Монеты средневековой Руси

Серебряный миллиарисий Константина VII Багрянородного (аверс, реверс). 945-959 гг.
Серебряный миллиарисий Константина VII Багрянородного (аверс, реверс). 945-959 гг.

Серебрянный

Монеты средневековой Руси

Русские земли в эпоху Средневековья не знали не только собственного золота и серебра, но даже собственной меди. Ни одно месторождение не было разведано вплоть до XVII столетия, а серьёзная промышленная разработка началась только в XVIII в. До этого времени все русские монеты, ювелирные украшения, предметы утвари создавались нашими, мастерами из привозных металлов. Эти металлы поступали прежде всего за счёт колоссального притока иноземных денег — в виде торговых пошлин и платы за воск, лес, пеньку, меха.

Серебряный дирхем эпохи Саманидов (аверс, реверс). Шаш. X в.
Серебряный дирхем эпохи Саманидов (аверс, реверс). Шаш. X в.

В IX—XI столетиях по территории Древней Руси проходили международные торговые пути первостепенной важности. Русские города богатели благодаря собственным купеческим предприятиям, а также налогам, взимавшимся со скандинавов, арабов, византийцев, гостей из Западной Европы. На просторах Руси не счесть кладов и погребений, содержащих иноземные монеты. Арабские тонкие дирхемы, византийские золотые солиды, серебряные миллиарисии, медные фоллисы, западноевропейские грубоватые денарии… Чужие деньги широко использовались в любых сделках, это было в порядке вещей.
Но в эпоху расцвета Древнерусского государства киевским правителям этого показалось мало. Князь Владимир Святой, крестивший Русь в конце X столетия, решил завести собственную монету. Она должна была, во- первых, подтвердить господство правящей династии и, во-вторых, познакомить подданных с символами новой для них религии. В то же время как реальному платёжному средству монетам местного выпуска следовало напоминать внешним видом давно привычные, вошедшие в оборот деньги соседей.

ЗЛАТНИКИ И СРЕБРЕНИКИ

Первые русские монеты из золота и серебра — златники и сребреники — выпускались недолго, всего лишь несколько десятилетий на рубеже X—XI вв. Сохранилось их менее трёх с половиной сотен, причём абсолютное большинство составляют сребреники. Они изготовлялись при князьях Владимире Святом, Свято- полке Окаянном, Ярославе Мудром. Златники были фактически скопированы с византийских солидов— монеты, широко распространённой в обращении того времени. Гораздо сложнее дело обстоит со сребрениками. Их крупный тонкий диск напоминает арабские дирхемы. Но изображения на них (с местными, разумеется, поправками) восходят к греческой культурной традиции, давшей Руси христианство. Владимир Святой чеканил на сребрениках свой портрет — с длинными усами, со скипетром, венцом правителя и нимбом. На другой стороне — Господь, который правой рукой делает благословляющий жест, а в левой держит Священное Писание.

Золотая гривна Владимира Мономаха. XII в.
Золотая гривна Владимира Мономаха. XII в.

Сребреники Владимира явно делали киевские мастера, и эта работа была им в новинку. Техника изготовления монет оставалась несовершенной, а рисунок — примитивным. Так, к поясному изображению князя Владимира прибавляли маленькие ножки, и оно превращалось в ростовое. Вероятно, иначе подданные могли возмутиться: почему их государю «отрубили» половину туловища? Для византийцев поясной портрет императора на монетах и пе был вполне привычным, а вот на Руси он вызвал непонимание… Впоследствии изображение Бога заменили на родовой знак правящей династии — трезубец, вид которого изменялся у преемников Владимира.

Шиферные пряслица. XI—XIII вв. Шиферные пряслица встречаются на раскопках средневековых русских городов почти так же часто, как керамика. Они надевались на кончик веретена, не давая нитке соскальзывать с него. Однако, как и многие другие предметы (топоры, лопаты, украшения), пряслица начинали выполнять функции денег, когда монеты по тем или иным причинам выходили из обихода. На пряслицах иногда можно увидеть процарапанные имена владельцев или зарубки, возможно означающие «номинал».
Шиферные пряслица. XI—XIII вв.
Шиферные пряслица встречаются на раскопках средневековых русских городов почти так же часто, как керамика. Они надевались на кончик веретена, не давая нитке соскальзывать с него. Однако, как и многие другие предметы (топоры, лопаты, украшения), пряслица начинали выполнять функции денег, когда монеты по тем или иным причинам выходили из обихода. На пряслицах иногда можно увидеть процарапанные имена владельцев или зарубки, возможно означающие «номинал».

