Московский Кремль

Московский Кремль

Московский Кремль

Московский Кремль изначально был символом государственности, авансценой русской истории. Как заметил Н.М. Карамзин: «Кремль есть место великих исторических воспоминаний. Бурные эпохи, события, изменявшие судьбы страны, люди, ставшие легендой, идеи, приводившие в движение народы, оставили след в древней цитадели.

Эссе о Кремле современного московского историка и краеведа Ю.А. Александрова, фотографии кремлевских интерьеров, выполненные Н.Рахмановым, а также уникальные свидетельства о прошлом кремлевских строений из неизданной книги русского историка начала XIX века А.Малиновского.

Церковь Воскрешении Лазаря. 1393. Интерьер. Самый древний памятник Москвы сооружен по указу великой княгини Евдокии , вдовы Дмитрия Лоне ко/о в память о победе русских войск на Куликовом поле.
Церковь Воскрешении Лазаря. 1393. Интерьер. Самый древний памятник Москвы сооружен по указу великой княгини Евдокии , вдовы Дмитрия Лоне ко/о в память о победе русских войск на Куликовом поле.

Боровицкий холм — самый известный из семи древних холмов Москвы, стал местом рождения Москвы. Здесь был заложен Кремль — резиденция московских правителей. В древнейших соборах Кремля московских князей и царей крестили, венчали на царство и хоронили. В Архангельском соборе тесно друг к другу стоят саркофаги: на бронзе отчеканены имена, напоминающие о величии и драме России. На стенах — лики тех, кто нашел здесь вечный покой; торжественная процессия русских властителей в парадных одеждах с золотыми нимбами над головами как бы устремляется к алтарю. И это движение, и рои изымающее всю композицию, олицетворяет главную идею, одушевлявшую их: собирание русских земель под эгидой Москвы, утверждение единого сильного государства.
На московском политическом горизонте появлялись, сменяя друг друга, крупные личности и сильные характеры: основатель династии великих московских князей расчетливый и беспринципный Иван I по прозвищу Калита (налита — мешок для денег); властный и высокомерный Симеон Гордый: отважны»! победитель хана Мамая в Куликовской битве Дмитрий Донской; решительный и хитрый Василий Темный, ослепленный своими соперниками-родичами: праправнук Калиты Иван III. в Успенском соборе Кремля разорвавший ханскую басму (перед которой московские князья должны были опускаться на колени), заявив: «Та курица умерла, которая носила татарам золотые яйца!»
Московская держава провозгласила себя преемницей павшей Византии хранительницей подлинной христианской веры. Иван III принял титул «государя всея Руси», в которых впоследствии венчались на царство в Успенском соборе Кремля все русские цари.
Зарождавшемуся на Руси самодержавию, его политике объединения русских земель оказывала действенную поддержку православная церковь. Еще в 1328 голу митрополит Петр переехал из Владимира в Москву. Кремль, где с XIV столетия находилась резиденция митрополитов, а с XVI века патриархов, стал церковным центром страны.

Большой Кремлевский дворец. Парадная половина. Парадная опочивальня (Красная гостиная). Имеет альков с мраморными колоннами -монолитами зеленого цвета. Стены и мебель обтянуты малиновым штофом.
Большой Кремлевский дворец. Парадная половина. Парадная опочивальня (Красная гостиная). Имеет альков с мраморными колоннами -монолитами зеленого цвета. Стены и мебель обтянуты малиновым штофом.

Стены и банши Кремля поразительно точно следуют причудливому рельефу, органично вписываясь в городской ландшафт. Кремлевские самодержцы стали освящать свою власть идеей божественного происхождения. Иван IV Грозный считал себя наместником Бога на земле и производил свою родословную от римского императора Августа. Он переносил свою резиденцию то в Опричный дворец, то в Александровскую слободу, затруднив потомкам поиски легендарной царской библиотеки, продолжающиеся до сих пор. Нарушая все церковные заветы, Грозный вступил четвертый раз в брак и лишился права присутствовать на богослужении. Для царя-нечестивца к Благовещенскому собору было пр и строено крыльцо, на площадке которого он слушал церковную службу.
В Успенском соборе Ивану IV пришлось выслушать гневное обличение митрополитом Филиппом жестоких расправ, которые чинили царские опричники, за что глава русской церкви был низложен лже-собором, а затем удушен Малютон Скуратовым. И то время, как личная власть Ивана Грозного, пролившего море крови своих подданных, приобрела черты восточного деспотизма, в Грановитой палате Кремля начали собираться земские соборы: русское самодержавие получило форму сословно-представительной монархии.
Имя Ивана Калиты вместе с именем царевича Федора Борисовича вознеслось над Кремлем на подкупольном фризе Ивана Великого. Гордыня получила возмездие: прах Годунова выбросил из Архангельского собора беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, который занял царский престол, именуя себя царевичем Дмитрием. Но царствовал самозванец недолго. Через ворота Спасской башни его обезображенный труп москвичи выволокли к Лобному месту на поругание.

