Старый Орхей историко-археологический комплекс. От Кишинева дорога к заповеднику «Старый Орхей» ведет на север республики. В десяти километрах от Оргеева она сворачивает направо, к Иванче и Бранештам. Сразу за этими селами взгляду открывается гигантская чаша с крутыми скалистыми откосами, очерченными понизу серебристой излучиной Реута. А между ними, образованный лентой Реута, удобно расположился мыс Пештере. Мыс этот, составляющий покатое днище чаши, и есть территория Старого Орхея.
История города, впервые описанная молдавским археологом Г. Смирновым на основе собственных раскопок и исследований, подразделяется на три периода.
Следующий период истории Старого Орхея, золотоордынский, связан с татарским игом. Он продолжался недолго (40-е и 60-е годы XIV века), однако существенно изменил внешний облик поселения, придав ему восточный характер. Особенно интересна баня, находившаяся на восточной оконечности мыса. Сохранившиеся остатки этого здания позволяют судить о широте замысла его авторов, создавших сооружение значительное по размерам и отделанное с подлинно восточной роскошью.
Особой вехой в жизни Орхея стал молдавский период, когда город со всей территорией междуречья вошел в состав созданного в 1359 году молдавского феодального государства. Отныне Орхсй приобрел стратегическое значение для страны.
Археологам удалось раскопать и постройки, возведенные в молдавский период. Среди них — каменная трехчастная церковь, в притворе которой найдены богатые погребения, баня, оборудованная, как и золотоордынская, всевозможными удобствами, ремесленные мастерские, жилища.
Находки молдавского периода представляют особый интерес. Многочисленные предметы из металла и обожженной глины, которые можно видеть в археологическом музее Академии Наук МССР, говорят о выдумке и вкусе орхейских мастеров, внесших заметный вклад в создание национального стиля молдавского декоративного искусства.
Привлекают внимание тонкие очертания бронзовых застежек и накладок с изображением змеи или птицы, серьги в виде затейливой восточной розетки. Интересны серьги с подвесками-бубенцами, напоминающие произведения мастеров Древней Руси.
Разнообразны представленные в музее гончарные изделия — бытовая утварь, архитектурная керамика, изразцы. Сосуды, среди которых — горшки, кувшины, миски, выполнены на гончарном круге. Они отличаются изящной завершенной формой. По преимуществу это изделия черного обжига.
Самое оригинальное среди керамических изделий — изразцы и печные детали, найденные при раскопке гончарной мастерской XV века. Изразцы пустотелы и имеют форму глубокого круглого сосуда, прямоугольное устье которого заделано орнаментированной плиткой с прорезями-отдушинами. Одновременно с изразцами найдены любопытные угловые украшения печей и керамические дымовые трубы в форме перевернутого кувшина с отверстиями.
Если на мысу Пештере все памятники средневековой молдавской культуры оказались погребенными под слоем земли, то скальные берега Реута до сих пор пестрят живыми, никогда не исчезавшими, следами истории края.
Если внимательно присмотреться к крупным северным склонам котловины, то еще издали можно различить многочисленные отверстия в них. Это — пещеры. Разбросанные на разных уровнях, они то одиноко зияют в скале, то гнездятся небольшими группами, а то цепочкой тянутся вдоль пласта. Многие из них образовались в результате разрушения породы под воздействием воды и ветра. Весьма вероятно, что эти естественные пещеры в древности служили человеку убежищем. Выдолбленные в скале углубления составляют необычайно интересный комплекс существовавших здесь монашеских скитов, у каждого из которых была своя церковь и многочисленные кельи.
Старейший из скитов легко обнаружить издали по воздвигнутой позднее башне над ним. Точная дата его постройки неизвестна. Полагают, что он создан в последний период развития Орхея и, вполне возможно, что обитатели этого необычного сооружения еще взирали на панораму цветущего города, дальние силуэты цитадели и дворца, скромные улочки окраины и возделанные орхейцами поля.
Прежде в этот скальный монастырь существовал один вход — со стороны Реута.
