Художественное оружие

Художественное оружие

Художественное оружие, в течение многих столетий игравшее важную роль в разных сферах жизни общества, в значительной мере определяло культурный «портрет» эпохи. Оно было незаменимо в парадном церемониале и на охоте, в турнирах и спортивных состязаниях, являлось почётной наградой, непременным атрибутом офицерского мундира и парадного костюма. Богато украшенным оружием оформляли дворцовые и усадебные интерьеры, охотничьи замки.
В российском оружейном искусстве за долгие годы сформировались разнообразные стилистические направления, сложились богатые традиции. С древнейших пор установились характерные особенности декорирования охотничьего, церемониального, парадного, почётного оружия. Особым образом украшались дуэльные, наградные, дарственные, памятные клинки. Как и в любом виде декоративно-прикладного искусства, в одно и то же время существовали разные по уровню мастерства изделия — от массовых образцов до оружейных шедевров, уникальных произведений высочайшей художественной ценности.

В XX столетии холодное оружие перестало активно использоваться: сабли, шпаги, палаши, шашки вышли из употребления, а художники-оружейники и мастера-гравёры надолго утратили сам предмет декорирования. К тому же судьба российского оружейного искусства была тесно связана и с политико-экономическими переменами, последовавшими за Революцией 1917 г.

2

В Советском Союзе установилась монополия государства на оборот всех видов оружия, ставшая тормозом для развития художественного оружейного творчества. Деятельность оружейников, работавших только на государственных военных заводах, была строго лимитирована плановыми заданиями, а ассортимент продукции — чётко обозначен Государственным комитетом по стандартам. Оформление уникальных изделий, в которых художник мог бы проявить свои творческие возможности, ограничивалось определённой тематикой. К тому же художественное оружие как вид искусства в тот период не был востребован обществом и поэтом)’ не мог быть им оценен. В стране не существовало достаточного количества потребителей этих дорогостоящих изделий, а единственными заказчиками штучных образцов являлись различные государственные структуры.

Нож охотничий с ножнами. Москва, Галерея «Русские палаты». 2003 г. Исполнители — А. Грачёв. Оформление: скрим-шоу — В. Костенко, насечка золотом и серебром — А. Головин.

Нож представляет один из вариантов художественного оформления малосерийных изделий изготовляемых Галереей «Русские палаты». Подобные ножи сертифицированы как оригинал. Современная модель охотничьего ножа под названием «Азель-2». Клинок ножа откованной дамасской стали. Рукоять и ножны выполнены из моржовой кости, на поверхности скрим-шоу нанесены изображения кабанов, а стальная оправа украшена растител орнаментом в технике насечки золотом и серебром.

Нож охотничий с ножнами

 

Нож в ножнах на подставке «Таксы». Москва, Галерея «Русские палаты». 2002 г. Авторы — Ю. Мишуков, М. Мишуков.

Клинок : тигельная плавка булата — И. Толстой, кузнец — В. Воскобойников. Булатная сталь, кость (бивень мамонта). Ковка, резьба по кости.

Мастерам из Нижнего Новгорода – отцу и сыну Мишуковым принадлежит своеобразная манера оформления коллекционных изделий, выполненных в технике резьбы по кости. Эти авторские изделия пользуются

огромной известностью среди специалистов и коллекционеров. Работая в этой технике около 30 лет, Мишуковы создали оригинальные оружейные произведения, каждое из которых отличается необычайной тщательностью исполнения реалистичных, тонко подмеченных сцен из жизни животных и охотничьих сюжетов. В своих художественных работах мастера используют клинки, выполненные из булатной или дамасской стали.

Нож в ножнах на подставке «Таксы». Москва, Галерея «Русские палаты».
Нож в ножнах на подставке «Таксы». Москва, Галерея «Русские палаты».

И всё же в истории отечественного художественного оружия советский период сыграл огромную роль. Именно в это время завершился классический этап развития оружейного искусства, в основе которого лежало оформление предмета, имеющего совершенно определённое функциональное назначение.
Поворотным этапом в отечественном оружейном искусстве вообще и создании клинкового оружия в частности считается рубеж 1980—1990-х гг. Художники, скульпторы, ювелиры, а подчас и совершенно далёкие от творчества люди привнесли новый взгляд в создание художественного холодного оружия. Возникший в оружейном деле вид творчества стал развиваться в рамках общих тенденций декоративного искусства конца XX в., главной чертой которого, по мнению исследователей, является переход от материально-практической сферы к духовной.