Кремль 2

При нем Кремль приобретает более нарядный, представительный облик. Башни надстраиваются шатровыми верхами. Четыре из них были украшены государственным гербом — двуглавым орлом, который одной головой был обращен на восток, другой — на запад, как бы предоставляя монархам право выбора между восточным самовластием и стремлением запада к установлению власти закона. Западному культурному влиянию не был чужд следующий царь — Алексей Михайлович: при нем. например, в Потешном дворце Кремля открылся первый русский театр, после посещения которого царь шел в баню смывать грех. У богомольного самодержца все же возник конфликте властолюбивым и суровым патриархом Никоном. Реформатор церкви, породивший в ней раскол, пытался поставить духовную власть выше царской, за что был низложен и сослан. Память о Никоне хранит в Кремле построенный им Патриарший дворец, который по красоте и роскоши не уступал царским теремам.
Самая крупная фигура династии Романовых Петр Великий предпочитал Кремлю Немецкую слободу. « Пдрь-мастсровой» принял титул императора и перенес столицу ближе к Пироне в Санкт-Петербург. Ныне о Петре I в Кремле напоминает лишь здание Арсенала с вензелем императора над парадным въездом да остатки земляной насыпи у стен следы подготовки Кремля к обороне против войск шведского короля Карла XII. «Московский» период русской истории был прерван более чем на два столетия.
Приезжая в Москву, самодержцы чаще всего останавливались не в Кремле, а в его ближних и дальних окрестностях. Но строительство кремлевских дворцов продолжалось. Так, Екатерина II, поселившаяся в 1774 году вместе со своей огромной свитой в перестроенной для этого события усадьбе князя М. М. Голицына на Волхонке. решила создать в Кремле одно из чудес света: она пригласила выдающегося зодчего В.И.Баженова, который и разработал грандиозный проект, объединявший весь Кремль в одном величественном дворце с необычайно широкой парадной лестницей, спускающейся к Москве-реке. Но, к счастью, хотя часть кремлевской стены с башнями на южной стороне уже разобрали, проект осуществлен не был, и неповторимый древний ансамбль, гордость россиян, сохранился.
Ветшавший и постепенно опустевший Кремль оставался островком старины, оживавшим лишь в торжественные дни коронаций. Война 1812 гола преобразила его. Возрожденный из пепелища и восстановленный после пожара и варварских разрушений наполеоновской армии Кремль, как и вся выгоревшая Москва, превратился в символ национального подъема и патриотизма.
При Николае 1 на хорошщком холме началось грандиозное строительство: за десять лет (1839-1819) был сооружен под руководством архитектора К.Л.Тона Большой Кремлевский дворец.

Грановитая палата 1487-1491. итальянские архитекторы Марко Фрязин, Пьетро Антонио Салари. Древнейшая гражданская постройка Москвы названа по граненому камню-русту, покрывающему ее парадный фасад. П Грановитой палате принимали иностранных послов, проходили заседания земских соборов. отмечались военные победы, в частности, Полтавская победа 1709/ода. Самый большой интерьер Москвы. XV века представляет собой квадратный в плане зал, перекрывают четыре крестовых свода. опирающиеся на центральный столп. Фрески X VI века не сохранились. В 1882 году палата расписана по старым образцам и палехскими живописцами братьями Белоусовыми. Четыре бронзовые люстры изготовлены в XIX веке в виде новгороских паникадил-хоросов.
Грановитая палата 1487-1491. итальянские архитекторы Марко Фрязин, Пьетро Антонио Салари. Древнейшая гражданская постройка Москвы названа по граненому камню-русту, покрывающему ее парадный фасад. П Грановитой палате принимали иностранных послов, проходили заседания земских соборов. отмечались военные победы, в частности, Полтавская победа 1709/ода. Самый большой интерьер Москвы. XV века представляет собой квадратный в плане зал, перекрывают четыре крестовых свода. опирающиеся на центральный столп. Фрески X VI века не сохранились. В 1882 году палата расписана по старым образцам и палехскими живописцами братьями Белоусовыми. Четыре бронзовые люстры изготовлены в XIX веке в виде новгороских паникадил-хоросов.