Первоначальный вход в монастырь выглядит узкой щелью, выдолбленной в гигантском массиве породы. Крупные ступени после небольшого поворота ведут внутрь, на верхнюю площадку. Направо от площадки расположено монастырское жилище — обширное помещение почти круглой формы, с низким потолком. Пещера скудно освещается через входную щель и небольшие отверстия, пробитые в толще стен, и в глубине ее очертания различаются с трудом.
Перед верхней площадкой — вход в церковь. Церковь имеет традиционную для православных храмов планировку и состоит из трех частей — притвора, храма и алтаря, расположенных последовательно с запада на восток. Просторное помещение притвора связано с центральной частью подобием арки, подпираемой посредине столбом.
Центральное помещение церкви невелико. Алтарная же ее часть с монолитом каменного престола в центре и двумя глубокими нишами — еще меньше. Ниши — единственные в храме места, украшенные резьбой. Хотя украшения необычайно скромны, но на фоне сурово-лаконичных архитектурных форм они воспринимаются как весьма тонкий элемент декора.
Внешний интерьер церкви сегодня, к сожалению, очень далек от первоначального. Дощатый пол, частично оштукатуренные и покрытые известкой стены, квадраты растесанных окон — все это результат последовавших переделок. И все же позднейшая «одежда», скрывшая естественную поверхность камня, не нарушила основной конфигурации стен и сводов, сохранивших под тонким слоем штукатурки живые, трепетные линии.
Характер пещерной архитектуры отличается редчайшим своеобразием. Ее формы лишены какой бы то ни было геометрической строгости. Линии, чуждые линейке и циркулю, естественны и непринужденны, отличаются плавностью переходов. Весь комплекс поражает необыкновенной живописностью облика.
Долго хранили свою тайну пещеры, расположенные левее и выше церкви, и только недавно группе скалолазов удалось заглянуть внутрь. Оставшиеся в отвесной скале железные костыли скалолазов — свидетельство их смелого восхождения к кельям. Кельи эти, по преданию, высекались с высоких деревьев, некогда росших у подножия горы. Так отшельникй создавали себе убежища, отказываясь от общения с внешним миром.
Невдалеке от этого старейшего пещерного монастыря, находится другой, более поздний скит. Он состоит из пяти пещер, связанных между собой внутренними проемами, причем, у каждой есть и отдельный выход наружу. Самая большая пещера служила храмом. Резная надпись над входом сообщает, что монастырь основан пыркалабсм Босием (Босым) в 1G75 году. Упоминание о военачальнике дает основание полагать, что это был период, когда предпринимались последние попытки сохранить укрепления и гарнизон.
Скит оставляет незабываемое впечатление. Он сохранился во всей своей первобытности и еще более таинственен и суров, чем его старший собрат. В темноте подземелья тускло отсвечивают причудливо изрытые поверхности стен с неровными выступами скамей и черными провалами келий. Силуэты каменных опор и сводов необыкновенно сложны. Когда двигаешься по этой своеобразный анфиладе, каменные глыбы открывают удивительное разнообразие конфигураций, и кажется, будто ты в царстве загадочных изваяний. И лишь в пространстве, где-то далеко, сквозит живой мир природы с виноградниками, залмтыми солнцем, и мягкими изгибами Реута.
В интерьере сельского жилища раскрывается красочное богатство убранства. Ковры, ткани, вышивки и утварь очаровывают тонкостью вкуса и мастерством исполнения. Созданное крестьякскнми руками, это искусство пронизано непосредственностью чувства, овеяно душевным теплом, поэтичностью.
Чудесные творения, освободившиеся вдруг от мрака и забвения, и живое искусство современника. Глядя на них, видишь, как велика дорога народного творчества, каким бережным хранителем традиций и тонким художником выступает здесь народ.
…Старый Орхей. Когда-то на оживленных его улицах шла бойкая торговля, то и дело раздавалось цоканье лошадиных копыт, крики мальчишек… Сегодня же история этого города, населенного некогда трудолюбивыми, мужественными людьми, звучит, как прекрасная, возвышенная легенда. Легенда, пришедшая к нам из глубины веков.