Музей революции СССР

Музей революции СССР
Д. Кардовский. Музей Революции СССР. Акварель. 1930. 27 X 46.

Музей революции СССР

Ясный, солнечный день. Чуть подернутое легкими облачками небо. Старинное трехэтажное здание на улице Горького в Москве. На фоне красных стен эффектно выделяются белоколонный портик и лепные украшения. Небольшая площадка перед домом забрана ажурной кованой решеткой. Справа в глубине двора силуэт пушки-шестидюймовки. Ворота со львами, в которые входит группа пионеров и школьников. Так запечатлел известный художник Д. Кардовский Центральный музей Революции СССР. Акварель написана в 1930 году — спустя шесть лет после того, как было принято постановление о создании ныне одного из крупнейших культурно-просветительных, научных учреждений страны, обладающего богатейшей коллекцией памятников материальной и духовной культуры советского народа.

Музей революции СССР
Н. Касаткин. Комсомолка-пионерзожатая. Думы. Пастель. 1925.

Этот музей размещается в замечательном здании — памятнике русского зодчества. Центральная его часть построена во второй половине XVIII века для М. М. Хераскова — русского поэта и писателя, когда-то директора Московского университета. Здесь бывали лучшие люди того времени и среди них — журналист, издатель и просветитель Н. И. Новиков, будущий декабрист Н. И. Тургенев. В начале XIX века соорудили боковые пристройки и ворота. Позднее в числе членов «Английского клуба» дом посещали И. А. Крылов и В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, П. Я. Чаадаев, А. С. Грибоедов, Л. Н. Толстой.
Собрание Центрального музея Революции СССР создавалось на протяжении многих лет. Начало его положено выставкой «Красная Москва», приуроченной к 5-летию Великой Октябрьской социалистической революции и ставшей затем основой экспозиции. С первых дней существования музея определилось главное направление его работы — сбор и показ материалов, отражающих революционное прошлое нашей страны, историю развития советского общества. Сегодня в фондах хранится около миллиона экспонатов — различные документы, фотографии, исторические вещи, произведения искусства. Наш музей — это еще и хранилище революционной памяти народа. И эта память обретает свое живое воплощение, будучи отраженной в работах советских художников.

Музей революции СССР
В. Бакшеев. Первомайская демонстрация. Масло. 1927.

Бесценные реликвии получены в дар от непосредственных участников или очевидцев исторических событий. Немало способствовали пополнению фондов, помогали рекомендациями и советами соратники Владимира Ильича Ленина Н. К. Крупская и М. И. Ульянова, А. В. Луначарский, Г. М. Кржижановский, К. Е. Ворошилов. Уникальные исторические материалы поступили из личных архивов известных деятелей Коммунистической партии, советских военачальников, ученых, героев труда. Эта традиция нашла поддержку и среди мастеров отечественной культуры. Еще в 1926 году И. Репин подарил музею свои работы, посвященные первой русской революции: «9 января», «Красные похороны», «Разгон демонстрации». Интереснейшие подарки сделал А. М. Горький.
Более ста тысяч живописных полотен, скульптур, графических листов, плакатов и открыток составляет фонд изобразительного искусства. В 20-е годы определилась его тематическая направленность. Художественная комиссия тщательно просматривала и отбирала работы, делала специальные заказы, ориентируя творчество художников молодой Советской Республики на насущные задачи времени. Вокруг музея складывается постоянный актив из выдающихся мастеров изобразительного искусства — таких, как Н. Касаткин, скульпторы С. Коненков, Б. Королев, С. Меркуров, Мухина. По словам одного из художников, музей в то время «был цитаделью социалистического реализма в советском искусстве».
Гордостью коллекции являются произведения, посвященные первой русской революции. Некоторые работы выполнены по непосредственным впечатлениям свидетелями и даже участниками тех далеких событий. Эпизод потрясшего мир Кровавого воскресенья запечатлел на картине «9 января 1905 года на Васильевском острове» В. Маковский, бывший среди участников мирного шествия, расстрелянного царскими войсками. Художник сумел передать весь трагизм случившегося в тот январский день, чувство возникшего в народных массах протеста против насилия самодержавия.

Музей революции СССР
В. Сварог. Сталинградский тракторный завод. 1931 год. Акварель. 1934. 43 X 52.

Молодое революционное искусство начала нашего столетия породило и новые образы — героев из народа, борцов за правое дело, за лучшую долю трудящихся. К таким произведениям с полным правом можно отнести скульптурные портреты «Рабочий-боевик Иван Чуркин» и «Крестьянин» C. Коненкова. Их автор сам участвовал в декабрьских баррикадных боях в Москве. Работы поражают мастерством раскрытия характеров, суровой и мужественной простотой, решительностью, твердостью духа.
Тема революции и гражданской войны нашла отражение и в творчестве В. Серова, Г. Савицкого, И. Владимирова, М. Грекова, К. Юона, других художников. Даже признанные пейзажисты-лирики обращались к революционной тематике. В музее хранится выполненный с натуры этюд Богдановка на Полтавщине, люди, которых сформировала социалистическая новь.
Высокие традиции отечественного демократического искусства продолжает в великолепном по мастерству «Портрете Клары Цеткин» В. Мешков. Им создан впечатляющий образ выдающегося деятеля международного рабочего движения. Обратите внимание на то, как мудро соподчинены частности общему целому.
Самое примечательное в том, что все эти работы, полнозвучные по цветовому решению, монументальные по пластической характеристике образов, выполнены очень скромным материалом — углем, карандашом и сангиной.
Акварель В. Сварога «Сталинградский тракторный завод» написана уверенно, со свободным артистизмом. Она вся пронизана героическим пафосом пятилеток. До горизонта раскинулись цеха первого в СССР тракторного. Полнеба заслонил силуэт всего-то 15-сильной колесной машины. Но это было последнее слово техники того времени! Вознесенный ввысь стрелой подъемного крана, он выглядит словно монумент рабочему классу, тем строителям- семитысячникам, которые по путевкам комсомола пришли в приволжские степи и в невиданно короткие сроки возвели гигант отечественного тракторостроения.