Лучшие образцы сребреников были изготовлены в Новгороде Великом, когда там княжил Ярослав Владимирович, впоследствии прозванный Мудрым. На стороне сребреника — изображение святого Георгия, христианского покровителя князя Ярослава, а на другой — трезубец и круговая надпись: «Ярославле серебро». Новгородские сребреники отличаются от большинства киевских вы качеством изображения и соразмерностью композиции. Эти монеты больше похожи на ювелирные украшения — медальоны, подвески были вершиной древнерусского монетного искусства, не превзойдён: протяжении 700 лет, вплоть до Петровской эпохи. Современные ист пишут о них с восхищением: «Не будет преувеличением признать эти м шедевром монетного дела для всей Европы и Византии начала XI в. Исполнитель штемпелей был выдающимся мастером..,».

Серебряный дирхем Хосрова II (аверс, реверс). Эпоха Сасанидов. Бишапур. 614 г.
Серебряный дирхем Хосрова II (аверс, реверс). Эпоха Сасанидов. Бишапур. 614 г.

Арабские дирхемы

Эти крупные серебряные монеты похожи на крышечки от кефирных бутылок — у них тонкий диск. Никаких изображений, только надписи, зато качество чеканки такое, что можно без труда прочитать и названиегорода, где монета была выпущена, и год, когда она родилась. Дирхемы выпускались на протяжении многих столетий В IX—XI вв. они имели хождение на огромном пространстве от Средней Азии до Ирландии и от Норвегии до Египта… Что ж, эти монеты заслуживают большого уважения: проба серебра изменялась у них очень медленно. Таким образом, дирхемы играли роль исключительно надженой валюты: повсюду и везде люди доверяли их «доброкачественности».

По землям Древней Руси проходило несколько торговых артерий международного значения. Соответственно во всех крупных русских городах оседала «самая ходячая» монета раннего Средневековья -арабскийдирхем. Историкам известно множество кладов, состоящих из десятков, сотен и даже тысяч дирхемов. Самый значительный из них был найден в 1973 г. под Полоцком, у деревни Козьянки. Он состоит из 7660 дирхемов Арабского халифата X столетия. Общий вес клада около 20 килограммов! Учёные считают, что это казна Полоцкого княжества, по каким-то причинам потерянная, быть может, украденная.

Иногда дирхем оказывался слишком крупным расчётным средством, и тогда монету разрезали на части. Удивительно: каждой части доверяли настолько же, насколько и целому дирхему. В русских источниках того времени арабских «гостей» именуют ногатами, а их чуть более «лёгкую» версию — кунами. Располовиненную куну-дирхем называли характерным словечком «резана».

Вес и проба сребреников «гуляли» в широких пределах. Видим международной торговли или платежей наёмникам специально выпускались монеты высокой пробы, т. е. с высоким содержанием чистого серебра. Таких — меньшинство. Остальные содержат более низкий процент серебра. Очень много сребреников в основе своей, как это ни парадоксально, медные! Эту медь лишь слабо «облагораживала» ничтожная серебряная примесь, или, как говорят нумизматы, «следы серебра». Медных сребреников примерно 70—80 % от общего числа, а высокопробных — менее 5 %. Это неудивительно: при отсутствии собственных запасов благородных металлов приходилось хитрить и экономить…
Сам выпуск первых русских монет свидетельствует о благоприятном состоянии торговли и богатстве русских князей того времени. Но это благоденствие длилось относительно недолго. Сначала иссяк мощный поток восточного серебра, обогащавший Русь, затем изменились торговые пути, и, наконец, наступило время политической раздробленности Руси, разорительное для страны…

В XIV-XVIII вв полтина выпускалась только в виде бруска серебра и равнялась половине рублёвого слитка, или рубля. До 1656 г. полтина была счётно-денежной единицей в 50 копеек, или 5 гривен. Гривна в это время использовалась как мера веса драгоценных металлов. Различали большую гривну весом 409,32 г и малую гривну, весившую 204 г. Полтина, введённая царём Алексеем Михайловичем, содержала высокий процент меди и после Медного бунта 1662 г. была изъята из обращения.

