Мордовская народная вышивка

Мордовские вышивальщицы. Начало ХХ века Симбирская губерня. Алатырский уезд
Мордовские вышивальщицы. Начало ХХ века Симбирская губерня. Алатырский уезд

Мордовская народная вышивка

Народная вышивка — один из древнейших видов прикладного искусства. Но и в наши дни этот вид творчества не утратил своей актуальности. Мы восхищаемся мастерством и умением рукодельниц прошлого украсить грубоватую полотняную ткань стежками ярких нитей, приходим в восторг от хитросплетения узоров вышивки национальной одежды. У каждого народа орнаментация одежды вышивкой, ее колорит, технические особенности исполнения имеют свое самобытное решение, отражают вкусы и идеалы, формировавшиеся веками. В этом богатство народной культуры. Это прекрасная возможность узнать о каждом народе много ценного, достаточно «потянуть за нужную ниточку».

Освоить мастерство вышивальщиц из мордовской глубинки пыталось не одно поколение наших современниц. Но многие секреты неповторимого искусства скрыты за порогом времени. Как разгадать тайну красоты и совершенства самотканого лоскутка, украшенного затейливым вышитым узором?
В нашем пособии мы решили рассказать, как стежок за стежком можно узнать приемы мокшанской и эрзянской вышивки, освоить грамоту счета при создании геометрического орнамента, разгадать головоломку наиболее экономичного или простого пути в выполнении узоров со сложным заполнением. Рисунок орнамента любой вышивки весьма сложен, но узор составлялся из набора простых фигур. Как отыскать исходную форму орнаментального мотива?
Народные мастерицы знали, где начало и конец в выполнении самого замысловатого узора, и при этом выбирали наиболее простые пути его заполнения. Практическое пособие поможет мастеру, обратившемуся к узорам мордовской вышивки, узнать секреты вышивального счета, тайны получения цветовых и светотеневых эффектов, на которых выстроено богатство вышитого декора мордовского народного костюма.

Фрагмент вышивки подола мокшанской рубахи. Начало XX в. Тамбовская губ., Темниковский уезд (ныне Республика Мордовия, Темниковскии район)
Фрагмент вышивки подола мокшанской рубахи. Начало XX в. Тамбовская губ., Темниковский уезд (ныне Республика Мордовия, Темниковскии район)
Фрагмент вышивки подола эрзянской рубахи. Начало XXв. Пензенская губ., Саранский уезд (ныне Республика Мордовия, Кочкуровский район)
Фрагмент вышивки подола эрзянской рубахи. Начало XXв. Пензенская губ., Саранский уезд (ныне Республика Мордовия, Кочкуровский район)
Фрагмент вышивки подолов мокшанских рубах. 30-е гг. XX в. Республика Мордовия, Темниковский район
Фрагмент вышивки подолов мокшанских рубах. 30-е гг. XX в. Республика Мордовия, Темниковский район

История мордовской народной вышивки
Искусство украшать собственную одежду вышивкой мордовский народ освоил в глубокой древности. К сожалению, среди археологических находок тканей сохранилось мало, следовательно, сложить представление о вышивке древнейшего периода непросто. Земля сохранила небольшие фрагменты тканей тысячелетней давности — они грубоватые и рыхлые, сотканы из шерстяной пряжи или ниток из волокна растительного происхождения. Старые мастера знали различные приемы ткачества, получая ткань полотняного или саржевого переплетения нитей, разнообразившие структуру и качество домотканых холстов. Цвет одежды, сделанной из домашних тканей, соответствовал колориту натуральных материалов: белой и черной овечьей шерсти, сероватым тонам растительных волокон конопляной поскони, льна. Для вышивки использовались нити, окрашенные растительными красителями: отваром из корней и трав, почек, листьев, коры деревьев. Встречается простейшая вышивка красной и черной шерстью. С особенным старанием древние мастерицы оформляли края одежды, здесь кроме вышивки нашивались плетеные или кожаные шнуры, тесьма, оловянный бисер и мелкие пастовые бусы, бронзовые пластиночки. Вероятно, что, исходя из возможностей, в одно и то же время женщины могли использовать отделку дорогими материалами, такими, как бронзовые украшения, бисер и бусы, а также создавать их имитацию, которая выполнялась вышивкой.
Как показывают археологические памятники, около тысячи лет тому назад зародилась вышивка по счету. Канвой для ее исполнения служил самотканый холст полотняного переплетения. Основные стежки вышивальщица прокладывала вдоль по линиям нитей ткани, получая прямые (горизонтальные и вертикальные) швы.
Введение в костюм нашивных элементов, например, шитье оловянным бисером, положило начало работе швами в прикреп и косыми (диагональными) стежками. Имитацию или воспроизведение косых стежек сохраняют рельефы на пронизках налобных венчиков и нагрудных украшениях.

