Усадьба в Воткинске. Какая связь между родом Чайковских и чайками? Что в детских тетрадях великого композитора приводило в трепет окружающих? Приоткройте завесу, скрывавшую самые любопытные моменты в жизни легендарной фамилии
Супруги Чайковские служили примером для подражания не только своим детям. Они были «золотым ядром» круга интеллигенции Воткинска. Именно их дом стал центром культурной жизни провинциального городка.
Усадьба в Воткинске. В окружении липовых аллей, скрытый изумрудами зелени летом, припорошенный бриллиантовыми россыпями снега в зимнюю пору, очаровывая своей скромной, непритязательной красотой, стоит в Воткинске дом No 1. Возможно, за два минувших столетия со дня его основания он был бы навсегда утрачен. Если бы однажды в его стенах не раздался крик новорожденного, которому было предначертано судьбой стать прославленным на весь мир композитором.
Усадьба в Воткинске Шуваловское детище
Судьба дома Чайковских воедино сплетена с историей Боткинского завода. Начало этого предприятия связано с именем одного из самых влиятельных вельмож елизаветинской эпохи графа Петра Ивановича Шувалова. Шуваловские заводы составляли так называемую Гороблагодатскую группу. С постройкой в 1755 году очередного Серебрянского завода стало ясно, что дальнейшее увеличение предприятий близ горы Благодать, где добывалось железо, может привести к полному истреблению лесов — источника топлива и углеродного сырья. И тогда Шувалов у месторождения руды решил построить домны, а передельные (неполного цикла) предприятия — в местах, богатых лесом и рабочими руками.
В 1757 году изыскатели доложили Шувалову, что заводы удачно расположились бы на реке Вотке. Потому что в нее впадают реки Шаркана и Березовки. Он отправил туда на освоение местности опытного строителя Алексея Москвина. Работы начались в том же году силами нескольких тысяч приписанных к будущему заводу крестьян из селений Казанской губернии и ста шести мастеровых Гороблагодатских предприятий. Как и все остальные из старых уральских заводов, Боткинский брал свое начало с плотины. Лопатами, вручную, было подготовлено и утрамбовано глиной дно пруда. Плотина оказалась самой большой из ранее построенных на Урале и образовала огромный Боткинский пруд. Именно на этот водоем позднее были обращены самые красивые постройки города.
Ниже Боткинской плотины успешно шло строительство шести фабрик. Одновременно на обоих берегах Вотки появлялись жилые дома.
В сентябре 1759 года завод был пущен в эксплуатацию. Графу Шувалову он принадлежал недолго. После смерти Петра Ивановича Екатерина II издала два указа о переводе Боткинского завода в государственную казну.
Западный fiepei пруда был застроен домами, в которых проживали господа-чиновники Боткинского завода. Что и дало название прибрежной улице — Господская.
Хозяева усадьбы
С момента постройки дома No 1 по Господской улице в 1806 году и до революции 1917 года в нем, проживало восемнадцать заводских начальников.
Дом для семей горных начальников Камско-Воткинского округа на улице Господской был построен в то время, когда заводом руководил Андрей Федорович Дерябин. Деревянный оштукатуренный дом на каменном фундаменте органично вписался в окружающий ландшафт и стал напоминать дворянские усадьбы.
С 1837-го по 1848 год начальником Боткинского завода был Илья Петрович Чайковский. Он прибыл на место службы в чине подполковника, а перед отъездом был уже генерал-майором.
Несложно подсчитать, что в красивом доме на берегу Боткинского пруда семья горного начальника Чайковского прожила 11 лет. С именем отца музыкального гения связана одна из ярких страниц в истории Боткинского завода.
В 1888 году, когда новым жильцом дома и начальником предприятия стал В.И. Тимофеев, на верфи было построено морское нефтеналивное судно «Боткинский завод». Под управлением другого заводского директора, В.В. Воронцова, предприятие начало выпускать плавучие портовые краны грузоподъемностью до 50 тонн.