Проект Скифский:меч акинак с ножнами и нож с ножнами.
Проект Скифский:меч акинак с ножнами и нож с ножнами.

Основной принцип классического оружейного искусства как искусства украшения собственно оружия постепенно стал уходить на второй план. Современное российское художественное оружие — это прежде всего стремление к авторском}’ самовыражению, повышенное внимание к декоративности, поиск новых пластических форм, а также взаимодействие с интерьером, архитектурой, станковым искусством.
Эти тенденции развития художественного холодного оружия стали общими для всех основных производственных центров. Однако если, скажем, в Центральном регионе в значительной степени проявляется тяга к индивидуальному творчеству и развитию авторского начала то наибольшею преемственность традиций художественной промышленности сохраняет Златоуст.
Среди современного российского художественного оружия прекрасные работы злагоустовских мастеров занимают. пожалуй, самое значительное место.

Нож «Комар». Москва. 2002 г. Автор — М. Жерядин. Нержавеющая сталь, золото, серебро, чёрное дерево.
Нож «Комар». Москва. 2002 г. Автор — М. Жерядин. Нержавеющая сталь, золото, серебро, чёрное дерево.

Михаил Жерядин — один из самых интересных мастеров современного авторского оружия. Сложнейшие в техническом отношении работы художника — сплав профессионализма и неудержимой фантазии. Жерядин относится к числу немногих мастеров, которые сами выполняют все работы: начиная от эскиза произведения, создания и украшения клинка до монтировки его на рукоять.

Нож «Майский жук». Москва. 2000 г. Автор — М. Жерядин. Нержавеющая сталь, серебро, чёрное дерево. Ковка, художественное травление, гравировка, всечка, резьба.
Нож «Майский жук». Москва. 2000 г. Автор — М. Жерядин. Нержавеющая сталь, серебро, чёрное дерево. Ковка, художественное травление, гравировка, всечка, резьба.

Трудно преувеличить роль Златоуста как центра отечественного оружейного искусства. Сегодня здесь зарегистрировано свыше 50 художественных мастерских, визитной карточкой которых стало холодное клинковое оружие. Всем этим большим и малым мастерским удалось сохранить само понятие российского центра художественной оружейной промышленности.
Основная часть Златоустовских мастерских развивается по пути традиционного промышленного производства, при котором оформление оружия включено в общий технологический процесс. В рамках этой системы отработан и налажен выпуск малых серий типовых образцов клинкового оружия, преимущественно ножей, кинжалов, кортиков, реже длинноклинкового оружия — сабель, шпаг, палашей.
Используя традиционные приёмы конструирования, Златоустовские мастера стремятся разнообразить модели художественного оружия, экспериментируют с орнаментами и декоративными элементами, применяют самые разные материалы — ценные породы дерева, латунь, бронзу, кость, рог и т. д. По основой оформления оружия по- прежнему остаётся классическая Златоустовская гравюра на металле. Важным является то, что клинки выполняются из различной по химическом)’ составу стали, имеющей, как правило, высокие прочностные характеристики. Владеют Златоустовские кузнецы и технологиями изготовления дамасской стали.

4

Образцом вкуса и художественного стиля могут служить произведения художественной мастерской «Практика». Обращение к классическим формам исторического оружия, высочайший художественный и технический уровень исполнения — основные принципы работы фирмы. Великолепное искусство Златоустовской гравюры на стали с широким применением золочения, воронения и синения предоставляет художникам неограниченные возможности в воспроизведении орнаментальных узоров и сюжетных композиций, а также изображении богатейшего мира сказочной уральской природы.
В изделиях, созданных мастерами «Практики», чётко прослеживается основная тенденция: стремление к сохранению исторических связей и традиций Златоустовской оружейной школы. Классическое искусство Златоуста, у истоков которого в начале XIX столетия стоял легендарный оружейник Иван Бушуев, не потеряло своей притягательной силы и для современных мастеров. Не случайно работы художественной мастерской «Практика» на Всероссийском оружейном конкурсе были удостоены диплома «За верность традициям русского клинкового оружия».

5

Мастерская декоративно-прикладного искусства «ЛиК» (Златоуст), существующая с 1990 г.,ориентирована на создание штучного, уникального оружия. Фирму отличают стремление к сохранению исторических связей и традиций Златоустовской оружейной школы, высочайший профессионализм и качество исполнения, чувство стиля и тонкий художественный вкус. Многие работы мастерской относятся к лучшим произведениям современного художественного оружия.

