Пермская художественная галерея

Св. Параскева Пятница с предстоящими святыми Е к а т е р и и о и Варварой. Сосновая доска. Фигура Параскевы и монограммы — липа. Левкас, темпера. X V11 - X IX вв. Ф р а г м е н т Пермская художественная галерея
Св. Параскева Пятница с предстоящими святыми Е к а т е р и и о и Варварой. Сосновая доска. Фигура Параскевы и монограммы — липа. Левкас, темпера. X V11 — X IX вв. Ф р а г м е н т . Пермская художественная галерея

Величественный эпилог древнерусской монументальной пластики В коллекции Пермской государственной Художественной галереи.

Пермская художественная галерея — здесь хранятся около 370 памятников деревянной культуры XVII—XIX веков.

«По обе стороны по Каме, до Чусовые реки места пустые, лесы черные, речки п озера дикие… пашни не пахиваны и дворы не стаивали», так говорили летописи о природе Урала. Этот дикий пустынный край в первом тысячелетии был заселен угро- финскими племенами. Чудины, как их называли, создали большое искусство — пермский звериный стиль. На вылитых из меди пластинках изображались фигуры священных животных: медведя, лося, коня.

В это же время появились и языческие деревянные идолы. Христианские проповедники в XIV веке записывали: «Боги их… суть болваны истуканные, изваянные, издолбленные, вырезом вырезанные…». Постепенно идолов сменили изображения христианских святых. Такая преемственность и послужила, очевидно, основой самобытности пермской деревянной скульптуры XIX веков. С другой стороны, пермская пластика — это неотъемлемая часть русской деревянной скульптуры: в ней отразились общие черты этого искусства и все перемены, которым оно подвергалось на протяжении столетий. Большая часть коллекции Пермской галереи собрана экспедициями первых энтузиастов музейного дела в Прикамье А.К.Сыропятова и Н.Н. Серебрянникова в 1920-е годы на севере Пермской области.

Пермская художественная галерея
Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Сосна. липа, темпера, левкас. XVIII век. Пермская художественная галерея

Пермская художественная галерея Памятники

 

В южной части области были найдены лишь редкие памятники. Это обстоятельство связано, очевидно, с более ранним освоением Севера русскими поселенцами, с более ранним укоренением здесь русской культуры. Первая известная нам русская крепость на северной Каме Анфаловскпй городок — основана новгородским воеводой, перешедшим на московскую службу, Анфалом Никитиным между 1398 и 1340 годом. В начале XV века вологодцы Калинниковы начали добычу соли на реке Боровой, а в 1430 году перенесли промыслы на Усолку, основав тем самым город Соликамск, второй по значению после Чердыни. Южные районы Прикамья заселялись русскими, двигавшимися с Волги вверх но Каме на Урал после разгрома Казанского ханства, то есть на столетие позже. Древнейшие памятники пермской деревянной скульптуры, о которых упоминал М.Кайсаров при переписи церквей в 1623—1624 годах, не дошли до нашего времени. Наиболее ранние из сохранившихся датируются концом XVII— началом XVIII столетия.

Среди памятников века, которых в коллекции очень немного, преобладают изображения страдающего Христа и наиболее чтимых народом святых Николая Можайского и Параскевы Пятницы. Николай Можайский считался защитником поселений и покровителем путешественников. Роспись, по технологии идентичная иконописи, как бы договаривает то, что не сказано уплощенным объемом. Она заставляет жить скульптуру в пространстве, делает ее глубоко выразительной.

Пермская художественная галерея
Фигурки святых. XVIII век. Пермская художественная галерея

Православные фигурки

Небольшая скульптура Параскевы Пятницы из села Ныроб кажется монументальной из-за обобщенности форм. Образ Параскевы суров, аскетичен. Однако колорит придает скульптуре праздничность и нарядность. Тонкими орнаментами расписан белый убрус на голове Параскевы, крупные тем но-зеленые розетки выделяются на светло- зеленом ноле хитона. Так же орнаментирован плащ приглушенно красного цвета. Фигурки святых Екатерины и Варвары, добавленные в XVIII веке, выполнены в другой, более «реалистической» манере.

