Села Банку и Чуксынджорджу Венгерская автономная область
Села Банку и Чуксынджорджу Крестьянская усадьба середины XIX века (1862)
Из-под горного массива Курмэтуры, расположенного в восточной части Трансильвании, берут начало две реки: Муреш, направляющийся на север по равнине Джурджеул (с румынскими деревнями в его долине), и Олт (с секлерскими деревнями), который, спускаясь на юг, пересекает три низменности Чука.
С запада и востока низменность сторожат лесистые горы. Деревни расположены, преимущественно, по течению двух главных рек и по берегам их притоков, более густо на равнине и реже на холмах.
Из-за сурового и засушливого климата земледелие, которым занимается часть местного населения, не удовлетворяет всех нужд местных жителей. Поэтому здесь развиты лесоразработки и деревообрабатывающая промышленность, в связи с чем в долинах местных рек выросли фабрики пиломатериалов и многие села специализировались на изготовлении различных изделий из дерева: пиленой дранки, сельскохозяйственных орудий и т. д.
Крестьянские усадьбы этого района, как, в частности, находящаяся в музее усадьба из сел Банку и Чуксынджорджу, изобилуют деревянными постройками: жилой дом, летняя кухня с печью, навес для дров, сарай для орудий домашнего и сельского хозяйства, навес для повозок, хлев, конюшня, небольшой амбар, птичник, свинарник и колодец. Во двор ведут большие ворота, а в сад — калитка.
Несмотря на изобилие строительного материала, внешний вид здешних домов весьма скромен. Главное внимание уделялось, обычно, скотным дворам, ибо животноводство — основное занятие местных жителей. Большой сарай имеет посередине широкое и высокое отделение для груженных снопами или сеном повозок; здесь же обмолачивается зерно. Свинарник, хлева и птичник выстроены по бокам сарая.
Богатый архитектурный ансамбль отличается некоторыми характерными особенностями. Сруб из круглых или отесанных с четырех сторон сосновых бревен поставлен на широкий изолирующий цоколь из дикого камня. Архитектурные формы, особенно формы жилого дома, птичника и сарая, пропорциональны. У всех у них крутая четырехскатная крыша, причем ряд дранки у конька заострен, а угловые — закруглены снизу. На крышах дома, навеса и сарая поставлено по два деревянных креста.
Широкие, внушительные ворота с аркой и калиткой покрыты сверху узкой четырехскатной крышей, под которой гнездятся голуби. Богатый резной орнамент из растительных мотивов и наложенных один на другой кружочков украшает столбы, дуги арок и верхнюю дубовую перекладину. Архитектурный и декоративный ансамбль дополняют доски с выпиленными в них кругами и растительными мотивами, укрепленные над калиткой и по углам над главной аркой. В этот орнамент вкомпанованы три надписи, указывающие год сооружения дома (1813) и имена владельцев.
Крытая веранда имеет дощатые перила со сквозным орнаментом. Перила закончены вверху заостренными, как стрелы, вертикальными планками, бросающими причудливую тень на побеленные бревенчатые стены. На эти планки надевают для просушки глиняные горшки. Левая треть веранды забрана доверху досками с ромбическими и круглыми прорезами. Она образует крыльцо. С веранды можно попасть в погреб, большую и маленькую комнаты и кладовую. Балки, на которые опирается гладко выструганный сосновый потолок, отделан Е красивой декоративной резьбой.
Крестьянское хозяйство середины XIX в. (1862). Села Банку, Чуксынджорджу, район Чук, Венгерская автономная область. Угол с постелью и сундуком
Надпись, вырезанная на средней балке большой комнаты, указывает на 1862 год, как на дату постройки дома, и имя его первых владельцев.
Вещи различного назначения — мебель, орудия труда, ткани, одежда, керамика, украшения и т. д. — размещены в парадной комнате, в жилой —рабочей, в кладовой для продовольствия и в чулане для одежды, сообразно характеру того или иного помещения.
На многих тщательно сработанных изделиях из дерева обозначена дата. Год изготовления вырезан даже на граблях, лопатах и т. д. Находящиеся внутри дома предметы украшены резным орнаментом или росписью. Орнамент старинных табуреток, скамеек, вешалок, шкафов и сундуков, сделанных в конце XVIII и начале XIX века, составлен из цветов, солнца, стилизованных животных или из простых геометрических фигур. Предметы, принадлежащие ко второй половине XIX века5 в особенности стол и два длинных, установленных углом ларя со спинками, сундуки с приданым, вешалки, шкафы и другие предметы, расписаны красной, зеленой и белой краской на синем фоне, украшенном букетиками тюльпанов.
Ткани, висящие на стенах, лежащие на постелях, и половики имеют простой рисунок в полоску, квадратами и зигзагами. Шерстяные ковры отличаются мягкостью тонов; их узоры состоят из полос и ломаных линий. Настенные же коврики, покрывала и одеяла вытканы в яркие полосы. Теми же декоративными мотивами покрыты конопляные и хлопчатобумажные ткани — наволочки, одеяла и скатерти.
Изразцы старинных очагов с рельефным цветочным узором, покрытые блестящей зеленой глазурью, многоцветные муравленые кувшины на стенах и цветная роспись поставцов, посуда для варки пищи и для приготовления цуйки, покрытая зеленой глазурью и украшенная волнистыми узорами сграффито — изделия мастеров гончарного дела, специалистов из Корунда (Одорхей) — делают убранство этого жилища еще более богатым и привлекательным. Основным элементом орнаментации служат здесь стилизованные мотивы цветов: тюльпана, розы, розмарина, резеды и незабудки. Из птиц — в резьбе и росписи — чаще всего встречаются голуби и петухи.