Серебряный слиток-полтина. Вторая половина XIV века
Серебряный слиток-полтина. Вторая половина XIV века

БЕЗМОНЕТНЫЙ ПЕРИОД

Серебряный слиток-полтина. Вторая половина XIV в.
Западноевропейские серебряные монеты ещё продолжали поступать на Русь. Но в XII в. и эта «река обмелела»: деньги «испортились». Теперь в них добавляли слишком мало серебра, и международная торговля того времени «брезговала» недоброкачественной монетой. Вот она и не доходила до русских земель и княжеств.
На Руси установился так называемый безмонетный период. Он продлился весь XII, XIII и большую часть XIV в. Даже во времена ордынского владычества восточные серебряные монеты не получили у нас широкого распространения. К тому же серебро, не успевая накапливаться, уходило из Руси вместе с прочей данью-«выходом».

Деньга или денга начала чеканиться в последней четверти XIV в. Её вес составлял 0,93 г. серебра и соответствовал 1 /200 гривны серебра. Считается, что решение чеканить собственную деньгу в Московском княжестве было связано с борьбой Дмитрия Донского против татар. Поражение, нанесённое Дмитрию Тохтамышем, сжёгшим в 1381 г. Москву, заставило помещать имя этого татарского правителя на московской деньге. Надо отметить, что некоторые из удельных князей того времени тоже носили имя Дмитрий и чеканили его на своих монетах. Это затрудняет для нумизматов определение принадлежности той или иной деньги.

Каменное убранство Дмитриевского собора. Владимир. 1194-1197 гг.
Каменное убранство Дмитриевского собора. Владимир. 1194-1197 гг.

Кроме серебряных гривен в безмонетный период широкое хождение получили меховые деньги. Это были кожи или шкуры пушных зверей, чаще всего куницы. От меха этого зверка получила название куна — одна шкурка, обменивавшаяся на определённое количество товара. Шкурки пушных зверей входили в состав дани и посольских даров. До конца XVII в. русские дипломаты за границей предпочитали расплачиваться мехами, а не серебряными монетами.
Двусторонний образок «Михаил Архангел. Иоанн Предтеча». Москва. XV в.

Серебряная деньга великого князя московского Василия Дмитриевича (аверс). Конец XIV в.
Серебряная деньга великого князя московского Василия Дмитриевича (аверс). Конец XIV в.

Время монет ушло. Пришло время гривен… Так называли бруски серебра определённого веса и формы. Впрочем, в разных русских городах — Новгороде Великом, Чернигове, Киеве — вес и форма гривен различались. То это были вытянутые шестиугольники, то шестиугольники со сплющенными краями, то круглые в сечении стержни, похожие на короткие жезлы.
Лишь в последней трети XIV в. монета вернулась на Русь. Точнее определить дату, когда началась первая со времён князей Святополка и Ярослава монетная чеканка, затруднительно. Год на монетах тогда не обозначали, а летописи очень скудно освещают монетное дело русского Средневековья. По мнению историков денежного обращения, пионерами возобновления монетной чеканки стали два княжества — Суздальско-Нижегородское при князе Дмитрии Константиновиче (1365—1383 гг.) и Московское при князе Дмитрии Ивановиче (1362—1389 гг.).

МОНЕТЫ УДЕЛЬНОЙ РУСИ

Серебряная деньга великого князя рязанского Олега Ивановича (аверс, реверс). 1380 г.
Серебряная деньга великого князя рязанского Олега Ивановича (аверс, реверс). 1380 г.

