Сады пап и кардиналов

Сады пап и карнаков

Сады пап и кардиналов
В XVI столетии ведущая роль в искусстве разведения садов перешла отФлоренции к Риму, папской резиденции. В этот период возникло несколько знаменитых парков: вилла «Мадама» (первая вилла, построенная за пределами Рима для кардинала Юлия Медичи), сады Фарнезе, вилла «Джулия» папы Юлия III и вилла д’Эсте в Тиволи. Стиль Высокого Возрождения, в частности бельведер Ватикана, долгое время считался эталонным в Европе.

Сады Ватикана

Украшением бельведера

В 1503—1505 гг. для объединения отдельных построек папского дворца и виллы Иннокентия VIII крупнейший итальянский архитектор эпохи Высокого Возрождения Браманте задумал возвести обширный сад-двор с колоссальной нишей посередине, с лестницами, террасами, гротами, полукруглым амфитеатром, напоминающим театральную декорацию. На Ватиканском холме, с которого открывался вид на Ватиканский двор, он разбил сад на трёх уровнях, так что первый из них мог служить зрительным залом.
Творение Браманте отличалось стройным величием и совершенством пропорций. Используя классические формы, зодчий прибег к ясным монументальным пространственным решениям.

Украшением бельведера долгое время служила найденная при раскопках терм Тита скульптурная группа «Лаокоон», впоследствии перенесённая в музеи Ватикана. Правая рука Лаокоона была обломана, и её восстановили, подняв вверх. Уже в XX в. выяснилось, что первоначально рука была согнута в локте, так что теперь статуя выглядит иначе.

Сад Ватикана. «Утверждают, что Рафаэль был привлечён кардиналом Джулиано Медичи, отцом Клемента VII, к созданию великолепной виллы „Мадама" между 1510 и 1520 гг. Вилла была организована не только как дом, но и как ансамбль „зелёных кабинетов"», - пишет Д. Лихачёв в книге «Поэзия садов».
Сад Ватикана.
«Утверждают, что Рафаэль был привлечён кардиналом Джулиано Медичи, отцом Клемента VII, к созданию великолепной виллы „Мадама» между 1510 и 1520 гг. Вилла была организована не только как дом, но и как ансамбль „зелёных кабинетов»», — пишет Д. Лихачёв в книге «Поэзия садов».

Описание сада эпохи гуманизма содержится в сочинении доминиканского монаха Франческо Колонна «Сон Полифиля» (1499 г.). Это произведение, исполненное глубокого философского смысла, современники считали практическим руководством по разбивке и оформлению сада, воспринимаемого как аллегорический сон. Иллюстрировавшие его гравюры повлияли на формирование иконографии маньеристских садов, утвердившейся к 1540 г. Так, ботанический сад Падуи был выполнен = подражание мифическому острову Кифера, изображённому в «Сне Полифиля».

1

В то же время появились новые приёмы, создававшие впечатление единства архитектуры и природы. Здание стали размещать в определённой композиционной зависимости от ландшафта; усиливали эстетическое впечатление путём
устройства сложных архитектурных декораций, состоявших из полукруглых стен с нишами и фонтанами, называемых театрами. Пространство сада не распадалось на отдельные части, а как бы собиралось вокруг единой оси.
Стиль маньеризм с его аллегориями и символами, с его представлениями о неустойчивости мира и шаткости человеческих судеб, со стремлением не столько следовать природе, сколько выражать «внутреннюю идею» образа, рождённого в душе художника, требовал кроме архитектурных еще и инженерных знаний.

Вилла в кастелло

Вилла в кастелло
«Самым богатым, пышным и красиво украшенным садом Европы» назвал Дж. Вазари сад виллы Медичи в Кастелло. Проект сада разработал в 1538 г. Николо Периколи, но строительство продолжили другие архитекторы, в том числе Бартоломмео Амманати и Бернардо Буоналетти. Партерный сад цветов с фонтаном Геркулеса в центре находился позади виллы, поднимаясь в гору. Сверху его ограничивала партерная стена с гротом, выложенным раковинами, туфом и кораллами. В нишах стояли символические фигур животных из мрамора. Кипарисы, посаженные концентрическими кругами, создавали впечатление лабиринта. Поблизости от них размещалась оранжерея. В верхней части парка два бассейна олицетворяли горы, с которой стекали реки. О горах как источниках воды напоминала скульптура «Зима», выполненная Амманати. Ниже располагался фонтан со статуей Венеры, отжимающей роскошные волосы. От статуи «Зимы» через грот и фонтан Венеры вода текла к нижнему фонтану с фигурами Геркулеса и Антея.
Во Франции, например, садовники Клод Молье и Жак Буасо, подхватив идеи итальянцев, применяли принципы симметрии, пропорциональности и законы перспективы для создания парковых аллей. Статуи и фонтаны возводили «с целью ограничить обозримое пространство и произвести его членение». Ниже террас устраивали цветочные клумбы с геометрическим рисунком из карликовых самшитовых деревьев, а отдельные элементы из клумб объединялись цветочным бордюром.

