Советская фотография 1950-1970

Советская фотография 1950-1970
Наум Грановский. Москва 1950-ые.

Советская фотография 1950-1970

Продленное мгновенье «шестидесятников»
Жизнестойкость фотографии иные теоретики объясняют ее уникальной способностью «останавливать мгновение». Но в более точном переводе с немецкого «остановись» — это и «продлись», и «повремени», и «постой». Может быть, именно возможность фиксации «длящегося» события и есть главная первопричина выживаемости ретроспективной фотографии.
Творчество фотографов-шестидесятников, начавших снимать в послевоенные годы, годы «оттепели», было отмечено страстным стремлением уйти от постановочного, инсценированного фотокадра, приблизиться к правде жизни, к репортажной адекватности повседневного существования. Закономерно, что новаторский подход осуществился именно в фотографиях, запечатлевших жизнь обновленной Москвы.

Советская фотография 1950-1970
Борис Вдовенко Парашютисты. 1954 Московский Дом фотографии

Наступление молодых фотографов оказало безусловное влияние и на творчество тех, кто прошел суровую школу фронтовой фотожурналистики. Поэтому в экспозиции представлены и работы фотографов старшего поколения — Д.Бальтерманца, Б.Вдовенко, Н.Грановского, В.Та- расевича, и творчество фотографов, которые дерзнули поспорить с мастерами за место на выставочных стендах — В.Генде-Роте, Н.Рахманова, В.Ахломова, Н.Свиридовой, Д.Воздвиженского, Е.Кассина, Л.Бородулина, В.Лагранжа и многих других.
В 60-е годы не только расширился тематический диапазон творческой фотографии, возникли новые сюжетные решения, но стали использоваться и новые технические средства — длиннофокусная и короткофокусная оптика, светочувствительные материалы, осваивались более совершенные лабораторные процессы.

Советская фотография 1950-1970
Лев Бородулин Спортивный орнамент. 1950-е Собственность» автора

Поиску новых подходов к решению «мирных» тем способствовал фронтовой опыт Гаранина и Тарасевича. Именно они сумели максимально далеко отойти от постановочной фотографии, создавая индивидуально окрашенные репортажи — это и цикл фотографий Гаранина, посвященный театральной жизни Москвы, и ставший классикой «Московский университет» Тарасевича, и информационные по форме, но эмоционально насыщенные фотографии Грановского.
Строгий, а следовательно, гораздо четче проясняющий авторскую позицию отбор работ, был свойственен фотографам шестидесятых в гораздо большей степени, чем их предшественникам. Но даже в рамках самоограничений и ограничений цензурных В.Мусаэлян, Э.Песов и другие создали снимки политических деятелей «нового времени», не уступающие нынешним произведениям «парламентских» фотохроникеров.

Советская фотография 1950-1970
Лев Бородулин Пирамида. 1954 Московский Дом фотографии

Москва и москвичи были объектом съемки для многих репортеров фотохроники ТАСС, Агентства печати «Новости», журналов «Советский Союз», «Огонек», «Советская женщина» и других изданий. Но в те же годы для многих фотографов характерным моментом творчества стал переход от тематической всеядности к одной — главной теме. И именно в шестидесятые у фотографов, избравших своей темой жизнь Москвы, проявилось яркое, настойчивое стремление объединить репортерский подход к теме со стремлением использовать средства и приемы художественной фотографии. По сравнению с 20-30-ми годами, в 60-е эта граница становилась все более прозрачной, а порой и вовсе стиралась.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art