Русское искусство второй половины XVIII века.
Середина XVIII в. была временем высшего расцвета барокко. Ведущим стилем русского искусства второй половины XVIII в. стал классицизм. Строительство в Петербурге приобрело строго регламентированный характер. Зданиям предписывалась определенная высота, берега Невы и ее притоков были облицованы гранитом. Оформился облик Дворцовой набережной, где рядом с Зимним дворцом были построены Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр. Здание Эрмитажного театра построено Кваренги, который подчеркнул фасад театра коринфской колоннадой, подняв ее на высокий рустовый цоколь.
Почти одновременно с эрмитажными зданиями итальянский архитектор А. Ринальди (ок. 1710-1794) построил Мраморный дворец, фасады которого оформлены пилястрами из розоватого мрамора, из мрамора различных цветов были выполнены фриз, аттик. Отделка интерьеров создана Ринальди в стиле барокко.
В развитии архитектуры обычно выделяют ранний классицизм (60-е —начало 80-х гт.) и строгий классицизм (середина 80-х— 90-е гг.):
— для раннего характерна выработка типа общественных зданий, для зрелого — тип частного дворца и усадьбы;
— в раннем классицизме основой планировочных схем чаще всего служат круг, квадрат, треугольник. В строгом классицизме господствуют усадебные схемы, в которых центральный корпус соединен с боковыми павильонами галереями;
— для раннего классицизма характерны монолитные объемы зданий, для зрелого классицизма композиция состоит из системы самостоятельных, соподчиненных частей;
— на раннем этапе развития классицизма поверхность стен уступчата, слагается подобно рельефу из нескольких неглубоких планов. В зрелом классицизме стена гладкая.
Ведущими мастерами классицизма в России были В.И. Баженов, М.Ф. Казаков и И.Е. Старов.
Василий Иванович Баженов (1737/38-1799) свои главные произведения создал в Москве. Он разработал проект реконструкции Кремля и нового центра Москвы, так и не воплощенный в жизнь. Баженов разрабатывал дворцово-парковый комплекс в Царицыне под Москвой. Он задумал главный дворец в виде самостоятельных корпусов, объединенных окружающим парком в единое целое. Баженов, проектируя дворец, применял формы, присущие Средневековью. Екатерине дворец не понравился и она отказалась в нем жить. Самая известная постройка Баженова в Москве — дом П.Е. Пашкова — сооружение, расположенное на откосе холма и обращенное главным фасадом к Кремлю.
Матвей Федорович Казаков (1738-1812) — архитектор, по проекту которого возведен Сенат в Московском Кремле, представлявший собой в плане прямоугольный треугольник с внутренним парадным двором и большим круглым в плане парадным залом у вершины треугольника. Здание Московского университета — еще «дна работа Казакова. Казаков много строил в Москве жилых домов.
Иван Егорович Старой (1745- 1808) создал Троицкий собор Алек- сандро-Невской лавры и Таврический дворец — громадную городскую усадьбу Г.А. Потемкина.
В 90-х гг. в Петербурге работал итальянский архитектор Джакомо Кваренги(1744-1817), представитель классицизма. Ему принадлежит проект здания Академии наук на набережной Невы, отделка комнат Зимнего дворца. Его крупнейшее творение — Александровский дворец в Царском Селе, представлявший собой два П-образных корпуса, включенных один в другой. В Петербурге работал в это время Чарльз Камерон (1740-1812), создавший ряд сооружений в Царском Селе, дворец в Павловске, состоящий из центрального, увенчанного куполом корпуса и двух флигелей, связанных с ним переходами.
Одновременно с архитектурой классицизма сосуществовали псевдоготика, стили «шинуазри» (китайщина) и «тюркери» (туретчина), но они лишены гражданского звучания, связаны с увлечением экзотикой Востока.
В скульптуре второй половины XVIII в. ощущался небывалый подъем. Постепенно скульптура освобождается от соподчинения зодчеству, растет значение человеческой фигуры при нейтрализации фона. В рельефе произошел переход- от «сюжетного», пейзажного фона к гладкой поверхности, не отвлекающей внимания от персонажей. В круглой скульптуре фигура главного персонажа постепенно обособляется, изображение человека непосредственно контактирует с окружающим пространством. В 80-е- 90-е гг. в скульптуре нарастают камерность, интимность, лиризм. Все чаще открытое выражение чувств сменяется тонкой нюансировкой едва уловимых эмоциональных переживаний, настроений.
