Мастер по пластику, стеклу, дереву и камню, Тони Крэгг обогащает материалы и раскрывает их красоту.
Родившийся в 1949 году в Ливерпуле, Англия, Тони Крэгг сначала работал техником в лаборатории, специализирующейся на каучуке. В 1969 году он начал изучать дизайн в Глостерском колледже искусств в Челтнеме, а затем в 1973 году перешел в Королевский колледж искусств в Лондоне. В начале своей карьеры он создавал фотографии , ассамблеи и инсталляции. А в 1970-х он начал собирать разного рода выброшенные отходы и повторно использовать их в стиле арте повера. Таким образом, он дал вторую жизнь предметам, отвергнутым обществом, восстановив их с художественной душой.
« Скульптура — одно из немногих применений материала, которое не является утилитарным » .
Первоначально очарованный пластиком, Крэгг использовал это средство, размещая пластиковые детали на мебели, как в своей работе « Фрагменты на столе и стуле» (1971). Он также начал открываться для других материалов, как показано в серии Stack , над которой он работал с 1975 по 1985 год. Здесь, опять же, различные обломки переставляются, чтобы создать поразительную и монументальную структуру; эта тема укладки сохранялась на протяжении всего творчества художника. В это время Крэгг также начал преподавать сначала в Меце, а затем в Дюссельдорфе. В 1979 году он организовал свою первую персональную выставку в галерее Лиссон и вскоре после этого заработал статус ведущей фигуры в искусстве скульптуры .
Крэгг продолжал развивать натуралистическую эстетику в своих оригинальных композициях, и 1980-е годы были отмечены растущим экспериментированием с новыми материалами. Он размещал кусочки пластика на больших фресках, таких как « Красная бутылка » (1982) или «Великобритания, увиденная с севера » (1981). В Menschenmenge (1984) гигантизм произведения, в котором представлены многочисленные фигуры, состоящие из выброшенных отходов, размером 6,5 x 42 фута, перекликается с монументальной массой мусора, отвергнутой обществом потребления.
Крэгг впервые выставился во Франции в 1980 году в Galerie Chantal Crousel, а затем в Музее искусства и промышленности Сент-Этьена в 1981 году. В следующем, 1982 году, он участвовал в выставке documenta Касселя.
Многие творения того времени свидетельствуют о растущем интересе художника к науке. В Minster (1987) он использует принцип наложения в сочетании с научной темой. Слои, составляющие структуры, возведены как геологические слои, которые представляют собой творческое путешествие и возвышение успеха художника. К этому времени Крэгг зарекомендовал себя как уважаемый скульптор 20-го века и участвовал в Венецианской биеннале в 1986 и 1988 годах, а также в Documenta 1987 года. В 1988 году он получил премию Тейт Тернера в Британии.
В 1990-х годах Крэгг развил свои концепции преобразования автономных геометрических форм, например, в « Подкомитете » (1991 г.), «Спирогире» (1992 г.) и « Конгрегации » (1999 г.). Художник также экспериментировал с антропоморфными скульптурами, например, в Statue of Lichtervelde (1999). В 1996 году художнику была посвящена выставка в Центре Жоржа Помпиду.
С 2000-х годов его повышенный интерес к естественным наукам открыл его искусство для новых формальностей и раздвинул границы эстетического языка. С тех пор в его работах, принявших решительно эстетический характер, все более проявлялся научный интерес.
В 2003 году Крэгг выставил зооморфные скульптуры с сотовыми стенами на парижской площади BnF. Художник разработал обширную коллекцию тотемных скульптур, возвышающихся по прямой линии на много футов в высоту, перекликающихся с монументальными колоннами скульптора Константина Бранкузи . Выполненные из дерева и металла, они имеют антропоморфный профиль, выраженный нечетким различием в форме. Это можно сказать о « Это есть, это не так» (2011), «Инородное тело» (2015) и «Точки зрения» (2004). Последний также является общественным сооружением, расположенным в Монпелье, на юге Франции, и имеет три внушительные колонны высотой более 32 футов.
С 2008 года Крэгг выставляет свои скульптуры в Вуппертальском парке в Германии, где сейчас живет и работает. Помещая их в монументальные контексты, утверждается объем, гибкость и искривленность используемых им материалов, что свидетельствует о зрелом и эмоциональном характере его творчества.
Известно, что на вторичном рынке его работы продаются за сотни тысяч: в 2018 году его «Поклонение разума » было продано за 672 031 доллар на Christie’s, в 2011 году его Divide был продан за 812 500 долларов на Sotheby’s, а в 2015 году его пара достигла 685 653 долларов, также на Sotheby’s.
Наблюдая за его искусством, как зритель, вы можете превзойти свое собственное существование, помня при этом несколько слов художника: «Скульптура — это одно из немногих применений материала, которое не является утилитарным. Ему не нужно использовать критерий наименьшего общего знаменателя для своего существования, и он фактически создает новые формы в материале». Безусловно, это самая значимая и распространенная тема в творчестве художника, которая выделяет его как одного из величайших скульпторов 20-го и 21-го веков.