Итальянский сад

Вилла Медичи в Пратолино
Вилла Медичи в Пратолино

Итальянский сад

Итальянский сад, пришедший на смену средневековым, установил внутреннюю связь с античностью и отразил главные черты духовного образа эпохи Возрождения — веру в безграничность мысли, в её верховные права над природой, преобразованной освобождённым человеком.

Итальянский сад

Такой высокой интеллектуальной напряжённости последующие века не знали, как не знали и такого богатства индивидуальных характеров. Идеализированная, усовершенствованная природа, вмещённая в геометрические формы сада, наполненного благоуханием цветов, журчанием водных струй и античной скульптурой, размыкавшей пространственные и временные звенья, — таким видели рай земной итальянские гуманисты. Итальянский сад был не только источником радости и удовольствия, но и возможностью приобщиться к истории, впечатанной в природный и культурный ландшафт настоящего.

Сады гуманистов

Люди новой эпохи — гуманисты (от лат. humanus — «человеческий») стремились избежать власти времени и сократить временную дистанцию, отделявшую настоящее от золотого века — античности. Это особое, присущее Ренессансу ощущение времени как бы спрессовало временные слои в один: будущее и настоящее воспринимались через образы античного прошлого. Живя во врёменном, преходящем, человек чувствовал себя приобщённым к вечности. А что лучше, чем сад, может выразить это?

Вилла Альдобрандини.
Вилла Альдобрандини.

В 1450—1600 гг. сады Ренессанса, создававшиеся на основе сведений об античных садах, развивались от изолированных, замкнутых пространств до обширных парков с красивыми перспективами и аллеями, где гармонично сочетались природа и искусство. Особый стиль итальянского садоводства родился во Флоренции. Здесь сады возрождали античные парки платоновской Академии и аристотелевского Лицея и создавали атмосферу, побуждавшую к глубоким размышлениям, философским беседам, перелистыванию древних рукописей, разглядыванию античных медалей и декламации греческой поэзии. В них собирались гуманисты, по преимуществу учёные, философы, художники, поэты. Общение требовало прекрасного обрамления и аркадийской обстановки.
Конечно, характер ренессансных компаний, кружков и академий менялся, но всегда сочетал серьёзность и игру, житейское и возвышенное.
Правитель Флоренции поэт и меценат Лоренцо Великолепный Медичи (1449—1492) увлекался садоводством. Особую славу снискали сады Медичи при монастыре Сан-Марко, являвшиеся одновременно и Академией, и музеем античной скульптуры. Здесь блистали красноречием Пико делла Мирандола, Полициано, Фичино и другие знаменитости той поры. Бывал во флорентийской Академии и великий Микеланджело.

Сад виллы «Фарнезина». Бальдассаре Перуцци построил эту виллу на берегу Тибра, и первоначально саду отводилась важная роль: он придавал особый смысл иллюзорным росписям интерьеров - архитектурным обманкам, изображающим словно открывающееся в реальное пространство перспективы.
Сад виллы «Фарнезина».
Бальдассаре Перуцци построил эту виллу на берегу Тибра, и первоначально саду отводилась важная роль: он придавал особый смысл иллюзорным росписям интерьеров — архитектурным обманкам, изображающим словно открывающееся в реальное пространство перспективы.

Подражая Медичи, аристократы и гуманисты тоже разбивали сады при своих виллах. 11о трактатам Альберти, где описывается идеальная вилла, или по письмам Фичино нельзя судить о том, как они выглядели в действительности. Знаменитый приют платоновской Академии, маленький фичиновский дом «Accademiola» или вилла Полициано, созданная Микелоццо, были скромнее своего умозрительного образца и не могли сравниться с виллами Медичи в том же Кареджи и в Поджио-а-Кайяно. Достойные жилища философов, они воспроизводили черты утонченного аристократического быта.
Сады при виллах знати обычно устраивались на холмах и строились как ряд террас, следующих регулярному рисунку, а их цветники напоминали ковры или причудливые вышивки. Сад со всеми его составляющими рассматривался как одно большое декоративное сооружение, организуемое в соответствии с определёнными композиционными принципами. Часто садовая декорация состояла из нескольких ярусов и венчалась фасадом дворца либо так называемого театра. В разных местах такого сада располагались видовые точки, откуда открывалась панорама отдельных участков; каждый верхний уровень сада являлся обзорной площадкой для нижних, ас нижних уровней можно было любоваться верхними; обрамлением «ландшафтных картин» служили балюстрады, боскеты, плотные ряды деревьев.

Бартоломмео Микелоццо. Вилла Медичи в Кареджи 1459 г.
Бартоломмео Микелоццо. Вилла Медичи в Кареджи 1459 г.