Москва вновь стала столицей только в марте 1918 года. Ленин поселился в Кремле, сильно пострадавшем от обстрела революционными войсками в ноябре 1917 года. Новое правительство приступило к грандиозному социальному эксперименту над «завоеванной Россией».
Из Кремля изгнали дворцовых служителей и монахов, закрыли храмы и монастыри. прекратился знаменитый звон колоколов Ивана Великого. Уничтожались символы российской государственности и памятники: были снесены памятник Александру II работы скульптора Л. М.Опекушина, великолепный крест, выполненный художником В. Л. Васнецовым на месте убийства великого князя Сергея Александровича. В интерьерах Кремля сбивали царских орлов, сняли прославленные иконы с проездных башен и разрушили примыкавшие к ним часовни.
При Сталине Кремль превратился и готовящуюся к осаде крепость, само приближение к которой внушало подозрение и стало опасным. Наступили самые черные дни Кремли. Варварски были стерты с лица земли собор Спаса на бору — древнейший памятник Москвы, старинные Чудов и Воскресенский монастыри, церковь Константина и Клены возле Спасской башни. На месте Чудова монастыря — памятника истории и культуры, великолепного архитектурного ансамбля, связанного со многими страницами прошлого России, было сооружено здание Школы красных командиров, призванной укрепить безопасность кремлевского властителя.
При Хрущеве Кремль был открыт для посещения: хотя и с ограничениями, народ смог ступить на священную пядь московской земли, испить из находившегося под запретом живительного родника отечественной истории. Однако подобно прежним кремлевским властителям. Хрущев прагматически относился к культурному наследию. Протестующие голоса не смогли удержать его от широкомасштабного нового строительства в Кремле, потребовавшего сноса памятников. На их месте с поразительной быстротой выросла громада Дворца съездов из мрамора и стекла, подавив своих древних соседей.
В прошлом помнилась и надежда на возрождение исторического значения Кремля как духовного центра России. История Кремля это история нашей страны.

Большой Кремлевский дворец. Георгисвский зал. Часы на камине. 1840-е годы. скульптор А.Логановский
Большой Кремлевский дворец. Георгисвский зал. Часы на камине. 1840-е годы. скульптор А.Логановский

Вот почему так сильна и его стенах «власть места*. Войдя в Кремль, человек как бы погружается в прошлое, листая страницы каменной летописи в самом сердце Москвы.
Одним из первых указов президента России кремлевские соборы были переданы церкви. Успенский собор стал патриаршим, где проводятся торжественные церковные службы. Впервые после семидесятилетнего молчания зазвучали колокола Ивана Великого, а на Соборной площади прошел крестный ход.
Кремлевские правители не жалели средств для украшения своей резиденции, поднятия ее престижа. Они поручали вести строительство в Кремле самым прославленным зодчим, приглашали лучших художников и народных умельцев.
Возводила Кремль на протяжении почти тысячелетия вся страна: псковские каменщики и украинские зодчие, московские мастера и петербургские архитекторы, римские и рязанские живописцы. Еще на рубеже XV века с благодарностью примял Кремль труд и талант иноземцев. Имена византийских живописцев и итальянских зодчих, участвовавших в создании его ансамбля, вошли в историю русской культуры.
Уникальный архитектурный ансамбль Кремля, сохранив художественное единство. впитал многие стили и направления в искусстве разных эпох.
Кремль издавна был главной сокровищницей страны, где сосредоточились огромные исторические и художественные ценности государственного значения. Они экспонируются в музеях Алмазный фонд и Оружейная палата. Последняя известна с XIV столетия, в ней наряду с оружейниками работали высочайшей квалификации златокузнецы и серебряники, эмальеры и чеканщики, сканщики и резчики, создавая шедевры ювелирного искусства.
Сами кремлевские интерьеры, дающие представление о смене стилистических направлений и вкусов на протяжении многих веков, представляют огромную историческую и художественную ценность. Например, в отличие от русских церквей конца XV- XVI веков центральный неф Успенского собора не отличается по размерам от боковых. а четыре стройные столпа, поддерживающие своды — круглые в плане.
Благодаря такой конструкции внутреннее пространство храма необычайно просторно, оно напоминает светский зал.