Великолепием сине-оранжевых сочетаний покоряет «Собор архангелов» из села Губдор, цельный пластичный рельеф с тонкой ритмикой мягких круглящихся форм. Три фигуры архангелов поставлены пирамидально вокруг медальона с изображением Спаса, который собирает всю композицию «в узел». Уже в ранних пермских памятниках проявляются особые черты скульптуры этого региона: высокое качество исполнения, психологичность образов, сложность цветовых построений. В то же время здесь видны два уровня исполнения: профессионально-высокое наивно-«почвеннос». К первому принадлежит удивительное «Распятие» из Соликамска, ко второму — «Крест поклонный» из села Вильгорт.

Пермская художественная галерея
Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. XIX век. Пермская художественная галерея

Гибкость, «эластичность», верная передача движения заставляют почувствовать в Соликамском распятии тот огромный путь, который прошла трактовка сюжета с XIII—XIV веков, когда монументальные кресты со скульптурой, как пишет Г.К.Вагнер, знаменовали освобождение древнерусской пластики из «плена стены» и постепенный переход к статуарности. Креста в данном случае нет, он не сохранился, но ощущение висящего на кресте мертвого тела создается подчеркнутой плоскостностью фигуры, хрупкостью рук, бессилием упавшей на плечо головы.

Это распятие, поражающее тонкостью и изяществом очертаний, наполнено каким-то пронзительным, высоким трагизмом. Поклонный крест из села Вильгорт то размерам и характеру форм напоминает «Собор архангелов», но отличается большей наивностью образа. Резчик представляет Христа маленьким и бесплотным, с улыбкой на носатом лице. Огромная его голова, ушедшая в плечи, словно притягивает к себе затейливую резьбу облаков, фигурки летящих ангелов, Саваофа и даже Голгофский холм, где виден череп Адама. Все напоминает маленькие литые иконки, часто встречающиеся и местных краях, но в резьбе выглядит более примитивным.

Ангел. Липа, левкас, темпера, позолота. XVIII век. Пермская художественная галерея

Изображения святых

Так же различаются изображения св. Николая Можайского (их девять). Разнообразны типы скульптур — от небольших киотных рельефов до масштабных фигур в человеческий рост. Непохожи образные характеристики: мягкого человеческого «утешителя» и грозного мудрого «защитника» от врагов.
К первому типу принадлежат скульптуры из деревни Крохово, сел Сретенское и Дубровское. Последняя скульптура особенно жизнерадостна и нарядна. Сохранился расписной киот с фигурным навершием, но без створок. Хорошо сохранилась роспись одежд, на редкость изысканная и драгоценная: светло-коричневая фелонь покрыта «жемчугами» и «травными» растительными узорами по серебру: торжественно звучит сочетание сине-зеленого и оранжевокрасного цвета.

К этим киотным изображениям примыкает большая — в человеческий рост — скульптура св. Николая Чудотворца из Чердыни. Это другая иконография, другой масштаб, но образная характеристика довольно близка — в суровом облике святого много индивидуального, чисто земного. Крупный лик с близко посаженными глазами, глубокие морщины, седая кудрявая борода — все запоминается легко и надолго, как и широкая фигура с покатыми плечами, крупные руки, поднятые в благословляющем жесте.

Снятие со креста.
Сосна, левкас, темпера, позолота. Конец XVIII века

Нарядной и яркой кажется роспись одежд с преобладанием зеленых и красных оттенков, с тонкой имитацией жемчугов, каменьев и шитья по атласной поверхности омофора. Высокой одухотворенностью черт выделяется «болыпемерная»скульптура св. Николая Можайского из села Покча, принадлежащая ко второму типу изображений. Особенно выразителен лик с высоким морщинистым лбом, крылатым размахом бровей, проницающим взором широко расставленных глаз.