Главную перспектив) образовывали композиции фонтанов, широких каскадов или лестниц. В основе планировки лежали прямые линии и строго рациональная система пропорций,без нарочитой роскоши. Главное — подчеркнуть роль человека, его власть над природой, а потому обнесённые стенами и выделенные из окружающего пространства сады были небольшими и замкнутыми. В итальянских садах главенствовала архитектура: дворец, гроты, лестницы, множество античных статуй, ваз, колонн, скульптур и т. п. Подбирались они, как правило, случайно, а стиль увязывался прежде всего с характером зелёных насаждений; например, кариатиды Капраролы казались родственными соседним кипарисам. Скульптура утратила прежнее сакральное значение, но её новая, светская роль была велика: она создавала непривычное для европейцев чувство исторического времени и свидетельствовала о «мифологической учёности», на долгие века ставшей признаком культуры и образованности.

Сад чудовищ в Италии
Сад чудовищ в Италии

Примечательная особенность итальянского садового искусства — изобилие каменных парапетов и балюстрад, а также виртуозное использование воды. Гладь водоёмов контрастировала с буйными каскадами, а вместе они органично сочетались с фактурой зелени. Несложные по форме фонтаны с широким бассейном и скульптурной группой посередине располагались либо на открытых площадках, либо устраивались в нишах в зелени боскетов. Короткие, узкие и тесные аллеи без эффектного завершения, скрытые переходы и лестницы соединяли отдельные части сада. Композиционно их охватывала главная пространственная ось симметрии, связывая с ксистом — площадкой у входа в дом.
В итальянских садах плоский сад-партер перед домом, выглядевший его продолжением, прямые аллеи, пересекавшиеся под прямым углом, четырёхугольные рощицы, симметричные клумбы, фонтаны в виде широкой чаши с небольшой скульптурой посередине и боскеты вокруг, пруды, ниши, гроты, олеандры, кадки с лимонными деревцами — всё подчинялось единому замыслу В соответствии с ним преобразовывались деревья, растения, вода, а иногда и рельеф местности.
Сад и окружавший его ландшафт удивительным образом сливались: служившие для прогулок окрестности совершенствовались и превращались в парки. Эта особенность получила развитие в пейзажных парках XVIII в.
На сады итальянского Возрождения немалое влияние оказал Арабский Восток. Не случайно Леонардо да Винчи в книге «Божественные пропорции» ссылался на Авиценну, а Д. Барбаро, комментатор «Десяти книг об архитектуре» римского архитектора I в. до н. э. Витрувия, — на арабского учёного аль-Кинди. Прослеживаются и некоторые сходные приемы в планировке садов Хенералифе и итальянских вилл.

Одним из самых ярких памятников ландшафтного искусства этого времени является вилла, построенная в 1450 году архитектором Микелоццо Микелоцци (1396–1472)
Одним из самых ярких памятников ландшафтного искусства этого времени является вилла, построенная в 1450 году архитектором Микелоццо Микелоцци (1396–1472)

Для гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472), учёного, архитектора, писателя и музыканта эпохи раннего Возрождения, главной была не структура сада, а включение его в окружающий ландшафт и вид «на город, море, далёкую равнину, на хорошо знакомые холмы или горы», на переднем же плане «должна очаровывать красота садов».
«…Петрарка, гуляя за пределами сада, воодушевлялся видом мира с высокой горы, чтобы размышлять о своей жизни, о прошлом и внутреннем своём мире. Петрарка первый из поэтов совершил восхождение на гору со специальной целью полюбоваться видом», — пишет Д. Лихачёв в книге «Поэзия садов».

А в конце XVI века один из членов семьи князь Агостино Джусти и стал основателем виллы и сада. К сожалению, его архитектор остался неизвестным.
А в конце XVI века один из членов семьи князь Агостино Джусти и стал основателем виллы и сада. К сожалению, его архитектор остался неизвестным.

Козимо Старший Медичи (1389-1464), прозванный Отцом отечества, в 1457 г. наследовал виллу и сад в Кареджи близ Флоренции. Дабы благоустроить сад, Медичи пригласил знаменитых архитекторов и скульпторов. Вдоль аллей высадили кипарисы, мирты, лавры и самшит в сочетании с душистыми розами, фиалками, лавандой и другими цветами и травами. Будущий достославный глава Академии Марсилио Фичинод декламировал в саду античные оды и аккомпанировал себе на лире. Позже он стал: кумиром Медичи и получил от него виллу «Кареджи» в подарок.
Созвучный любому настроению, сад создавал условия для уединения, молитв, размышлений, бесед с друзьями в прямоугольных «зелёных кабинетах» или «зелёных залах», романтических прогулок в лабиринтах с аллегорическим смыслом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art