Culture and art

Культура и искусство

Дом-Музей Васнецова

Дом-Музей Васнецова

Дом-музей Васнецова в 3-ем Троицком переулке

Дом-Музей Васнецова Виктора Михайловича

Он не игрушечный и не сказочный, этот дом в центре Москвы, среди кварталов нового жилого массива. Он просторен и светел, в нем удобно было жить. Здесь все соразмерно человеку. Логично сочетаются простые объемы, соответствующие основным значимым частям здания, например, одноэтажная жилая часть и высокая мастерская. Над входом — угловая башенка из темных бревен с узенькими оконцами. Над башенкой, крытой «бочонком»,— высокая цветная кровля «в шашечку». Витые наличники окон, напоминающие резные белокаменные украшения, серо-голубые изразцы, идущйе по фризу, придают дому сходство с теремом. В этом доме с 1894 по 1926 год жил и работал Виктор Михайлович Васнецов Уроженец Вятского края, он любил Москву.

Дом-Музей Васнецова

Интерьер дома-музея Васнецова

Пожалуй, ни один город не соответствовал больше его душевному настрою, чем древняя столица, атмосферу которой он считал необходимой для себя и для художника русского. Москва привлекала В. М. Васнецова своим тихим, патриархальным укладом жизни, архитектурными памятниками старины. В Москве жили его близкие друзья — семьи Мамонтовых и Третьяковых. Уже будучи зрелым мастером, известным художником, «историком несколько на фантастический лад», на 45-м году жизни В. М. Васнецов смог приобрести в Москве небольшой участок земли и построить этот дом по собственному проекту.
Все в доме русское, знакомое художнику с детства, вошедшее в плоть и кровь его еще в родном селе Рябове. Внутреннее убранство сурово, просто и строго. Оно выдержано в темно-коричневых и темно-зеленых тонах. Бревенчатые стены, толстые балки потолка потемнели от времени. Узенькая винтовая деревянная лестница ведет наверх. Печи в доме все разные и все выполнены по рисункам В. М. Васнецова. Они украшены поливными изразцами с выпуклым цветочным орнаментом, напоминающими изразцы XVII века. Большая розовая печь в столовой подобна терему с глубокими оконцами, килевидной белой арочкой над дверцей и «белокаменными» украшениями. В музее сохранился эскиз этой печи, где видно, как от не характерных для него декоративных колонн шел В. М. Васнецов к своему любимому древнерусскому декору. Золотисто-коричневые майоликовые вазы и пепельницы в форме ладьи, утицы или братины стоят на основательных, прочных, как архитектурные сооружения, буфетах.
Мебель в основном выполнена в абрамцевских мастерских, частично по рисункам В. М. Васнецова. В ней отразилось увлечение живописца стариной и прямое влияние народного декоративного искусства. Мебель украшена то характерной плоскостной, то, наоборот, сочной, рельефной резьбой, с гирляндами плодов и цветов, с дыньками, балясинками, петлями-жаковинами. Тонированный черным и коричнево-красным, шкафчик на стене сделан по эскизу Елены Дмитриевны Поленовой.
В доме сохранились три мемориальные комнаты, где все оставлено так, как было при Викторе Михайловиче. Это зал, столовая и кабинет-спальня, или «светелка», как ласково называл ее Виктор Михайлович. В зале и столовой висят портреты родных и близких художнику людей. В «светелке» каждая вещь — целая история из жизни Виктора Михайловича, рассказывающая о его интересах, знакомствах, о его работах. Здесь хранится, например, реликвия: палитра с автографом художника, которой он пользовался, расписывая Владимирский собор. В. М. Васнецов ее очень берег. Все эти предметы, некогда окружавшие мастера, помогают проникнуть в его внутренний мир, лучше понять творческие устремления.
На втором этаже (дверь в дверь со «светелкой») — просторная, высокая мастерская, о которой долгие годы мечтал В. М. Васнецов. Живя в Москве с 1878 года, он только в 1894 году сумел построить удобную для работы мастерскую. Здесь писал он «Снегурочку», «Царя Ивана Васильевича Грозного», свою последнюю картину на былинную тему «Баян». Сейчас здесь экспонируются картины, отражающие последний период творчества художника, и его незаконченные работы. Написаны они на сюжеты русских сказок. В тех комнатах, убранство которых не сохранилось,— музейная экспозиция. Здесь несколько ранних жанровых работ художника и картины на исторические сюжеты. С большим настроением написана картина «Брынский лес» (1884), где Виктор Михайлович показал себя прекрасным мастером-пейзажистом. О разносторонности интересов, многогранности таланта художника свидетельствуют хранящиеся в музее орнаменты и эскизы к монументальным росписям, наброски и исторические композиции, архитектурные проекты, работы в области книжной иллюстрации. Экспозиция невелика. Огромные исторические полотна, многометровый фриз «Каменный век», занимающий зал Государственного Исторического музея, росписи и мозаики Владимирского собора в Киеве, фасад Государственной Третьяковской галереи—в эскизах, проектах, вариантах — все это нашло отражение в экспозиции музея.
Коллекция музея, собравшая лишь отдельные частицы большого наследия, интересна тем, что соседствует с вещами, сохранившими тепло рук художника, вещами, в которых запечатлелись его вкусы, его привязанности. Предметы народного быта, произведения народного искусства как-то особенно ненавязчиво, скромно наполняют дом Виктора Михайловича, позволяя глубже почувствовать смысл всей его жизни.
Немного сохранилось уголков на земле, которые бы позволили так близко соприкоснуться с внутренним миром художника-творца, как этот дом, что стоит в бывшем Троицком переулке. О нем упоминал В. В. Стасов, писал Ф. И. Шаляпин. Дорогу сюда хорошо знали и Максим Горький и A. П. Чехов. Бывали здесь и И. Е. Репин, B. Д. Поленов, В. И. Суриков, И. И. Шишкин. А позже, в двадцатые годы, младший брат Аполлинарий Михайлович приходил сюда с молодыми художниками уже иного склада и направления. Дом помнит и творческий подъем и расцвет таланта художника, помнит, как отсюда в Третьяковскую галерею «уезжали» знаменитые «Богатыри», помнит и годы заката и тяжелые дни утрат, и 23 июля 1926 года — день смерти художника.
В 1948 году к столетию со дня рождения Виктора Михайловича его дочь Татьяна Викторовна Васнецова передала дом, картины и многие личные вещи художника государству, а в 1953 году здесь был открыт мемориальный музей.