Одухотворена и фигура святого, сохраняющего «древнерусскую» прямизну и симметрию. Узкие плечи и руки, не распластанные на плоскости, как в более ранних скульптурах, а вытянутые вперед, подчеркивают ощущение хрупкости, бестелесности. Несгибаемость фигуры-столпа кажется следствием не физической силы, а огромного духовного превосходства. Меч п храм («град Можайск») в тонких руках святого выглядят несколько нелогично. Образ получает явно «учительный» характер, напоминает о силе духовной аскезы. Ту же природу имеет и колорит, холодный, темный, с совершенно «иконными» пробелами.

Иконы

Плоские орнаменты, плотно заполняющие поверхность, выполнены глухой резьбой. По фону идут слюдяные прокладки, усиливающие блеск киновари. Создается строгое и, одновременно, изящное построение. Несколько строже и суше резьба иконы с изображением голгофского креста в орнаментах и с надписью по нолям (происходит из села Верх-Боровое). Икона вложена в раму с пышным навершием. Икона и ее обрамление сделаны из разных материалов и различны по стилю. Можно предположить что рама вырезана позднее, с изменением функции резного изображения, превращенного в икону из старообрядческой намогильной доски.

Такому первоначальному предназначению не противоречит и розовый фон иконы, поскольку намогильные доски всегда были ярко расписаны. Следующий период в развитии декоративной резьбы демонстрируют иконостас из Пыскорского монастыря и «Царские врата» из Перми. Оба произведения выполнены около середины XVIII века. Резьба здесь становится более пышной и сочной, орнаменты более крупными и разреженными. «Царские врата», выполненные сквозной резьбой, — типичное произведение зрелого стиля барокко, широко распространившегося в русской деревянной скульптуре XVIII столетия.

Фигурки святых как бы растворяются в завитках изощренной орнаментации — створки врат теряют строгую конструктивность, превращаясь в узорное кружево. Декоративный эффект усилен листовой позолотой превращенном в сплошную орнаментальную стену с живописными вставками. Растительные орнаменты идут в два слоя: один прорезан в левкасе, другой «наложен» на плоскость иконостаса, покрытую листовой позолотой.

Распятие, фигурка XIII века. Пермская художественная галерея

Резьба

Декоративная резьба играет в барочном иконостасе ведущую роль, подчиняя себе и живопись п скульптуру. С другой стороны, эти искусства активно развиваются, изменяются, обретая черты светской культуры. Почти все памятники барокко из пермской коллекции когда-то были связаны с иконостасом.

Для иконостаса собора Петра и Павла в Перми предназначался незаконченный «Апостольский чин» с девятью сохранившимися фигурами, причем три из них не расписаны. Барельефы вырезаны резными мастерами, но в одинаково сочной полновесной манере, заставляющей забыть о неполном объеме фигур. Остро выявлены психологические черты в изображениях Петра п Павла, подчеркнута индивидуальность других персонажей.

Центральные изображения чина изобличают почерк профессионального резчика,
парящим в облаках, в сиянии «славы», с державными атрибутами в прекрасных руках. Лик Саваофа дышит покоем и силой. Он поражает классичностью черт, округлостью форм, мягкостью обработки. «Саваоф» Домнина напоминает античную пластику. И не столько тонкостью черт и совершенством резьбы, сколько гениальной свободой, подлинным дыханием жизни приобщена эта скульптура к бессмертным обликам античных богов. Резцу этого безусловно выдающегося мacтeра принадлежат также парные статуи ко л е н о Преклоненных ангелов н великолепная голова херувима, наделенная чисто земным, чувственным выражением.

Положение во гроб. Липа, сосна левкас, темпера, позолота, посеребрение. XVIII век
Положение во гроб. Липа, сосна левкас, темпера, позолота, посеребрение. XVIII век. Пермская художественная галерея

В стиле барокко вырезана и большая часть распятий с предстоящими Богоматерью п Иоанном Богословом. Главные черты барочной стилистики — подвижность форм, вычурность, изощренность фактуры передаются в общем верно, но с некоторым нажимом. Близость к европейской традиции неравномерна: в одних произведениях больше заимствований, в других — само- с то я тел ь н ости. Если группы из сел Усть-Боровое и Нижнечусовские городки довольно точно следуют европейским канонам барокко, то распятия с предстоящими из Пашии, Язьвы и Соликамска отходят от них в сторону большей наивности форм и реалистической достоверности выражений.