Музей революции СССР
В. Мешков. Портрет Клары Цеткин. Карандаш, сангина. Около 1928.

Вот знаменитая пастель Н. Касаткина «Комсомолка-пионервожатая. Думы». Скромный портрет обаятельной молодой девушки. И вместе с тем это портрет времени. Перед нами юное, одухотворенное лицо. В глазах воля и убежденность. Как рано мужали тогда молодые—18-летние командиры полков в гражданскую, пионеры и комсомольцы первых пятилеток. «Комсомолка-рабфаковка», «Пионерка с книгами», этюды к картине «Стенная газета» — в этих произведениях самое прекрасное, что увидел маститый художник, сподвижник И. Репина, в молодой Советской стране,— юных наследников Октября.
Великая Октябрьская социалистическая революция — переломное событие всемирной истории. Она не только начало неодолимого процесса смены капитализма новой, социалистической общественно-политической формацией. Она — в жизни, свершениях и подвигах всех советских людей, наших отцов и дедов, современников и потомков. Вспомните строки из песни:
В каком году мы с вами ни родились — Родились мы в семнадцатом году!
Великий Октябрь — в трудовых буднях первых пятилеток и становлении колхозного строя, в победе советского народа над германским фашизмом и японским милитаризмом, возрождении мирной созидательной жизни и выходе человека в космическое пространство, в освоении богатств Сибири, борьбе за сохранение и упрочение мира. Революция продолжается!
Коллекция произведений изобразительного искусства отражает, по сути, всю историю нашей Родины. В ней есть работы, раскрывающие международную сущность Октября, тему интернациональной дружбы и солидарности трудящихся. Такие, например, как рисунок углем И. Глазунова из серии «Вьетнам», где автор побывал в 1967 году в период героической борьбы вьетнамского народа с американским агрессором. Вот одно из недавних поступлений: цветной офорт московского графика В. Гусева «БАМ. Первые вагончики строителей в Северобайкальске». Сегодня Северо-байкальск уже стал городом, куда летают пассажирские самолеты, где есть и своя картинная галерея, и школа искусств. А автор показал, как город зарождался: люди валят лес, живут в вагончиках, утепленных завалинками.

Музей революции СССР
В. Гусев. БАМ. Первые вагончики строителей в Северобайкальске. Цветной офорт. 1977.

Музей постоянно организовывает интересные выставки, такие, как «Великий Октябрь в произведениях искусства», «Великая Отечественная война советского народа в произведениях искусства», «Художники о партии», «Великий Октябрь языком плаката». Кстати, в фондах музея около 60 тысяч плакатов, начиная с 1904 года по наши дни.
С особым вниманием музейные сотрудники относятся к художественному творчеству детей, следят за выставками детских рисунков, отбирают лучшие в фонды. Более 10 лет работает у нас клуб юных историков и краеведов.
В эти дни в залах музея открывается новая экспозиция, приуроченная к XXVII съезду КПСС. Достойное место займут в ней замечательные произведения русского и советского изобразительного искусства. После капитального ремонта и реставрации Центральный музей Революции СССР снова гостеприимно распахивает свои двери для посетителей. Сюда придут пионеры и школьники, чтобы приобщиться к реликвиям Великого Октября, пополнить свои знания и представления о героической истории нашего социалистического общества.
В. Поленова «Баррикада на Садо-во-Кудринской. 1905 год», удивительно верно передающий тревожное напряжение времени. И совсем иной — празднично-приподнятый настрой в картине В. Бакшеева «Первомайская демонстрация»: сплоченный единым чувством народ шествует с флагами и транспарантами.
Очень интересно находящееся в фондах собрание графических работ. Сколько незыблемой веры, решимости отстоять завоевания Октября в образах рабочего и матроса, изображенных К. Максимовым. Полны жизненной силы, энергии герои рисунка Е. Кацмана «Слушают. Члены сельской комячейки — крестьяне села.

Музей революции СССР
Г. Савицкий. Февральские дни в Петрограде 1917 года. Тушь, белила. 1917. 21X41,5.
Музей революции СССР
Е. Кацман. Слушают. Члены сельской комячейки. Уголь, сангина. 1925. 50 X 70.
Музей революции СССР
К. Максимов.Красногвардейцы. Карандаш, сангина. 1926.
Музей революции СССР
М. Бабинский. Комсомолка. Гипс тонированный. 1929—1931.
Музей революции СССР
П. Соколов-Скаля. Приезд В. И. Ленина в Петроград. 3 апреля 1917 года. Карандаш, акварель, мел. 1934. 95 X 60.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art