Село Шанц Район Нэсэуд Область Клуж Дом конца XIX века (1876)
В северо-восточной части Трансильвании горные массивы Родна и Кэлимань образуют коридор, где встречаются два старых пути, проложенных руслом Родны, текущей вдоль долины Сомешул-Маре, и руслами Дорны и Сучавы, проходящих через ущелье Тихуцы и долину трансильванской Бистрицы. В горах, покрытых необъятными хвойными, буковыми и дубовыми лесами, с природными пастбищами и лугами на прогалинах и полянах, жители занимаются, главным образом, животноводством, лесозаготовками и — в меньшей мере — возделыванием зерновых и технических культур. Территория города Бистрицы была расширена в 1475 году и распространилась на долину Сомеша. Позже — с 1547 года — она упоминается в податных реестрах под названием Vallis Valachis. Затем, с 1762 по 1851 год, Нэсэуд был милитаризован.
Здесь был сформирован второй румынский пограничный гарнизон, охватывающий 44 села этого края. Его суровые, но сопряженные с рядом материальных привилегий и преимуществ устои проявляются и ныне в некоторых чертах жизни местного населения: в укладе их общественной жизни с прочной семейной организацией, в их психологии, отличающейся высоким чувством независимости и в то же время — дисциплины; в их материальной культуре, в строгой планировке и чистоте улиц, в зажиточности домов.
Бывшая пограничная зона Нэсэуда представлена в музее большим домом из села Шанц, относящимся к концу XIX века. Выстроенный из сосновых оттесанных с четырех сторон брусьев с угловыми соединениями в ласточкин хвост, на высоком каменном фундаменте, дом с трех сторон окружен широкой крытой верандой с перилами и гладко выструганными столбами со стесанными гранями.
Над широкой и просторной деревянной лестницей посредине фасада высится столб, срубленный в виде креста, — симметричная ось между двумя другими изогнутыми в верхней части внутрь столбами — двумя половинами одного и того же кривого ствола ясеня. Несколько резных украшений с мотивами крестов, солнца и треугольников дополняет обрамление этого монументального фасада с двумя близко расположенными дверьми. Обе двери открываются в одни и те же сени и свидетельствуют о хозяйственной предусмотрительности: в случае вступления в брак одного из детей, до сооружения нового дома, старый можно легко разделить внутренней деревянной перегородкой на два отдельных жилища.
Дом состоит из сеней и двух высоких просторных боковых комнат с четырьмя большими окнами каждая. Две меньших комнатки служат подсобными помещениями: кладовая для продуктов находится рядом с жилой комнатой, где имеется также и плита; клеть для запасной одежды — рядом с парадной комнатой.
Сени напоминают по своей форме древнее жилище пастухов: четыре стены без потолка и крутая четырехскатная крыша. Здесь еще стоит старый курной очаг, дым которого, поднимаясь под крышу, предохраняет строительный материал от порчи и позволяет коптить окорока, подвешенные вверху на деревянных крюках.
Отсутствие дымовых труб говорит о стремлении местных жителей уклониться от налога с «дыма», которым они облагались во времена феодализма.
Небольшая дверца ведет из сеней в находящийся под домом погреб, а прибитая гвоздями лестница — на чердак; там же стоит ткацкий станок и предметы домашнего обихода, большей частью из дерева.
В жилой комнате внимание привлекает, главным образом, угол, где находится белая, изящной формы печь. Она поддерживается спереди двумя художественно выкованными витыми железными столбиками и дополнена красивым деревянным шестиком.
Убранство парадной комнаты состоит из лавок, посудного шкафа, сундуков и стола между двумя постелями, покрытыми шерстяными тканями с вытканными на них геометрическими или цветочными мотивами. Высоко на стенных балках висят деревянные полки с расписным цветочным мотивом. На полках и ниже на стенах — иконы, писанные по стеклу, декоративные кувшины и большие блюда с двумя ручками, на которых преобладает синий рисунок на белом фоне. Полотенца с линейным узором и цветочным или животным орнаментом, напоминающие по технике гобелен, дополняют богатый и разнообразный декоративный ансамбль.
Женские передники из легкой фабричной шерстянки розового и оранжевого цвета в полоску с цветочной вышивкой, бахромой и орнаментом из золотой бити; белые узкие крестьянские штаны, высокие черные сапоги, белая мужская рубаха, шитая цветным нитками и бисером, которую носят навыпуск и стягивают широким кожаным поясом с металлическими украшениями и карманчиками; безрукавки и кожухи с цветочными узорами и длинными кистями из ярких шелковых ниток; павлиньи перья на шляпах и меховых шапках парней — таковы лишь некоторые детали богатого и нарядного местного костюма.