Только острой наблюдательностью художника можно образы предстоящих из Язьвы, индивидуальные, проникновенные, окрашенные теплой лирической интонацией. И высокий реализм предстоящих из Соликамска, безусловно, связан только с действительными впечатлениями пермского резчика, создававшего одно из самых замечательных произведений местной скульптуры. Плавные движения и легкие повороты связывают группу в пластическое единство. Красоту композиции оттеняют крупные сочные формы и яркая многоцветная роспись. Синтез скульптуры и живописи, к которому стремились пермские мастера, кажется здесь особенно органичным.

С огромной силой реалистические черты выявились в изображениях Христа в темнице («Спаса полунощного»), Большинство из них, судя по стилю и датам сооружения храмов, из которых они происходят, создано во второй половине XVIII века. Земные муки Христа показаны в этих скульптурах с предельной наглядностью, но по-разному.

Спас Полунощный. Сосна, левкас темпера. Конец XVIII века. Пермская художественная галерея

Индивидуальность выражений усилена индивидуальностью черт — в ликах узнаются национальные признаки живущих в Прикамье народов: высокие коми-пермяцкие скулы, выгнутые «восточные» брови, окладистая русская борода. Масштабность этих скульптур, вырезанных, как правило, в человеческий рост, мощная выразительность образов, своеобразие обликов — характерные черты местных воплощений сюжета, чуть ли не самого распространенного в деревянной скульптуре.

Пожалуй, наиболее ярко прозвучало здесь то трезвое отношение к жизни, которое обнаруживал местный резчик в своем прочтении христианского мифа.
Пик реализма в пермской пластике XIX века отмечен еще несколькими произведениями. Прежде всего это распятие из города Усолье и статуя св. Николая Можайского из деревни Зеленята, которые вышли, очевидно, из мастерской Пыскорского монастыря, одного из самых древних и крупных монастырей Прикамья. В 1755 году, как рассказывает легенда, распятие чудесным образом явилось во Владимирской церкви Усолья. Это самое большое в пермской скульптуре распятие, обладающее особой материальностью форм: кажется, что широкое, крепко сбитое тело едва умещается на кресте.

Мускулы подчеркнуты, конечности сильно укрупнены. Лик имеет «монголоидные» черты, а его выражение совершенно спокойно. Николай Можайский из Зеленят, напротив, наделен поистине устрашающей силой. Суров его лик с нахмуренными бровями и жестко сомкнутым ртом, решительно подняты руки с мечом и «градом Можайском». Несокрушимостью веет от мощной, похожей на колонну фигуры. Именно такие памятники, по словам Г.К. Вагнера, делают пермскую скульптуру «величественным эпилогом древнерусской монументальной иластики».

Скульптуры XVIII столетия

Но в них и наиболее ощутима светская направленность скульптуры XVIII столетия, сказавшаяся, в том числе, и в индивидуальности самих образов.

Наряду с наивно-реалистической, в скульптуре XVIII века на основе барокко возникла традиция народного примитива. В ней сложилась своя система изобразительных средств н приемов. Вновь появилась условность, иная по сравнению с древнерусской. Уменьшились масштабы изображения. Возник интерес к новым сюжетам, дающим возможность рассказа, повествования. Все это воплотилось в скульптурах так называемой шакшерской школы, существовавшей в Чердыиском крае на рубеже XIX века.

Скульптуры шакшерской школы легко узнаются по измельченным, как бы гофрированным рельефам: все драпировки вырезаны мелкими параллельными складками. Стереотипны и лики — удлиненные, глазастые, с пухлыми чуть обвисающими щеками. Некоторые композиции повторяются почти что буквально.

