Парсуна Скопина-Шуйского

Князь Михаил Васильевич Сконин-Шуйский. Парсуна. 1630—1640-е годы Москва. Оружейная палата
Князь Михаил Васильевич Сконин-Шуйский. Парсуна. 1630—1640-е годы Москва. Оружейная палата

Парсуна Скопина-Шуйского

Парсуна князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского — одно из наиболее ранних произведений русской портретной живописи. Этот новый для искусства Руси светский жанр возник в XVII столетии. Известные с XI века иконописные портреты были частью культовых изображений и самостоятельного значения не имели.

Появление и развитие портрета, существующего вне связи с храмовой росписью или иконой, — результат внимания к человеческой личности как таковой, осознания ее самоценности. Не случайно в XVII веке портрет называли латинским словом «персона» — особа, личность.
Первые станковые портреты писались на основании литературных источников или по памяти. В 1630—1640-х годах было создано несколько близких по размерам и технике исполнения изображений исторических лиц XVI — начала XVII века. Среди них — «персона» воеводы М. В. Скопина-Шуйского (1586—1610), жизнь и ранняя смерть которого отражены в повестях, написанных в первой половине XVII столетия.
Портрет Шуйского выполнен, подобно иконе. Лицо, написанное традиционным для темперной живописи приемом плави, кажется выдвинутым из плоскости фона вперед, на зрителя. Цветные каменья и жемчужная обнизь кафтана. Но черты лица Шуйского, несмотря на некоторую идеализацию образа, несомненно, индивидуальны. Обритая голова, коротковатый нос, мягкие очертания немного круглых щек воспринимаются как личные особенности внешнего облика воеводы. Обычное для иконы изображение Спаса Нерукотворного на верхнем поле приобретает в портрете особое значение. В XVII столетии такие портреты носили на полковых знаменах, поэтому здесь это, возможно, символ воинской доблести Шуйского.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art