Село Иеуд Крестьянская усадьба конца XIX века (1890)
Из Оашского края через горы Циблеш, Гутыю и Оаш путь ведет в долину Вишеу, лежащую у подножия песчаниковой горной цепи Марамуреша и ограничиваемую с юга высоким массивом Родны с вершиной Пьетросул (2305 м). Выход из этой горной крепости обращен на запад, к равнине Тисы, в направлении которой текут и прорезающие ее реки: Вишеул, Иза, Косэул и Мара. Села расположены вдоль течения этих рек, главным образом — в южной части котловины.
Марамуреш был вплоть до конца XII века независимым воеводством, родиной основателей Молдовы.
Эта зона представлена в музее иеудским хозяйством. Село Иеуд упоминается в грамоте 1365 года. Старая деревянная церковь построена в 1364 году, а село, конечно, еще раньше. Дома его похожи на горные хижины — они срублены из бревен и могут переноситься с одного места на другое.
Основное занятие местных жителей — животноводство. Оно отражается в структуре хозяйства, где мы находим хлева с навесом и сеновалы с передвижной крышей, которую можно поднимать и опускать на четырех вертикальных столбах, в соответствии с высотой наметанного под ней стога.
Мастерски сработанный плетень, примыкающий к монументальным воротам — из трех дубовых столбов, и фронтон покрыты богатой декоративной резьбой из витых жгутов, зубьев, кругов, розеток и крестов, иногда — фигур людей и животных. Над калиткой установлен большой крест из резного дерева или же доски со сквозным орнаментом.
Дом, выстроенный из срубленных взамок сосновых бревен на низком каменном фундаменте, окружен с трех сторон крытой широкими стрехами верандой с перилами из досок, украшенных сквозным орнаментом с крестовым мотивом. Столбы и арки покрыты резным орнаментом, и даже служащие для скреплений симметрично расположенные деревянные гвозди имеют выпуклые головки с декоративной резьбой. Стены дома оштукатурены только изнутри.
Крутая четырехскатная крыша крыта сосновой дранкой, два нижних ряда которой закончены внизу декоративным мотивом, а верхний, поднимаясь на четверть метра над коньком, вырезан в виде кустов и человеческих силуэтов. План внутреннего расположения дома предусматривает внутренние сени без окон и потолка, большую комнату слева, меньшую комнату и кладовую справа.
В большой комнате стоит с одной стороны печь с деревянным шестком, постель и жердь для развешивания одежды, а с другой — расположенные под прямым углом лавки, стол и шкаф в стене. Мебель зачастую резная, особенно стенные вешалки, обильно покрыта тонким орнаментом.
Большим разнообразием декоративного орнамента и его расцветки отличаются покрывала, скатерти, простыни, грубошерстные одеяла, ковры, подушки, ткани для переметных сум и котомок, развешанные над кроватью и вокруг печной трубы до самого потолка. На этих вещах, как и на тех, что сложены на постели, по ткани из конопли или хлопчатой бумаги вышиты геометрические узоры красно-черносиней расцветки из ломаных линий и ромбов. Шерстяные ткани затканы геометрическими узорами, стилизованными цветочными мотивами и фигурами людей и животных. Разнообразие и богатство внутреннего убранства дома находятся в непосредственной связи с материальным достатком владельца, а способ его размещения усиливает блеск и своеобразную красоту марамурешского жилища.
На средней балке и на резных вешалках противоположной стены висят горшки, кувшины и ковши, сверкающие цветной глазурью; на стенах между муравлеными керамическими подносами и красивыми, писанными по стеклу, иконами, развешаны полотенца с геометрическим орнаментом по краям.
Шляпы с низкой тульей и плоским донышком, женские передники из более толстой шерсти, где широкие горизонтальные полосы оранжевого, красного и коричневого цветов чередуются с узкими фиолетовыми, синими и черными, душегрейки, расшитые разноцветными цветочными мотивами с вшитыми в середину цветов мелкими круглыми и квадратными металлическими блестками — таковы отличительные черты местной одежды.