Но даже по прошествии времени, ПРИ смене одних начальников другими, о пребывании Чайковских в Воткинске
не забывали. В 1909 году в городе было организованно Общество любителей музыкального и драматического искусства, учрежденное, как гласил устав Общества, «в память рождения на Боткинском заводе Петра Ильича Чайковского».
В 1919 году белым пришлось отступить из Воткинска, и дом заняли красногвардейцы. Отсюда они управляли ликвидацией оставшихся очагов «белого террора» и последствий Ижевско-Воткинского восстания. Совсем скоро пребывание в стенах дома военных отразилось на состоянии усадьбы, красотой которой восхищались Василий Жуковский, великий князь Александр.
В 1924 году у дома на берегу Боткинского пруда вновь сменились хозяева, на этот раз ими стали ученики и преподаватели Боткинской школы-семилетки.
Новое время…
С осени 1943 года, когда музею было приказано возобновить свою деятельность, снова закипела работа. После тяжелых лет Великой Отечественной войны экспозиция вновь была открыта в январе 1950 года. Несколько этапов реставраций, кропотливые изыскания новых экспонатов, создание мемориальных экспозиций. За время 70-летней истории музея были проведены два этапа научно-восстановительных работ: в 1968—1970-х и в 1986—1990 годах, — которые позволили максимально приблизить облик дома к тому, каким он был при Чайковских.
Его посетители узнают здесь не только факты из истории города и завода, жизни семьи Чайковских и детства композитора, но и знакомятся с дворянской культурой, которая формировала великих людей, служивших на благо Отечества.
Особый облик любому городу придает окружающая его природа и архитектурное своеобразие. Почти в каждом крупном населенном пункте сохранились исторические здания, а где-то и целые улочки, созданные талантливой инженерной мыслью местного архитектора, жившего не одно столетие назад.
Турецкий зодчий Урала
Первый архитектор дома начальника Камско-Воткинского горного округа, Н.А. Андреевский, родился в 1786 году. О ранних годах его жизни сохранилось лишь немного архивных свидетельств: по происхождению он был турком, а в Россию попал в детском возрасте вместе с матерью, оказавшейся в числе пленных во время Русско-турецкой войны 1787—1791 годов. Уже в России маленького басурманина крестили и нарекли Николаем.
В 1800 году, в возрасте 14 лет, его отдали на обучение в Петербургскую академию художеств. По облагораживанию города ему удалось реализовать лишь немногое: дома мастеровых, возводимые им на протяжении двух лет с 1808-го по 1810 год.
В 1813 году Николая Андреевича назначили губернским архитектором Вятки (современный город Киров). В городе и по сей день существуют памятники, созданные талантливым творцом. Например, одно из уникальных строений архитектуры — усадьба В.Я. Жмакиной, более известная как «дом Витбрега», а также дом П.П. Москвитинова.
Андреевский вошел в историю вятского градостроительства во многом тем, что в планировку усадеб Вятки привнес уникальный для своего времени способ размещения барского дома. Заключалось это в том, что главное здание возводилось в глубине участка, а его флигели выступали вперед, образуя парадный двор. Такая планировка усадеб считалась характерной для Москвы и Петербурга.
Кроме усадеб Андреевский создал проект комплекса зданий Вятской городской больницы. Однако скоропостижная смерть архитектора в 1821 году помешала осуществлению его планов.
Генеральный план
Созданием своей гармоничной и рациональной среды заводской поселок на реке Вотке был обязан также и талантливому архитектору Василию Никифоровичу Петенкину. Именно он взялся за осуществление генерального плана застройки Воткинска, по которому было возведено много зданий, в том числе госпиталь, аптека, конюшни, склады, и начато благоустройство плотины. Все строения были выполнены в характерном для того времени стиле русского классицизма.
