Вологодское кружево

Панно. М. И. Калинин. 1920-ые годы
Панно. М. И. Калинин. 1920-ые годы

Вологодское кружево — один из видов художественного текстиля, применяемого для украшения одежды и интерьера. В то же время оно обладает рядом качеств, которые делают его особенным художественным явлением.

Французы говорят: «Кружево — дитя моды». Но в России кружевоплетение никогда не зависело только от капризов моды, оно имело глубокие корни, уходящие в народную жизнь. Кружево украшало костюмы крестьянок и горожанок, входило важной составной частью в девичье приданое. Оно предназначалось не только для употребления в той социальной среде, где производилось, но, выходя на широкий рынок,
приобретало всенародный характер.

В России с давних пор любят ажурное рукоделие. Ажурные изделия вяжут крючком и на спицах, шьют иглой. Но именно плетенное на коклюшках кружево наиболее развито в художественном отношении и обладает широким диапазоном приемов исполнения.

Н. В. Веселова, Г. Н. Мамровская, М.Ю. Пальникова, А. Н. Ракчеева. Панно Храм Христа Спасителя. 1997 год.
Н. В. Веселова, Г. Н. Мамровская, М.Ю. Пальникова, А. Н. Ракчеева. Панно Храм Христа Спасителя. 1997 год.

Из чего сделано Вологодское кружево

Внешний вид кружева во многом зависит от материала, из которого его плетут: металлические, золотосеребряные нити создают впечатление торжественной праздничности. А белые — льняные или хлопчатобумажные — делают его более строгим.

Самые тонкие, почти невесомые кружева можно сплести из шелковой или льняной нити, а самые массивные, с крупными узорами — из толстой бумажной или шерстяной пряжи. Для плетения кружева прежде всего необходима подушка — туго набитый валик, стоящий перед мастерицей на деревянной подставке (пяльцах). Процесс создания кружева начинается с изготовления «сколка» — рисунка на бумаге, который затем прикалывают на подушку. Кроме линий будущего узора, на сколке видно множество точек, куда втыкают булавки. От булавок веером тянутся нити, навитые на деревянные палочки-коклюшки — главный рабочий инструмент кружевницы. Она быстро, почти незаметными движениями перекладывает их из одной руки в другую, переплетая нити.

Пара нитей, перебегая от булавки к булавке, выстраивает элементы кружева: ровную «полотнянку», ажурную «сетку», «насновку», похожую по форме на зерно, шнурочек «плетешку». Из этих и других элементов складывается структура кружева.

Вологодское кружево

Виды русского кружева

Кружево можно выполнять разными способами. Есть кружево «численное». Его плетут по памяти, без сколков. Вся премудрость заключается в том, чтобы запомнить порядок чередования нитей, число переплетений.

По сколкам плели сцепное и многопарное Вологодское кружево. В сцепном кружеве узор выкладывается «вилюшкой» — плотно сплетенной полосой, изгибы которой заполняются ажурными решетками, а все элементы соединяются (сцепляются) между собой с помощью вязального крючка.

Многопарное кружево создается при помощи большого количества коклюшек, а значит, и ниток, из которых оно плетется. Их может быть 300—500 пар, а иногда и больше. Этот способ наиболее трудоемок и сложен. Им выполняются самые тонкие кружева с изящным рисунком, а также старинные, чисто русские узоры.
Главное декоративное качество кружева — его ажурность. Именно ажурные решетки фона, то прозрачные, почти невесомые, то более густые, замысловатого рисунка, позволяют кружеву пропускать через себя свет, придают ему легкость, невесомость. На этом фоне выделяются более плотные узоры — геометрические или растительные.

Вологодское кружево

Чтобы подчеркнуть выразительность рисунка, четкость строгого геометрического узора или упругость круглящихсялиний листьев и цветов. Контуры фигур обводят «сканью», более толстой или цветной нитью, придающей орнаменту рельефность.

Некоторые виды кружева обладают еще одним необычным свойством: кажущейся многомерностью узоров. Орнамент то четко читается на фоне решетки, как бы отрываясь от нее, то словно отступает в глубину. В XIX веке мастерицы умели в орнаменте тонких шелковых кружев показать цветы и листья в смелом ракурсе, как бы раскрывающимися, сделать их более объемными. Этому помогает богатая игра светотени, достигающаяся благодаря разнообразию фактуры нитей.

Вместе с тем в России есть и Вологодское кружево без ажурного фона, настолько густо сплетены его узоры. В таком кружеве важнейшим выразительным средством может быть цвет или рельеф. В каждой местности встречаются свои узоры и приемы плетения.

Вологодское кружево

Кружевоплетение в России в XVII веке

Появившись в России в XVII веке, кружевоплетение вначале развивалось в мастерских царского двора, боярских светлицах, монастырских кельях.