Сады Боболи

Сады Баболи
Сады Баболи

История садов Боболи во Флоренции ведётся с 1549 г., когда гордая испанка Элеонора Медичи, дочь неаполитанского вице-короля и супруга Козимо I, купила недостроенный дворец, принадлежавший роду Питти. Архитектор Николо Периколи расчистил склоны холма, покрыл их толстым слоем плодородной земли и велел высадить падубы, кипарисы и сосны. Через год после начала работ он умер, и строительство продолжили Бернардо Буоналетти и Бартоломмео Амманати. Буоналетти возвёл в саду прекрасный грот, располагающий к уединению, а внутри разместил статую Венеры работы Джамболоньи и копию одной из скульптур великого Микеланджело.
За свою долгую жизнь сад претерпел много изменений, так что теперь он несёт на себе отпечаток нескольких эпох. Сад занимает склоны холмов, возвышающихся за дворцом. В нём изолированные и замкнутые пространства сливаются в единое целое: палаццо, грот с большим фонтаном на крыше, амфитеатр, украшающие его балюстрады и ниши, поднимающиеся зеленые террасы — первая с полуовальным прудом и статуей Нептуна, вторая — со статуей Изобилия. 11о другому склону холма густая аллея кипарисов спускается к небольшому круглому озеру, окружённому фонтанчиками и скульптурами работы Джамболоньи. По замечанию Элен Эттли, автора книги «Самые красивые сады мира», едва ли не самая эффектная среди сохранившихся частей сада — искусственный остров в овальном бассейне Изолотто, спроектированный в 1618 г. Альфонсо Париджи. Остров соединён с берегом мостом, окаймлённым цитрусовыми деревьями. Фонтаны не только украшали сад, но и прославляли Козимо I, благодаря которому Флоренция стала снабжаться чистой питьевой водой. В центре острова сохранился фонтан с фигурой Океана работы Н. Периколи. К ногам другой статуи, выполненной Джамболоньи, склонились божества, олицетворяющие самые известные тогда реки: Ганг, Евфрат и Нил. «Итальянцы „играли с водой», как султан со своими драгоценностями», — пишет Д. Лихачёв.

Вилла Фарнезе

Дворец Фарнезе — образец виллы и сада эпохи позднего Ренессанса, творение выдающегося итальянского архитектора и теоретика садов Джакомо да Виньолы. В 1530 г. Антонио да Сагалло и Бальдассаре [еруцци начали сооружать крепость в Капрароле для .Александра Фарнезе, ставшего в 1534 г. папой Павлом III. Однако работы были прерваны, и лишь в 1556 г. племянник папы Александр Фарнезе младший поручил Виньоле перестроить незавершённую крепость в пышный дворец. На некотором расстоянии от него за массивными каменными стенами разбили сады — Зимний и Летний.

Дворец Фарнезе
Дворец Фарнезе

В главный сад из дворца попадали через Охотничий лес. На просеке стояло Казино — двухэтажный дачный домик (павильон удовольствий), выполненный в виде завитка (проект Джакомо делла Дуки). По центральной оси ступеней, ведущих в Казино, проходила «водяная лестница» из переплетающихся дельфинов, по обеим сторонам располагались гроты, утопленные в подпорные стенки. На верху водяной лестницы находилась площадка с большим фонтаном в виде сосуда, поддерживаемого огромными тритонами. Как отмечал Д. Лихачёв, фонтаны были необходимы, чтобы усилить элемент движения в скульптурных группах за счёт бьющих и брызгающих струй воды.
Благодаря фонтанам скульптуры не изображали движение, а буквально оживали. Над первой площадкой размещалась вторая, а позади была устроена терраса с цветочными клумбами. С трёх сторон сада возвышались статуи с декоративными вазами на головах.

Вилла Фарнезе. Замок Капрарола
Вилла Фарнезе. Замок Капрарола

«Согласно легенде, эти 28 фигур изображают мастеров принимавших участие в разбивке сада. К сожалению, это не соответствует действительности, поскольку статуи появились лишь в 1620 г. во время работ по перепланировке сада под руководством Джироламо Райнальди», — пишет Элен Эттли в книге «Самые красивые сады мира».
Деревянные мостики, перекинутые через крепостной ров, связывали каждую анфиладу комнат дворца со своим собственным садом. В Зимнем саду были разбиты клумбы, окаймлённые самшитом, лавром и падубом, а Летний сад засажен цветами и фруктовыми деревьями. Центральная садовая аллея вела к гроту с дождевым фонтаном. Завершался сад святилищем речной нимфы, в котором скрывался фонтан Венеры. Фрэнсис Бэкон в своей книге «О садах» отмечал, что сад составляет самое чистое из всех человеческих наслаждений. Оно более всего освежает дух человека; без него здания и дворцы всего лишь грубое творение его рук.

