Culture and art

Культура и искусство

Мемориальный музей-квартира Васнецова

Мемориальный музей-квартира Васнецова

Мемориальный музей-квартира Васнецова Аполлинария Михайловича

Мемориальный музей-квартира Васнецова Аполлинария Михайловича. Небольшой по площади, но богатый по содержанию музей привлекает большое внимание советских и зарубежных посетителей.

Экспозиция музея занимает четыре комнаты. В них представлен разнообразный материал, рассказывающий о жизненном и творческом пути художника. В бывшем кабинете А. М. Васнецова размещены пейзажные работы живописца. Здесь же экспонируется резная дубовая мебель, выполненная в 1910-х годах по рисункам Аполлинария Михайловича.
Общение юноши с участником восстания, с членом вятского народнического кружка, не могло не сказаться на формировании его мировоззрения.
В музее можно видегь географическую карту, на которой нанесены пункты, где Аполлинарий
Михайлович бывал и писал этюды; представлены личные вещи, которыми пользовался художник в своих путешествиях. Здесь же оттиски его литературных и научных работ, а также книга «Художество», изданная в 1908 году. Интересны пейзажи Урала, Кавказа, Крыма, Украины, Оренбургских степей, Подмосковья.
Бывшая гостиная художника стала теперь комнатой архитектурного пейзажа, здесь представлены научные материалы, эскизы, этюды и картины, посвященные старой Москве. Прежде чем воссоздать облик древнего города, Л. М. Васнецов долго изучал летописи, старинные планы и описания путешественников-иностранцев XVII века. И только после этого делал эскизы к будущей картине.
В исторических произведениях Аполлинария Васнецова главная роль всегда принадлежит архитектуре. Облик древнего города на его полотнах запечатлен в различные исторические времена. Обращает на себя внимание небольшая картина «Вьюжит.
Замечательная серия этюдов, посвященных архитектурным памятникам древней Москвы, которые сохранились до 1930-х годов. Эти этюды, написанные художником в последние годы жизни, отличаются удивительной жизнерадостностью и яркостью красок.
Глубокое изучение материалов позволило А. М. Васнецову стать не только создателем исторических полотен, но признанным авторитетом и в вопросах истории ЛАосквы. Многие его работы на эту тему напечатаны.
В небольшой светлой комнате — бывшей столовой, впоследствии ставшей мастерской, восстановлен весь интерьер, каким он был при жизни живописца.
На рабочем столе — этюдник, палитра, кисти, любимые художником старинные вещи: подголовок XVII века — ящик для хранения денег и ценностей, старинный медный подсвечник ручной работы. На мольберте стоит полотно «Гонцы. Здесь же одна из первых композиций художника — произведение на мифологическую тему: «Ифигеиия в Тавриде» (1887). Аполлинарий Михайлович с детских лет проявлял большой интерес к астрономии.
А. М. Васнецов был прекрасным театральным декоратором. После оформления оперы М. П. Мусоргского «Хованщина» Аполлинарий Михайлович сделал ряд эскизов декораций для других русских опер, которые ставились на сценах государственных и частных театров.
На походном мольберте стоит незаконченный этюд из цикла «Старая Москва». Это — последняя работа, сделанная Аполлинарием Михайловичем Васнецовым.

Мемориальный музей-квартира Васнецова Аполлинария Михайловича

ЗИМНИЙ сон 1908—1914 Холст, масло

Мемориальный музей-квартира Васнецова

ЗИМНИЙ сон 1908—1914 Холст, масло

Пейзаж «Зимний сон» носит сказочно-романтический характер. Художник изображает вечерний закат. Отблески лимонно-оранжевых солнечных лучей ложатся на голубые сугробы. Тяжелые шапки снега укрывают ветви деревьев. Лес, скованный зимней стужей, постепенно погружается во тьму. Ощущение таинственности, сказочности присуще картине.

СЕЛО РЯБОВО ВИД ИЗ ОКНА СТОЛОВОЙ. ОСЕНЬ

Мемориальный музей-квартира Васнецова

СЕЛО РЯБОВО ВИД ИЗ ОКНА СТОЛОВОЙ. ОСЕНЬ

Пейзаж «Село Рябово» — лист из серии акварелей «Моя родина». Произведение выполнено оригинальной техникой: акварелью по фиксированному углю. На листе изображено село, где родился и вырос живописец.
Из окна дома видны далекие просторы полей, лугов и перелесков, уходящих к горизонту. Под окном — яркая пестрота осенней листвы. С удивительным мастерством переданы ясное, холодное небо и прозрачность осеннего дня.
Вся серия «Моя родина», состоящая из девяти акварелей, очень лирична, написана художником с большой теплотой и любовью к своей родине— Вятскому краю.

ОБЛАКА И ЗОЛОТЫЕ КУПОЛА (б. СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ) 1920-е гг. Холст, масло

Мемориальный музей-квартира Васнецова

ОБЛАКА И ЗОЛОТЫЕ КУПОЛА (б. СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ) 1920-е гг. Холст, масло

Красиво расположенный на высоком берегу поймы реки Москвы бывший Симонов монастырь — великолепный памятник архитектуры XVI—XVII веков. В свое время он являлся оборонительным форпостом Московского государства. Сверкающие на солнце золотые купола монастыря в бело-серые облака, плывущие на фоне ярко-синего неба, прекрасно написаны художником.

ДОМ б. АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА НА БЕРСЕНЕВКЕ XVII ВЕК 1923 Холст, масло

Мемориальный музей-квартира Васнецова

ДОМ б. АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА НА БЕРСЕНЕВКЕ XVII ВЕК 1923 Холст, масло

На этом ярком декоративном полотне художник запечатлел каменные палаты на Берсеневской набережной, принадлежавшие когда-то думному дьяку Аверкию Кириллову. Это одно из немногих гражданских строений XVII века, сохранившееся в Москве до наших дней. В XIX веке этот дом с поздними перестройками занимало Московское Императорское Археологическое общество, действительным членом которого состоял А. М. Васнецов. Художник часто бывал в каменных палатах, хорошо знал их историю.

ВОРОТА В БАЮНЕ ЧАСОЗВОН. СЕЛО КОЛОМЕНСКОЕ 1927 Холст, масло

Мемориальный музей-квартира Васнецова

ВОРОТА В БАЮНЕ ЧАСОЗВОН. СЕЛО КОЛОМЕНСКОЕ 1927 Холст, масло

История села Коломенского, бывшей загородной вотчины русских царей, уходит в далекое прошлое. Впервые село упоминается в завещании Ивана Калиты в 1339 году. Архитектурный ансамбль сложился в XVI XVII веках. Там часто бывал п А. Васнецов. В передних воротах на верху башни Часозвона для А. Васнецова была отведена комнатка, где он жил, когда приезжал писать этюды. Это место художник и изобразил на полотне. Сквозь проем ворот видно основание башни.