Вся масса русских серебряных денег, выпущенных в XIV—XV столетиях, отличается грубой работой и крайней пестротой внешнего вида. Монеты изготовляли в Москве, Новгороде Великом и Нижнем, Пскове, Твери, Рязани, Ростове, а также во множестве небольших городов.
Помимо известных правителей Русской земли свою монету чеканили малоизвестные и совсем небогатые удельные князья: серпуховские, микулинские, коломенские, дмитровские, галицкие, боровские, кашинские…
На всех русских монетах того времени присутствовало обязательное обозначение — кто принял решение об их выпуске: имя князя или название города-государства (как говорят нумизматы, владельца монетной регалии). Во всём остальном деньги разных государственных образований Руси были очень не похожи друг на друга. Это и немудрено: до 20-х гг. XVI в. русские земли не были едиными и каждый правитель был полностью политически самостоятелен. Поэтом)’ на монеты помещали самые разные гербы, знаки, надписи — по вкусу «заказчика» и соответственно запросам текущей политики.
В конце XIV — первой половине XV в. зависимость от ордынских ханов была ещё вполне ощутимой и на монетах многих выпусков стоят арабские надписи, в том числе имена татарских правителей. Так, при великих московских князьях Дмитрии Ивановиче Донском и Василии I Дмитриевиче на их монетах неоднократно появлялось имя хана Тохтамыша. Впоследствии, по мере освобождения Руси от ордынской зависимости, неразборчивая арабская вязь постепенно исчезает.
По словам историка Германа Фёдорова-Давыдова, изображения на русских монетах XIV — начала XVI в. «до сих пор загадочны.

Серебряная деньга великого княжества Суздальско-Нижегородского (аверс, реверс). XIV век
Серебряная деньга великого княжества Суздальско-Нижегородского (аверс, реверс). XIV век

Вот перед нами дракон, вот кентавр-китоврас, то вдруг появляются всадники с птицами — соколиная охота, то с копьём, то с мечом, под ногами коня иногда голова. Вот на монете два человека с кинжалами друг против друга или два человека держат какую-то палку между ними; мы видим то человека с лошадью, то погрудное изображение воина в шлеме с мечом, то воина с мечом и щитом. Неограниченное поле для фантазии нумизмата». Князья московского дома предпочитали чеканить на своих деньгах петуха, барса и всадника-«ездеца», позднее ставшего гербовым изображением Московского государства.
Наилучшим качеством и простоватой красотой в общем потоке русского серебра отличаются монеты Новгорода Великого (чеканка началась в 1420 г.) и Пскова (чеканка началась около 1425 г.). На первых изображались два человека — один в гордой позе, с мечом или жезлом, а другой — в позе униженного просителя, подчинённого. На вторых чеканили портрет псковского князя-героя Довмонта.

Успенский собор Московского Кремля. 1473-1479 гг.
Успенский собор Московского Кремля. 1473-1479 гг.

«ЧЕШУЙКИ» МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА

В 70-х гг. XV — 20-х гг. XVI в. происходит стремительное объединение Руси. На смену «лоскутному одеялу» времён политической раздробленности страны поднимается могущественное Московское государство. В него одно за другим входят прежде независимые княжества и земли. Соответственно год за годом уменьшается пёстрое разнообразие русской монеты: монетное серебро унифицируется. В 30-х гг. XVI столетия произошёл последний «акт» этой «пьесы». Боярский совет при верховной правительнице Елене Глинской провёл масштабную реформ). С тех пор и на протяжении 170 лет в Московском государстве ходила единая серебряная монета.

Серебряная полушка Ивана IV Грозного.1534-1584 гг.
Серебряная полушка Ивана IV Грозного.1534-1584 гг.

СТАРОМОСКОВСКАЯ ПОЛУШКА

В Московском государстве выпускали сверхмаленькую монетку — полушку (четверть копейки). Её превосходит по размеру даже ноготок на мизинце ребёнка. Весила она ничтожно мало — 0,17 г, а впоследствии «похудела» до 0,12 грамма! На одной стороне полушки красовалось слово «царь» (или «государь»). Для полноценного изображения «ездеца» места явно не хватало, и на другой стороне вместо всадника чеканили простенькую птичку. Изначально это был голубь, но позднее его заменил едва различимый двуглавый орёл.

Купец, считающий деньги. Гравюра из синодика
Купец, считающий деньги. Гравюра из синодика

ЗОЛОТО — НА ВТОРЫХ РОЛЯХ

Золото со времён Владимира Святого до начала XVIII в. почти не использовали для монетной чеканки, да и медь до эпохи Петра Великого уступала место главного монетного материала серебру. Известен уникальный случай выпуска в России золотой монеты, изготовленной по европейским образцам: это так называемый угорский (венгерский) золотой времён Ивана III. История его до сих пор вызывает у исследователей вопросы, а среди коллекционеров он считается редчайшей монетой. Кроме того, в XVI и XVII вв. нередко выпускались золотые монетки, во всём похожие на обычные копейки. Их использовали как медали: ими награждали воинов, отличившихся во время боевых действий.

