Кабинет в Кремле
Советский народ и трудящиеся за рубежом бережно и любовно хранят все, что связано с жизнью и деятельностью В. И. Ленина. Во многих городах Советского Союза, а также в зарубежных странах — ГДР, Польше, Чехословакии, Финляндии, Франции созданы музеи Ленина.
Особой любовью пользуются мемориальные музеи. Здесь легче представить живым Владимира Ильича, почувствовать атмосферу героических ленинских будней, понять величие и беззаветность его служения делу трудящихся всего мира.
Когда входишь в кабинет, сразу видишь книги. В своей государственной, партийной и научной работе вождь постоянно обращался к ним. Только в кабинете более двух тысяч томов.
«Владимир Ильич, — вспоминала впоследствии библиотекарь Ш. М. Манучарьянц, — оставлял в своем кабинете только самое необходимое для работы и справок, не загромождая своей библиотеки и прося отсылать все остальные книги в другие библиотеки, где ими могли бы пользоваться сотни людей», В книжных шкафах широко представлена русская классическая литература: сочинения Пушкина, Л. Толстого, Тургенева, Чехова, Чернышевского, Некрасова, Горького и других.
Ежедневно занимаясь государственными делами, Ленин не прекращал научной работы.
Ленин не представлял свою деятельность без постоянного общения с рабочими и крестьянами, без знакомства с условиями их жизни и труда. Беседы с ними помогали Владимиру Ильичу ориентироваться в обстановке, определять политику партии и государства.
«Сердце его, — говорила Н. К. Крупская, — билось горячей любовью ко всем трудящимся, ко всем угнетенным». Встречи с Лениным — это были встречи с великим сердцем, — говорили те, кому посчастливилось его знать.
Сегодня в кабинете Ленина хранятся подарки, переданные при встрече или присланные с мест. Некоторые из них, сделанные с большой любовью и мастерством, представляют художественную ценность.
Обращает на себя внимание живописный портрет К. Маркса. В сентябре 1918 года, выздоровев после ранения, Ленин принял Е. Д. Стасову — тогда секретаря ЦК РКП(б), приехавшую из Петрограда. Елена Дмитриевна по поручению Петроградского исполкома Совета передала Владимиру Ильичу портрет Маркса, выполненный художником-самоучкой, рабочим завода «Старый Лесснер» — П. Г. Лоторевым. Портрет был написан еще в сентябре 1917 года, Ленин увидел его в Смольном, и портрет ему очень нравился.
«Товарищ Ленин, — сообщалось в газете «Северная коммуна», — был чрезвычайно растроган вниманием, оказанным ему Петроградом, и просил передать Петроградскому Совдепу его горячую благодарность».
Рядом с портретом Маркса на полке дивана находится другой подарок — скульптурный портрет известного революционера Степана Халтурина — работа художника Н. Альтмана. Этот портрет Ленину от имени художника подарил А. В. Луначарский. «На барельефе Халтурина… была слабо вдавлена надпись: «Халтурин». Однажды Ленин попросил сделать ее четче и тут же объяснил: «Я должен всем разъяснить, кто это».
Есть в кабинете Ленина и произведения народного творчества. Это работа унцукульских мастеров — письменный прибор, инкрустированный серебром. Его вручила Ильичу дагестанская делегация, которая была на приеме 12 февраля 1921 года. Ленин любовался работой М. Кебедова и Н. Канбудаева — авторов этого уникального произведения — и высказал пожелание: позаботиться о сохранении и развитии замечательного промысла. Сегодня в Дагестане семь лауреатов Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, и среди них — ученики тех мастеров.
Обращает на себя внимание и скульптурная композиция — «Большой Коваль», подаренная рабочими Кусинского завода на Урале. В письме они писали своему вождю: «Приветствуя освобождение родного Урала и приступая под Вашим руководством к созданию новой жизни, о радостях которой еще так недавно никто не смел и мечтать, шлем Вам с лучшими пожеланиями свой скромный подарок, как залог нашей веры в близкое осуществление всеобщего мира и плодотворного труда…»
Скульптурную композицию «Большой Коваль» изготовляли формовщик И. Е. Лепешкин и чеканщик П. К. Мурзин.
Кратко остановившись лишь на некоторых произведениях искусства, подаренных Ильичу, мне хотелось подчеркнуть, что, выполненные с большой любовью, они символизировали рождение нового мира, его первые шаги, успехи, становление.
А. ШЕФОВ, кандидат исторических наук, заведующий музеем Кабинет и квартира В. И. Ленина в Кремле»