Образцы древнего ткачества. IX — X вв. Примокшанье
Образцы древнего ткачества. IX — X вв. Примокшанье
Образцы пастовых и стеклянных бус IX-X века
Образцы пастовых и стеклянных бус IX-X века
Образцы пастовых и стеклянных бус IX-X века
Образцы пастовых и стеклянных бус IX-X века

В это же время вышивка приобретает функцию указывать на предназначение одежды. В комплексе с украшениями вышивка принимала на себя особую магическую роль в одежде для исполнения ритуалов (посвящение в совершеннолетие, совершение брака, переход в возраст зрелости и старчества, совершение похоронных обрядов). Особенную важность приобретал комплекс знаков, которые могли показать, какому роду-племени принадлежит человек.
Извечная обрядовая система народной жизни сформировала порядок и в выполнении вышивки на одежде. Вышивка была критерием, по которому оценивалось всей сельской общиной следование и подчинение законам предков, искусное умение и трудолюбие мастерицы.
В XVIII—XX вв. вышивкой занимались во всех мордовских селах. Из века в век ее узоры усложнялись, нередко приобретая заимствования у соседних народов.
Для разных предметов одежды готовили холсты различной плотности и переплетения нитей. Для онуч-портянок, которые носили с лаптями, применяли технику саржевого ткачества, в косой рубчик. Такие ткани были толще и меньше изнашивались. Самым распространенным был способ полотняного переплетения. Именно по полотнянке выполнялась вышивка. Выходная одежда делалась из самого качественного холста: хорошо отбеленного, тонкого и плотного.
Основы мордовского счетного вышивания
Девушка должна была уметь вышивать. Та, которая этому не научилась, вынуждена была заказывать у сельских мастериц вышитую одежду. Семья такой факт скрывала, чтобы не опозорилась дочь. С особой ответственностью свое мастерство искусных вышивальщиц девушки показывали окружающим, когда готовили свадебное покрывало для одной из своих подружек.
Покупные материалы были дорогими, поэтому их применяли только для оформления праздничных, свадебных рубах, головных уборов.

Образец отделки вышивкой обмоток ног. IX-X Примокшанье
Образец отделки вышивкой обмоток ног. IX-X Примокшанье
Образец работы швами счетная гладь. Лицевая и изнаночная сторона
Образец работы швами счетная гладь. Лицевая и изнаночная сторона
Образец работы швом роспись. Заполнение узора швом косая стежка
Образец работы швом роспись. Заполнение узора швом косая стежка

По вышивке нетрудно отличить эрзянскую одежду от мокшанской. При внимательном знакомстве с костюмом представителей различных районов можно обнаружить заметную разницу как в способах оформления одежды вышивкой, так и в манере носить ее. Не случайно исследователи выделяют границы бытования сходных типов костюма, определяя группы, родственные по культуре. В каждой группе мордовского костюма вышивка имела свои характерные черты, именно по ней можно определить место происхождения одежды.
Мокшанская вышивка южных районов Мордовии — Рузаевского, Инсарского, Кадошкинского — отличается от вышивки костюма мокшан, живущих в заповедных северных районах — Темниковском и Ельниковском. Особыми чертами выделяется вышивка одежды крестьян, с древности расселившихся в землях, находящихся ныне на юго-западе республики в пределах современных Торбеевского и Зубово-Полянского районов. Не уступает в своем многообразии и вышивка эрзянского костюма, тем более что в отличие от мокшан места проживания эрзи находятся на значительном отдалении друг от друга. Эрзянские районы входят в состав Мордовии, Чувашии, Татарии, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской областей. Вышивка хранит немало тайн, связанных с историей жизни народа.

