Коллекция Третьяковской галереи

Аргунов Портрет неизвестной
И. П. Аргунов Портрет неизвестной в русском костюме. 1785. Холст, масло

Коллекция Третьяковской галереи

Третьяковскую галерею по праву называют одним из самых полных и систематических собраний русского и советского искусства. Временами ясный и отчетливый, следующий твердо выбранной традиции, порой противоречивый, путанный и не лишенный драматизма, этот путь поражает нас наличием необыкновенной внутренней силы, движущей искусством, верностью и преданностью определенной идее, постоянном тяготением к широким общечеловеческим проблемам.

Венецианов На жатве
А. Г. Венецианов На жатве. Лето 1830-е гг. Холст, масло

Для нас Третьяковская галерея не просто место, где хранятся лучшие достижения национального художественного гения. Ее коллекция свидетельствует об особом подъеме творческой и художественной деятельности прогрессивных кругов русского общества, о расцвете демократических направлений в русском искусстве, которые были характерны для второй половины XIX века. Недаром основное ядро современной коллекции было заложено именно в это время. Факт симптоматичный для русской культуры той поры, когда наблюдается все увеличивающийся интерес к современному русскому искусству, растет «штат» любителей, поклонников и меценатов изящных искусств, формируются частные собрания, среди которых почетное место занимает коллекция П. М. Третьякова (1832—1898). Страстный собиратель русского искусства, покровтель художников и преданный энтузиаст своего вела. П. М. Третьяков начал свою коллекционер- шую деятельность с увлечения гравюрами и картинами западноевропейских, главным образом таландских мастеров. Однако основной сферой интересов Третьякова было творчество русских г.дожников-демократов середины и второй половины XIX века. Находясь под сильным влиянием просветительских иде, Третьяков с самого начала задался целью создать общедоступную Коллекцию национальной живописи, ставя основам акцент на современных ему живописцах. Латой основания третьяковского собрания считается 1857 год, с которого началась Третьяковым систематическая покупка картин (первыми приобретениями были «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова).
В 1872 году Третьяков расширил помещение, где хранилась коллекция, и открыл ее для посетителей. А в 1892 году произошло самое крупное ее пополнение. Умерший брат Павла Михайловича Сергей Третьяков завещал ему свое собрание западноевропейской живописи (в основном французской), но там были и работы отечественных художников и произведения русской скульптуры второй половины XIX века. Талант, неустанная деятельность и исключительность положения, которое занимал выдающийся коллекционер в художественной жизни того времени, позволили Третьякову сосредоточить у себя лучшие произведения художников и скульпторов и впервые создать исчерпывающую по полноте коллекцию русского искусства. Включение икон в собрание галереи было завершено только в 1905 году, когда Н. П. Лихачевым было составлено подробное их описание.

Коллекция Третьяковской галереи
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ С ЖИТИЕМ Начало XVI в.
Московская школа Темпера
Живопись этой иконы отличается прекрасной сохранностью, что дает возможность особенно ясно почувствовать мастерство рисунка, точность моделировки лиц и фигур, почти античных по своим пропорциям и изяществу, красоту изысканных оттенков и сложных переходов цвета. Цвет здесь очень плотный, что является одним из стилистических признаков живописи XVI столетия. К этим же признакам относится и «теснота» в клеймах, заполненность их пространства.

После смерти Третьякова галереей недолго заведовал В. А. Серов, а позже — И. С. Остроухое (1905—1913), крупнейшие русские живописцы. Однако за это время коллекция мало расширилась. Только после Великой Октябрьской социалистической революции (декрет о ее национализации был подписан В. И. Лениным 3 июня 1918 года) собрание галереи значительно разрослось за счет национализации многих частных коллекций, поступлений из Государственного музейного фонда, присоединения к галерее коллекций известных русских собирателей: И. С. Остроухова, И. Е. Цветкова, коллекции русского искусства бывшего Румянцевского музея.
Много сделал для Третьяковской гелереи И. Э. Грабарь, который возглавлял ее в 1913— 1925-е годы. С его помощью на научной основе .была перестроена экспозиция и был издан первый научный каталог (1917). В. 1927 году сформировался советский отдел Третьяковской галереи, который вот уже в течение многих лет не перестает постоянно пополняться.
Во время Великой Отечественной войны собрание было эвакуировано из Москвы, но сама галерея продолжала функционировать. Вплоть до конца 1940-х годов в ее залах проходили все крупнейшие выставки русского и советского искусства. Среди них: «Героический фронт и тыл» (1943), юбилейная репинская выставка (1944) и другие.
В своем современном состоянии коллекция Третьяковской галереи дает богатейший материал для изучения всего русского искусства. Здесь представлены все этапы его развития, все его виды и жанры.
Хронологически экспозиция открывается великолепным собранием икон (XI—XVII вв.), среди которых находятся такие прославленные шедевры, как «Владимирская Богоматерь» (XI начало XII в.) или икона Богоматери Великой Панагии (Оранта, ок. 1114). Все они исполнены византийскими мастерами. Кисти великого русского иконописца Андрея Рублева (I пол. XV в.) принадлежат неповторимые по своему мастерству, полные философских размышлений и утонченно-радостного восприятия мира: «звенигородский чин (от .которого сохранились три иконы — Спас, архангел Михаил, апостол Павел), деисусный чин Успенского собора во Владимире и знаменитая «Троица» из Троицкого собора в Загорске — вершина русской иконописи эпохи расцвета. Необходимо упомянуть и другие произведения живописных школ XIV—XVI веков, в том числе иконы Дионисия (конец XV в.).

