Culture and art

Культура и искусство

Крестовоздвиженский храм

Крестовоздвиженский храм

Крестовоздвиженский храм в 1991 году

Сейчас Татаринцево – это подмосковное село в Раменском районе, недалеко от Новорязанского шоссе. А впервые оно упоминается в письменных источниках конца 70-х годов XVI века. Тогда Татаринцево было деревней во владении коломенского дворянина Рудака Ильича Вечеслова.

Троицкий пожар

29 мая (9 июня) 1737года, в день Святой Троицы, в Москве случился сильнейший пожар. Вспыхнув на дворе, он быстро распространился и уничтожил большую часть центра города. В истории Москвы его назвали Троицкий пожар.

Итак, 29 мая (9 июня) 1737 года в городе сгорели:
⦁ Кремль с Оружейной и Грановитой палатами, Конюшенный и Потешный дворы, пострадал Теремной дворец;
сгорели кровли кремлевских соборов, Чудова и Вознесенского монастырей, с колокольни Ивана Великого попадали колокола, упал Царь-колокол;
⦁ Китай-город с Гостиным и Монетным двором, Воскресенские ворота с мостом через Неглинную, московская ратуша;
⦁ части Белого города в районе Ивановской горки, Чертолья (улицы Волхонка и Знаменка);
⦁ часть Земляного города.
В общей сложности сгорело 2500 домов и еще 500 лавок, 70 храмов. Погибших, по меркам подобных бедствий, было относительно немного – 94 человека. А вот материальный ущерб составил астрономическую по тем временам сумму – порядка миллиона рублей. Москва оправилась не сразу. Разбирать завалы и сносить ветхие постройки закончили только при императрице Елизавете. Троицкий пожар называли «Великим» до 1812 года, когда москвичи узнали, что такое по-настоящему великий пожар.

Так выглядел Крестовоздвиженский храм в 1956 году

События эпохи

⦁ Королем Польши становится Станислав Лещинский (при поддержке Франции).
⦁ Восстание украинских гайдамаков против Речи Посполитой. Основан Гёттингенский университет.
⦁ Начало очередной Русско-турецкой войны. «Система природы» К. Линнея. Отлит Царь-колокол.
⦁ Основаны Челябинск, Красноуфимск, Чебаркуль. Азов окончательно переходит к России.
⦁ Осада и взятие иранцами Кандагара. Катастрофическое землетрясение в Калькутте.

Впрочем, после Смуты, уже в 1627 году Татаринцево числилась пустошью. Село Татаринцево потом передали в пользование стольнику Ивану Семеновичу Ладыженскому. Его отец которого служил казначеем у Патриарха Филарета. В 1641 году за Иваном Семеновичем числилось человек двадцать.

Старинные колокола на новой звоннице

Крестовоздвиженский храм

Новая звонница и старинные колокола на ней

Деревянный храм

Прошло лет 80, и в очередных ревизских сказках Татаринцево значится сельцом — в нем появилась помещичья усадьба стольника Ивана Ивановича Ладыженского. Первая, деревянная, церковь была построена, вероятно, тоже при нем. Как раз в то время, в эпоху Екатерины I, власти начали регистрировать священнослужителей. Через год у стен храма уже появилось кладбище. Крышу покрыли тесом и поставили на ней одну главку.
Что касается интерьеров, то ни каких росписей внутри не имелось.
Иконостас был меньше нынешнего. Тот, который мы видим в храме сейчас, возвели в 1788 году на средства помещика Николая Артемьевича Ладыженского.

Общий вид основной части храма

Общий вид основной части храма

Каменный храм

Возведением в Татаринцеве каменного храма озаботился сын Ивана Ивановича – Артемий. Строительство благословил епископ Коломенский и Каширский Вениамин. В брошюре «Крестовоздвиженский храм села Татаринцево Раменского района Московской области», изданной к 275-летию со дня основания церкви, ее настоятелем игуменом Фаддеем (Шаверневым), указывается: «В ризнице Крестовоздвиженской церкви села Татаринцева до самой революции хранилась грамота на постройку… Композиция Крестовоздвиженской церкви восходит к бесстолпным башенным храмам “под звоном” конца XVII века: два убывающих восьмерика на основании, построенном равноконечным крестом с закругленными концами. Храм выложен из широкого кирпича, цоколь обложен белым камнем, стены украшены пилястровыми колон нами. Окна и двери все полукруглые сверху и обрамлены наличниками. Архитектурный стиль храма – упрощенное нарышкинское барокко».
Согласно описанию, которое при водит игумен Фаддей, храм имел три входа – западный, южный и се верный.