Секреты народного мастерства
Чтобы познать секреты народного мастерства, надо внимательно рассмотреть хотя бы одну деталь подлинной народной одежды. Прежде чем сшивалась рубаха, мастерица украшала вышивкой ее детали. В отрезах выкроенных полотнищ определялись передняя и задняя половины, их отличал характер вышивки. Все узоры в готовой рубахе должны были сойтись по рисунку.
Обычно для кармашка использовались плотные вышитые фрагменты изношенной одежды.
Работая над вышивкой или занимаясь шитьем одежды, умелая рукодельница выполняла ровные строчки, стежки, которые соответствовали структуре ткани и ее плотности.
Рассмотрим фрагменты отделок эрзянской и мокшанской рубах. Вышивальщицы здесь проявили каждая по-своему великолепное умение выводить узоры орнамента и соединять в работе различные швы.
Благодаря введению в отделку одежды разных по технике швов вышивальщицы добивались удивительного эффекта: швы начинали играть, как огранка самоцветов, то уподоблялись сверканию шелка, то приобретали мягкую бархатистость. На поверхности вышивки наш глаз различает, кроме цветового, рельефный узор, составленный из стежков, выделяющийся на фоне полотняной глади холста.
Тончайшим кружевом ложился узор из черных или темно-синих ниток на мокшанской одежде, красными ковровыми дорожками стелился на белом холсте нарядной эрзянской рубахи.
Наряду с однотонными росписью и набором существовали многоцветные вышивки, выполнявшиеся счетной гладью. Бытовало множество вариантов исполнения данной вышивки. В эрзянском костюме счетной гладью заполняли узкие полоски, напоминавшие тесьму, сотканную на дощечках. Незамысловатый узор из зигзагов или мелких ромбов строился на контрасте красного фона и темно-зеленого либо черного рисунка. Введение в отделку золотной нити усиливало колористические эффекты.
Большим своеобразием отличалась мокшанская счетная гладь. В отделке мокшанских рубах можно найти множество вариантов работы этой техникой. Узорами геометрического или сильно геометризованного растительного орнамента счетной гладью заполнялись красочные полурозетки на подолах и оплечьях рубах.
Своеобразно нашла применение в эрзянской одежде техника цветной перевити. Мордовская перевить напоминает широкую мережку, которую выполняли по продернутой в одном направлении (по основе или по утку) ткани.
Перевить по разреженной сетке давала эффект ажурного строчевого шитья со сложными геометрическими узорами. Данная техника, как и прочие вышивальные приемы у мордовского народа, имела свои национальные особенности.
Самым простым приемом, косой стежкой, мордовские вышивальщицы начинали и завершали отделку одежды вышивкой. На основе косой стежки получил развитие прием мордовского креста, когда по косой стежке прокладывается встречным наклоном второй ряд, усиливающий рельеф линии.

Образцы эрзянского и мокшанского орнамента
Образцы эрзянского и мокшанского орнамента
Схема расположения швов эрзянской и мокшанской вышивки
Схема расположения швов эрзянской и мокшанской вышивки
Фрагмент вышивки мокшанской рубахи. 30-е гг. XX в. Республика Мордовия, Торбеевский район
Фрагмент вышивки мокшанской рубахи. 30-е гг. XX в. Республика Мордовия, Торбеевский район

Чтобы постичь национальную вышивку, необходимо, прежде всего, изучить технические приемы выполнения мордовских народных швов. Чтобы получить узор, мастерица должна была считать, сколько нитей надо поднять на иголку, сколько пропустить.
Швы, которые выполнялись по поверхности целой ткани, принято называть глухими. Если ткань прореживали, получая сетку или полоску из свободных нитей, швы на такой основе называли сквозными или строчевыми.
Исстари опытные вышивальщицы заботились не только о том, как выглядит вышивка с лицевой стороны, но и с изнанки.
При одностороннем шитье узор получается только на лицевой стороне, на изнаночной — мы видим разреженные стежки. Мордовские вышивальщицы, работая в технике счетной глади, укладывая плотно без просветов стежки на лицевой стороне, вели расчет по изнанке.
Оформляли и завершали работу вспомогательными швами: соединительными, краевыми, закрепляющими, украшающими, маскировочными. Для этих целей мордовские женщины чаще применяли плетеную на пальцах или на дощечках тесьму, ткали ленты браным или закладным узором. Заимствуя опыт рукоделия у народов, которые жили рядом, имитировали некоторые приемы ткачества вышивкой.
Шов роспись в виде продольных узоров выполнялся на мокшанских рубахах черными или темно-синими нитями. Шерсть для вышивки подбиралась от тонкорунных молодых овец с яркой черной природной окраской. Но особенно популярными были восточные красители, такие, как индиго, которые позволяли окрасить нити в иссиня-черный или темно-синий цвет. Узор, вышитый такими нитями, особенно хорошо читался на белой глади холста. Из-за дороговизны заморских красителей у мокшанок появилась своя мода обводить вышивку чернильным карандашом или пропитывать синькой.
Игла подхватывает и пропускает необходимое число нитей ткани. При этом один стежок приходится на лицевую сторону, другой — на изнанку. Постепенно выявляется вся орнаментальная композиция. Под стежок в наборе ложится нечетное число нитей: 5, 3, 1.
Проще вести счет узора, если предварительно выполнить сетку из повторяющихся через определенное количество рядов равнозначных стежков.