Например, скульптуры предстоящих Богоматери и Иоанна Богослова из деревни Подъячевой и города Чердыни имеют лишь назначительные различия в цвете. Так же близки фигурки летящих ангелов из сел Шакшер, Коса и Сиринское, прекрасные по своей стремительной легкости и изяществу поз. Универсальность приемов не зачеркивает выразительности шакшерских скульптур, всегда напоенных живыми глубокими чувствами.

Искреннее выражение скорби покоряет в «Распятии с предстоящими» из деревни Толстик, надолго остаются в памяти огромные глаза Спаса Полунощного из села Редикор, потрясает своим стремительным порывом фигурка коленопреклоненного Моисея… Так в шакшерских скульптурах выявляются важнейшие черты народного примитива: условность форм и высокий эмоциональный мак ал.

Народное искусство XIX столетия

Народный примитив XIX столетия представлен в пермской коллекции несколькими десятками произведений. Наиболее интересную группу образуют работы Никона Максимовича Кирьянова, который умер в 1906 году. Для часовни своей родной деревни Габова мастер Кирьянов создал около 500 деревянных скульптур. Собственно, и сама часовня, как рассказывает правнучка А.М.Королева, была возведена стараниями Кирьянова и его односельчан. Часовня располагалась в липовом саду, скульптуры тоже вырезались из липы. Главные компоненты ансамбля — распятие в обрамлении из херувимов, ангельский чин, отдельно вырезанная довольно крупная голова херувима хранятся теперь в коллекции Пермской галереи.

Весь габовский цикл посвящен теме рая — не случайно здесь преобладает изображение ангела. Но, создавая «сказку о рае», делая главным объектом изображения сверхчувственные небесные силы, Кирьянов наделяет их вполне земным, более того, реально-историческим обликом. Все изображения однотипны, хотя нет ни одного точного повторения: каждый ангел имеет собственный облик, свое индивидуальное выражение, каждый исполнен достоинством и покоем. Общий же физиономический тип восходит к петровскому времени, как бы отраженному несколькими пластами народной традиции. Эти забавные ангелы с пухлыми щеками петровских вельмож в завитых париках и пышных одеждах словно сходят с лубков, воссоздавая в скульптуре их игровой поэтический мир.

К лубку роспись скульптур, решенная в нежнейших сочетаниях светло- желтых, голубых, зеленоватых и розоватых оттенков. Никон Кирьянов не был мастером-одиночкой. Его учитель — Назарий Тимофеевич Филимонов происходил из села Карагай, где, возможно, существовала целая скульптурная мастерская, как в большинстве городов, сел и монастырей пермской земли.

Линия примитива противостоит в XIX веке академизму, влияние которого на деревянную пластику чувствуется уже в XVIII веке. В таких произведениях, как распятие из села Сиринское и многочисленные его варианты. Сиринское распятие — необычайно масштабное, мощное по формам произведение. Отмеченное правильностью анатомического строения, предельiюй разработанностью объемов, мягкой моделировкой. Напоминая мощные торсы классических скульптур, оно не выглядит чужеродным и в пермской скульптуре, всегда раскрытой в сторону больших культурных течений.

Открытие пермской деревянной скульптуры, случившееся в 20-е годы нашего века, стало, безусловно, крупнейшим явлением для истинного понимания традиций русского искусства. Его огромной роли в духовной жизни наших предков. Как точно отметил один из исследователей: «История пермской деревянной скульптуры, несмотря на очевидную логику хронологически сменяющихся влияний, вплоть до ее угасания на рубеже XIX- XX веков, выявляет стойкое сохранение в ней черт крестьянского примитива.

Органично сочетаясь с проявлениями высокого самобытного профессионализма, он придает творениям местных мастеров человечность и обаяние, сделавшие пермскую скульптуру неотъемлемой частью народной жизни в прошлом. В этом контексте пермская скульптура неотделима от таких замечательных явлений русского народного искусства, как домовая резьба, городецкая роспись, сюжетные северные вышивки, лубок. Бесхитростно и задушевно она рассказывает нам о мыслях и переживаниях простых людей, силами и судьбами которых творилась История. В этом — ее вневременное значение».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art