Сабля вольница, Санкт Петербург. Мастерская студия "Богачев". Автор А.Богачев. Клинок: плавка булата: С.Лунев, кузнечная ковка: Ю.Саркисян, исполнитель В.Наумов. Травление на клинке Е.Богачев. Булатная сталь, серебро,  бивень мамонта, бирюза, дуб, кожа. Ковка, травление, гравировка, работа по кости, злочение, плотирование.
Сабля вольница, Санкт Петербург. Мастерская студия «Богачев». Автор А.Богачев. Клинок: плавка булата: С.Лунев, кузнечная ковка: Ю.Саркисян, исполнитель В.Наумов. Травление на клинке Е.Богачев. Булатная сталь, серебро, бивень мамонта, бирюза, дуб, кожа. Ковка, травление, гравировка, работа по кости, злочение, плотирование.

«ЛиК», в большей степени, чем другие мастерские Златоуста, тяготеющий к эксперименту, не имеет равных в разработке изделий с контрастными матовыми и зеркально-полированными поверхностями. Не ограничиваясь рамками традиционной Златоустовской гравюры на металле, художники «ЛиКа» уделяют внимание разработке новых пластических линий оружия, использованию разнообразных материалов, поиску взаимодействия вновь созданных произведений с окружающим пространством. Недаром работа «ЛиКа» в 2003 г. отмечена дипломом I степени на Всероссийском конкурсе ювелиров «Признание Петербурга» как «Лучшее украшение года».

Сабля. Златоуст. Сабля «Вольница». Санкт-Петербург. Мастерская-студия «Богачёв». 2001 г. Автор — А. Богачёв. Клинок: плавка булата — С. Лунёв, кузнечная ковка — Ю. Саркисян. Исполнитель — В. Наумов. Травление на клинке — Е. Богачёв. Булатная сталь, серебро, бивень мамонта, бирюза, дуб, кожа. Ковка, травление, гравировка, работа по кости,золочение, патинирование.
Сабля. Златоуст.
Сабля «Вольница». Санкт-Петербург. Мастерская-студия «Богачёв». 2001 г. Автор — А. Богачёв. Клинок: плавка булата — С. Лунёв, кузнечная ковка — Ю. Саркисян. Исполнитель — В. Наумов. Травление на клинке — Е. Богачёв. Булатная сталь, серебро, бивень мамонта, бирюза, дуб, кожа. Ковка, травление, гравировка, работа по кости,золочение, патинирование.

Удивительным образом развивается творчество Златоустовских мастеров, работающих в других художественных центрах России. В произведениях А. Богачёва — художника-гравёра из Санкт-Петербурга — как бы сфокусировались изменения, происходящие сегодня в авторском оружии. За необычайно короткий период мастер перешёл от традиционной для Златоустовской школы системы декорирования к воплощению в оружии новаторских идей и образов.
В этом смысле показательны две работы художника, ярко представляющие основные пути развития современного оружейного искусства. Сабля «Вольница» —узнаваемый образец классической сабли, украшена стилизованным орнаментом, древнерусскими символами, историческими сценами, выполненными в технике глубокого травления. Характерным примером стремления автора к свободному самовыражению является кинжал «Ребро Адама». Это оригинальное, далёкое от установившихся оружейных канонов произведение. формы которого напоминают силуэт женской фигуры. Автор вирту озно использовал Златоустовскую технику художественного исполнения клинка и приёмы ювелирной обработки драгоценных металлов и камней.