Серебряные копейки Петра I (аверсы). 1699-1705 гг.
Серебряные копейки Петра I (аверсы). 1699-1705 гг.

Эта старомосковская монета внешне проста и неказиста. На одной стороне — всадник с копьём или мечом, скорее всего изображающий правителя. За ним закрепилось старинное название «ездец». На другой стороне — имя государя («царь и великий князь Иван всеа Русин», «царь и великий князь Борис Фёдорович», «царь и великий князь Алексей Михайлович»…). Старомосковское серебро очень монотонно, такого никогда не было прежде и не будет впоследствии. Редкие специфические особенности отдельных монет едва-едва выделяют их из общего единства — обозначение двумя-тремя буквами года или города, где их чеканили: Москва, Тверь, Новгород Великий, Псков, Ярославль… В эпоху Средневековья на Руси годы обозначали при помощи особой цифири, где числа передавались буквами. При Петре I этот обычай упразднили. Но на серебряных копеечках российских государей года выпуска обозначались далеко не всегда.
В наши дни старомосковские серебряные монеты называют ироничным словом «чешуйки». Они действительно напоминают рыбью чешую. Их изготовляли из тонкой серебряной проволоки, поэтому «чешуйки» не круглые: они овальные или каплевидные. Чеканили в Московском государстве монету исключительно малых номиналов и малого размера. Основной счётной единицей была гак называемая деньга. Две деньги равнялись одной копейке, а 0,5 деньги — полушке.
Шесть денег составляли алтын, 100 — полтину 7, а 200 — рубль.

Серебряные копейка, деньга и полушка Ивана Грозного (аверсы). 1534-1547гг.
Серебряные копейка, деньга и полушка Ивана Грозного (аверсы). 1534-1547гг.

Особенность старомосковской денежной системы состояла в том, что алтын, полтина, рубль хоть и являлись счётными единицами, но их никогда не чеканили! На крупные европейские монеты талерного типа русские люди поглядывали с подозрением. И подозрение это, кстати, было оправданным. Простенькая российская копеечка содержала «доброе» высокопробное серебро, рядом с которым талерный металл не выдерживал никакого сравнения. Иноземные торговцы постоянно предоставляли для переплавки на монетных дворах талеры низкой пробы, желая получить соответствующее количество русской монеты. Этот процесс требовал долгих сложных пересчётов и время от времени вызывал конфликты.
Высокую пробу старомосковской монеты правительство всячески с г^ ралось поддерживать, но вес её понемногу снижался. При Иване Грозном (1533—1584 гг.) деньга весила0,34 г, а при Фёдоре Алексеевиче (1676—1682 гг.) уже в полтора раза меньше… Конечно, монеты не только легчали, но и уменьшались в размерах. А это создавало дополнительные сложности. Очень трудно было разместить на маленькой неровной пластинке все слова надписи и верно расположить всадника. Нередко встречаются «чешуйки» с обезглавленным «ездецом» и половинной легендой: всё остальное не поместилось на монете. Последние старомосковские копейки были выпущены при Петре I: их чеканка продолжалась до 1718 г. Прочитать на них что-либо, помимо нескольких букв имени-отчества государя, крайне трудно.

Так называемая серебряная копейка Фёдора Годунова (аверс, реверс). 1605 г. Эта монета - немая свидетельница Смутного времени. Она появилась в момент междуцарствия Бориса Годунова (1 599-1605 гг.) и самозванца Лжедмитрия I (1 605-1606 гг.). Трон должен был перейти к сыну Бориса Годунова - Фёдору, который погиб в результате боярского заговора. Монета с его именем чеканилась чуть больше трёх месяцев, с 13 апреля по 7 июля 1605 г.
Так называемая серебряная копейка Фёдора Годунова (аверс, реверс). 1605 г.
Эта монета — немая свидетельница Смутного времени. Она появилась в момент междуцарствия Бориса Годунова (1 599-1605 гг.) и самозванца Лжедмитрия I (1 605-1606 гг.). Трон должен был перейти к сыну Бориса Годунова — Фёдору, который погиб в результате боярского заговора. Монета с его именем чеканилась чуть больше трёх месяцев, с 13 апреля по 7 июля 1605 г.