Василий Петенкин родился в Москве в 1783 году. О его детстве и юности сведений почти не сохранилось. Известно лишь, что в отрочестве он поступил на обучение в Петербургскую академию художеств и постигал азы архитектурного мастерства под началом Андреяна Дмитриевича Захарова. Вскоре после окончания обучения, в 1823 году, Василия Петенкина отправили на службу в Воткинск. За четыре года работы он перестроил все цеха Боткинского завода, заменив деревянные срубы каменными стенами. Казенная усадьба горного начальника была расположена в центре Господской улицы, за домом находились постройки для хозяйственных нужд и небольшой парк с липовыми аллеями. Из окон открывался живописный вид на Боткинский пруд и лесные дали, достойный кисти самого искусного художника. Благодаря трудам архитектора Петенкина дом значительно расширился.
Пилон — колонна или столб со скульптурными украшениями.
Русский классицизм — стиль в архитектуре, зародившийся в России во второй половине XVIII века. Отличительные черты русского классицизма — сочетание элементов разных стилей и отступление от устоявшихся правил и приемов — простоты, строгости, логической ясности и монументальности, — присущих классицизму.
Хранители истории
Со дня закладки фундамента дома No 1 на Господской улице прошло двести лет, а здание и по сей день украшает Воткинск. Сегодня оно известно всей России как место, где родился гений музыки П.И. Чайковский.
Сохранить памятник архитектуры и вернуть ему атмосферу дворянской усадьбы, в которой жил маленький Петр со своей семьей, удалось лишь благодаря кропотливой восстановительной работе. Впервые дом был отреставрирован в 1970-х годах.
Она разработала архитектурный проект, досконально изучив те немногие архивные свидетельства XIX века, в которых упоминались интерьеры и описывался внешний вид дома.
Перед следующим реставратором — Владиславом Михайловичем Глинкой, занимавшимся воссозданием интерьеров дома, стояла не менее сложная задача.
Анной Васильевной Боголюбской и хранителями музея велась большая работа по пополнению экспозиции. Перед домом был установлен памятник Петру Ильичу Чайковскому, авторства известного московского скульптора Олега Комова. К этому мемориалу во время проведения ежегодного Музыкального фестиваля им. П.И. Чайковского возлагают цветы знаменитые музыканты.
В 1837 году новым начальником Боткинского завода был назначен Илья Петрович Чайковский, подполковник Корпуса горных инженеров. Новому начальнику было определено место для проживания в доме No 1 по Господской улице.
В парке размещались обязательные для того времени архитектурные украшения — беседки. В усадьбе Чайковских их было три: «детский домик», где проводил свой досуг Петя Чайковский с братьями и сестрой. Летняя беседка, продуваемая освежающим ветром. И теплая зимняя с толстыми стенами, которую называли также «чайным домиком».
Всего было одиннадцать комнат, пять из них были отданы детям, в том числе и две в мезонине — детская и классная несколько стульев, напольные часы, а возле небольшого стола — кресла.
Как и полагается, сначала любой посетитель дома попадал в Прихожую. При Чайковских ее убранство было достаточно скромным: стояла вешалка для одежды, столик, висело зеркало. Скромно, но со вкусом. Прихожая была, наверное, самым ярким зримым воплощением духа, царившего в семействе, где материальным ценностям придавалось значение гораздо меньшее, нежели духовному развитию.
Приемная
Едва заступив на должность горного начальника Камско-Воткинского округа, Илья Петрович первым делом пишет супруге: «В воскресенье, едва только продрал глаза, как набились в залу чиновники все почти без исключения, так водится в заводах здешних, я принужден был торопливо одеться и выйти для принятия рапортов и поклонов. Разговоры по делам со многими людьми отняли довольно много времени…»
Лишь к середине дня, покончив со служебными делами, которые можно было разрешить дома, начальник выезжал в главную контору, где знакомился с различными бумагами, подписывал их, давал указания и распоряжения.
В Приемной начальник завода выслушивал доклады посетителей: чиновников, приходивших с прошениями; полицмейстера с рапортом о состоянии порядка на заводе за прошлый день и врача, возглавлявшего Боткинский госпиталь, — Сильвестра Федоровича Тучемского.
Зала
На первом этаже дома располагалась анфилада парадных комнат. Главной из них была большая Зала, обставленная резной мебелью красного дерева и украшенная светильниками с хрустальными подвесками. На стенах Залы висели картины. Чаще всего это были произведения неизвестных живописцев.
