684-1721), сын кровельщика из Валансьена. Почти ребенком Ватто отправился в Париж, где работал на рыночного торговца картин. Ценой невероятного напряжения Ватто выбился из нужды, добился славы. Неуживчивый, легко ранимый, не имеющий семьи, Ватто был неизлечимо болен, предчувствовал свою раннюю смерть. Он умрет в 36 лет, работая до последнего дня. Мизантроп в жизни, Ватто писал галантые сцены, для которых Академия живописи специально ввела это жанровое обозначение. «Галантныеь празднества» — лирические сцены, полные утонченной грации: кавалеры и дамы встречаются в парках, слушают музыку, танцуют и поют. Одна из прославленных сцен — «Отплытие на остров Киферу» изображает влюбленных, которых ожидает корабль, следующий на остров, где любовь никогда не умирает. Ватто любил изображать и такие будничные сцены войны, как привалы, бивуаки и походы. Среди его друзей были актеры парижских театров, им, а вернее их персонажам, посвящены такие театральные сцены, как «Жиль», «Актеры Французской Комедии». В театральных сценах все чувства заключены в традиционные актерские амплуа. В конце жизни он создает свой шедевр для друга, владельца магазина по продаже картин — «Вывеску Жерсена».

Ж.-А. Ватто. Капризница. . Ок. 1718 г.
Ж.-А. Ватто. Капризница. . Ок. 1718 г.

Скульптура Франции начала XVII в. представлена творчеством Гийома Кусту (1678-1746), чьим лучшим творением стали группы укротителей коней для садов Марли, позже перенесенные на Елисейские поля. Жан-Батист Пигаль (1714-1785) прославился мраморными фигурами Меркурия и Венеры. Этьен-Морис Фальконе (1716- 1791) в 1757 г. назначается начальником скульптурной мастерской Севрской фарфоровой мануфактуры. Он исполняет в бисквите десятки моделей — отдельных статуэток и групп. Сюжеты его бесконечно разнообразны — сцены из сказок Лафонтена, из опер и пьес. В 1765 г. русский посол в Париже обратился к мастеру с предложением создать памятник Петру I.

Г. Кусту. Укротитель коней.1745 г.
Г. Кусту. Укротитель коней.1745 г.

Вся образованная Франция 60- 70-х гг. XVIII в. находилась под влиянием учения Руссо о преимуществах естественного состояния человека. Под влиянием идей Руссо рождается сентиментализм. Жан-Батист Грез (1725-1805) становится самым популярным художником-сентименталистом. Любая картина Греза — это и жанровая сцена, и некое моральное поучение, отсюда такие названия его картин, как «Паралитик, за которым ухаживают его дети, или плоды хорошего воспитания ». Выразительность колорита или самой манеры живописи недоступны для Греза. Колорит его картин однообразен, мазок безлично ровен. Соединение сентиментальности и завуалированной эротики характерно для его жеманных и манерных изображений так называемых «женских головок».

Жан Оноре Фрагонар (1732-1806), наделенный художественной впечатлительностью, впитавший многие влияния, начинал как исторический живописец, но его бурный темперамент проявлялся и в других жанрах. Он мог быть и рассказчиком, и тонким поэтом, и декоратором.

Э.-М. Фальконе. Памятник Петру I. 1768-1778 гг.
Э.-М. Фальконе. Памятник Петру I. 1768-1778 гг.
Жан-Батист Грёз. Деревенский свадебный сговор. грез, лувр
Жан-Батист Грёз. Деревенский свадебный сговор. грез, лувр

Пейзаж втррой половины XVIII в. представлен творчеством Клода- Жозефа Верне (1714-1789), стихией которого было небо и море. В 1753 г. Верне получил заказ на серию полотен портов Франции. В изображение пейзажа Верне вводит отдельные фигуры и группы. Другой пейзажист Франции Гюбер Роббер (1733-1808), проведший в молодости несколько лет в Италии, писал античные руины, изобретательно соединяя античные колонны, статуи, фонтаны, каскады, обелиски.
Портрет достигает развития в творчестве Элизабет-Луизы Виже- Лебрен (1755-1842), которая наделяла своих героинь нарочитой простотой. Поза, жест и декор — вот основные составляющие парадного репрезентативного барочного портрета, перешедшего в XVIII в. из предшествующего столетия. Портрет должен был говорить зрителю, кто перед ним — непобедимый полководец, великий министр. В обществе того времени существовал строжайший этикет, в портрете художник также руководствовался определенными правилами. Верность правде для портретиста заключалась в умении наилучшим образом воплотить социальный статус и роль своей модели. В середине века в моду входит «мифологический портрет».
Великим художником Франции XVIII в., который прославил быт французского третьего сословия, опоэтизировал простой быт людей, был Шарден.

К.-Ж. Верне. Парк виллы Памфили. 1749 г.
К.-Ж. Верне. Парк виллы Памфили. 1749 г.

Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1779) вышел из зажиточных слоев третьего сословия. Свою жизнь в искусстве Шарден начал как мастер натюрморта. Термин «натюрморт» еще не был устойчивым, то, что мы сейчас именуем натюрмортом, в XVIII в. называли «неодушевленными предметами». Замечательным натюрмортистом Шарден стал не сразу, сначала увлекался декоративными эффектами, стремясь изображать дорогие красивые вещи, перегружая картину большим количеством предметов. С годами язык Шардена упростился и достиг классической ясности. К 50-60-м гг. им были созданы лучшие натюрморты, в которых небольшое количество предметов дано в скупых сочетаниях, композиция подчинена строгой закономерности. До 1737 г. он вообще не писал картин с человеческими фигурами. Особую выразительность у Шардена имеют сами вещи повседневного обихода — баки, связки лука. Они могут говорить о занятиях своего хозяина («Атрибуты наук», «Атрибуты искусств»). Шарден пишет простые обычные вещи необычайно изысканно, тонкими стежками краски. Красочные оттенки становятся неуловимыми.

Ж.-Л. Давид. Портрет мадам Рекамье. 1800 г.
Ж.-Л. Давид. Портрет мадам Рекамье. 1800 г.

Юлия-Аделаида Рекамье, жена парижского банкира, хозяйка знаменитого салона. Изображена в тунике на античный манер, на кушетке, выполненной по античным образцам

Ж.-Л. Давид. Клятва Горациев.
Ж.-Л. Давид. Клятва Горациев.

В последней четверти XVIII в. Франция переживает грандиозную встряску всех основ жизни, начало которой положили революционные события 1779 г. Эпоха революции, гражданской войны и отражения внешней угрозы поставили перед искусством задачу прославления человека, который исполняет свой долг перед отечеством. Идеал такой личности был воплощен в искусстве Рима, ставшем для классицизма XVII в. объектом подражания. Теперь, в конце XVIII в., искусство классицизма повторяло эволюцию Рима — от республики к империи.

Г. Роббер. Пирамиды и храм. 1-ая пол. 1780-х гг.
Г. Роббер. Пирамиды и храм. 1-ая пол. 1780-х гг.

В отличие от придворного классицизма XVII в. классицизм конца XVIII в. называют революционным. Его самым ярким представителем стал художник, чья судьба неотделима от событий этого времени. Это был Жак-Луи Давид (1748-1825), член революционного Конвента, художник, перед которым заискивали члены Директории, а затем попавший в немилость у ставшего императором Наполеона. В 1800 г. Давид написал портрет мадам Рекамье в античной тунике и на кушетке с плавно изогнутоым изголовьем, которая получит название «рекамье».

Ж.-Б. Симеон Шарден. Автопортрет с зеленым козырьком.
Ж.-Б. Симеон Шарден. Автопортрет с зеленым козырьком.
Ж.-Б. Симеон Шарден. Медный бак. Ок. 1733 г.
Ж.-Б. Симеон Шарден. Медный бак. Ок. 1733 г.
Ж.-Б. Симеон Шарден. Прачка. 1730-е гг.
Ж.-Б. Симеон Шарден. Прачка. 1730-е гг.

Архитектура Франции XVIII века.

В середине XVIII в. классицизм — господствующий стиль архитектуры.
Классицизм стал стилем официальных построек. В европейских странах сооружаются величественные архитектурные ансамбли, парадные площади оформляются колоннадами.
Огромное значение придается идее единой планировки города. Жак- Анж Габриэль (1698-1762) получил заказ на застройку площади, в центре которой должен был быть памятник Людовику XV (ныне — площадь Согласия). Он создает площадь нового типа, не замкнутую, а свободную и динамично развивающуюся.

Ж.-А. Габриэль. Малый Трианон в Версале Круг и квадрат — вот буквы алфавита, применяемые авторами в качестве основы лучших произведений. Клод-Никола Леду
Ж.-А. Габриэль. Малый Трианон в Версале
Круг и квадрат — вот буквы алфавита, применяемые авторами в качестве основы лучших произведений. Клод-Никола Леду
Ж.-А. Габриэль. Площадь Согласия
Ж.-А. Габриэль. Площадь Согласия

С двух сторон к площади подступают Елисейские поля и парк Тюильри, которые Габриэль оставляет неприкосновенными, также оставляет он и природную границу набережной Сены. В результате этого пространство площади раскрывается.
Четвертая сторона оформляется следующим образом: два одинаковых корпуса разделяет улица.

К.-Н. Леду. Проект дома служащего для города Со. 1773 г.
К.-Н. Леду. Проект дома служащего для города Со. 1773 г.

К.-Н. Леду. Ротонда де ла Вилетт. Париж

Шедевр Габриэля — Малый Трианон, загородный дворец Людовика XV в Версале, не рассчитанный на званые приемы. В соразмерности всех членений фасада архитектором положено простейшее математическое соотношение один к двум. Так, длина здания вдвое больше его высоты, высота двери вдвое больше ширины, первый этаж вдвое выше второго.
Утопизм, стремление к социальному идеалу, так свойственные эпохе революции, воплотил в своем творчестве Клод-Никола Леду (1736-1806), демонстративно отвергавший архитектурные приемы прошлых эпох. Леду создал проект эллиптического в плане города. Леду признавал только «формы, которые создаются простым движением циркуля». Зданиям Леду придавал формы кубов или параллелепипедов. Своей целью Леду считал создание «говорящей архитектуры», суть которой должна была открываться через природную среду. Так, проектируемый им в городе Шо «Дом садовника» представлял собой огромный шар, лишенный окон, «Дом директора источников» представал как монолит, с вписанным полым цилиндром, куда устремляется текущий с горы поток. В городе Леду планирует «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания». От центральной площади круглой формы должны были радиально расходиться обсаженные деревьями улицы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art