Его плели из металлических нитей и использовали для украшения нарядной одежды, церковных облачений и предметов церковного убранства. До нас эти кружева дошли в виде прошв, краев и аграмантов — кружевных полос с зубцами с верхней и нижней сторон. Ими обшивали одежду и головные уборы, церковные облачения. Они хорошо сочетались с парчой, бархатом, шелком.

Металлическое кружево сохранялось в костюме знати долгое время. На портрете «смолянки» Н. С. Борщевой кисти Д. Г. Левицкого отчетливо виден узор золотного аграманта, украшающего подол ее черного платья. В конце XVIII — начале XIX века металлические нити нередко служат дополнением узоров, плетенных из шелка и льна. Изделия этого времени отличаются изысканностью колорита, включающего голубой, золотистый, розовый, палевый цвета.

Вологодское кружево

Где делали производилось кружево

В собраниях многих музеев России хранятся кружева из города Галича Костромской губернии, что говорит о былой значимости этого промысла. Орнамент — цепи овалов, медальоны и гирлянды, фантастические звери и двуглавые орлы, цветущие ветви, над которыми порхают птицы, — выделяется на фоне мелкой льняной решетки более плотной фактурой и цветом, подчеркнут толстой нитью, обрамляющей контуры фигур.
В галичском кружеве редко встречаются четкие прямые линии, рисунок круглится, линия вьется, изгибается. Даже ромб преображается в овал или фигурный медальон.

Известным центром кружевоплетения в Тверской губернии был город Калязин. В середине XIX века в цветном шелковом калязинском кружеве употребляли металлические нити для решеток фона, обводили ими контуры узоров. Голубые и золотистые шелковые нити, тускло поблескивающие золотые нити скани сочетались с нежными красками шелковых лент и тканей. В орнаменте кружева привлекают внимание условные фигурки птиц, больше похожие на цветы. Эти мотивы, претерпев изменения, сохранились в калязинском кружеве вплоть до начала XX века.

Ростов Ярославский был совсем небольшим очагом кружевоплетения, в 1880 году там работало лишь 14 кружевниц. Вместе с тем этот центр внес свой вклад в русское кружево: выработанная местными мастерицами особая фоновая решетка «ростовский крест» — изящная, украшенная петельками, — стала применяться почти повсеместно.

Сведений о ростовском кружеве, да и самих произведений, сохранилось немного, но лучшие образцы — подзоры, края и прошвы — восхищают изяществом замысловатых узоров, нарядных решеток. В ростовском кружеве встречаются изображения двуглавых орлов, помещенные в крупные зубцы края. Хвосты и лапы орлов образуют фестоны сложных очертаний.

Кружевницы из города Балахны (Нижегородская губерния) на широком кружеве подзоров первой половины XIX века также изображали двуглавых орлов, которые чередуются с птицами и пышными деревьями. Их очертания четки, обведены рельефной «сканью». Фигуры и окружающий фон заполнены решетками разных рисунков. Но балахнинские кружева интересны не только своими сюжетами. Здесь плели удивительной красоты многопарные кружева из черного и серебристого шелка с пышным цветочным орнаментом. Сложнейшие узоры — гирлянды, вьющиеся ленты, цветы с бутонами, целые букеты — заполняют фон. Так плели шали, шарфы, воротники, пелерины, целые платья.

Один из самых крупных в России центров кружевоплетения — город Елец в Орловской губернии. В конце XIX века в Ельце плели особый вид кружева — «русский валансьен». Название выдает его французское происхождение, но оно было очень популярно в России и шло на украшение одежды и белья. Также плели мерное кружево, шарфы и косынки, оплеты носовых платков. Их нарядные цветочные узоры — розы, лилии, гирлянды и ленты — исполнены с большим вкусом, отличаются тонкостью и изяществом.
Некоторые виды кружевоплетения, хорошо известные в конце XIX века, оказались в наше время забытыми, и их приходится как бы открывать заново. К ним относится, например, белевское кружево (Тульская губерния, город Белев). Белевские кружевницы плели довольно дорогие и пользовавшиеся постоянным спросом вещи: покрывала и накидки на подушки, косынки, шарфы, платья.

Вологодское кружево

Кружевные покрывала

Особенно интересны большие покрывала. Они составлены из нескольких широких узорных полос, соединенных так искусно, что с первого взгляда невозможно найти места соединения частей. Многократно повторяющиеся мотивы сливаются в густой ковровый орнамент. Иногда композиции имеют центрический характер — с округлой или квадратной розеткой в середине и вазонами в углах. Кайму подчас составляют редкие в кружеве восточные мотивы — «боб» или «огурец».