Супруги Чайковские, люди тонкого вкуса и исключительной гостеприимности, удивительно быстро расположили к себе местную интеллигенцию; в их доме гости неизменно находили теплый и радушный прием. Редкие вечера Зала пустовала.
В Зале находится переданный Клинским музеем в сентябре 1939 года прямострунный рояль фирмы «Wirth», к клавишам которого прикасались пальцы Петра Ильича.
Здесь же можно увидеть и оркестрину. Илья Петрович привез ее в Воткинск из Петербурга. Именно этот музыкальный инструмент открыл для Петра Чайковского чарующий мир музыки. На клавишном ряду оркестрины иногда играли как на рояле. Но стоило только привести в движение механизм деревянных валов с бумажной лентой с записью произведений итальянских композиторов Доницетти, Беллини, Россини и раздавались божественной красоты мелодии — «все слушали и ахали».
Особенно Петра Чайковского пленяла музыка Моцарта. «Святой восторг» вызывали в его душе отрывки из оперы «Дон Жуан». Именно в этой комнате Петр постигал музыкальные азы. Нотной грамоте его обучила Александра Андреевна, а когда Петру было пять лет, в дом была приглашена учительница музыки, Мария Марковна Пальчикова.
Илья Петрович очень трепетно относился к своей коллекции валов для оркестрины и всегда заботился о ее пополнении музыкальными новинками.
Столовая
На протяжении всего времени пребывания Чайковских в усадьбе на улице Господской центром ее особой вселенной был Кабинет хозяина. Это место, где утверждалась жизнь имения.
Интерьер Кабинета Ильи Петровича был скромен и строг: дубовые или красного дерева стулья, диван и диван-патэ. Кресла, обитые, в отличие от других комнат дома, не шелковой тканью, а кожей. Секретер для деловых бумаг и письменный стол, на котором обычно лежали счеты и важные бумаги.
Комната обогревалась с помощью камина. Каминные полки было принято декорировать или резным экраном из дерева и мрамора, или расписными изразцами. В Кабинете Чайковского каминную полку украшали часы из золоченой бронзы работы немецких мастеров. В Кабинете сегодня находится одна из главных реликвий музея — каминный экран, вышитый мелким русским крестом. На вышивке изображена жанровая сценка XVIII века «Жница на отдыхе». Вышит экран Александрой Андреевной Чайковской.
Справа от входа, соединявшего Кабинет Ильи Чайковского со Столовой, висит копия картины испанского художника Мурильо Барталане Эстабано «Иоанн Креститель с ягненком» первой половины XIX века, под ней стоит раскладной полукруглый стол. Напротив двери в Кабинет — а в Столовую ведут четыре входа из разных комнат — установлен буфет. Полки его заняты фарфоровой посудой.
Большой квадратный диван, стоявший чаще всего в середине комнаты. Иногда в центре такого дивана устанавливали высокую тумбу-подставку. Тумбу обивали той же тканью, что и сам диван, и устанавливали на нее большие вазы и скульптуры. В интерьерах дворянских домов диван-патэ появился в 30-х годах XIX века.
С двух сторон со стены массивный буфет обрамляют тяжелые канделябры из золоченой бронзы и хрустальных подвесок.
Почти все пространство Столовой занимает массивный обеденный стол из красного дерева.
В будни за большим столом во время обедов собиралась большая дружная семья Чайковских. За стол как полноправный член семьи садилась также и старая богомольная родственница Ильи Петровича Надежда Тимофеевна Вальцева. А после обеда все удобно размещались на диванах, обтянутых шелковой тканью, чтобы неспешно вести разговоры.
Голубая гостиная
Такая комната имелась и в доме Чайковских. В их Голубой гостиной было больше уютной мебели, разнообразных декоративных тканей, зеркал, сентиментальных картин, красивых вышивок. Гармонично вписался сюда диван, встроенный в нишу в виде шатра-экседры, где дамы могли посекретничать. Если чай пила только хозяйка, то приносили сервиз «солитер» — комплект для одной персоны. Когда же она чаевничала с подругой, то для двух персон из буфета доставали «тет-а-тет». В секретере, стоявшем у стены, хранились тетради с хозяйственными расчетами, письма и альбомы.