Крестовоздвиженский храм

Храм зимой

Крестовоздвиженский храм

Храм летом

Известно, что татаринцевский приход включал в себя окрестные сельца и деревни, а настоятель Крестовоздвиженского храма был духовником священников из соседних сел.
Ориентировочно в середине XVIII века была возведена отдельно стоящая колокольня. Она была не выше самого храма и имела три квадратных в плане яруса. Крыша у нее была круглая, с маленькой маковкой. Стены ее решили не штукатурить.
Когда императрица Екатерина II издала указ о межевании, Крестовоз-движенский храм получил 33 десятины земли-«поповки» – как пахотной, так и луговой.
В 1781 году Татаринцево пере шло к Бронницкому уезду, а через два десятилетия стало подчинять ся Московской епархии.

Крестовоздвиженский храм, история

В начале XIX века к татаринцевскому храму приписали еще Казанскую церковь села Сабурова, которую лет через 50 разобрали.
В середине столетия было принято решение о строительстве каменной часовни. Она располагалась юго-западнее главного входа. А в 1849 году митрополит Филарет (Дроздов) благословил пристроить к храму отапливаемую трапезную. Средства выделил лично настоятель Крестовоздвиженской церкви – священник Алексей Львов.
Трапезная имела два алтаря – в честь святителя Николая Чудо творца и в честь Алексия, митрополита Московского. Отапливалось помещение двумя печами.
Тогда же заменили пол в самом храме — его выложили подольским мрамором.
Кроме того, батюшка на свои средства отлил два колокола – один весом почти пять тонн, вто рой – 800 килограммов; в сентябре 1860 года оба колокола были подняты на колокольню.
К концу столетия усилиями на стоятеля отца Федора Маслова в Татаринцеве при храме появилась библиотека для всего благочиния, чтобы, как пишет игумен Фаддей, «каждый настоятель мог использовать их для внебогослужебных чтений и собеседований». Вскоре открылась и своя церковноприходская школа. За свое усердие отец Федор был удостоен наивысшей для сельских священников награды – наперсного креста.
В самом начале XX века интерьеры татаринцевского храма украсили росписями.

Надгробия старинного кладбища у стен храма

Надгробие стольника И.И. Ладыженского 1727 год

Закрытие храма
После Октябрьской революции 1917 года Крестовоздвиженский храм долго не закрывался. В 1922 году приход заключил с Советом народных депутатов Бронниц соглашение о передачи церковного здания и сторожки при нем в безвозмездное пользование. Согласно этому документу, вся утварь тоже оставалась в собственности храма.

В 1964 году староста Н.Т. Дюжева была удостоена грамоты от Патриарха – в честь 20-летия своего служения. Правда, до сегодняшнего дня грамота не сохранилась – спустя четыре года дом Н. Т. Дюжевой сгорел.
Примерно в те же годы по всей стране активизировалась антирелигиозная пропаганда. Огромными тиражами выходила атеистическая литература, с прихожанами прово дились «разъяснительные работы».

Очередной настоятель Кресто-воздвиженской церкви – отец Владимир Наумов – решил окружить храм каменной оградой с железными решетками. Даже завез строймате риалы. Однако колхоз начал писать в вышестоящие инстанции, что работы, мол, захватывают колхозные земли, что щебень вредит колхозным садам, что рабочие не зарегистрированы в Горфинотделе, а сами мате риалы не «оприходованы» в книге церковного имущества. В результате разгоревшегося скандала священ ника перевели в другой храм, а весь церковный совет ушел в отставку. Кирпич и решетки отдали в колхоз. Из них возвели ограду Дома куль туры в деревне Рыболово. Впрочем, колхоз в знак благодарности помог поставить вокруг церкви новый деревянный забор и провел газ, а также выделял автобус, чтобы развозить прихожан после праздничных ночных богослужений.