Вятское кружево

О происхождении вятского кружева существует легенда: будто бы в начале XVIII века местных жительниц обучала голландская кружевница, жена плотника, работавшего в Голландии при Петре I, а затем бежавшего в глухие вятские леса из-за какой-то провинности. Трудно сказать, так ли это было, но в конце XIX века жительницы слободы Кукарка Яранского уезда Вятской губернии плели такое же кружево, как и в других местах России, — многопарное, или «русское», на «балахонский манер», то есть как в Балахне Нижегородской губернии, или по образцу вологодских сцепных кружев. Однако в 1892 году, желая улучшить положение кружевниц, земские власти открыли кружевную школу в Кукарке, а затем и в других городах губернии. И облик вятских кружев резко изменился. Рисунок приобрел изысканность, наполнился множеством красивых крутых изгибов, сложными орнаментальными фигурами, фактура кружева стала богатой.

В XX веке традиции вятского кружева развиваются. Преодолев некоторую вычурность старинных кружев, художники используют его лучшие качества: выразительность линии, динамичность композиции, богатство фактуры. Наряду с традиционным пышным растительным орнаментом для кировского кружева стали характерными многофигурные сюжетные композиции.

Вологодское кружево

Скопинские мастера

В уездном городе Скопине Рязанской губернии — известном центре художественной керамики — в XIX веке занимались и кружевоплетением. В собраниях музеев сохранились невесомые, прозрачные оплеты носовых платков, мерное кружево с названиями «вьюны», «колуны». «Вьюны» — вьющаяся, изгибающаяся лента, а вот «колуны» — это искаженное название гипюра «клюни» родом из Франции, но прижившегося во многих русских промыслах, и даже его название «обрусело».

Среди узоров скопинских кружев — экзотические птицы, фантастические звери. Их образы навеяны и характерными мотивами стиля модерн, и элементами древнерусского орнамента. В кружево вплетены тонкие металлические нити, чтобы приблизить его к старинным образцам. Рисунки мерных кружев отличаются красотой и четкостью линий.

Кружево города Михайлова

Однако самую широкую известность рязанское кружево приобрело благодаря небольшому городу Михайлову. В XIX веке в Михайлове плели и тонкое льняное кружево исключительно мелкого плетения, и более широкое сцепное, с изображениями птиц, двуглавых орлов, львов, из цветного шелка и золотосеребряных нитей.

Наибольшее признание получило цветное численное кружево, известное под названием «михайловское». Его внешний вид напоминает плотную цветную тесьму с заостренными или округлыми зубцами — «мысами», «бубенцами», «городками».

Нигде, кроме Михайлова и его окрестностей, численное кружево не имело такой красочности и своеобразия рисунков. В простоте и ясности цветных узоров с наибольшей полнотой выразился народный вкус.
Михайловские кружева могут служить лучшим выражением богатой фантазии и духа творчества, которыми в полной мере обладали русские крестьянки.

Северные губернии — Вологодская, Санкт-Петербургская, Новгородская — внесли свой весьма значительный вклад в развитие кружевоплетения в России. В Белозерске, одном из крупнейших центров культуры и духовной жизни Новгородской земли, уже в XVIII веке плели широкое сцепное кружево. Красивый густой растительный узор привлекает изяществом рисунка, богатством фактуры.

Фон кружева выполнен из металлических и шелковых нитей. Кружево плели и мастерицы из нескольких деревень Киришского района Санкт-Петербургской губернии. Этот центр, под названием Захожье, сложился в XIX веке. Многие поколения кружевниц выработали и утвердили неповторимую собственную манеру изготовления кружевного полотна, отличающегося особым характером фактуры, — полупрозрачная разреженная вилюшка как бы размыта, узоры мягко переходят в простую решетку фона.

В изделиях мастериц нашла отражение жизнь деревни с ее размеренным ритмом, привычным укладом. В них заложены глубокая связь с миром животных и растений (узоры «курья лапа», «медвежья лапа», «тараканьи глазки» отражают реальные прообразы).

История вологодского кружева

Трудно поверить, что до 1930-х годов почти никто не знал о существовании этого промысла. Рассказывают, будто дорогу в Захожье через лесные чащи и болота знала лишь одна торговка, которая скупала кружево в деревнях и продавала его в городе, вероятно, под видом вологодского — самого известного в России.
Богатые художественные традиции кружевоплетения в России сохраняются и развиваются современными художниками и мастерицами в таких центрах народных промыслов, как Ленинградская (киришское кружево), Кировская (вятское кружево), Липецкая (елецкое кружево), Рязанская (михайловское кружево) области.

Вологодская земля — прославленный очаг культуры и искусства Русского Севера. Из ремесел в XIX — XX веках были распространены резьба и роспись по дереву и бересте, узорное ткачество, вышивка, чернение по серебру, гончарство. Но поистине мировую славу снискало вологодское кружево.