Цесаревич со свитой побывал в Воткинске 22—23 мая 1837 года, где великому князю были представлены модели пудлингового устройства. Илья Петрович со свойственной ему доскональностью объяснял Александру Николаевичу принцип работы механизмов. Жуковский, следуя тщательным объяснениям, приводил экспонаты в действие.
Спальня родителей композитора
Особый интерес и большую духовную значимость для многих посетителей усадьбы представляет самая интимная комната в доме Чайковских. Именно здесь, под этими сводами, 7 мая 1840 года в семье Ильи Петровича и Александры Андреевны родился сын. Мальчику дали имя Петр. Счастливые родители, не могли и представить, что новорожденного ждет судьба гения русской и мировой музыки. Свидетелем его рождения была икона Девы Марии. С тех пор икона стала самой дорогой и почитаемой в семье реликвией.
Пудлинговое устройство — специальное устройство, применявшееся для получения железа методом пудлингования. Чугун загружали в огромную печь, разогретую до высоких температур, при которых чугун начинал «кипеть». После завершения пудлингования расплавленное железо извлекали из печи и оббивали молотком, удаляя шлак. Для этого прокатывали на специальных станках. Подобный способ получения низкоуглеродной стали существовал с начала XIX столетия и вплоть до первой половины XX века.
Детская-пеленальная
В этой комнате жили самые маленькие дети с бонной Каролиной. На пеленальном столике — детская одежда ручной работы: платьица, чепчики, распашонки. В XIX веке одеяние маленьких детей было одинаковым и не различалось по половому признаку. Родители всегда заботились о том, чтобы в детских комнатах не было сквозняков.
На стене висит единственное фото времени проживания семьи Чайковских в Воткинске, сделанное в 1848 году. Зинаида и Николай, Александра Андреевна, Илья Петрович с Ипполитом, дочь Александра и Петр.
Комната мальчиков
Среди обилия детских игрушек в стеклянной витрине стоит икона Владимирской Божией Матери. Однажды, когда старшему сыну Чайковских Николаю было лишь около года, он тяжело заболел Поднялась высокая температура. Осмотрев мальчика, врач поставил диагноз — «сильнейшее воспаление в мозгу». Богомольная тетушка Надежда Тимофеевна решила принести из Благовещенского собора икону Владимирской Божией Матери. Протопоп Благовещенского собора Василий Блинов отслужил молебен, после которого Николай очнулся; первым произнесенным им словом было «Бог». Коля выздоровел, а икону вернули в стены храма. История о благополучном выздоровлении вмиг облетела Воткинск. Прихожане Благовещенского собора стали поклоняться этой иконе как обладающей особой чудодейственной силой.
Девичья
В этой комнате девочки под присмотром своих родственниц занимались рукоделием; на столике можно увидеть кисет, вышитый мелким бисером. Здесь же проходили так называемые «уроки терпения»: девочке давали спутанные нитки, которые она должна была аккуратно распутать. Это было очень сложное задание, оно требовало исключительного внимания, терпения и сноровки.
Петр любил прибегать в эту комнату к тетушке Надежде Тимофеевне. После обеда старушка часто звала Николая и Петра к себе в комнату. Она открывала свой сундук и доставала оттуда угощение — мятные прянички.
Надежда Тимофеевна сделала Петра своим наследником, передав ему единственное свое богатство — икону Казанской Божией Матери. Она, глубоко равнодушная к славе музыканта , до последнего дня своей жизни сохраняла восторженное отношение к любимому «Петичке».
Главным украшением комнаты служит любимая игрушка девочек — старинная кукла. У нее подвижные суставы, красивое фарфоровое лицо и парик из натуральных волос.
