Музей Благовещенский собор
Этот памятник замечателен своей цельностью: в сооружении конца XV века сохранились его первые росписи. И архитектура, и его настенная живопись, таким образом, представляют художественную культуру России одного исторического периода.
ЗАПАДНЫЙ ПОРТАЛ БЛАГОВЕЩЕНСКОГО СОБОРА
Северный и западный порталы Благовещенского собора, через которые устраивали торжественные шествия, отличаются от остального архитектурного убранства памятника помпезностью, богатым роскошным нарядом. Выполненные явно рукою итальянского мастера, они очень близки северному и западному порталам другого дворцового храма — Архангельского собора, сооруженного в начале XVI века венецианским зодчим. Великолепные золоченые входы были устроены в то время и в других помещениях дворцового комплекса (Средней золотой, Грановитой палатах). Так в период создания московской великокняжеской резиденции там, где намечался путь всех наиболее важных процессий (включая дипломатические), всюду возводили при входах роскошные порталы.
Возникал целый ряд своеобразных золотых врат.
Западный портал домовой церкви великого киязя — один из таких официальных входов. Вид портала внушителен. Над относительно нешироким входом от опоры к опоре, словно широкая радуга на небосклоне, перекинулась дугой гибкая и высокая арка. Она всей своей мощыо ложится на массивные откосы портала и выступающие из стены колонки. Эти изящные парные колонки, а также и тонкий рельефный изысканный узор, сплошным ковром покрывающий все плоскости портала, снимают «лишний» вес с портала, зрительно облегчают конструкцию.
Портал такого типа — с широкими боковыми откосами, как бы приглашающий, вводящий в помещение, — впервые появился в московском зодчестве в этот период, с приездом итальянских мастеров. В XVI—XVII веках его формы, полюбившиеся русским архитекторам, широко использовались в строительстве (в храме Василия Блаженного, Патриаршем дворце и др.).
Портал исполнен из замечательного подмосковного белого камня. Украшающие его изящные резные узоры вызолочены. Это мерцание находит себе отклик в поблескивающих золотом рисунках на медных створках старинных дверей, дорогой убор которых служит существенным дополнением торжественному виду портала.
АРХАНГЕЛ МИХАИЛ И ВАЛААМ. В. КОМПОЗИЦИЯ НА МЕДНЫХ ДВЕРЯХ ЗАПАДНОГО ПОРТАЛА. Музеи «Благовещенский собор»
Среди достопримечательностей соборов крупнейших городов Древней Руси можно встретить медные золоченые входные храмовые врата. Москва в период образования централизованного государства, подражая княжеским центрам, стремилась к обладанию такими редкостями. Северный и западный входы в Благовещенский собор украшают медные двери с золотыми изображениями, очевидно, вывезенные в Москву из Ростова Великого. Способ исполнения такого рисунка назывался золотой наводкой. Технические приемы этой работы, известные мастерам древности, в последующих веках были забыты Лишь усилиями старейшего советского реставратора Ф. Я. Мишукова рецепт золотой наводки был восстановлен.
Изображения и надписи на медных листах, покрытых плотным слоем темного лака, исполняли с помощью золотой амальгамы. Мастера достигали прочного механического соединения меди и золота, благодаря чему их изделия хорошо сохраняются на протяжении многих веков.
Композиция «Архангел Михаил и Валаам»— одно из клейм, украшающих двери западного партала. В ней иллюстрируется один из библейских текстов, согласно которому загородивший дорогу ангел наставляет лжепророка Валаама на путь истины. В рисунке, согласно рассказу, выразительно передано, как Валаамова ослица, осевшая под ударами хлыста, обратилась к хозяину с человеческой речью, объясняя ему его заблуждения.
ВИД НА ИКОНОСТАС
В Благовещенском соборе все, в основном, имеет умеренные размеры. Памятник носит действительно домовый характер: у собора нет возвышения — солеи пере алтарем; царские врата — средние двери, ведущие в алтарь, — некрупные; масштабы иконостаса относительно небольшие; иконы его рядов не вознесены, а, напротив, по возможности приближены к зрителю.