6

Трудно представить современное художественное холодное оружие без старейшего оружейного центра России — Тулы. Хотя в советский период изготовление любых видов оружия было сконцентрировано только на государственных предприятиях, где строго соблюдалась закрытость и замкнутость военного производства. по давней традиции многочисленные тульские мастера не отказывались от индивидуальной деятельности, стараясь сохранить верность знаменитому ту льскому стилю оформления оружия. Однако стремление удовлетворить вкусы заказчиков и потребности рынка привело к появлению большого количества художественных оружейных изделий невысокого класса. Это касается прежде всего холодного оружия, изготовление которого в тульской оружейной среде издавна рассматривалось как вторичное по отношению к огнестрельному.
Фактически произошло обесценивание колоссальных возможностей тульской оружейной школы. Тем временем именно мастерам холодного оружия удалось с блеском представить современную тульскую оружейную школу.
В 1999 г. нож тульской фирмы «Левша-Т» на выставке клинков в Лугано (Швейцария) получил Гран-при. Главным его достоинством было признано сочетание красоты и функциональности.
Развитие традиций тульской оружейной школы характерно для творчества лучших современных мастеров. Один из них С. Данилин — профессиональный оружейник и дизайнер. владеющий всеми специальностями мастера холодного оружия. Его работы — великолепные ножи и кинжалы отличаются высочайшим качеством, логичностью конструктивного решения, изысканной эстетикой декора. Как и многие другие мастера художественного холодного оружия, Данилин широко использует традиционные способы декорирования, оттачивая разнообразные, ставшие уже классическими оружейные оформительские техники — серебряную и золотую насечку или таушировку, обронную резьбу и гравировку, канфарение, чеканку, художественное литьё, инкрустацию, дамаскировку, воронение, золочение и т. д.
Традиционная для искусства тема — соотношение новаторства и классики нашла отражение и в работах московских мастеров художественного холодного оружия. На протяжении долгого времени лидерство здесь сохраняет Галерея авторского оружия «Русские палаты», которая специализируется на изготовлении уникального коллекционного холодного оружия. Постигая тайны оружейного искусства, мастера Галереи неизменно обращаются к богатейшему художественному наследию. Изделия фирмы — это узнаваемые классические образцы исторического оружия. Художественный образ этих произведений передаёт обобщающие черты той или иной оружейной культуры, воспроизводит характерные формы и декор оружия, его конструктивные и технологические особенности вне зависимости от сложности их воплощения.
Спектр исторических прообразов оружия, производимого в «Русских палатах», необычайно широк — это египетский кинжал, скифский акинак, иранский шамшир, восточный бебут, русская сабля и японская катана.

Сабля «Державная». Москва, Галерея «Русские палаты». 2003 г. Автор — А. Аксёнов (при участии А. Матросова). Клинок — А. Бычков, насечка золотом на клинке —А. Головин.
Сабля «Державная». Москва, Галерея «Русские палаты». 2003 г. Автор — А. Аксёнов (при участии А. Матросова). Клинок — А. Бычков, насечка золотом на клинке —А. Головин.

Сабля Державная

Дамасская сталь, серебро, медный сплав, клык моржа, бирюза, жемчуг, гранаты, дерево, кожа. Ковка, резьба, канфарение, насечка золотом, золочение, гравировка, инкрустация, сложная ювелирная техника.
Это программное художественное произведение одного из наиболее известных московских мастеров-оружейников А.В. Аксёнова. В его творчестве ярко проявляется стремление к познанию законов оружейного искусства, понимаемого как соединение высших достижений техники, науки, художественного творчества. Историческим прообразом этого оружия стали парадные церемониальные сабли, выполненные мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII столетии, в период расцвета этого крупнейшего оружейного центра России. Сабля по размерам, хорошо сбалансирована, удобна в хвате, клинок имеет превосходные режущие и рубящие свойства. Оформление сабли подчинено патриотической- идее: золотом на клинке нанесены надписи: «Храни Господь Святую Русь» и «Возвеличим же славу ее», а на ножнах — портретные изображения фигур российской истории: князя Рюрика — «Основателя династии русских князей», Ивана III — «Великого князя Московского, Государя Всея Руси Великого — «Первого императора Всероссийского», а также изображение Михаила Архангела Воеводы и текст молитвы. В оформлении сабли исполняются характерные для парадного оружия материалы — дамасская сталь, серебро, кость, драгоценные камни.