Род Чайковских
Петр Федорович прошел Русско-турецкую войну в звании подлекаря. После ее окончания полк был расквартирован в Перми. Петр Федорович был определен на службу в город Кунгур лекарем. В 1782 году указом императрицы Екатерины II Петра Федоровича перевели из Кунгура в Вятское наместничество (он служил лекарем в Вятке, современном Кирове). Спустя два года успешной службы, 24 мая 1784 года, Петра Федоровича произвели в штаб- лекари.
Так и началась дворянская родословная Чайковских.
Род Чайковских
Все дети Чайковских выросли достойными продолжателями своего рода. Старший сын Ильи Петровича, Николай, пошел по стопам отца. Он окончил Горный институт, долгое время служил инженером горных дел, а затем посвятил себя железнодорожной сфере. Ипполит проходил обучение в Морском корпусе. Как он сам признавался, этим выбором он обязан случаю. Мечтавший о карьере моряка, он не хотел разочаровывать отца, видевшего его студентом Горного института.
Очень теплые отношения у Петра были с его братьями — близнецами Модестом и Анатолием, которые родились, когда семья уехала из Воткинска в Алапаевск. Братья, так же как и он, окончили училище правоведения в Петербурге. Его авторству принадлежит несколько драм, имевших огромный успех, и переводы сонетов Шекспира.
Дом, в котором было суждено родиться будущему композитору, всегда был полон гостей. Радушное семейство с радостью привечало своих друзей. Чайковские были весьма дружны с семьей Сильвестра Федоровича Тучемского, доктора медицины и хирургии. Его врачебное искусство славилось далеко за пределами Воткинска. В числе пациентов доктора бьл Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, сосланный в то время в Вятку.
В семье Ильи Петровича о пребывании в их доме будущего императора, о его свите и о Жуковском говорили впоследствии не раз. Это событие не могло не повлиять на интерес Петра к творчеству Жуковского.
Жуковского и перечел эту сказку, которую ужасно любил в детстве». С детских лет, кроме музыки, Петра в различных своих проявлениях влекло к себе искусство слова. В юном возрасте он проявлял склонность к сочинению стихов и большую любовь к участию в семейных представлениях.
В доме Чайковских часто устраивались вечера, во время которых за роялем играла Александра Андреевна.
Сослуживцы Ильи Петровича не ограничивались кругом узкоспециализированных интересов. Это были люди широко образованные, интересовавшиеся литературой и искусством.
Уроки музыки
Музыка с самых ранних лет завладела всею душой маленького Пети Чайковского. Частые занятия развили его слух и музыкальную память.
Однако домашним казалось, что такое чрезмерное усердие до добра не доведет. Более того, по мнению гувернантки мадемуазель Фанни, мальчик после занятий музыкой становился нервным и расстроенным.
Но страсть ребенка к музыке усиливалась с каждым днем. Когда Пете запрещали играть на рояле, он начинал выстукивать ритм на любых попадавших под руку предметах.
Гувернантка Фанни Дюрбах, описывая наставницу мальчика, замечала, что это была «тихая, скромная, застенчивая особа». Добрую память о первой учительнице Петр сохранил на многие годы. Очень скоро мальчик освоил инструмент и без труда подбирал понравившиеся ему пьесы, которые по вечерам играли взрослые.
Необыкновенно волновал юного Чайковского и волшебный мир мелодий, издаваемых оркестриной. При звучании этого музыкального инструмента Александра Андреевна не раз замечала на глазах сына слезы. Больше всего его пленяла музыка Моцарта.
Прогуливаясь по комнатам с тщательно воссозданными интерьерами той эпохи. Будто перелистываешь не только страницы жизни семейства Чайковских, но и всей России.
В 2009 году в мезонине мемориального дома была открыта уникальная выставка авторских фарфоровых кукол «Музыка, рожденная детством». Персонажи опер и балетов П.И. Чайковского, сюжеты которых — это сюжеты книг, прочитанных композитором в детстве. Они были созданы в рамках программы «Музейная кукла» Клуба коллекционеров России. Большой популярностью у посетителей пользуется театрализованная экскурсия, на которой воткинские домочадцы «оживают». И тогда, как по мановению волшебной палочки, посетители переносятся в далекое прошлое.