Мозаика на внешней стене храма Воздвижение креста господня

Открытие Крестовоздвиженского храма
4 декабря 1974 года Совет Министров РСФСР признал Крестовоздви женский храм памятником федерального значения. В нем провели реставрацию, позолотили иконостасы и киоты, поновили росписи, расширили церковный дом.
В 1997 году настоятелем храма стал иеромонах Фаддей (через 10 лет он получил сан игумена). А в 1999 году один из жителей села пожертвовал Крестовоздвиженской церкви старинные колокола. Возле храма возвели деревянную звонницу, и уже на Рождество вся округа услышала колокольный звон.
Скульптуры, росписи и украденная святыня
Главное, на что обращаешь внимание в Крестовоздвиженском храме, – так это на его росписи и на обилие деревянных резных скульптур… А еще на пустую «ячейку» в иконостасе.

Крестовоздвиженский храм Подмосковье село татаринцево

Что касается росписей, то история не сохранила имен художников, создававших их. Известно только, что изначально храм расписан не был. Взялись за интерьеры только в начале XX века. Местные мастера изобразили на стенах и сводах множество разнообразных сюжетов. Здесь и храмовый праздник Воздвижения Креста Господня, и Апостолы, присутствовавшие при Преображении, и арест Иисуса в Гефсиманском саду, поцелуй Иуды и Петр, замахивающийся мечом на солдата, и Несение креста. Интересно, что в централь ной части, как правило, изображают евангелистов, а в Крестовоздвиженском храме вместо них — святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов.
Среди храмовых икон особенно почитают образ Святителя Николая Чудотворца и образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость». После каждого богослужения перед этой иконой Пресвятой Богородицы поют тропарь.

Также обращает на себя внимание пустое место в иконостасе справа от «Христос в темнице» – деревянная резная скульптура XVIII века.
царских врат. Прежде там хранился крест дворян Ладыженских. Извест но, что Сергей Ладыженский был казначеем у Патриарха Филарета, отца первого царя из династии Романовых – Михаила. И вот однажды Филарет подарил ему крест-мощевик. В нем было почти сорок мощей различных святых. Крест передавался из поколения в поколение, и уже храмоздатель Крестовоздвиженской церкви поручик Артемий Иванович Ладыженский собственноручно поставил фамильную святыню в иконостас. Но в начале 1990-х годов этот крест был украден. Его местонахождение до сих пор установить не удалось.

Особая гордость татаринцевского храма – его деревянные скульптуры. Ангелы и Голгофа украшают иконостас XVIII века, а жемчужиной храма можно назвать статую Христа в темнице.

Несмотря на то что Стоглавый собор в 1551 году запретил любое объемное изображение Христа, скульптурный образ Иисуса в темнице был очень популярен. Некоторые исследователи полагают, что этот иконо графический тип особенно активно стал распространяться во время на родных волнений XVII века. По не которым данным, в веке XIX он усту пал по популярности только Польше и Германии.
Некоторые специалисты объясня ют это изначальной необходимостью христианизации языческих идолов. Создание такого поруганного, из мученного, в терновом венце Спасителя воспринималось как своего рода наглядная проповедь. Простые люди, особенно в отдаленных губер ниях, зачастую не умевшие не только писать и читать, но даже говорить по-русски, получали наглядный «дидактический материал» – эпизод Страстей Христовых. Более того, иногда Иисуса делали внешне похожим на типаж местного населения; статую даже могли облачать в народные крестьянские одежды, приближая его, таким образом, к простому люду, со всеми его невзгодами. А за одно доносила до каждого мысль, что жертва Христова была «жертвой за весь мир».

Крестовоздвиженский храм Подмосковье село татаринцево

Несмотря на предельную простоту форм Кресто-воздвиженской церкви в Татаринцеве, у этого храма есть ряд достаточно интересных архитектурных особенностей – индивидуальных, но в целом в духе времени. В двухтомнике «Памятники архитектуры Московской области»
авторского коллектива под руководством Б. Л. Альтшуллера, изданном в московской серии «Искусство» в 1975 году, о храме в Татаринцеве написано так: «Выстроена… из кирпича в скромных сдержанных формах барокко аннинского времени. Она принадлежит к числу ярусных центрических сооружений. На квадратном основании, осложненном четырьмя апсидальными выступами, выполняющими роль контрфорсов, покоятся два убывающих по объему световых восьмерика, обработанных по углам спаренными пилястрами. Композиция памятника восходит к башенным храмам “под звоном” конца XVII в., представляя их упрощенный вариант».