Вилла Фарнезе
Вилла Фарнезе

Вилла Д’ Эстье

Даже в богатой зрелищами Италии фонтаны виллы Д Эстье производят ошеломляющее впечатление
Даже в богатой зрелищами Италии фонтаны виллы Д Эстье производят ошеломляющее впечатление

Проект виллы д’Эсте, разработанный неаполитанским архитектором, художником и антикваром Пирро Лигорио, — яркий пример использования иконографии и основных принципов гидравлики при оформлении маньеристского парка. Он был разбит в 1550 г. в Тиволи, в 32 км от Рима, недалеко от знаменитой виллы римского императора Адриана и античного храма Геркулеса Виктора. По образу и подобию древних сооружений кардинал Ипполит II д’Эсте решил построить свою виллу, стремясь воссоздать пышность
п роскошь архитектуры Древнего Рима. Трёхэтажная вилла на мощном цоколе, обращённая парадным фасадом к Риму, возвышалась на крутом склоне горы. Вилла напоминала сказочный дворец, сад — прообраз Древнего мира, а низвергающийся с кручи водопад — Всемирный потоп. В центре сада размещались статуи Геркулеса и Ипполита как символы целомудрия. Размеры сада невелики, и 300 лет назад с верхнего балкона виллы он весь был как на ладони: фонтаны, бассейны, дивный ковёр цветов.

Вилла Д Эстье

От ворот уходит вверх аллея огромных кипарисов (их высота достигает 65 м, а стволы — до 3 м в обхвате). Тёмная зелень гармонирует с белым мрамором террас, уступами поднимающихся всё выше и выше. Лестница подчёркивает центральную часть комплекса, а садовые дорожки с декоративными элементами, проходящие по террасам, образуют несколько поперечных осей (раньше в саду было 9 продольных и 11 поперечных осей). Вьющие на фоне гротов фонтаны, балюстрады, балконы, изогнутые лестницы, по мраморным перилам которых течёт вода, — всё это выглядит как великолепная декорация к театральной постановке.
На середине третьей террасы расположен фонтан в виде огромного цветка лилии, с краю четвёртой террасы — небольшой фонтан в нише с узорными колоннами и гербом герцога д’Эсте — орёл и лилии (в древности ^ирисы и лилии не различали). На пятой террасе перед тёмным гротом под ; полукругом лестниц с вазами находится фонтан «Дракон», издававший звуки, напоминавшие грохот канонады. Каждая аллея террас завершается площадками с причудливыми фонтанами, а последняя, пятая, выходит на Аллею ста фонтанов. Она заканчивается фонтаном Ла Рометта, представляющим
собой миниатюрную копию античного Рима с колоннами, арками и обелисками. На этой аллее уступами устроено множество фонтанов и фонтанчиков, а на самом нижнем уступе, на барельефах, изображены сцены из «Метаморфоз» Овидия.

Пиранези. Вилла д Эстье в период упадка. Гравюра
Пиранези. Вилла д Эстье в период упадка. Гравюра

Фонтан «Филин» в виде группы поющих птиц, замолкавших при появлении филина, был снабжён механизмом, действовавшим под давлением силы падающей воды. Игра мощных струй, поющие птицы и ухающий филин производили ошеломляющий эффект. Но одним из самых живописных был фонтан Сивиллы, идею которого подсказал Микеланджело. В расселине скалы стоит статуя Сивиллы, прорицательницы судьбы; из-под её ног струится широкий каскад, отвесно падая в тихую гладь пруда. Среди водоёма виднеется раковина с наядой, а сам он обрамлён полукруглой галереей с арками. Бурный каскад и спокойная поверхность воды создают неповторимый контраст.

Каскад на вилле д эстье
Каскад на вилле д эстье

С одной стороны сада находится павильон, в котором когда-то играл водяной орган. Пенистая струя вырывается из-под павильона и падает на цветник, вливаясь под землёй в безмятежные воды четырёх квадратных прудов. Фонтаны, от огромных водопадов до сплошной стены из мелких водяных брызг, блиставших в лучах солнца искристой радугой, являли поистине фантастическое зрелище. Многочисленные и разнообразные, фонтаны стали примером для подражания не только в Италии, но и во Франции, Англии и других странах, включая Россию. Как писал прекрасный знаток итальянской культуры П. П. Муратов, вилла д’Эсте «поражает грандиозным ансамблем, стремительным падением уровней, обилием декоративных стату й и сооружений, мощными фонтанами и большими массами вечной зелени. Она открывает путь настоящим виллам барокко».