Образцы самотканых холстов
Образцы самотканых холстов
Фрагмент вышивки оплечья эрзянской рубахи. Начало XX в. Республика Мордовия, Кочкуровский район
Фрагмент вышивки оплечья эрзянской рубахи. Начало XX в. Республика Мордовия, Кочкуровский район

Бордюр вышивки, выполненный в технике набор, обычно можно найти на краях одежды: подоле, рукавах, вдоль разреза ворота. Особой сложностью отличалась орнаментация наплечных вышивок, где набором выполнялся ромб, заполненный узором. На ритуальных одеждах XVIII века такая вышивка могла полностью покрывать спину.
Самобытное цветовое решение отличает вышивку набором у мокшан, эффектно сочетающих красный и черный (темно-синий) цвет в работе данными швами.
Счетная гладь — глухой односторонний шов. Рисунок выявляется не сразу, а отдельными мотивами.
Счетная гладь имеет ряд разновидностей:
Простая гладь «кирпичиком» выполняется с четным счетом нитей ткани, одинарными или парными мелкими параллельными горизонтальными или вертикальными стежками без просветов холста. Очередной стежок сдвигается наполовину с оси предыдущего наподобие кирпичной кладки. С изнанки образуются мелкие наклонные стежки.
Косая гладь выполняется наклонными стежками по рисунку орнамента. С изнанки образуются мелкие прямые стежки. При выполнении иглу ведут от края узора вправо на 4—6 нитей и вверх на 2—4 нити ткани. На изнанке делается горизонтальный стежок справа налево на 2—4 нити ткани. Второй лицевой стежок делается на 2—4 нити ткани выше первого и т.д. Вторая половина орнамента выполняется в зеркальном отражении.
С изнанки получаются мелкие частые вертикальные или слегка наклонные стежки. Для заполнения больших плоскостей ряды косой стежки плотно прилегают друг к другу, образуя ровную зернистую поверхность.

Образцы работы двусторонними швами набор и роспись по мокшанским аналогам. Лицевая и изнаночная сторона
Образцы работы двусторонними швами набор и роспись по мокшанским аналогам. Лицевая и изнаночная сторона
Фрагмент вышивки эрзянского набедренного украшения. XIX в. Нижегородская губ., Лукояновскии уезд (ныне Нижегородская обл., Лукояновскии район)
Фрагмент вышивки эрзянского набедренного украшения. XIX в. Нижегородская губ., Лукояновскии уезд (ныне Нижегородская обл., Лукояновскии район)

Мордовский крест

Шов крест, состоящий из двух косых перекрещивающихся стежков. В мордовской вышивке шитье крестом использовали, чтобы получить высокий рельеф косой стежки. Ряды, вышитые крестом, укладывались рядом, создавая ребристую поверхность.
Свободнолежащие (оставшиеся) нити ткани объединяются в пучки вышивальной нитью. Чтобы создать узор, эрзянки обвивали по два пучка, ход рабочей нити восьмеркой в три витка, затем смещали работу на один пучок, захватывая новый столбик, и повторяли ход восьмеркой.
Для получения плотных линий узора, имеющих вид неразреженной, целой ткани, используют технику стлань, которая выполняется нитками в цвет ткани. Стежки перекрывают просветы сетки.
Неиссякаемый источник вдохновения.
Сохранение богатейших традиций мордовской народной вышивки — одна из сложнейших задач нашего времени. Народная вышивка является великолепным образцом для создания современных произведений декоративно-прикладного искусства. Приемы народной вышивки осваивают учащиеся детских художественных школ. Во взаимодействии народных традиций и современности работают профессиональные мастера, сохраняя богатство и разнообразие мокшанского и эрзянского костюмов. На предприятиях местной промышленности и бытового обслуживания, таких, как фабрика «Мордовские узоры», ателье «Стамо», «Умарина», «Силуэт» художники работают над заказами по воссозданию традиционных комплексов мордовского костюма для сцены. Чтобы фабричные изделия с машинной вышивкой обрели силу воздействия народного искусства, художникам приходится кропотливо изучать истоки народной вышивки.

