Клуэйн Врангель и горы Святого Ильи

Один из множества крупных глетчеров на границе между Аляской и Юконом: летом по нему густой сетью струятся ручейки талой воды, но все они рано или поздно исчезают в ледяных расселинах.
Один из множества крупных глетчеров на границе между Аляской и Юконом: летом по нему густой сетью струятся ручейки талой воды, но все они рано или поздно исчезают в ледяных расселинах.

Клуэйн Врангель и горы Святого Ильи

Америка, ты и тут впереди! Покуда защитники природы по эту сторону Атлантики вынуждены бороться за каждый гектар для наших национальных парков, в Новом Свете к ним относятся куда более щедро. В четыре раза больше Швейцарии территория природного заповедника на границе Аляски и Юкона, одним из первых внесенного в список охраняемых ЮНЕСКО объектов. Этот заповедник — достойное обрамление самых высоких гор Канады, самое обширное ледяное поле вне пределов Арктики, самый длинный ледниковый язык Северной Америки… можно назвать и другие природные рекорды, на которые претендуют три горных гряды — Клуэйн, Врангель и горы Святого Ильи.

Прямо над тихоокеанским берегом почти на 5 500 м ввысь вздымается гора Святого Ильи, еще выше — гора Логан, главная из канадских вершин (6 050 м).
В географическом отношении она в некотором смысле стоит во втором ряду после ледника, протянувшегося до самого побережья. Не менее 70 других ледников насчитывается в горной гряде Врангель, расположенной в глубине материка. Среди них глетчер длиной более 80 км, что в четыре раза превышает длину самого крупного из альпийских ледников. Правда, лишь немногие глетчеры на Земле снабжаются так хорошо, как вечные льды между Тихим океаном и Юконом: здесь ежегодно выпадает от 18 до 20 м снега, и он, превращаясь в фирн, подпитывает ледовые поля. Теплые и влажные воздушные массы движутся с юго-западной стороны, от океана к континенту, поднимаются по отрогам гор и сбрасывают здесь свой груз, состоящий из дождя и снега.
С той же стороны тихоокеанское плато дрейфует (в геологическом смысле) по направлению к североамериканскому материку, при этом уходя под более легкую континентальную земную кору, частью расплавляясь в горячих недрах Земли и превращаясь в лаву. Поэтому в разных местах над ледяными полями вздымаются вулканы; некоторые из них активны до сих пор.
В прибрежных грядах гор климат влажный и относительно мягкий. Хвойные деревья — например, ситхинская ель и тсуга — образуют густые влажные ЛЕСа, к тому же богатые мхом, лишайником, папоротником. На 1 000 м в глубь материка до лесной границы растянулись хвойные леса, приспособившиеся к сухому лету и холодной зиме: черная и светло-серая ель, бальзамический тополь и осина. Пространство за краем леса покрыто ивняком, а за ним начинается горная тундра. Так же, как и в североевропейской тундре, на границе Аляски и Юкона неприметные карликовые кустарники занимают большую площадь, но только здесь между серовато-зелеными карликовыми березами и ивами в течение короткого лета яркими красками зацветают дриада, юконская астра, красная камнеломка и множество других диких цветов. Поздним летом зрелые ягоды на низких кустиках — голубика, брусника, клюква, — оживляют окраску тундры красными и синими пятнышками. Здесь живет медведь гризли, король американского Севера, питающийся почти исключительно по-вегетариански. Примерно 600 этих величественных зверей населяют окрестности горы Логан: никакой другой заповедник мира не обладает столь крупной популяцией гризли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art