Особое значение уделяется сохранению функциональных качеств оружия. Высокий уровень исполнения всех частей и элементов изделий сочетается с удачно найденными пропорциями, авторским пластическим дизайном, оригинальными декоративными решениями.
В произведениях мастеров «Русских палат» нашли отражение и современные тенденции, связанные с воплощением авторами разнообразных художественных образов. Эго направление в немалой степени связано со стремлением продемонстрировать мастерство владения материалом и техникой его оформления. Так, огромной популярностью пользуются замечательные авторские изделия, выполненные из кости.
Возрождение уникальных оружейных технологий прошлого — важнейшее направление современного российского художественного оружия. На протяжении нескольких лет в мастерских «Русских палат» ведутся работы по исторической реконструкции получения булатной стали по методу П. П. Аносова, автора книги «О булатах».
Одним из первых мастеров, начавших ковать современные дамасские клинки, был преподаватель Суздальского художественно-ремесленного училища В. И. Басов. Сегодня благодаря стараниям московских и тульских кузнецов существуют сотни видов Дамаска с исключительными по красоте узорами. Великолепные дамасские клинки не только используются при выполнении практически всех художественных изделий, но и сами становятся предметом коллекционирования.
Катана. Москва, Галерея «Русские палаты». 2002 г. Автор — А. Аксёнов. Кузнец — Н. Фирстов (Тула). Дамасская сталь, бронза, кожа ската, дерево, серебро, ткань-тесьма, медь, лак. Ковка, резьба по металлу, гравировка, лакировка, патинирование, полировка.

Кинжал, нож, вилка в ножнах «Швейцарский». Москва, Галерея «Русские палаты». 2000 г. Автор, художественное оформление — А. Аксёнов. Клинок — С. Данилов. Дамасская сталь, бронза, серебро, кость. Ковка, гравировка, резьба, золочение. Автора заинтересовал один из самых известных образцов боевого холодного оружия - кинжал швейцарского пехотинца XVI в., необычайно удобные формы которого были скопированы спустя четыре столетия (в годы Второй мировой войны он лёг в основу табельного кинжала немецких подразделений СС). На ножнах изображена сцена сражения средневековых рыцарей в доспехах, выполненная в технике рельефной резьбы по металлу.
Кинжал, нож, вилка в ножнах «Швейцарский». Москва, Галерея «Русские палаты». 2000 г. Автор, художественное оформление — А. Аксёнов. Клинок — С. Данилов. Дамасская сталь, бронза, серебро, кость. Ковка, гравировка, резьба, золочение.
Автора заинтересовал один из самых известных образцов боевого холодного оружия — кинжал швейцарского пехотинца XVI в., необычайно удобные формы которого были скопированы спустя четыре столетия (в годы Второй мировой войны он лёг в основу табельного кинжала немецких подразделений СС).
На ножнах изображена сцена сражения средневековых рыцарей в доспехах, выполненная в технике рельефной резьбы по металлу.

Клинок катаны изготовлен Н.В.Фирстовым — одним из лучших тульских кузнецов, учеником В.И.Басова. Клинок выполнен из дамасской стали (так называемый «дикий Дамаск») в соответствии с одной из японских технологий. Структура клинковой стали насчитывает 14192 слоя. В основе конструкции клинка сварка шести пакетов Дамаска — три пакета на сердечнике, два пакета по 370 слоев на обкладках, один пакет — на обухе. Произведены сплошная закалка стали и отпуск клинка. Твёрдость клинка — 54-56 единиц по шкале Роквелла. По японской классификации клинок относится к «маки-э-но-тати», имеет изогнутую форму и представляет собой разновидность парадных мечей кадзари-тати, которые изготовлялись для узкого круга самых влиятельных князей.
В оформлении рукояти использована кожа ската — самэ и оплётка чёрной тесьмой. Мэнуки — накладки на рукояти изготовлены из серебра в виде традиционной фигуры воздушного дракона, сжимающего в когтях Луну; Бронзовая гарда меча — цуба имеет форму «мокко» с прорезным изображением японского воина — хранителя храмовых ворот. Деревянные ножны покрыты многослойным чёрным лаком. Оправа ножен — коигути и кодзири бронзовые, полированные. Катана представляет собой коллекционное художественное оружие, выполненное авторами по мотивам традиционных японских мечей-катана периода Эдо.

Сабля «Шамшир». Москва, Галерея «Русские палаты». 2002 г. Автор, художественное оформление — А. Аксёнов. Дамасская сталь, кость, латунь, дерево, кожа. Ковка, резьба, золочение. Эта работа - удачная попытка повторить боевые свойства известной иранской сабли типа шамшир. Испытания подтвердили великолепные возможности этого образца. В оформлении сабли использованы восточные мотивы и редкая художественная техника ажурного, или просечного, орнамента.
Сабля «Шамшир». Москва, Галерея «Русские палаты». 2002 г. Автор, художественное оформление — А. Аксёнов. Дамасская сталь, кость, латунь, дерево, кожа. Ковка, резьба, золочение. Эта работа — удачная попытка повторить боевые свойства известной иранской сабли типа шамшир. Испытания подтвердили великолепные возможности этого образца. В оформлении сабли использованы восточные мотивы и редкая художественная техника ажурного, или просечного, орнамента.