С конца XVIII века кружевной промысел начал развиваться и в самой Вологде, и в уездах — Вологодском, Кадниковском, Грязовецком (в настоящее время Вологодский, Сокольский, Харовский, Усть-Кубенский районы). Орнамент вологодского кружева отличается особым своеобразием. Линии его — плавные, текучие, мягко изгибающиеся. Даже геометрические узоры приобретают скругленные очертания. Рисунок узоров — обобщенный, условный, подчас в нем есть лишь намек на реальный прототип. Главное качество кружева — ажурность. Вологодские кружевницы создали множество прозрачных решеток, заполняющих фон между фигурами, делающих кружево похожим на морозные узоры, яблоневый сад, цветущий луг. В то же время его не назовешь легким, как паутинка: вологодскому кружеву, сплетенному из прочных льняных или хлопчатобумажных нитей, присущи плотность и весомость.

Излюбленный материал вологодских кружевниц — лен. То неотбеленный, «суровый», то белоснежный, он обладает блеском и упругостью настоящего шелка (недаром его часто называют «северным шелком»). Кружево из льна долговечно и красиво. Современное кружево плетут также из хлопчатобумажных нитей, реже — из шелковых, иногда добавляя металлические нити (метанит и люрекс).

В Вологодской губернии издавна плели и многопарные кружева, и сцепные, причем в каждом уезде кружево имело собственный характер — различались инструменты кружевниц и манера плетения. Например, на юго-западном берегу Кубенского озера, в большом селе Кубенское, кружевницы плетут на больших подушках широкое кружево, крупные изделия и при этом работают энергично, размашистыми движениями. Кружевницы же из окрестностей села Устье, что на восточном берегу Кубенского озера, работают на маленьких аккуратных подушках, плетут узкие изящные кружева, перебирая коклюшки легкими движениями кистей рук. Даже названия узоров — «устьянская терка», «прикубенский» — говорят о местных особенностях кружева.

В XVII веке вологодские мастерицы плели кружево из металлических (золотных) нитей — серебряных и позолоченных, сделанных либо из расплющенной проволоки, либо из тонкой шелковой нити, обвитой металлической нитью. Узкие и широкие полосы кружева с зубцами и без них (края, аграманты, прошвы) предназначались для украшения одежды, убранства домов, для церковных облачений. Искусство «металлического» кружева сохранялось в Вологодской губернии до начала XX века. Например, кружевница А. Лямина из села Устье в 1913 году на выставке в Петербурге показала священническое облачение и митру из серебряных кружев.

Уже в конце XVIII века вологжанки стали плести кружево из льняных нитей. Белоснежные края и прошвы пришивали к подзорам — краям свадебной простыни. Такие подзоры были непременной частью девичьего приданого на Севере России. Кружево в них часто сочеталось с ажурной вышивкой, сюжеты которойтакже связаны со свадебной символикой, содержанием обрядовых свадебных песен.

Ажурная строчка и так называемое «вологодское стекло» (местное игольное кружево) прекрасно «уживаются» с плетеным кружевом, создают с ним единое целое — уникальный праздничный предмет, гордость девушки-невесты. В свадебных вологодских подзорах встречается и широкое многопарное кружево с замысловатым геометрическим узором, и сцепное, с прихотливо вьющейся тесьмой — вилюшкой. Ее изгибы складываются в стилизованные цветочные узоры, орнаменты, розетки, иногда среди них помещаются условно изображенные фигуры птиц или животных.

В те времена сцепное кружево не имело столь богатых ажурных решеток, какие были созданы в XX веке, и густые петли плотной вилюшки, ровные или с рельефной толстой нитью, причудливо извивавшейся по краю или по середине вилюшки, соединялись простыми цепочками-плетешками или решетками самого непритязательного рисунка. Но иногда эти решетки плели из цветного шелка нежных оттенков, отчего кружево приобретало поистине драгоценный вид.

Развитие кружевоплетения в самой Вологде связано с деятельностью двух талантливых кружевниц — матери и дочери А. Ф. и С. П. Брянцевых. В 1840 — 1880-е годы С. П. Брянцева обучила кружевоплетению более 800 кружевниц — жительниц Вологды и окрестных деревень. Она считалась «первой кружевницей Вологды», ее приглашали учиться в Мариинскую практическую школу кружевниц, открывшуюся в Санкт-Петербурге в 1883 году. Сохранилось несколько предметов, выплетенных С. П. Брянцевой в 1880-е годы. Среди них овальная салфеточка-медальон с изображением птицы, аиста или журавля, выполненная цветными нитями на фоне черной решетки, галстук с условно изображенными человеческими фигурками на концах. Эти изделия — свидетельства творческих поисков в области изобразительного и цветового решения кружева.

Но, безусловно, Брянцевы не могли обеспечить всех кружевниц Вологодской губернии образцами кружев. С 1880-х годов производством кружев в губернии стали руководить земские мастерские, распространяя через кустарные склады образцы для исполнения, узоры и материал для плетения.

