Национальный парк Симэн

Национальный парк Симэн
Флора альпийской зоны Восточно-Африканского высокогорья напоминает растительный мир Южно-Американских Анд.

Национальный парк Симэн

Вулканический горный массив, увенчанный вершиной Рас-Дашэн, самой высокой в Эфиопии, изрезан глубокими ущельями с отвесными скалистыми стенами. В долинах, населенных земледельцами не менее 2000 лет, естественный растительный покров большей частью уничтожен, однако на недоступных отрогах гор сохранились до сих пор первозданные заросли можжевельника и высокогорные тропические леса. Здесь водятся животные редчайших для Африки видов.

В этой области, в северо-восточном уголке Африки, поверхность земли изборождена бесчисленными трещинами и расселинами. В доисторические времена здесь происходили опустошительные извержения вулканов и грандиозные сдвиги земной коры. Базальты и вулканические пеплы, расположенные слоями в горах Симэн от самого дна долин до обрывистых, выветрившихся зубцов и башен Рас-Дашэн (4 620 м), появились примерно 25 миллионов лет назад. Все это время горный массив медленно поднимался вверх, вулканическое плато прорезали полноводные реки — в первую очередь Такказе. От волнообразных поверхностей высокогорья в узкие каньоны отвесно уходят ступенчатые горные отроги высотой до 1000 м.
Нижние ярусы горного массива Симэн до высоты 2 500-2 800 м покрыты густыми вечнозелеными лиственными лесами, а в тех местах, где дожди редки, расположились саванны. Теперь леса уже нет, и лишь отдельные деревья стоят по краям полей, где выращивают просо, ячмень, чечевицу и другие злаки. Поля, засеянные зерновыми, можно увидеть в некоторых местах и на высоте 3 800 м, то есть на уровне вершины Гросглокнер в Альпах. Но, конечно, на этом горном ярусе значительно чаще встречаются негустые можжевеловые леса, разные виды масличных деревьев, деревья с длинными перистыми листьями и близкий родственник зверобоя, достигающий здесь 10 м в высоту. Вересковые и колючие кустарники, минуя ярус альпийских лугов, поднимаются здесь до высоты 4 000 м, куда холода не допускают более высоких растений.
Травами, клубнями и луковицами питаются грызуны, которые в горах Восточной Африки встречаются и за пределами лесов. Бойкие грызуны, в свою очередь, являются излюбленной пищей местной лисы. Этот нещадно преследуемый пастухами и почти выродившийся длинноногий хищник — не кто иной, как дикая собака, а лисой ее называют из-за буро-красной шкуры и головы, похожей на лисью. Гелада внешностью напоминает павиана, по крайней мере на первый взгляд. Благодаря своим острым и сильным когтям, способным зацепиться даже в самых узких расщелинах скал, этот вид значительно больше приспособлен к жизни на больших высотах в горах, чем эфиопские обезьяны. Высокие и ровные утесы вовсе не становятся для него препятствием; его представители могут просто прилепиться к скале. С подобной уверенностью способно карабкаться по изрезанным скалам Северной Эфиопии лишь одно четвероногое: горный козел, самый южный из всех представителей своего вида. Его жизненное пространство — вересковые заросли и узкие полоски травы, пересекающие скалистые стены на участках, сложенных более мягкими слоями пепла. В основном с целью охраны этого почти выродившегося вида горных козлов в конце 1960-х гг. вся область была признана национальным парком, а большинство здешних крестьян и пастухов переселены в другие места. Увы, гражданская война не пощадила и горный массив Симэн. Жертвами браконьерства в тот период стали и многие горные козлы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art