В современном российском художественном оружии всё большую роль играет авторское направление, получившее особое развитие в работах московских мастеров. В создании авторских изделий основной акцент делается на выражение с помощью холодного оружия определённой идейно-смысловой программы. Эти изделия в значительной степени тяготеют к декоративному искусству и занимают заметное место в системе современных пластических искусств. Их отличает яркая художественная образность и сложная, подчас уникальная техника исполнения.
Авторские работы, как правило, лишены прикладной функции и представляют собой яркие и самобытные художественные произведения, выполненные в сложнейшей, филигранной, подчас уникальной манере.
Основными эстетическими критериями здесь становятся личный почерк мастера и общая смысловая нацеленность его творчества.

Кинжал в ножнах «Бебут». Москва. Галерея «Русские палаты». 2002 г. Автор — Е. Экбер. Клинок — Л. Архангельский. Дамасская сталь, серебро, дерево, кожа, сердолик. Ковка, насечка золотом и серебром, резьба, эмаль по скани, золочение, канфарение,патинирование.
Кинжал в ножнах «Бебут». Москва. Галерея «Русские палаты». 2002 г. Автор — Е. Экбер. Клинок — Л. Архангельский.
Дамасская сталь, серебро, дерево, кожа, сердолик. Ковка, насечка золотом и серебром, резьба, эмаль по скани, золочение, канфарение,патинирование.

Это авторское произведение, посвящённое восточному оружейному искусству, повторяет широко распространённую форму классического кинжала бебут с характерным изогнутым клинком. Для изготовления клинка использован замечательный по красоте «кручёный Дамаск» — работа одного из наиболее известных и опытных московских кузнецов Л. Б. Архангельского. Клинок украшен насечённым золотом и серебром восточным узором и вплетённой в него арабской надписью.
Оправы рукояти и ножен выполнены из серебра и декорированы эмалью по скани с золочёной окантовкой изящного узора. Авторская идея этого произведения и его оформление принадлежат самобытному оружейнику Е.Г Экберу — одному из немногих оружейных мастеров, работающих в технике эмали по скани.

Создавая оружие как единый художественный образ, одни авторы обращаются к исторической и фольклорной тематике, традиционно отводя предмет) оружия значение некоего символа, другие проектируют изделия, опираясь на новые, необычные для оружия концептуальные разработки — чувственно-психологические настроения, ассоциативные образы, мифологические, философские, литературные сюжеты и т. д.
Однако основным направлением современного оружейного творчества остаётся классический подход к созданию художественного оружия. Особенно наглядно это проявляется в работах мастеров традиционных оружейных центров. Например, для оружейников Ижевска главной задачей является разработка практичных, удобных форм ножей или кинжалов, поиск неожиданных художественных решений. Творчество ижевских мастеров высоко оценено не только российскими, но и зарубежными специалистами. Нож, выполненный одной из наиболее известных ижевских фирм «Баско», получил первую премию на выставке IWA-2000 в Нюрнберге.
Использование традиционных приёмов декорирования оружия и разработка новых перспективных технологий лежат в основе деятельности национальных центров художественных промыслов. Например, в дагестанском Кизляре с 1998 г. организовано одно из крупнейших в стране производств гражданского клинкового оружия. В Павловске-Камчатском успешно развивается небольшое частное предприятие «Сушко», изготовляющее известные «паренские» ножи со своеобразным местным декором (резьба по кости). Оригинальные разработки предлагают многочисленные оружейники и художники Москвы, Златоуста, Ижевска, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Кизляра, Павлово, Ворсмы, Тулы, Краснодара и многих других городов России.
Бурное развитие современного отечественного искусства художественного оружия — одно из ярких явлений нашего времени. Но по какому творческому пути ни развивались бы те или иные российские оружейные центры, какие бы творческие ориентиры ни выбирали мастера и художники, всех их объединяет одно — неудержимое стремление к познанию мастерства художественного оружия, оригинальные авторские концепции дизайна, рукотворность оружейных произведений.

Кинжал в ножнах и футляре «Фараон». Москва. Галерея «Русские палаты». 1995 г.
Кинжал в ножнах и футляре «Фараон». Москва. Галерея «Русские палаты». 1995 г.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art