Внутри храма

Внутреннее пространство храма логично распадается на старинный квадрифолий («четырехлистник») старинного храма и прямоугольник более новой трапезной. При этом иконостасы находящихся в трапезной приделов стилистически поддерживают велико лепный центральный иконостас эпохи классицизма – невысокую двухъярусную алтарную преграду с золочеными колоннами и резными деталями антаблементов и царских врат. В оформлении иконостаса активно используется скульптура – первый и второй ярусы увенчаны фигурами ангелов, центральная надстройка завершается большим Распятием с предстоящими.

Собор запретил объемные иконы Христа, в дальнейшем запрет неоднократно подтверждался, но народная православная традиция оказалась сильнее. Интересно, что в этой традиции не только изображался Иисус, но и моделировалась «темница» – создавалось специальное небольшое затемненное помещение, ос вещавшееся лишь слабым колеблющим ся языком пламени в лампадке.
В левом апсидальном выступе – се верном «лепестке» квадрифолия – хранится резная деревянная скульптура XVIII столетия «Христос в темнице». Это очень распространенный в православ ной культуре XVII—XIX веков сюжет: Ии сус в ожидании казни. Не стоит считать его появление результатом влияния за падноевропейской (католической) моды, где, как известно, скульптурные изображения очень популярны. У «Христа в темнице» и, скажем, скульптур иконостаса – совершенно разные культурные истоки. Иконостас – там, действительно, мощное влияние западной эстетики. Но «Христос…» – это абсолютно народный сюжет, восходящий к старинным шедеврам безвестных талантливых резчиков, что хранятся в лучших российских историко-художественных музеях. В свое время церковная скульптура на Руси была распространена не меньше, чем в странах Запада.

Крестовоздвиженский храм в 1991 году

Подвижник храма Антипа

Родился будущий иеромонах Антипа в 1870 году в селе Братки Тамбовской губернии. Его родители были крестьянами, людьми очень верующими. При крещении младенца нарекли Антоном. Образование мальчика свелось к двум годам приходской школы.
Известно, что в 28 лет Антон Кириллов решил принять монашество на Святой горе Афон.

В 1913 году Антипа попал под подозрение властей и вместе с другими монахами прибыл на пароходе «Херсон» в Одессу; их привезли в рамках расследования дела имя- божников. Поскольку сам он последователем этого весьма спорного учения не был, то вскоре перебрался в московский Новоспасский монастырь, а после революции вернулся на малую родину, где стал служить псаломщиком. Через 10 лет Антипу рукоположили в иеромонаха. Сначала он служил в селе Елань-Коз- ловка (в Тамбовской области), но в 1931 году его вызвали в Москву – для нового назначения. Так батюшка оказался в Татаринцеве.
Однако, когда он прибыл туда, оказалось, что жить ему негде: дом, который священники традиционно перекупали друг у друга, уже был приобретен председателем сельсовета. К счастью, одна из прихожанок приютила нового священника у себя.
Отец Антипа быстро снискал любовь верующих. Он всегда служил по полному (так называемому монастырскому) уставу. В любой момент он был готов выслушать и поддержать советом. Зачастую, после всенощной прихожане не расходились по домам, а оставались в храме, и тогда священник вел с ними долгие беседы. К слову, к проповедям он всегда готовился очень тщательно, дом всегда был полон черновиков с набросками их текстов.

Икона Святого Антипы

Отец Антипа
Зимой 1938 года отец Антипа стал чувствовать себя плохо, он обратился в Бронницкую больницу, и выяснилось, что у него начались проблемы с сердцем. И в то же время местное управление Наркомата внутренних дел инициировало аресты и допросы священников соседних сел. Некоторые из них, как выяснилось позднее, являлись осведомителями НКВД, и они охотно подписали донос на настоятеля Крестовоздвиженского храма в Татаринцеве. Сохранились сведения о том, что свою последнюю литургию иеромонах Антипа отслужил в день Сретения Господня. Несколькими часами позже к батюшке пришли с обыском. Отца Антипу увезли сначала в Бронницы, а затем в коломенскую тюрьму. Жителям Татаринцева, которые пытались разузнать у властей хоть что-то о его судьбе, велели больше никогда им не интересоваться.
Лишь сравнительно недавно, когда многие архивы НКВД были рассекречены, появилась возможность добыть информацию о батюшке.
К примеру, выяснилось, что татаринцевский сельсовет «услужливо» подготовил для «органов» справку, из которой следовало, что отец Антипа «занимался антисоветскими разговорами среди сельского населения», а также не пошел на выборы в Верховный Совет (в декабре 1937 года) и, более того, агитировал других не ходить.
На самом же деле, избирательный участок находился в другом населенном пункте, добраться до которого священник самостоятельно не мог, а в выдаче лошади ему отказали.
Отца Антипу допрашивали почти сутки. Свою вину он отрицал, зато некоторые жители Татаринцева в своих показаниях охотно утверждали, что священник, например, имел столь сильное влияние на колхозниц, что они по церковным праздникам перестали ходить на работу. Про кандидатов же батюшка, мол, отзывался совсем хлестко, называя их «антихристами» и «продолжателями дела большевиков».
Процесс над священником длился менее двух недель. В начале марта отца Антипу расстреляли на Бутовском полигоне. Интересно, что документ об исполнении смертного приговора был подписан комиссаром
А. Заковским, который пережил священника всего на полгода: в августе 1938-го его тоже казнили по обвинению в шпионаже (вполне вероятно, таком же «дутом», как и то что было предъявлено священнику) – на близлежащем полигоне – в Коммунарке.
Также известно, что один из тех, кто допрашивал батюшку, вскоре спился.