Вилла

«Садовое искусство всегда было своеобразным соединением различных искусств — собственно садоводства, архитектуры, живописи и поэзии… Из всех искусств садово-парковое искусство, пожалуй, теснее и постояннее всего связано именно с поэзией…
Сад „говорит», но он вместе с тем „немой». Он говорит стилистической системой, символикой своих украшений (киосков, садовых построек различного типа и садовой архитектуры), в нём есть подписи и надписи (на монументах, вратах, „храмах» Дружбы, Любви и пр.), но ни один из этих „говорящих» элементов садов, не исключая и надписей на мемориальных сооружениях, не может высказаться до конца. А вместе с тем сложность садово- паркового строя постоянно требует объяснений, догадок, ответных чувств, к которым „взывают» его пейзажи и напоминания. Сад нуждается в том, чтобы кто-то (поэт, прозаик) стал за него говорить. Сад весь поэтому обращён к творчеству, к размышлению… Поэтому в саду делались и эрмитажи, устраивались библиотеки, строились места и дорожки для уединённых размышлений или для бесед с друзьями. Сад устремлён к слову», — пишет Д. Лихачёв в книге «Поэзия садов».

Тайный САД

Грот Дианы
Грот Дианы

Тайный, или секретный, сад известен со времён Средневековья. Это скрытое убежище, изолированное от остального сада зеленью или помещённое внутри грота. Один из лучших образцов такого — тайный сад замка Хэльбрун в Зальцбурге. Его создал в 1613- гг. итальянский архитектор Сантино Солари для зальцбургского архиепископа Маркуса Зиттикуса фон Хоэнемса. Замок возвели на итальянский манер, с гротами, павильонами, фонтанами. Гроты или в первый этаж: Зеркальный грот, Грот дожей с замаскированными водяными ловушками, Грот птиц, гидравлическое устройство которого воспроизводило пение птиц. Все они были связаны с другими гротами, расположенными вокруг садового пространства и сгруппированными по «водной оси», так называемому Княжескому пути. Эта часть парка и образовала тайный сад. К нему в 1750-1753 гг. добавили Механический, сделанный Данрайтером: более сотни фигур передвигались под звуки гидравлического органа, изображая сцены из городской жизни.

ВИЛЛА «ЛАНТЕ»

Вилла Ланте
Вилла Ланте

Сад виллы «Ланте» в Банайя, под Римом, считается одним из наиболее совершенных итальянских садов эпохи Ренессанса. Его создал Джакомо да Виньола по заказу кардинала Гамбара. Как пишет Майкл Сайме, перед виллой, состоящей из двух отдельных дачных домиков Гамбара и Монтальто, разбита цветочная клумба, а за ней тремя террасами спускается сад, символически показывающий переход от примитивной культуры к цивилизации. Сад украшает фонтан «Всемирный потоп», рядом расположены павильоны муз, аллегорически демонстрирующие связь между водой как источником жизни и искусством как её необходимым условием. Из верхнего фонтана вода подаётся к нижним террасам. Каменное обрамление наклонной площадки на верхней террасе подчинено замыслу «водяной цепочки» и выполнено в виде переплетающихся хвостов раков — намёк на герб кардинала («гамберо» означает «рак»).

Вилла Фарнезе. Капрарола. Гермы-сатиры окружают клумбу, примыкающую к лестнице
Вилла Фарнезе. Капрарола. Гермы-сатиры окружают клумбу, примыкающую к лестнице

По обеим сторонам фонтана «Гиганты» на средней террасе возлежат огромные фигуры речных богов, а в её центре — каменный стол кардинала, по которому вода стекает в жёлоб, предназначенный для охлаждения вина и фруктов. На нижней террасе расположен фонтан «Свеча», или «Огни». Сейчас сад разрушен, и почти все его архитектурные элементы утрачены. Сохранилась только группа фонтанов работы Джамболоньи с фигурами Пегаса и муз.

Сады Вилла Фарнезе

ВИЛА Д’ЭСТЕ
«явилась одним из самых замечательных садово-парковых произведений XVI в., и её эстетический образ, без сомнения, через творения ряда посредствующих художников и планировщиков отразился в замысле Петергофа. Основное магическое воздействие виллы д’Эсте принадлежало каскадам и фонтанам. Они обрамляли своеобразную темную „просеку» в густой растительности на холме… Сто фонтанов обрамляли эту „просеку», и их движение кверху пересекалось ниспадающими каскадами», — пишет Д Лихачёв.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art