Образцы кружева создавались ученицами Мариинской практической школы в Петербурге, где архитектором И. А Галенбеком была разработана целая программа преподавания рисования. В 1885 году в Мариинской школе была устроена выставка ученических работ, которую посетили даже Их Императорские Величества. Не считая ученических, там экспонировалось «…немало кружевных работ, выполненных в Вологодской губернии местными мастерицами, пользовавшимися только рисунками, образцами и указаниями школы и достигнувшими при таких условиях замечательной красивости и точности в плетении».

В том же году парижская торговая фирма сделала заказ на кружево, и его выполнение было передано в Вологду: там нашлись мастерицы, пожелавшие плести новое кружево, не отступая от указаний школы. Кроме того, выпускницы Мариинской школы Рахиль Фиолетова и Анна Чурина возвратились в Вологду и стали активно привлекать кружевниц к работе над новыми узорами.

Иные крестьянки приезжали к ним за 50 верст. Известно, что за два года А Чурина успела привлечь более 300 мастериц, Р. Фиолетова — 180 мастериц.
В Вологодском музее-заповеднике, основой которого стал Кустарный музей Вологодского губернского земства, хранится множество прекрасно оформленных альбомов с образцами мерных кружев и вставок для одежды. Скорее всего, подобные узоры, отмеченные явным влиянием стиля модерн, — изящные вариации на темы цветов, бантов, бабочек и стрекоз, а также удивительно тонкие мерные кружева, оплеты носовых платков и салфеток — попали в вологодское кружево именно через Мариинскую практическую школу кружевниц.

При этом существовал мощный пласт подлинно народных узоров, которыми пользовались тысячи мастериц, по-своему их перерабатывая и приспосабливая к форме изделия. В конце XIX — начале XX века в губернии выполнялось огромное количество шарфов, косынок, пелерин, наколок и других предметов из черного или золотисто-кремового шелка с разнообразными узорами. Они продавались на еженедельных базарах по четвергам в большом селе Кубенское, а в другие дни — на Благовещенском базаре в Вологде.

Благовещенский базар был одним из самых известных в городе. В местных газетах о нем писали как о месте, куда «…нужда гонит несчастных старичков и старушек в холод и непогоду для того, чтобы выручить несколько копеек за свою 2—3-дневную работу». Энергичные скупщицы закупали там огромные партии кружевных изделий. Благодаря им кружево расходилось по всей стране. Кстати сказать, заниматься скупкой и продажей вологодского кружева не гнушались и лица, обладавшие известным положением в обществе. Кружевоплетение считалось ремеслом почтенным и доходным. Даже люди обеспеченные учили детей плести кружево «в виде праздного занятия». Круглый год работали вдовы и семейства отставных чиновников. А прежде всего плело «все население чердаков и подвалов».

Кружево в русском костюме

В крестьянских семьях девушки зарабатывали кружевоплетением на модные наряды. Описывая одежду крестьянок в конце XIX века, современники отмечают их «непомерное щегольство», желание нарядиться в городские платья модных фасонов из шелковых и шерстяных тканей, в пальто с меховыми воротниками.
Вместе с тем жительницы многих уездов Вологодской губернии, и прежде всего Кадниковского уезда, носили старинную крестьянскую одежду — рубахи «подольницы», юбки, богато украшенные кружевом и узорным ткачеством. Белоснежное многопарное кружево дополнялось яркими цветными нитями (сканью), перекликавшимися со звучными красками узорчатой ткани. Рубахи с нарядными подолами часто надевали во время сенокоса и других сельскохозяйственных праздников. Их так и называли «покосницы».

С. А. Давыдова — исследователь вологодского кружева описывает один из местных вологодских обычаев: вскоре после свадьбымолодая надевала лучшее платье и несчетное количество рубах с богато разукрашенными подолами и шла на «перебаску». Женщины постарше и гостьи, рассматривая эти наряды, судили по ним о способности молодой к рукоделию. Но так как много рубах сразу не наденешь, дозволялось украшать себя только расшитыми или затканными бумажными нитями подолами (станами). Для удобства их носили как юбки — на поясе или вздержке. Одна молодая явилась на «перебаску», имея на себе 17 станов.

Юбки обычно состояли из 1—2 кружевных прошв, чередовавшихся с 2—3 яркими ткаными проставками, и завершались пышной оборкой понизу. Тканые и кружевные полосы, начинаясь чуть ниже пояса, заполняли почти все поле юбки. Нельзя не отметить красоту тканых проставок, их звучные цветовые сочетания, тонкий рисунок узоров.

Особым характером выделяется и Вологодское кружево. В кадниковском кружеве встречаются редкие мотивы птицы-павы с поднятыми крыльями, могучего раскидистого дерева — образы, связанные с древними верованиями славян, славянской мифологией, а также мотив двуглавого орла, популярный в других видах народного искусства. Геометрические узоры отличаются разнообразием решеток фона.

Важную роль в кружеве играет скань: то толстая витая нить, то цветная, из пушистого гаруса, окрашенного в яркие цвета, она придает кружеву богатство фактуры, усложняет рисунок узоров, создает связь кружева с ткачеством.