Кремль

Более традиционны интерьеры Архангельского и Благовещенского соборов, церкви Ризположения. Все храмы Кремля украшают фресковая живопись, превращающая стены в красочный ковер, иконостасы с древними иконами, великолепные па и и кадила, многие другие образцы декоративно-прикладного искусства.
Если храмы Кремля доступны для обозрения, то увидеть терема, и парадные залы, и жилые интерьеры дворцов до сих пор могут немногие. К палате примыкают Святые сени — помещение с сомкнутым сводом и шестью превосходными резными белокаменными порталами. Фрески конца прошлого века созданы но старым образцам.
И царские покои ведет резная белокаменная лестница, вход на которую сторожат львы, опирающиеся на геральдические щиты. Трапезная. Крестовая, Тронная, Опочивальня, Молельня небольшого размера хоромы с низкими сомкнутыми сводами. В каждой — но три оконца, в которые вставлялась цветная слюда, при реставрации замененная стеклом. Многокрасочность фресковой живописи, покрывающей потолки и стены, великолепные изразцовые печи, полихромная раскраска наличников придают помещениям праздничный вид. Полы покрыты сукном красного или зеленого цвета, вдоль стен расположены деревянные лавки с полавочниками подушечками, крытыми сукном, стилизованная под старину мебель; в красном углу — иконы в киотах.
Один из лучших интерьеров XVIII века — белоснежный Екатерининский зал в здании Сената, которое проектировал М.Ф.Казаков (ныне резиденция Президента России). Благодаря трем рядам окон уходящий в высоту зал очень светел.

Теремной дворец. Престольная служила царю рабочий кабинетам. На стенах изображения гербов княжеств и областей России, подчеркивающие государственное значение царских покоен. Позже красного окна - царское кресло. Среднее окно челобитное. Из него спускается во двор ящик для прошений на имя царя. Так как ответ проситель получит нескоро, появилось поговорка: “Отложить дело в долгий ящик ».
Теремной дворец. Престольная служила царю рабочий кабинетам. На стенах изображения гербов княжеств и областей России, подчеркивающие государственное значение царских покоен. Позже красного окна — царское кресло. Среднее окно челобитное. Из него спускается во двор ящик для прошений на имя царя. Так как ответ проситель получит нескоро, появилось поговорка: “Отложить дело в долгий ящик ».

Каждая из семи комнат отличается по стилю убранства (барокко, рококо, классицизм). Одни помещения облицованы мрамором, стены других затянуты парчой или штофом разной расцветки. Для каждой комнаты специально изготовлялись мебель, люстры, торшеры, часы, вазы и другие
художественные изделия из дерева самых ценных пород, бронзы, фарфора, хрусталя, малахита, яшмы.
Великолепно обставлена Парадная гостиная. Среди убранства примечательны фарфоровый торшер-цветник и канделябры.
Уникальные интерьеры Кремля, к большому сожалению, до сих пор закрыты для посещения. Между тем. до революции вход в Большой Кремлевский дворец был свободен. Чегыре дня в неделю для посетителей бесплатно выдавались входные билеты.
Одно из самых сильных впечатлений при посещении современного Кремля непосредственное общение с древними памятниками русского зодчества, составляющими поразительный по силе воздействия ансамбль Соборной площади историческим ядром всего Московского Кремля. Человек здесь ощущает себя в центре внимания. Все здания обращены к нему, перспективные порталы храмов как бы приглашают посетителя войти, яркие краски изразцов, золото многочисленных куполов, затейливая резьба по белому камню, причудливые силуэты застройки, сама живописная панорама прославляет радость жизни. Соразмерная человеку архитектура соборов и палат возвышает, а не подавляет и не унижает его.
Однако в целом о современном Кремле этого сказать нельзя. Над Кремлем еще витает дух тотального запрета, сохранившийся от сталинских времен. Строго дозированный сверху доступ народа к сокровищам Кремля со времен Хрущева, по существу, не претерпел изменений (лишь вход во все соборы-музеи стал платным — откровенная примета коммерциализации культуры в наши дни). К сожалению. в диалоге власти и культуры, который исстари ведется в Кремле, приоритет всегда оставался и продолжает оставаться за первой стороной.
II сегодня, как раньше, но территории Кремля проходит невидимая строжайше охраняемая черта — «нейтральная полоса», отделяющая открытую «зону» от запретной, значительно большей по размерам. Народу остались недоступны самые древние московские интерьеры в Теремах. Золотая и знаменитая Грановитая палата. Домовые церкви и Верхоспасская площадка с Золотой решеткой, единственные в Москве императорские покой, сохранившие обстановку, парадные дворцовые залы, в том числе национальная святыня — Георгиевский зал, хранящий боевую славу России. До сих пор нельзя подойти к главной Спасской башне, чтобы увидеть первую мемориальную доску Москвы XV века, запрещено приближаться к Потешному дворцу — памятнику XVII столетия, связанному с рождением театра в России, не удастся увидеть вблизи и трофеи русской армии пушки Наполеона, а также лучшие образцы отечественной артиллерии XVI-XVII веков, выставленные у стен Арсенала. Вне досягаемости находится и «Русский Пантеон» — белоснежный Екатерининский зал. созданный бессмертным талантом Казакова.

