Скальные церкви Лалибэлы

Скальные церкви Лалибэлы 6

Скальные церкви Лалибэлы

В 1520 г. португальский путешественник Франсишку Алвареш, следуя ко двору эфиопского императора Лебн Денгела, посетил «такие изумительные здания с такой замечательной скульптурой, что я сомневаюсь, что нечто хоть сколь-нибудь сопоставимое может быть найдено в другом месте в мире. Здесь есть целые церкви, высеченные в живом камне, сделанные с невероятной изобретательностью». Алвареш заканчивает свое описание предположением, что его читатели будут удивлены, и даже, возможно, не поверят «изумительному и почти удивительному устройству этих сооружений». Он клянется, что, как бы ни казалось это невероятным, его описание гораздо хуже действительной красоты этого места.
Путешественники и паломники, приезжающие сегодня в город Лалибэлу, расположенный на высоте более чем 2500 м над уровнем моря, вероятно, испытывают такой же трепет при виде этого шедевра эфиопской архитектуры, который испытал в свое время Франсишку Алвареш. Здешние знаменитые скальные церкви были построены эфиопским императором Лалибэлой (он был здесь и захоронен), который, по словам Алвареша. был «подобен святому, сотворившему много чудес». Лалибэла происходил из династии Загве. Утвердившись в здешних местах после распада Аксумской империи, Загве правили Эфиопией с середины XII до конца XIII столетия.

Скальные церкви Лалибэлы 3

Об истории династии Загве известно очень немногое. Документов от того периода сохранилось мало, и, вероятно, эти императоры так бы и канули в Лету, если бы не памятники Лалибэлы. С 1270 г., когда к власти в Эфиопии вновь пришли потомки Менели- ка — сына Соломона и царицы Савской, они постарались уничтожить все следы правления Загве и даже подвергли цензуре рукописи того времени. Правда, в более поздние времена, когда страсти улеглись, несколько императоров из династии Загве были причислены к лику святых. В их числе был и Лалибэла.

Скальные церкви Лалибэлы

Император Лалибэла правил около 1190—1225 гг. (по другим сведениям — в 1167—1207 гг.) Сведения о его жизни сохранились только из его жития, написанного в 15 столетии. Предание рассказывает, что Лалибэла родился в городе Роха. При рождении младенца внезапно окружило плотное облако пчел, и его мать, решив, что пчелы изображают собой воинов, которые однажды будут служить ее сыну, выбрала для него имя Лалибэла, что означает «пчелы признают его владычество». Старший брат Лалибэлы, император Харбай, был весьма недоволен этим пророчеством и попытался отравить брата. Эта попытка не удалась: Лалибэла, говоря современным языком, впал в состояние клинической смерти. Его душа была вознесена ангелом на небеса, где Бог показал ему десять церквей, «сделанных из единой скалы», и сказал: «Я сделаю тебя императором с тем, чтобы ты смог построить церкви, подобные тем, которые ты видел». Спустя три дня Лалибэла вернулся к смертному существованию и занял трон своего брата Харбая — того также посетил ангел и велел отречься от престола в пользу Лалибэлы.

Скальные церкви Лалибэлы 4

Спасенный божественным вмешательством, Лалибэла стал императором Эфиопии. Свое правление он посвятил выполнению данного им перед Богом обета: с помощью «множества ангелов и множества людей» на протяжении двадцати пяти лет сооружал в скалах необыкновенные церкви, подобные виденным им на небесах. Он умер, как только его задача была выполнена. Авторы жития сравнивают Лалибэлу с Соломоном, который «за двадцать лет создал два памятника: храм для Господа и свой собственный дворец. Лалибэла построил десять церквей из единого куска скалы при помощи Сына Божьего». Позднее эфиопская церковь канонизировала императора, а название города Роха было изменено на Лалибэла.
Церкви Лалибэлы принадлежат к числу самых необыкновенных творений человеческой цивилизации. Во всем мире существует немало скальных ансамблей. В той же Эфиопии насчитывается сотни церквей, высеченных в скалах на высоких плато Эритреи и Тигре — к северу и к югу от Аддис-Абебы. Однако Лалибэла — один из редчайших комплексов подобного рода. Его называют «Эфиопским Иерусалимом».

Скальные церкви Лалибэлы 7

«Какой язык может описать эти церкви? — пишет средневековый эфиопский хронист. — Я неспособен объяснить вам, как они построены; не ожидайте от меня описания их убранства; но тот, кто созерцает их, никогда не устанет любоваться ими».
Комплекс монолитных церквей, напоминающих скульптуры, высеченные в вулканической породе, соединен лабиринтами проходов, внутренних дворов и подземных туннелей. .Это настоящее царство минералов, где преобладают желтовато-коричневые и серые тона, где можно затеряться в узких проходах, где на каждом шагу встречаются погруженные в себя монахи, священники и дьяконы.

Скальные церкви Лалибэлы2

В ансамбль церквей Лалибэлы входят три группы памятников, расположенных на разной высоте. Охватить взглядом весь комплекс просто невозможно — чтобы увидеть древние церкви, необходимо спускаться в глубокие, высеченные в скалах траншей и рвы, в которых скрываются постройки.