Кадниково кружево

В отдаленных районах на северо-западе Кадниковского уезда плели плотное кружево с густой решеткой, с упругими завитками «кудрявой» скани. В окрестностях города Кадникова кружево было более ажурным, широким, с красивыми решетками необычного рисунка. Вполне возможно, что оно пришло в крестьянское искусство из помещичьих кружевных мастерских — девичьих. В первой половине XIX века сотни крепостных мастериц плели тонкое кружево для белья и украшения одежды.

К сожалению, такое кружево почти не сохранилось, оно исчезло вместе с «дворянскими гнездами». Зато крестьянское кадниковское кружево на рубахах и полотенцах, юбках и подзорах убедительно показывает, сколь мощным был пласт местной художественной культуры. Кадниковское кружево — не просто разновидность вологодского кружева. Оно включает в себя целый ряд самобытных очагов, имеющих собственные традиции плетения, узоры и фактуру кружева. Именно в окрестностях города Кадникова сохранились до начала XIX века уникальные орнаменты многопарного кружева, которые в других центрах уже утрачены.

Кружевные мастерицы XX века

В XX веке искусство вологодского кружевоплетения получило дальнейшее развитие. С 1918 года кружевницы начали объединяться в артели под руководством Артельсоюза, затем Вологодского кружевосоюза. В 1920-е годы стали вести учет артелей, входящих в местный кружевосоюз.

Статистика показывает огромный масштаб производства кружев. Достаточно сказать, что численность кружевниц в артелях составляла 42,5 тысячи человек. В 1921 году в Заднесельской артели работали 1295 кружевниц, в Устьянской артели производством кружев занимались 1200 хозяйств.

В артелях многое исполнялось по дореволюционным образцам, но уже в 1920-е годы профессиональные художники стали создавать новый ассортимент вологодского кружева. По воспоминаниям
А. К. Соколовой, одной из старейших кружевниц, в 1920-е годы в Волкружевосоюзе работал художник И. Л. Скородумов, который делал рисунки для кружев на темы басен И. А Крылова, с портретами вождей революции и др. Эти панно, размером с лист бумаги, и сегодня привлекают непосредственностью, наивностью образного решения, стремлением к поиску.

В это же время в Вологде работала выпускница Мариинской практической школы кружевниц в Петербурге Ю. П. Шипова. Вероятно, именно она создала для кружевниц множество образцов покрывал, накидок, скатертей, других предметов, много лет исполнявшихся по всей области и за ее пределами, так что даже забылось имя их автора: их считали просто народными.

Эти работы близки по характеру: орнамент составлен из широких завитков, раскинутых по всему полю изделия; крупные мотивы с упругими энергичными линиями орнамента складываются в четкую центрическую композицию. Ю. П. Шипова органично восприняла и переработала в своих произведениях рисунки узоров и решеток фона, масштаб и ритм лучших работ прошлого. Она же стала организатором и руководителем Вологодской кружевной профтехшколы, которая открылась в 1928 году и сыграла огромную роль в подготовке мастеров кружевоплетения.

В 1930-е годы главной задачей кружевниц Вологды стало создание новых орнаментов и форм кружевных изделий, отвечающих духу времени. Выпускницы Вологодской кружевной школы конца 1930-х годов впервые в искусстве кружевоплетения создали изображения тракторов, пароходов и маяков, самолетов и парашютов, украшавшие небольшие салфетки, абажуры, неширокие кружевные полосы с зубцами.

В конце 1930-х годов эти произведения, выполненные совсем молодыми кружевницами, экспонировались на Всемирных выставках в Париже и Нью-Йорке и вызвали огромный интерес. Среди выпускниц школы этих лет многие продолжили заниматься творческой работой. Так, А. М. Грязева (Сорокина), автор многих замечательных работ 1930-х годов, в 1950-е — 1960-е годы создала ряд интересных произведений — круглую скатерть, покрывала, накидки для массового производства.

В 1940 году художницы творческой лаборатории Волкружевосоюза А. Г. Петрова, М. Н. Груни- чева, А. К. Соколова, Е. И. Отурина участвовали в оформлении Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. По эскизу художника Бора они исполнили панно «Достижения земледелия и животноводства в Вологодской области». Каждая художница разрабатывала несколько клейм, изображающих животных (корову, барана, петуха, лошадь), растения (клевер, лен, пшеница).

Опыт этой работы был весьма важен: впервые в кружеве появились образы конкретных растений, животных. А. Г. Петрова продолжила эту тему, создав в 1940 году дорожки «Клевер» и «Колосья». Эти произведения отличаются редким богатством фактуры и сложностью композиции. В них нет привычного плавного движения ровной вилюшки. В «Клевере» узкая полоска полотнянки, дробясь и пересекаясь, очерчивает контуры листьев и венчиков цветов. Трилистники клевера словно выглядывают один из-за другого и создают образ бескрайнего цветущего луга. В конце 1930-х — начале 1940-х годов А. Г. Петрова создала немало замечательных работ, выработала собственный оригинальный стиль. Однако ее дальнейший профессиональный и жизненный путь связан с елецким кружевом.