Заготовка для мокшанской рубахи. 40-е гг. XX в. Республика Мордовия, Краснослободский район
Заготовка для мокшанской рубахи. 40-е гг. XX в. Республика Мордовия, Краснослободский район
Кармашек-швейка с крючком-кечказ. Начало XX в. Пензенская губ., Саранский уезд (ныне Республика Мордовия, Кочкуровский район)
Кармашек-швейка с крючком-кечказ. Начало XX в. Пензенская губ., Саранский уезд (ныне Республика Мордовия, Кочкуровский район)
Мокшанская женщина в праздничном костюме. ХХ век
Мокшанская женщина в праздничном костюме. ХХ век
Нагрудная застежка. IX-X Примокшанье
Нагрудная застежка. IX-X Примокшанье
Образец вышивки швами роспись
Образец вышивки швами роспись
Фрагмент вышивок мокшанских рубах. Конец XIX в. — начало XX в. Пензенская губ., Инсарский уезд (ныне Республика Мордовия, Старошайговский район)
Фрагмент вышивок мокшанских рубах. Конец XIX в. — начало XX в. Пензенская губ., Инсарский уезд (ныне Республика Мордовия, Старошайговский район)
Фрагмент нагрудной вышивки женской эрзянской распашной одежды. 30-е гг. XX в. Республика Мордовия, Большеберезниковский район
Фрагмент нагрудной вышивки женской эрзянской распашной одежды. 30-е гг. XX в. Республика Мордовия, Большеберезниковский район
Фрагмент налобного венчика. IX-X Примокшанье
Фрагмент налобного венчика. IX-X Примокшанье
Фрагмент отделки мокшанского головного убора с использованием швов счетная гладь. XIX в. Тамбовская губ., Спасский уезд (ныне Республика Мордовия, Зубово-Полянский район)
Фрагмент отделки мокшанского головного убора с использованием швов счетная гладь. XIX в. Тамбовская губ., Спасский уезд (ныне Республика Мордовия, Зубово-Полянский район)
Фрагмент отделки подола мокшанской рубахи с использованием швов набор. 50-е гг. XXв. Пензенская обл., Мокшанский район
Фрагмент отделки подола мокшанской рубахи с использованием швов набор. 50-е гг. XXв. Пензенская обл., Мокшанский район
Фрагмент отделки подола мокшанской рубахи с использованием швов сметная гладь. 50-е гг. XX в. Республика Мордовия, Торбеевский район
Фрагмент отделки подола мокшанской рубахи с использованием швов сметная гладь. 50-е гг. XX в. Республика Мордовия, Торбеевский район
Фрагмент отделки подола эрзянской рубахи с использованием швов роспись. Начало XX в. Пензенская губ., Саранский уезд (ныне Республика Мордовия, Кочкуровский район)
Фрагмент отделки подола эрзянской рубахи с использованием швов роспись. Начало XX в. Пензенская губ., Саранский уезд (ныне Республика Мордовия, Кочкуровский район)
Фрагмент отделки рукава эрзянской женской распашной одежды с исполь зованием швов перевить с настилом. Начало XXв. Пензенская губ., Городищенский уезд (ныне Пензенская обл., Никольский район)
Фрагмент отделки рукава эрзянской женской распашной одежды с исполь зованием швов перевить с настилом. Начало XXв. Пензенская губ., Городищенский уезд (ныне Пензенская обл., Никольский район)
Фрагмент отделки эрзянского набедренного украшения с использованием швов мордовский крест. Начало XX в. Тамбовская губ., Темниковский уезд (ныне Республика Мордовия, Теньгушевский район)
Фрагмент отделки эрзянского набедренного украшения с использованием швов мордовский крест. Начало XX в. Тамбовская губ., Темниковский уезд (ныне Республика Мордовия, Теньгушевский район)
Фрагменты вышивки покрывала невесты. Начало XXв. Пензенская губ., Инсарский уезд (ныне Республика Мордовия, Ковылкинский район)
Фрагменты вышивки покрывала невесты. Начало XXв. Пензенская губ., Инсарский уезд (ныне Республика Мордовия, Ковылкинский район)
Эрзянская женщина в праздничном костюме. ХХ век
Эрзянская женщина в праздничном костюме. ХХ век
Мордовская народная вышивка
Фрагмент отделки подола мокшанской рубахи с использованием швов роспись с чернильной обводкой. 30-е гг. XXв. Пензенская обл., Белинский район
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art