Иконостас собора уникален. В нем находятся произведения великих художников прошлого Феофана Грека и Андрея Рублева, созданные в 1405 году.
Декоративное обрамление иконостаса позднее, исполнено в 1894—1895 годах из чеканной золоченой бронзы.
ФЕОФАН ГРЕК БОГОМАТЕРЬ ИКОНА 1405 ГОДА Музей «Благовещенский собор»
В двух средних рядах четырехъярусного иконостаса Благовещенского собора размещены произведения всемирной известности. Над ними работали но заказу московского великого князя Василия I, Феофан Грек, старец Прохор и чернец, то есть простой монах, Андрей Рублев.
Роль ведущего мастера в этом неповторимом трио принадлежала византийцу Феофану, посвятившему десятки лет своей долгой кипучей творческой деятельности служению искусству России.
Феофан — мудрый философ в живописи. Его образы — эт убедительные, большие и подчас могучие обобщения. Его герои духовно возвышены, наделены какой-то особой внутренней силой, выражают глубинные человеческие чувства и страсти, словно все это им передалось через смелые энергичные уверенные движения кисти художника Эти черты мастер раскрыл в образах деисусного (моленного) ряда, в который входят фигуры избранных святых, обращенных к центральному персонажу этого чина — Спасу — судье мира, восседающему на «престоле небесном».
Слева от Спаса, согласно строгому древнему правилу, изображена Богоматерь. Это один из самых ярких образов своего времени, когда в Московской Руси с культом Богоматери в сознании людей непосредственно связались героические страницы действительности и, прежде всего,— великая Куликовская битва.
Ее образ — образ глубокого молчаливого раздумья. Художник словно погружает ее в тень размышлений: ее окутывает строгая одноцветная одежда глубокого темно-синего цвета, а склоненное лицо почти не освещено,— лишь яркий блик бьет откуда-то сверху, едва скользнув по нему, оставляя на лике удлиненные плотные тени. Однако тень — это лишь состояние, но не суть образа. Блистательный художник с помощью лишь немногих высветлений на лике, оживив облик чистым по цвету голубым чепцом и совсем немногими (едва-едва) отдельными ударами ясной и сочной киновари, открывает нам самое главное — доброе гуманное начало, в чем и заключается весь пафос произведения.
Иконостас Фрагмент.
Высокий иконостас как многоярусная художественная композиция возчик в России па рубеже XIV—XV столетии. О том, какое значение придавалось при этом его ритмическому строю, свидетельствуют два ряда дошедших до нашего времени икон 1405 года из иконостаса Благовещенского собора Состоящий из отдельных самостоятельных произведений, исполненных разными художниками, он воспринимается как единое целое. Это еще более удивительно, что, например, каждый образ деисусного ряда, исполненный Феофаном Греком, сугубо индивидуален, неповторим.
В денсусном ряду последние две фигуры справа — апостол Павел и Иоанн Златоуст.
Апостол Павел — воплощение трудно сдерживаемой страсти, огненного темперамента, внутренней взволнованности Герой Феофана горяч в своей проповеди II даже внешне, при всей статичности позы, он неспокоен, что очень естественно передано в движениях складок одежды и выявлено цветом — отсутствием холодных тонов в его изображении.
Иоанн Златоуст — фигура тоже сильного характера. Однако его суть иная и выражена иначе. Его страсти не выходят наружу, но он в своем учении непримирим, непреклонен и, кажется, беспощаден. Он более холоден, жесток. Его фигура строга, статуарна и при этом, в отличие от остальных, уплощена.
Эти произведения, имеющие четкую, ясную композицию, в сравнении с другими иконами 1405 года Благовещенского собора более напряженны, драматичны по своему настроению. Мастер прекрасно владел техникой рисунка, охотно прибегал к цветовому контрасту.