Выдающийся вклад в развитие вологодского кружева в 1940 — 1950-е годы внесла М. Н. Груничева. Истоки творчества этого мастера — богатые традиции местных кружев с их четким рисунком, прихотливым движением вилюшки и уравновешенностью композиции. Среди ее работ почти не было тематических композиций, но в изяществе и сложности орнамента сравниться с ней не мог никто из современных кружевниц. Слишком рано уйдя на преподавательскую работу, М. Н. Груничева осталась в истории вологодского кружева автором лишь нескольких, но по-настоящему ярких, талантливых работ. Хорошо известны ее огромные круглые скатерти, поражающие красотой рисунка, контрастом прозрачных решеток и густой, насыщенной каймы, сочетающей классически строгие вазы и медальоны с пышным цветочным орнаментом.

Кружевница К. В. Исакова

С 1931 года в Вологде работала К. В. Исакова, лауреат Государственной премии России, впоследствии директор Вологодской кружевной профтехшколы, затем училища, автор книги о плетении кружев. Во многих работах Исаковой воплотились образы северной природы. Теплотой и задушевностью отличаются скатерть «Северное сияние» и панно «Олени» с изображением грациозных животных, словно застывших среди сказочно красивых и величественных елей.

К. В. Исакова успешно применяла в кружеве цветовые акценты. В льняные портьеры «Петухи» вкраплены золотистые, зеленые, оранжевые звездочки и решетки, как в старинных свадебных подзорах. Задорные фигурки петушков, венчающие цветочные медальоны, прекрасно вписаны в орнаментальную композицию. Произведения Исаковой принадлежат к лирическому направлению в вологодском кружеве.
В 1940-е годы начался творческий путь одной из самых известных художниц вологодского кружева В. Д. Веселовой, заслуженного художника РФ, лауреата Государственной премии России. Потомственная кружевница (по семейному преданию, ее бабушка плела чулки и зонтики для царицы), она стала автором множества образцов для массового производства. Кружева Веселовой в 1950 — 1970-е годы повторяли мастерицы всей области.

Простые в исполнении, они отличаются особой красотой и изяществом. Таковы, например, покрывала, косынки, пелерины, воротники. В то же время художница создала немало крупных монументальных произведений для музеев и выставок.

Кружевница В. Д. Веселова

В I960 — 1970-е годы В. Д. Веселова исполнила ряд квадратных панно и скатертей, для каждого из которых нашла образное решение, яркие и точные мотивы орнамента. По-разному заполняя орнаментом и фигурами расчерченное на клетки поле, она добивается удивительных эффектов. Например, скатерть «Ладья» — лаконичную и строгую, с четкими красивыми изображениями плывущих старинных кораблей, невольно вспоминаешь пушкинские строки: «Он бежит себе в волнах на раздутых парусах». Волнообразное движение рисунка каймы и угловых квадратов создает ощущение мерного ритма морской стихии. Вместе с дочерью Надеждой художница выполнила серию работ, посвященных вологодским поэтам, — скатерти «Красные цветы мои» и «Угощаю рябиной» на темы стихотворений Н. Рубцова и А. Яшина. Это лирический рассказ о красоте северной природы, о весеннем цветении и поре созревания ягод. Удивительно богаты фактура и цвет кружева: в нем на суровом фоне льна вспыхивают яркие красные и белые пятнышки, выступают рельефные детали.

Работы Н. В. Веселовой продолжают семейную традицию: дочь унаследовала дар создавать изделия массового производства — воротники, косынки, пелерины. В скатертях «Венок», «Северное лето», «Брусничка» варьируется любимый мотив художницы — изогнутая ветвь с цветами, бутонами, гроздьями ягод. Своеобразные фактурные разработки, вкрапления цветных деталей превращают ее даже небольшие, скромные работы в уникальные произведения.

Творчество В. Н. Ельфиной

Многогранно творчество В. Н. Ельфиной, заслуженного художника РФ, лауреата Государственной премии России, выдающегося мастера современного декоративно-прикладного искусства. Почти каждая ее работа — новое слово в области растительного орнамента. Всю жизнь она воплощала в кружеве тему природы — 0т романтических тюльпанов и гиацинтов До обобщенных образов растений вообще.

Наиболее значительное произведение Ельфиной — круглая скатерть диаметром 3 метра «Снежинка», давшая название Вологодской кружевной фирме. Узор скатерти складывается из снежинок разных размеров и форм. При этом соблюдены все законы классической композиции круглого панно. По многообразию деталей и стилистическому единству скатерть «Снежинка» не имеет себе равных.