Сошествие во ад
Сошествие во ад 1-я половина XVI в. Московская школа Темпера

Искусство XVIII века в залах галереи предстает перед нами во всем своем блеске и противоречивости. Это и несколько примитивные, но очень выразительные портреты петровского времени (ряд картин из знаменитой серии «всешутейшего собора»). Это и глубокие по характеристике портреты «петровских пенсионеров» А. М. Матвеева и И. М. Никитина. Это и соответствующие европейскому уровню живописного мастерства изысканно-лирические, идеализированные портреты Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, скульптора Ф. И. Шубина.
Живопись и скульптура XIX века составляют, как уже было сказано, ядро коллекции. Путь, пройденный русским искусством от романтизма О. А. Кипренского и А. О. Орловского до середины века, представлен жанровыми композициями
А. Г. Венецианова, П. А. Федотова, Ф. М. Славянского, Е. Ф. Крендовского, натюрмортами И. Т. Хруцкого, пейзажами М. Н. Воробьева, историко-мифологической живописью А. А. Иванова. Картина Иванова «Явление Христа народу», над которой художник работал 20 лет, занимает особое место в галерее. В зале, где экспонируются работы этого выдающегося мастера, можно видеть большинство подготовительных рисунков и этюдов к картине, раскрывающих перед нами весь сложный и трагический путь поиска, по которому шел художник.
Особенно богато представлена в галерее реалистическая живопись близких самому Третьякову художников-передвижников В. Г. Перова, И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова и Н. Н. Ге. Принципы их искусства проявились и в живописи их единомышленников: жанристов К- А. Савицкого, исторических живописцев В. И. Сурикова, пейзажах А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и баталиях В. В. Верещагина. Большой интерес представляют произведения художников, чье творчество отражает разнообразные направления русского искусства конца
XIX — начала XX века. С одной стороны, это продолжение традиций передвижников, которые сказались в работах С. В. Иванова, А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина. С другой — открытие новых путей в искусстве у В. А. Серова, К. А. Коровина,
А. С. Голубкиной, у членов художественного объединения «Мир искусства» (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере и другие) и других объединений 1900—1910-х годов, интересных по своим художественным концепциям, но просуществовавших сравнительно недолго.

Айвазовский Черное море
Холст, масло И. К. Айвазовский Черное море 1881

Третьяковская галерея — не только музей истории русского искусства, но и собрание современного советского искусства. Помимо таких классиков советской живописи и скульптуры, как М. В. Нестеров, А. В. Куприн, М. В. Сарьян, Н. И. Машков, П. П. Кончаловский, И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, П. Д. Корин, А. Т. Матвеев, С. Т. Коненков, в залах галереи можно познакомиться с произведениями художников, сложившихся уже при советской власти и творчески росших вместе с ней (М. Б. Греков, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, , Кукрыниксы, А. А. Пластов, С. А: Чуйков, Д. А. Шмаринов, В. И. Мухына и другие). Новая плеяда советских художников, достигшая зрелости в 1960-е годы, ознаменовала собой новые пути в советском искусстве. Поиски более совершенного образного языка, насущная необходимость увидеть окружающий их мир во всей его сложности и многообразии, постичь законы развития нашего общества — вот что характерно для современного искусства. Человек — творец, созидатель и преобразователь — главный герой советских художников. И будь то живопись (Т. Н. Яблонская, Г. М. Коржев, Д. Д. Жилин- ский, Е. Е. Попков), графика (Г. Ф. Захаров, И. В. Голицын) или скульптура (А. Г. Пологова, О. К- Комов) — мы видим не только тематическое разнообразие, но и современность художественных приемов, желание обрести свою неповторимую творческую индивидуальность.
С каждым годом пополняются экспозиция и запасники Третьяковской галереи. Произведения поступают в ее коллекцию из самых разных источников, начиная с реставрационных мастерских и кончая подарками самих художников. И каждое из них находит свое определенное место в этом замечательном собрании, раскрывающем перед нами всю сложную эволюцию русского искусства, все его своеобразие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art