АНДРЕЙ РУБЛЕВ ПРЕОБРАЖЕНИЕ ИКОНА 1405 ГОДА
Музей «Благовещенский собор»
В иконостасе Благовещенского собора особенно гармоничны и ритмически уравновешены те композиции праздничного ряда, которые создавал Андрей Рублев. Летопись впервые упоминает его имя в связи с росписями Благовещенского собора 1405 года. Он был младшим партнером старых мастеров Феофана и Прохора, но это был сформировавшийся зрелый художник с природным поэтическим даром исключительной силы, мудрый певец возвышенной красоты и гармонии.
К этому он стремится в каждом своем творении.
В Благовещенском соборе лучшее его произведение—икона «Преображение». Имея в виду прежде всего ее композицию, академик И. Э. Грабарь отмечал, что таких совершенных произведений «немного в мировом искусстве».
Евангельский сюжет «Преображения» несложен: Иисус Христос является на горе Фавор перед своими учениками в ослепительном небесном сиянии. До наших дней дошла древнерусская пословица: «Фавор — гора паче света была» Обычно иконописцы сосредоточивали свое внимание на самом эффекте преображения Христа, стремились к динамичному раскрытию этой сцены. Андрей Рублев решает свою задачу, лишая свою картину психологического напряжения. Сам эпизод, в котором его участники явно разъединены между собой (возвышающийся на горе Спас и поверженные видением апостолы), воспринимается Рублевым, как и все в его творчестве, для выражения единения, воспевания гармонически совершенного состояния Рублев не пронизывает изображаемое им пространство лучами ослепительного сияния. Живописные средства его таковы, что все поле иконы словно само излучает ровный мерцающий свет. В нем пребывают все участники события, в том числе пораженные видением апостолы. Позы их выражают удивление, но не напряжены, не тревожны. Мастер очерчивает их фигуры со свойственным ему изяществом тонко, мягко, певуче.
Так, согласно философским взглядам Рублева-художника, они приобщены к всеобъемлеющему свету мироздания. Андрей Рублев — великий художник и ни с кем не сравнимый мыслитель русского средневековья.
ИНТЕРЬЕР БЛАГОВЕЩЕНСКОГО СОБОРА
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ УГОЛ
Особенно это относится к нижней зоне. В то время как своды среднего деления собора с центральной главою взметнулись вверх относительно высоко, в западной части собора, например, половина и без того небольшого пространства перекрыта так называемыми хорами (балконом). Хоры предназначались для великокняжеской семьи.
В северо-западном углу помещения устроена внутристеииая винтовая лестница Минуя невысокий вход, прикрытый решетчатой дверью, по лестнице поднимались на хоры. Оттуда по специальному переходу можно было перейти во дворец великого кпязя. По этому переходу и, возможно, другому, нижнему, не сохранившемуся, шли торжественные процессии во время больших празднеств и посольских приемов, благодаря чему Благовещенский собор становился парадным входом с дворцовой площади в приемные палаты. Не случайно в старину о Благовещенском соборе говорили, что он стоит «на переходе».
Интерьер собора торжествен. В его изысканном живописном убранстве представлены не только сюжетные композиции, но и декоративная роспись, имитирующая традиционные пелены с орнаментами в кругах, подвешенные понизу вдоль стен.
Редким красочным дополнением к живописному убору древнего памятника служит нарядный цветной пол, выложенный серо-красно-коричневой яшмой, отличающейся причудливым сложным рисунком. Единственный в своем роде яшмовый настил в древности всех приводил в изумление, в том числе видавших виды заморских гостей, которые полагали, что он выложен «из кусков мрамора прекраснейших цветов»
«ГРЯДЕТ СУДИЯ ПРАВЕДНЫЙ». 1508 ФРАГМЕНТ СТЕНОПИСЬ. Музей «Благовещенский собор»
С произведениями ряда прославленных древнерусских художников можно познакомиться в Благовещенском соборе Московского Кремля. Среди них — настенные росписи, исполненные в 1508 году московскими живописцами под руководством большого мастера кисти Феодосия.
В них все представляет большой интерес: и художественные качества, и идейный замысел. Темашка росписей имеет ряд индивидуальных особенностей В росписях встречаются сюжеты Апокалипсиса, занимающие важнейшие места в интерьере Апокалипсис — одна из канонических книг христианства, в которой говорится о конечных судьбах человечества, рисуются фантастические картины конца света.