Большой Кремлевский дворец, парадная половина, парадная опочивальня (Красная гостиная). Имеет альков с мраморными колоннами монолитами зеленого цвета. Стены и зал обтянуты зеленым штофом.
Большой Кремлевский дворец, парадная половина, парадная опочивальня (Красная гостиная). Имеет альков с мраморными колоннами монолитами зеленого цвета. Стены и зал обтянуты зеленым штофом.

Не оставляет, к сожалению, впечатление, что ведомственные интересы властных структур превалируют над открытостью и доступностью, которые являются необъяснимым и качествами историко-архитектурных памятников мирового значения. Жизнь Кремля излишне зарегулирована. Недаром его подчас с иронией называют «Московским Смольным», в котором революционная слава и властные функции затмили значение памятника истории отечественной культуры. На территории Кремля. как и ранее, работает огромный бюрократический аппарат. Ныне — это различные комиссии Верховного Совета России, разросшиеся службы Президента, автономное обширное хозяйство Комендатуры (даже название этой службы сменить не удосужились — оно так и осталось гэбэшным, как, впрочем, и сущность ее). За фасадами памятников, за невидимой, но вполне реальной Кремлевской стеной, воздвигнутой ведомством государственной безопасности (о ней не сообщает ни один справочник и путеводитель), идет оживленная, скрытая от посторонних глаз жизнь, во многих своих проявлениях не имеющая ничего общего с ролью Кремля
в истории отечественной н мировой культуры, его принадлежностью народу России. Признаки этой ведомственной жизни постоянны: то промчится но Ивановской площади, сверкая черным лаком, легковая машина, а за приоткрывшимся краем брезента грузовика мелькнут солдатские силуэты, то вдруг у подножья Боровицкого холма откроется взгляду выступ какого-то подземного сооружения, заставляющего вспомнить легенды о кладах кремлевских недр, или невыразительные строения «композиционно»-зеленой окраски, к которым ведет асфальтовая дорожка.
Кремль — резиденция Президента России, традиционное и наиболее престижное место официальных приемов, дипломатических встреч и переговоров (хотя их, наверное, можно частично перенести в постоянно пустующий особняк МИДа на Спиридоновке), и он, естественно, нуждается и соответствующей охране. И все же, на наш взгляд, современный уровень демократии и гласности, стражами которых как раз и являются Президент и Верховный Совет, требуют большей открытости Московского Кремля, сокращения функций, не связанных с его значением к мировой культуре. Разве нельзя было бы многих чиновников, с комфортом приютившихся на священной кремлевской земле, переместить в городские апартаменты? Да и так ли уж необходимо. чтобы народные избранники обязательно собирались в стенах Кремля?
Между тем, в последнее время, когда в Кремле стали совершаться службы патриарха и проходить крестные ходы, запретов прибавилось: к государственным ограничениям присоединились и церковные. Например, во время последнего праздника славянской письменности и культуры в Кремль свободно пройти было нельзя, допускались, к сожалению, лишь приглашенные патриархией по специальным билетам, хотя на этот раз среди специально приглашенных было и немалое число простых прихожан.

Большой Кремлевский дворец, 1839- 1849. архитекторы К. Тон. Н. Чичагов. И Герасимов. Ф. Рихтер. Парадная половина. Парадная гостиная (Диванная). Стена и двери в cmuле «буль». плафон расписан художником Д. Артари Фарфоровые канделябры и торшеры изготовлены на Императорском заводе в Петербурге.
Большой Кремлевский дворец, 1839- 1849. архитекторы К. Тон. Н. Чичагов. И Герасимов. Ф. Рихтер. Парадная половина. Парадная гостиная (Диванная). Стена и двери в cmuле «буль». плафон расписан художником Д. Артари Фарфоровые канделябры и торшеры изготовлены на Императорском заводе в Петербурге.