Крестовоздвиженский храм

Когда здесь служил Антипа, у стен храма было кладбище

Лазаревское кладбище

Лазаревское кладбище устроили в 1750 году в Марьенском лесу (сейчас это Марьина Роща). Сначала там хоронили бедняков, а позже – умерших во время эпидемии чумы. В конце XVIII века на Лазаревском кладбище стараниями титулярного советника Луки Долгова возвели церковь Сошествия Святого Духа. У ее стен последний приют находили купцы, представители духовенства, военные, а также, как сейчас бы сказали, деятели культуры. Среди известных личностей, похороненных там, – мать писателя Федора Ми хайловича Достоевского, супруга критика Виссариона Белинского, основатель Сандуновских бань – Сила Сандунов, художник и архитектор Виктор Васнецов.
Однако в начале XX века Лазаревское кладбище оказалось запущенным, покрытым «буйной растительностью». В 1934 году его закрыли, а тремя годами позже и вовсе ликвидировали. По могилам прошлись бульдо зерами, а на бывшей кладбищенской территории разбили парк «Фестивальный». К слову, Сущевский Вал тоже проложили над могилами.
православного догматического богословия», которая долгое время хранилась у одного из прихожан, а после была передана в музей храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище в Москве. Его настоятель – игумен Сергий (Рыбко) когда-то служил алтарником в Татаринцеве. На форзаце этой книги указано, что она является собственностью иеромонаха Антипы (Кириллова), староафонца.

Настоятель храма Фаддей

В 2017 году Крестовоздвиженский храм отметил 280-летие со дня своего основания.
Настоятель храма – игумен Фаддей — любим прихожанами. Он всегда внимателен к ним, особенно к тем, кто своим примером учит других заботиться о родном храме. Так, не давно отмечали юбилей одной из старейших прихожанок татаринцевского храма – Капитолины Горячевой. Ей исполнилось 90 лет, а она, несмотря на преклонный возраст и слабое здоровье, старается не пропускать ни одной важной службы.

А еще игумен Фаддей время от времени проводит занятия в рамках образовательного проекта «Духовное краеведение Подмосковья». Этот предмет введен во многих школах и, безусловно, важен для современных детей. Учителя, ведущие этот пред мет, рассказывают, что на своих занятиях изучают природу, историю, экономику своей «малой родины». «Учащиеся сами обдумывают, составляют соответствующие мнения, высказывают их. Таким образом, идет формирование духовной культуры учащихся: собственный вывод, собственное мнение легче переходит в убеждение и вызывает более глубокие эмоции. Следовательно, формируется духовно-нравственное восприятие окружающей природы и общества, осознается роль личности», – поясняют преподаватели.
Кроме того, игумен Фаддей участвует и в других образовательных проектах и нередко выступает ини циатором подобных мероприятий. Например, вместе с заведующей библиотекой одного из соседних сел Старниково он организовал и провел День книги. Собравшимся игумен рассказал о первой в нашей стране печатной книге – «Апостол» диако на Ивана Федорова, которая увиде ла свет в марте 1564 года. И показал всем желающим эту книгу, напеча танную в XIX веке, из библиотеки Крестовоздвиженского храма.
И конечно, игумен Фаддей заботится о сохранении памяти иеромонаха Антипы (Кириллова).