В представленной на фотографии композиции «судия праведный» «судит и воинствует». Он гроза и неодолимая сила. С присущим художнику изыском изображено неторопливое движение карающего войска небесного, ведомого судией—нарочито преувеличенная фигура всадника с горделивой осанкой. От мертвенно-бледных коней с маленькими безжизненными головками, от белого торжественного облачения Спаса — судии веет холодком бесстрастного и неотвратимого последнего деяния.
Композиция «Грядет судия праведный» находится в росписях близ места, где в древности располагался московский правитель.
ЯРОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ II ВЛАДИМИР МОНОМАХ (?). 1508
СТЕНОПИСЬ
Музей «Благовещенским собор»
Одна из замечательных особенностей росписей Благовещенского собора — изображение исторических деятелен Они показаны как почитаемые святые. Однако в их число вошли и такие князья Древней Руси, которых не только к пачал\ XVI века, по и никогда вообще к лику святых не причисляли В этом сказалась определенная тенденциозность идейного замысла росписей, желание доказать божественное происхождение высшей княжеской власти в России, оссбую избранность рода московских государей.
Среди представленных в росписи персонажей — предки московских великих кчязен, начиная с Ольги и Владимира Святославича Киевских.
Наряду с другими в их пело включены Владимир Мономах и Ярослав Всеволодович Они составляют отделы то изящную группу В свободных торжественных позах, в полном церемониальном княжеском, а князь справа — даже в царственном наряде, они словно входят в торжественный парад, составленный из шбраппых властителей России
Художник, писавшим эти образы, стремился, прежде всего, раскрыть светские черты святых князей, показать их изысканный аристократам благородство сана.
СПАС ЗЛАТЫЕ ВЛАСЫ ИКОНА НАЧАЛА XIII ВЕКА Музей «Благовещенский собор»
В музее «Благовещепский собор» посетитель знакомится не только с выдающимися произведениями живописи, исполненными в Москве. Московская школа живописи явилась наследницей владимиро-суздальской художественной культуры. Эта культура достигла зенита в своем развитии в конце XII—начале XIII столетий, накануне татаро-монгольского нашествия.
К немногим из сохранившихся произведений той поры относится икона «Спас Златые власы». Ее создали, скорее всего, в столичной мастерской Владимиро-Суздальской земли. В это время значительно укрепилась верховная власть князя, большое внимание уделяли внешнему блеску, изысканности дворцовой жизни.
Недосягаемо аристократичен образ Спаса. Надменен, горделив, суров. Вместе с тем — благороден и скорбен, по в скорби своей он недоступен. Он возвышается над миром.
По богатству колорита, яркой полихромии это произведение подобно драгоценной шкатуле из казны самого князя Волосы Спаса из золота, в его уборе горят самоцветы, фон иконы богат узорочьем.
БОГОМАТЕРЬ ЯХРОМСКАЯ ИКОНА XIV ВЕКА МОСКОВСКАЯ ШКОЛА (?) Музей «Благовещенский собор»
Среди наиболее древних произведений живописи, (нкрьпыч в последний период в музеях Кремля, два оказались образами Богоматери типа «Умиление».
Одна из этих реставрационных находок — икона «Богоматерь Яхромская» из Благовещенского собора Древнерусский мастер наполнил свое произведение таким страстным искренним чувством, так тепло п непосредственно передал трепетное ощущение ласки матери и младенца, что богословская основа сюжета невольно отступает на второй план перед выраженной и иконе силой земных человеческих чувств.
Мы видим, что левая рука младенца, занятая свитком, безучастно и вяло повисла Так свиток с уготованной мудростью изречений превращается во второстепенную деталь композиции Главное, па чем художник сосредоточивает свое внимание,— это упоительно- счастливое и, в то же время, тревожно-задумчивое состояние Богоматери
Обе фигуры сливаются в едином порыве чувств Младенец горячо прильнул к матери, нежно и ласково касаясь рукой се подбородка.