Необходимо понять и то, что неотъемлемой от Кремля исторической святыней является и Красная площадь, уникальный ансамбль, который не смогли испортить даже бестактные архитектурные вторжения XX века. Но настала нора освободить Красную площадь, постепенно превращенную в кладбище в центре Москвы. Безусловно, столица должна иметь Пантеон, но почему он должен быть у стен Кремля? Понятно, когда царей и патриархов хоронили в Кремлевских соборах. Но замуровывать урны с прахом в стены древней крепости, превращая ее в наш «советский колумбарий», на потеху толпе зарывать покойников на городской площади, обсаживая могилы канадскими серебристыми елями; вопреки желанию покойника и традициям народа, соорудить здесь же специальную усыпальницу из мрамора с мумией, поглазеть на которую тянется очередь праздно-любопытствующих, — кощунственно. Особенно нелепо все это выглядит сейчас. когда чуть ли не ежемесячно на Красной площади устраиваются всякого рода коммерческие увеселения, начало которым положил еще юный Матиас Руст. Концерты рок- и прочей музыки сотрясают древние стены. Пляски на костях становятся как бы символом времени. И сами по себе эти действа, организованные нуворишами, здесь абсолютно неуместны и бестактны, хотя, конечно, и престижны для тех, кто за них платит, а уж вблизи могил совершенно поразительны по наивной первобытности, смешанной с элементарной пошлостью. Старая истина гласит, что всему должно быть свое место и свое время. Хочется верить, что когда-нибудь Кремль. Красная площадь освободятся от временного, наносного, чужеродного и станут тем, чем они предназначены быть историей, — главным и прекрасным символом России. В наше «смутное время», когда Россия находится на переломе, надежду на будущее вселил могучий голос на долгие десятилетия онемевших колоколов Ивана Великого.

Архангельский собор. 1505-1508 итальянский архитектор Алевиз Новый Усыпальница великих киями и царей от Ивана Калиты до Истра II. Фресковая живопись выполнена 1652-1666 годах (Я. Т. Казанец. С.Г.Рязанец. И. Владимиров и др.). Резной деревянный иконостас XV-XVII веков с иконами XV-XVII веков.
Архангельский собор. 1505-1508 итальянский архитектор Алевиз Новый Усыпальница великих киями и царей от Ивана Калиты до Истра II. Фресковая живопись выполнена 1652-1666 годах (Я. Т. Казанец. С.Г.Рязанец. И. Владимиров и др.). Резной деревянный иконостас XV-XVII веков с иконами
XV-XVII веков.

Георгиевский зал 2

Мочомахов трон 1551, дерево. Шатер, кокошники и основание трона украшает резьба. На стенах 12 клейм, иллюстрирующих текст Сказания о князьях Владимирских, в частности, описание похода киевского князя Владимир Мономаха во Фракию и получение им царских регалий от Византийского императора Константина Монамаха.
Мочомахов трон 1551, дерево. Шатер, кокошники и основание трона украшает резьба. На стенах 12 клейм, иллюстрирующих текст Сказания о князьях Владимирских, в частности, описание похода киевского князя Владимир Мономаха во Фракию и получение им царских регалий от Византийского императора Константина Монамаха.
Церковь Ризоположения. 1484-1485. Название дано по предшествующему храму, воздвигнутому в память об избавлении Москвы от нашествия татарского хана Мазовши в 1451 году в Огнь праздника IIвложения Ри.I Богоматери. Фресковая роспись 1644 года выполнена иконописцами С. Осиповым. И.Борисовым. С.Абрамовым. Четырехьярусный иконостас в серебряном окладе XVII века (Н.Истомин идругие). Серебряное паникадило 1624 работы Д. Сверчкова.
Церковь Ризоположения. 1484-1485. Название дано по предшествующему храму, воздвигнутому в память об избавлении Москвы от нашествия татарского хана Мазовши в 1451 году в Огнь праздника IIвложения Ри.I Богоматери. Фресковая роспись 1644 года выполнена иконописцами С. Осиповым. И.Борисовым. С.Абрамовым. Четырехьярусный иконостас в серебряном окладе XVII века (Н.Истомин идругие). Серебряное паникадило 1624 работы Д. Сверчкова.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art