В 1970-е годы художественный язык кружева, его композиции, ритмические связи деталей заметно усложняются. Наиболее яркий пример — панно Ельфиной «Поющее дерево». В нем фантастические птицы, каждая со своим обликом, характером, заключены в овал кроны дерева, объединены гибкими ветвями, сложными ритмическими связями. Крона — главный узел композиции с основой в виде крупного декоративного пятна, в котором концентрируется свободно и гибко организованный рисунок.

В 1980-е годы В. Н. Ельфина создала целый ряд произведений, по-новому показывающих состояние природы, найдя для этого оригинальные приемы и мотивы орнамента. Олицетворением прекрасной, хотя и неброской, северной летней поры стала скатерть «Цветы полевые». В этой работе художница продолжает традиции искусства 1940-х годов, с любовью изображая конкретные растительные формы (скромные васильки, ромашки, клевер и др.), превращая их в условный орнаментальный мотив. Изображения бабочек, помещенные двумя ярусами в средней части скатерти, удивительно разнообразны и пластичны.

Весенние цветы на длинных изогнутых стеблях робко раскрывают свои чашечки на салфетке «Подснежник». Мотив склоняющегося стебля, поникшего цветка делает изображение особенно трогательным. Эти работы обладают ярко выраженной лирической, задушевной интонацией. Иногда подобное настроение достигается при помощи цветовых акцентов. Например в скатерти «Яблоневый цвет», где применена нежно-розовая скань по контуру цветов.

Ю. П. Шипова. покрывало. 1920-ые, 1930-ые годы.
Ю. П. Шипова. покрывало. 1920-ые, 1930-ые годы.

 

Подзор. 1840-ые годы, Вологодская губерния. Кадниковский уезд, деревня Борок
Подзор. 1840-ые годы, Вологодская губерния.Вологодское кружево. Кадниковский уезд, деревня Борок

 

Подзор, конец XVIII века, вологодская губерния
Подзор, конец XVIII века, Вологодское кружево. Вологодская губерния.

 

Пелена, конец XVIII века из Спасо-Прилутского монастыря
Пелена, конец XVIII века из Спасо-Прилутского монастыря. Вологодское кружево

 

Панно. М. И. Калинин. 1920-ые годы
Панно. М. И. Калинин. 1920-ые годы. Вологодское кружево.

 

Панно. Ивановская кружевная артель. 1920-ые годы
Панно. Ивановская кружевная артель. 1920-ые годы. Вологодское кружево

 

Оплет носового платка. Конец XIX, начало XX века. Вологодская губерния.
Оплет носового платка. Конец XIX, начало XX века. Вологодская губерния. Вологодское кружево.

 

Носовой платок, Вологодская губерния, XIX век
Носовой платок, Вологодская губерния, XIX век

 

Н. М. Груничева. покрывало. 1947
Н. М. Груничева. покрывало. 1947

 

Н. В. Веселова, Г. Н. Мамровская, М.Ю. Пальникова, А. Н. Ракчеева. Панно Храм Христа Спасителя. 1997 год.
Н. В. Веселова, Г. Н. Мамровская, М.Ю. Пальникова, А. Н. Ракчеева. Панно Храм Христа Спасителя. 1997 год.

 

Мерное кружево. Начало XIX века. Вологодская губерния.
Мерное кружево. Начало XIX века. Вологодское кружево. Вологодская губерния.

 

Кружевные края, Вологодская губерния. Конец XIX века
Кружевные края, Вологодская губерния. Вологодское кружево. Конец XIX века

 

Край кружевной, XIX век. Вологодское кружево. Вологодская губерния

 

К. В. Исакова. скатерть Северное сияние
К. В. Исакова. скатерть Северное сияние

 

Г. Н. мамровская. Скатерть Летний сад. 1985 год.
Г. Н. мамровская. Скатерть Летний сад. 1985 год.

 

Г. Н. Мамровская, Т. Н. Смирнова, Панно Сказка о Царе Салтане. 1998
Г. Н. Мамровская, Т. Н. Смирнова, Панно Сказка о Царе Салтане. 1998

 

В. Н. Ельфина. Скатерть цветы полевые. 1986 год
В. Н. Ельфина. Скатерть цветы полевые. 1986 год

 

В. Н. Ельфина. Скатерть Снежинка, 1959 год
В. Н. Ельфина. Скатерть Снежинка, 1959 год

 

В. Н. Ельфина, Г. Н. Мамровская. панно праздник. 1975
В. Н. Ельфина, Г. Н. Мамровская. панно праздник. 1975

 

Вологодское кружево
В. Д. Веселова. панно Ладья. 1967 год

 

Вологодское кружево
А.М. Сорокина. скатерть. 1959. Вологодское кружево

 

Вологодское кружево
А. Н. Ракчеева. скатерть Вологодские узоры. Вологодское кружево. 1995 год.

Вологодское кружево Вологодское кружево

 

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art