Скальные церкви Лалибэлы 5

Первая группа памятников, расположенная в самой высокой части участка, включает семь церквей. Самой большой из них является Бет Мадхане Алам («Церковь Спасителя Мира»). Ее длина составляет 34 м высота — 11 м. Церковь окружена тридцатью четырьмя пилонами, внутри она имеет пять нефов и три внутренних зала. Другая церковь, Бет Мариам (Святая Мария), построенная по типу базилики, славится своими порталами перед тремя входами и живописными фризами и фресками.

Скальные церкви Лалибэлы 8

Оба эти здания целиком высечены из огромного каменного блока. Из той же самой скалы вырублены и все традиционные элементы внутреннего и внешнего убранства храмов: ниши, пилоны, арки, апсиды, алтари.
В этот же сложный комплекс храмов входят Бет Маскаль (церковь Святого Креста), Бет Дабра Сина (церковь Синайской горы), церковь Голгофы, Бет Данагель (церковь Девы) и часовня Бет Селласие (Святой Троицы). Из них наиболее интересна частично высеченная из монолита церковь Голгофы. Ее украшают чрезвычайно интересные барельефы с изображениями семи святых. Старинные эфиопские хроники утверждают, что здесь находятся могилы Христа, Адама и основателя комплекса — императора Лалибэлы.

Скальные церкви Лалибэлы 9

К юго-западу от этого ансамбля, за ручьем, носящим название Иордан, расположен комплекс из четырех скальных церквей — Бет Амануэль, Бет Меркуриос, Бет Авва — Либа- нос и Бет Габриэль — Руфаэль. Целиком, с великой тщательностью высеченная из огромной глыбы красного туфа. Бет Амануэль создана по типу базилики. Ее размеры составляют 18,5×12,5×12 м. Церкви Бет Меркуриос и Бет Габриэль — Руфаэль, вероятно, первоначально сооружались как здания светского назначения, и лишь позднее были превращены в храмы.

Скальные церкви Лалибэлы 13

Особняком от этих двух групп стоит изящная монолитная церковь Бет Гиоргиос, находящаяся приблизительно в 500 м к юго- западу. Она посвящена Святому Георгию — небесному патрону Эфиопии. Предание рассказывает, что когда император Лалибэла уже почти закончил строительство церквей, завешанных Богом, перед ним неожиданно предстал Святой Георгий — закованный в броню, на белой лошади — и стал упрекать императора за то, что тот построил столько храмов, но среди них нет дома для него. Лалибэла пообещал святому построить для него церковь более красивую, чем все другие. И это ему удалось — церковь Бет Гиоргиос поистине стала архитектурным символом всего удивительного ансамбля скальных церквей.

Скальные церкви Лалибэлы 10

Небольшая (высотой 12,5 и шириной 10,5 м) церковь Бет Гиоргиос не имеет ни пилонов, ни колонн, а ее плоская крыша украшена рельефным орнаментом в форме креста. Здание представляет собой почти совершенный куб и ориентировано так, что главный вход находится на западе, а алтарь — на востоке. Девять окон в нижнем ряду слепые; свет проникает в храм через двенадцать окон верхнего ряда. Одна из наиболее интересных особенностей церкви Бет Гиоргиос — то, что толщина ее стен шаг за шагом увеличивается сверху вниз, но это увеличение умно скрыто горизонтальными полосами на внешних стенах. Церковь стоит в глубокой яме с отвесными стенами, и попасть в нее можно только через туннель, высеченный в камне.

Скальные церкви Лалибэлы 12

Древняя культура христианской Эфиопии была пропитана ценностями Ветхого Завета. Еще со времен Менелика эфиопские императоры стремились сделать Эфиопию вторым Израилем. Недаром создатель ансамбля император Лалибэла похоронен рядом с символическими могилами Адама и Христа — тем самым подчеркивалось значение храмов Лалибэлы как священного центргг Эфиопии, нового Иерусалима. Водном из эфиопских средневековых текстов говорится, что «Эфиопский Иерусалим» был благословлен самим Христом, сказавшим императору Лалибэле: «Пусть это будет святым местом, подобным Горе Фавор — месту моего преображения, подобным Голгофе, месту моего распятия на кресте, и подобным Иерусалиму — земле моей матери, где я стал плотью ее чистой плоти. Если человек предпримет паломничество сюда, то это будет подобно паломничеству к моей могиле в Иерусалиме. И если кто причастится плотью и кровью моей в этих церквях, он будет спасен и очищен от всех грехов».

Скальные церкви Лалибэлы 11

Лалибэла и сегодня остается вторым по значению (после Аксума) священным городом Эфиопии. Ежегодно десятки тысяч паломников совершают путешествие к его святыням. Здесь постоянно проживает несколько сотен священников и монахов. Особенно людно в Лалибэле в дни Пасхи, Крещения и Воздвижения креста, когда здесь устраиваются большие религиозные процессии.
Памятники «Эфиопского Иерусалима» неоднократно ресгаврироватись на средства правительства Эфиопии, а с 1978 г., когда Лалибэла была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, к работе по изучению и восстановлению древних церквей подключились и международные организации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art