МОНСТРЫ РОДОМ ИЗ ЕВРОПЫ

Правительство пыталось исправить положение. Так, например, при Алексее Михайловиче (1645—1676 гг.) была выпущена первая рублёвая монета. Впрочем, не совсем при Алексее Михайловиче, не совсем рублёвая и даже не совсем выпущена. Более странной монеты Россия не знала!

Ефимок с признаком царя Алексея Михайловича (аверс, реверс). 1655 г.
Ефимок с признаком царя Алексея Михайловича (аверс, реверс). 1655 г.

Для чеканки рублей правительство распорядилось использовать европейские талеры. Их называли в России ефимками (по названию города Поахимсталь) или тарелями. Действительно, на крупном монетном диске талера могла уместиться целая горсть «чешуек» — как семечки на тарелке. Так вот, с ефимков сбили «родные» изображения, а потом нанесли на них новые, прежде всего — портрет царя на коне и со скипетром в руке. Правда, серебра в талере было на 64 копейки, а правительство попыталось пустить его в обращение как полноценный 100-копеечный рубль. Население быстро раскусило обман, и ничего хорошего из этой авантюры не вышло. Этот обманный «рубль» дошёл до наших дней в очень небольшом количестве экземпляров. Впоследствии ефимки всё-таки удалось использовать, но гораздо болеё скромным и честным способом. Их просто надче- канили: нанесли обозначение года (1655 г.) и «ездеца», точь-в-точь как на отечественных копейках. Называли такую монету «ефимком с признаком», и ходила она по справедливой цене 64 копейки.

Россыпь русских монет «чешуек». XVI - начало XVIII в.
Россыпь русских монет «чешуек». XVI — начало XVIII в.

СВИДЕТЕЛИ МЕДНОГО БУНТА

Из меди изготовляли мелкую монет). Называлась она «пуло». Пулы были гораздо менее популярны, нежели серебряные деньги, да и выпускались очень ограниченно. Правительство царя Алексея Михайловича, известное своими авантюрными проектами в финансовой сфере, решилось дать меди радикально новую роль. Шла тяжёлая война с Речью Посполигой, фронт постоянно требовал денег: иностранные наёмники при невыплате жалования могли просто сорвать очередную боевую операцию. В этих условиях началась «причудливая реформа» русских денег: вместо серебряных «чешуек» правительство организовало огромную эмиссию (выпуск) медных — того же размера и той же цены. К тому же довольно скверного качества. «Трюк» состоял в том, что налоги и подати взимали с населения серебром, а на казённые выплаты пускали медь. Курс медных копеек относительно серебряных стремительно пошёл вниз. Сначала за одну серебряную давали пять медных, потом уже десять и, наконец, пятнадцать! В народе начались волнения. И вот в июле 1662 г. российская столица разражается восстанием. Толпа посадских людей, донельзя разъярённых, громит дома бояр, а затем направляется в Коломенское — летнюю резиденцию царя. Охраны для разгона восставших не хватило, и Алексей Михайлович оказался один на один с гневной Москвой. Неосторожное слово могло стоить ему жизни. К счастью, подоспели правительственные полки и разогнали бунт, впоследствии названный Медным. Однако опасность новых выступлений сочли столь серьёзной, что медная монета была в 1663 г. отменена. В указном порядке её собирали и переплавляли, но всю массу собрать не удалось, и до наших дней дошло множество маленьких свидетелей Медного бунта.

Золотая копейка королевича Владислава Сигизмундовича (аверс, реверс). 1610-1612 гг.
Золотая копейка королевича Владислава Сигизмундовича (аверс, реверс). 1610-1612 гг.

Пётр 1 провёл иную реформу, полностью заменив старомосковскую денежную систему новой, по европейскому образцу. Для современного человека она выглядит привычно, и кажется, что маленькие копейки времён Ивана Грозного и Михаила Фёдоровича очевидным образом проигрывают пореформенным петровским монетам. Однако надо помнить и другое: считать «чешуйки» на вес, да и носить (тем более возить на далёкие расстояния) было несравненно удобнее, нежели красивые, но громоздкие медяшки Российской империи…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art