Сагарматха Национальный парк в Непале
Все сокровища природы, включенные ЮНЕСКО в список объектов мирового наследия, должны непременно соответствовать определенным критериям. Поэтому в тексте Конвенции по охране природного и культурного достояния человечества то и дело встречаются слова «исключительный», «выдающийся» и «всеобъемлющий». Национальный парк, где вздымается в небо самая высокая горная вершина нашей планеты, безусловно, имеет выдающееся значение. Только из-за перепада высот он обладает «с научной точки зрения исключительной и всеобъемлющей значимостью». Тем не менее, есть в природе такие ландшафты и природные объекты, которые не могут быть определены при отборе конкретным словом, характерным для западного мышления, и все же имеют для человечества исключительную ценность. Грандиозный горный ландшафт на границе между Непалом и Тибетом — образцовый тому пример, ибо для огромного числа людей в Азии он играет выдающуюся роль по религиозным причинам. Сагарматха, как называют жители Непала самую высокую гору на Земле, означает «небесный царь»; тибетцы называют гору Джомолунгма, что означает «богиня-мать Земли». Для местных жителей заснеженные вершины являются священными горами, требующими почитания и поклонения, а гости с Запада, напротив, только измеряют их в метрах и делят на те, что уже покорены, и те, что будут вынуждены покориться. Неудивительно, что при столь разных точках зрения возможны конфликты.
С точки зрения западного человека, национальный парк в Гималаях особенно интересен своими горами-гигантами, стоящими на небольшом пространстве столь близко друг к другу: это Сагарматха (Джомолунгма), известная на Западе как гора Эверест, высотой 8 848 м (плюс-минус несколько метров), несколько дальше на запад — Чо-Ойю (8 153 м). Неподалеку от этих восьмикилометровых гор виднеются многочисленные семи- и шестикилометровые, причем они, словно паря над облаками, часто производят даже большее впечатление, чем рекордная вершина: это, например, Нурце (7 879 м) с ее южным склоном высотой почти 3 ООО м, или «гора богов» Амадаблам (6 856 м). Горы располагаются в бассейне реки, образуя ансамбль, и потому представляются еще более величественными. Молочная река получила свое имя от «ледяного молока» — мутно-белой талой воды, текущей с ледников в четырех основных долинах. Как и большинство глетчеров гималайских долин, ледники питаются в основном за счет лавин, устремляющихся вниз и несущих с собой обломки камней. Подобно древнему дракону вьется почти полностью заваленный осыпями ледяной поток через долину у подножия Чо-Ойю, громоздит каменные осколки по берегам, создавая на своем пути высокие валы и лазурно-синие озера. А южные склоны Чо-Ойю сверкают незамутненным белым цветом, они почти полностью покрыты ледяным панцирем.
На высоте примерно 5 750 м над уровнем моря в национальном парке Сагарматха проходит снежная граница, над которой могут возникать вечные льды. Уже целых 40 миллионов лет сталкиваются два блока земной коры; в настоящее время они поднимают Гималаи ежегодно на 4-10 мм в год. Только с начала ледникового периода(примерно 2,5 миллиона лет назад) массив был поднят на несколько километров. Возможно, поднимающиеся все выше и выше горы изменяли движение воздушных масс над Землей и таким образом стали одной из причин наступления ледников.
На южных отрогах, когда они в течение нескольких летних недель свободны от снега, даже на высоте более 6 ООО м появляются цветущие растения, в том числе гвоздичные, крестоцветные и горечавка. А грибы в Сагарматхе можно увидеть и на высоте от 7 600 и 8 400 м! Ярус между 5 500 и 6 000 м принадлежит карликовым кустарникам; а под ними треть площади парка (примерно до 4 500 м) занимают альпийские луга, покрытые примулами, эдельвейсами, низким касатиком и множеством других красивых диких цветов. Типичны для верхней границы леса белые, желтые, красные и фиолетовые рододендроны, а среди них — можжевельник, барбарис, ива и другие кустарники. Леса, занимающие лишь 3% территории парка, только на дне долины состоят из дуба, клена и остролистного падуба; на высоте от 2 700 до 3 800-4 000 м встречается преимущественно сосна, тсуга, гималайская белая ель и гималайская береза.
В национальном парке насчитывается без малого 30 видов млекопитающих. В сравнении с другими непальскими заповедниками природы это довольно мало, но для относительно плотно заселенного высокогорья все-та- ки очень много. Достаточно велико здесь поголовье мускусных оленей. Эти олени — желанная добыча для снежных леопардов, которые теперь опять, похоже, водятся у подножия Сагарматхи. Встречаются в парке и гималайские черные медведи, волки и маленькие панды, а также гималайские лисы, гималайские ласки и множество хищных птиц: беркут, коршун или бородач — они охотятся за грызунами, благо те водятся тут в изобилии. И, наконец, одно создание природы, получеловек-полузверь, бродит с 1920-х гг. по Гималаям, а еще больше — по книгам и журналам всего мира. Тогда альпинисты на запорошенном перевале впервые обнаружили следы снежного человека, или йети. Снова и снова появляются сообщения о встрече с обросшим волосами существом, публикуются фотографии следов,
якобы оставленных йети на снегу. Однако его существование до сих пор не доказано, а скальпы, предъявляемые изумленным туристам, на самом деле принадлежат лесной антилопе.
Но для шерпов, живущих примерно в 60 поселениях на территории национального парка, снежный человек вовсе не фантом. Шерпы считаются очень религиозным народом. Они придерживаются тибетского направления в буддизме, но при этом остались верны своим древним природным божествам. После 29 мая 1953 года, когда житель Новой Зеландии Эдмунд Хиллэри вместе с щерпом Тенуусингом Норгэем покорил вершину Эвереста, шерпы прославились на весь мир как стойкие и выносливые носильщики и проводники.
В наши дни, бывает, по 30 альпинистов встречаются на вершине самой высокой горы мира, а по дорогам в долинах тянутся длинные колонны пеших туристов с многочисленными сопровождающими. Туризм коренным образом изменил жизнь многих шерпов. Его отрицательные стороны — отбросы, оставшиеся от многочисленных экспедиций, замусоренные площадки кемпингов и сожженные в кострах деревья, уродливое наследство туризма, вредное для окружающей среды. Правда, виной уничтожения лесов в высокогорье (ныне отчасти прекращенного) был вовсе не только туризм. Вместе с импортом картофеля в прошлом столетии была создана прочная основа для питания; население стало расти, и, следовательно, увеличилась его потребность в древесине для отопления. Не менее опасным, чем вырубка лесов, представляется сбор палой листвы и хвои на горных склонах, так как это способствует эрозии почвы.