ПОРТРЕТ АПОЛЛИНАРИЯ МИХАЙЛОВИЧА ВАСНЕЦОВА 1872 (?) Холст, масло

Дом-Музей Васнецова

ПОРТРЕТ АПОЛЛИНАРИЯ МИХАЙЛОВИЧА ВАСНЕЦОВА 1872. Холст, масло

В. М. Васнецов известен больше как исторический живописец п как автор работ на сюжеты русских былин. Картины этого жанра широко представлены в экспозициях Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея. В. М. Васнецов создал также и немало портретов. В его мемориальном музее хранится множество портретных произведении живописца. Среди них один из самых ранних — портрет брата А. М. Васнецова. Юноша в темно-коричневой одежде с белой полоской воротничка, оттеняющей лицо, изображен на нейтральном темном фоне. Молодое одухотворенное лицо задумчиво. В. М. Васнецов рано заметил и оцепил тонкую художественную натуру младшего брата, талант которого он бережно развивал.

A. ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО 1884 Бумага, акварель

Дом-Музей Васнецова

A. ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО 1884 Бумага, акварель

Как и все сказочные образы, созданные В. М. Васнецовым, «Подводное царство» не столько плод фантазии, сколько живо наблюденная и поэтически претворенная воображением художника картина природы. Подводное царство с его изумрудными раковинами, причудливыми кораллами, все пронизанное лучами льющегося сверху света, производит впечатление прозрачной зыбкой среды.

ПОРТРЕТ ОЛЬГИ ВАСИЛЬЕВНЫ ПОЛЕТАЕВОЙ 1912 Холст, масло

Дом-Музей Васнецова

ПОРТРЕТ ОЛЬГИ ВАСИЛЬЕВНЫ ПОЛЕТАЕВОЙ 1912 Холст, масло

Ольга Полетаева (ум. в 1961 году) —жена сына художника Михаила Викторовича Васнецова.
В портрете удачно переданы юная грация и чистота молодой женщины. Мягко, плавно очерчена вся ее фигура, особенно пластична линия нлеч и опущенных рук. Преобладает бело-розовая гамма красок. Большой высокий лоб, гладко зачесанные русые волосы, мягкие серьезные глаза, чуть удлиненный овал лица, прямой нос. В портрете чувствуется теплое отношение живописца к модели. Этим портретом завершается серия лиричных одухотворенных женских образов В. М. Васнецова, лучшими из которых являются портреты — Е. А. Праховои (1894), принадлежащий Третьяковской галерее, и В. С. Мамонтовой (1896), хранящийся в музее-усадьбе «Абрамцево».

СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА ФРАГМЕНТ 1900—1926 Холст, масло

Дом-Музей Васнецова

СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА ФРАГМЕНТ 1900—1926 Холст, масло

На полотнах В. М. Васнецова, как и в фольклоре., всегда переплетаются фантастическое и реальное, вымысел и жизненная правда. Художник работал над картинами подолгу, оставляя их ради новых замыслов и снова возвращаясь к прерванной работе. Первый эскиз «Спящей царевны» художник пишет еще в 1882 году, в период большого творческого подъема. В других музеях хранятся эскизы 1914 и 1920-х годов. И все- таки картина осталась не подписанной, незавершенной.
В «Спящей царевне» многое идет от театральных декораций, от знаменитых «Палат царя Берендея»… Это чувствуется и в композиции, и в использовании архитектурных мотивов, и в орнаментах.
На фоне высоких древних теремов, окруженных волшебным дремучим лесом, спит царевна. Ложе ее украшено затейливым орнаментом из полевых цветов. В орнамент вплетены изображения фантастических чудищ, львов, русалок. Вокруг царевны гусляры и скоморохи с «козой», стражники, нянька с кошкой на руках, сенные девушки-подружки. У ложа, склонив головку на книгу, спит девочка. Семилеточка, маленькая «Аленушка». Звери, герои многих русских бытовых сказок, стерегут сон царевны. Спят птицы на деревьях и рыбы в пруду. Живет природа; сквозь пол терема проросли ромашки и маки, а вокруг вырос огромный лес, в котором потонуло, потерялось волшебное царство.
Стремление передать светлые волшебные грезы определяет и выбор художником цвета. Как прозрачный голубовато-зеленый ручеек, струится покрывало царевны. Нежно-розовые, голубые, тепло-желтые тона создают общий, очень тонкий, изысканный колорит картины. Только в некоторых местах даны яркие цветовые акценты (красная кофточка Семилеточки, одежды скоморохов). Все это сливается в единую перламутрово-изумрудную гамму. Как и многие картины, находящиеся в музее, «Спящая царевна» впервые экспонировалась на посмертной выставке художника, открытой в доме В. М. Васнецова в 1927 году.