Ведущим мастером скульптурного портрета этого времени был Федот Иванович Шубин (1740-1805) — земляк Ломоносова. Шубин родился в 1740 г. в семье крестьянина-холмогорца, который помог Ломоносову выбиться в люди. Шубин, как и Ломоносов, прошел тяжелую школу жизни. В крестьянской семье Шубиных занимались старинным поморским промыслом — резьбой по кости. В 19-летнем возрасте Шубин отправился в Петербург. Через 2 года он попадает в только что организованную И.И. Шуваловым Академию художеств. Более 10 лет своей жизни Шубин отдает учебе. После успешного окончания в 1767 г. Академии Шубин уехал за границу для совершенствования. Русский посол в Париже устроил Шубина в Парижскую Академию к знаменитому скульптору Пигалю. Три года Шубин учился в Париже. В это время Европу охватило увлечение классической древностью. Стремясь познакомиться с античным искусством, Шубин добился от Академии
художеств разрешения отправиться в Италию, Рим.
Шубин пробыл в Италии три года, создавая скульптурные портреты русских, оказавшихся за границей — фаворитов Екатерины братьев Орловых, промышленника Демидова. Сделанные в Италии портреты делают Шубина известным. Болонская Академия художеств избирает его своим почетным членом. Окрыленный успехом, художник возвращается в 1773 г. в Петербург, где за исполнение скульптурного портрета Екатерины II его избирают в 1774 г. в академики.
В скульптурных портретах Шубина предстал весь цвет екатерининской эпохи — и фавориты стареющей императрицы — Безбородко, Заводовский, Румянцев, Потемкин, Зубов, и просвещенная знать — Голицын, Шереметьев, Шувалов, и интеллигенция — Ломоносов, профессор Академии художеств Шварц, архитектор Ринальди.
В 90-е гг. стареющий мастер выходит из моды. В 1805 г. Шубин умирает. Его смерть остается практически незамеченной.
Портретная живопись второй половины XVIII в. достигает своего расцвета в творчестве Рокотова, Боровиковского и Левицкого.
«Должно, чтобы портреты казались как бы говорящими о себе самих и как бы извещающими:
«Смотри на меня, я есмъ оный непобедимый царь, окруженный величеством…»
А. Иванов, современник Ф. Шубина
Федор Степанович Рокотов (1732-1808) — выходец из семьи крепостных, получивший освобождение от крепостной зависимости. В конце 50-х гг. XVIII в. Рокотов стал настолько известен, что ему было поручено написать парадный портрет великого князя Петра Федоровича. В начале 60-х гг. Рокотов служит в Академии художеств. Около 1766 г. переезжает в Москву и создает свои лучшие портреты, среди которых достаточно редки портреты высшей знати и придворных. Гораздо охотнее пишет Рокотов представителей московской дворянской интеллигенции. В 80-х гг. Рокотов достигает особой поэтичности своих портретов. Для их создания он использует сильное освещение лиц прямым светом, подчеркивая темные, чуть прикрытые глаза и слегка улыбающиеся губы. Душевные движения не раскрываются Рокотовом, он лишь намекает на то душевное состояние, в котором находится изображенный им человек. Он довольно часто использует овальную форму, любит сложные колористические сочетания. Среди портретов, написанных в поздний период, — портреты В.Н. Суровцевой и Суровцева, отличающиеся глубокой психологичностью и строгостью форм.
О портрете Струйской Николай Заболоцкий писал:
Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач.
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822) — выходец с Украины. Его отец был гравером и живописцем. В Петербурге Левицкий учился в школе Антропова. Первые известные работы — портрет архитектора и директора Академии художеств А.Ф. Кокоринова, портрет Н.А. Сеземова. В портретах 7()-х гг. у Левицкого выражено стремление к раскрытию характера. Левицкому чужда недоговоренность художественного языка Рокотова, он добивается ясности в раскрытии характера и состояния портретируемого. К высшим достижениям Левицкого относится серия из 7 портретов — «Смолянки». Художник показал юных воспитанниц Смольного института благородных девиц, учрежденного Екатериной, занятых их любимым делом. Одновременно с портретами смолянок Левицкий создает портреты Демидова и Дени Дидро. В портрете П.А. Демидова он использует приемы парадного портрета, добавляя к ним бытовые мотивы. Демидов показан в своей любимой оранжерее с лейкой в руках в горделивой позе на фоне колонн и драпировок, но в халате и домашних туфлях, без парика.
Русский портретист создал лучший портрет Дидро, знаменитый философ увез этот портрет с собой вместе с портретом Нарышкиной, который сейчас находится в Лувре. Дидро показан Левицким без парика, лысоватым, усталым человеком, с очень живыми глазами на подвижном лице. Одним из шедевров явился портрет отца художника. В 80-е гг. Левицкий был на вершине славы, затем художник вышел из моды, его творчество было забыто.