Culture and art

Культура и искусство

Церковь Ильи Пророка

Церковь Ильи Пророка

Церковь Илии пророка в сумерках

Самая красивая церковь города, церковь – Церковь Ильи Пророка – гордость и радость Ярославля и любимая достопримечательность. Он был построен в 1647 – 1650 годах и является одним из наиболее полных и наиболее хорошо сохранившихся памятников Ярославля. Построенный на месте двух церквей Покрова и Ильи, храм считается настоящим шедевром древнерусского искусства. Основное строение храма – массивное здание на высоком фундаменте, увенчанное пятью головами, покоящимися на легких барабанах. Барабаны украшены арками и колоннами и окружены рядами кокошников. Но главное, конечно же, интерьерная роспись, выполненная известными костромскими мастерами. Им нет равных по красоте, богатству и яркости красок.

С двух сторон церковь Ильи Пророка окружена широкой двухъярусной крытой галереей. В галерею с севера и запада входят богато украшенные подъезды. Северо-запад храма украшает высокая шатровая колокольня. Его богато украшенный уровень окружен арочными окнами. Именно часовня Снесения Ризы придает столь необычный ажурный вид церкви Илии Пророка. Его высокий стройный восьмиугольный шатер окружен множеством кикошников, которые придают всей конструкции элегантный и красочный вид.

Один из самых богатых исторических городов на Волге – Ярославль, расположенный примерно в 130 милях к северо-востоку от Москвы. Ярославль, в настоящее время являющийся промышленным центром с населением около 650 000 человек, славится выдающейся концентрацией церковного искусства и архитектуры 16-19 веков. Ежегодно тысячи людей посещают город в речных круизах или наземным транспортом из Москвы. Все они видят по крайней мере один из великолепных городских памятников 17-го века – церковь Илии Пророка, расположенную в самом центре города. Церковь Илии является непревзойденным примером искусства, спонсируемого процветающей коммерческой средой города.

Вид на церковь Илии пророка с колокольни Спасо-Преображенского монастыря

В 1238 году Ярославль был разграблен монголами во время завоевания Средней Руси. Хотя восстановление от монгольского господства было медленным, союз с Московией в 15 веке интегрировал Ярославль в более крупную политическую и экономическую структуру. Город извлекал выгоду из своего местоположения как центра не только торговли в обширном бассейне реки Волга, но и использования лесных просторов севера России.

Во второй половине XVI века Иван Грозный основал порт в Архангельском монастыре на реке Северная Двина, недалеко от Белого моря, и таким образом открыл Москву для торговли с Западной Европой. Это усилило положение Ярославля в торговой сети, простирающейся от Белого моря до Сибири и Востока. С новыми торговыми возможностями Ярославль привлекал колонии русских и иностранных купцов (английских, голландских и немецких).

Хотя торговля Ярославля избежала худшего из беспорядков, нанесенных Россией во второй половине правления Ивана Грозного, торговля Ярославля пришла в упадок в период междуцарствия после смерти Бориса Годунова в 1605 году. Известный как Смутное время, этот период политических и социальных хаос видел, как большая часть страны была разграблена.

Ярославль, однако, избежал катаклизма и в 1612 году стал местом сбора национального сопротивления против польских оккупационных войск в Москве. Участие ярославских купцов в этом походе принесло обширные торговые привилегии во время правления Михаила, первого царя из династии Романовых.

Церковь Ильи Пророка

Фрески покрывают не только стены храма, но и своды

На протяжении 17 века город не только накапливал богатство, необходимое для строительства тщательно украшенных церквей, но и наладил связи с культурными центрами на западе. Только Москва могла соперничать с Ярославлем по концентрации новых церквей, спонсируемых сочетанием богатых купцов, городских районов и торговых ассоциаций. В 17 веке на территории 35 приходов этого района было возведено 44 каменных церкви. Это фон для появления великолепной Церковь Ильи Пророка.

Факты свидетельствуют о том, что церковь Илии существовала с первых лет существования города. Хотя эта структура исчезла много веков назад, бревенчатые церкви, посвященные Илии и Покрову Богородицы, стояли в центре города в начале 17 века.

В середине 17 века обе бревенчатые церкви были расчищены, чтобы освободить место для большой кирпичной церкви, посвященной Илии, в центре коммерческого района. Жертвователи Ильинской церкви братья Иоанники и Вонифатий Скрипины владели огромными богатствами, полученными от сибирской пушной торговли. У них был прямой доступ как к царю, так и к Патриарху Русской Православной Церкви.

Ядро церкви Илии, построенной в 1647–1650 годах, представляло собой массивную квадратную конструкцию на возвышении, которая также поддерживала закрытую галерею. Линия крыши основного строения первоначально повторяла контуры арочных фронтонов (закомаров), которые видны до сих пор, несмотря на упрощение конструкции крыши, характерной для XVIII века.

Крышу венчают пять куполов, поддерживающих высокие кресты. Центральная – образцовый образец русского металлического ремесла. В 18 веке зеленая керамическая плитка, которая первоначально покрывала купола, была заменена сегментами из листового металла, перекрывающимися по образцу «рыбьей чешуи».

Резной иконостас в церкви

Наружные стены были расписаны красочными декоративными мотивами, напоминающими те, что были добавлены в тот же период в московский собор Покрова на рву (широко известный как собор Василия Блаженного). Такой орнаментальный декор является визитной карточкой церквей, которыми в 17 веке наделили богатые купцы. Немногое от внешнего убранства сохранилось, кроме западного крыльца.
На востоке церковь Ильи имеет пристройку из трех частей, известную как апсида, которая содержит два алтаря – один посвящен Покрову, а другой – святому Варлааму Хутинскому. Как и многие церкви того времени, храм Илии был окружен сооружениями с отдельными алтарями.

Пристройка на северном фасаде образует небольшую автономную церковь в честь св. Гурий, Самон и Авив Эдесский, мученики на рубеже 4-го века, считавшиеся покровителями семьи. Это сооружение (не видно на фотографии Прокудина-Горского) венчает пирамида из декоративных фронтонов (кокошников), которые ведут к небольшому «барабану» и куполу, облицованному керамической плиткой.

В 1650 году Патриарх Московский Иосиф передал Скрипиным фрагмент Ризы Христовой из Успенского собора Кремля. В благодарность за эту великую честь к юго-западному углу было пристроено отдельное сооружение, посвященное снятию мантии. Его высокая «шатровая» башня является сильным дополнением к высокой колокольне, прикрепленной к северо-западному углу. Вместе они создают неповторимый силуэт святыни Илии.

Ильинский храм зимой

Большое сокровище Церковь Ильи Пророка

Спустя три десятилетия после завершения строительства церкви, в 1680 году, вдова Вонифатия Скрипина заказала роспись интерьера главного храма группе художников во главе с двумя из самых выдающихся мастеров России XVII века – Гурием Никитиным и Сила Савин. Эти великолепные фрески являются одними из наиболее хорошо сохранившихся в России и ценны как иллюстрация растущего светского влияния в русском религиозном искусстве в конце 17 века. Нет никаких свидетельств того, что Прокудин-Горский сфотографировал внутреннее убранство церкви Ильи. Я включил некоторые из своих фотографий 2017 года, чтобы передать их яркость.

Что касается дальнейшей судьбы церкви Илии, новый план города, реализованный в 1778 году во время правления Екатерины Великой, создал центральную площадь, которая расчищала территорию вокруг церкви, которая теперь была выставлена как жемчужина города. В 1902 году вокруг церкви была построена декоративная ограда по проекту Андрея Павлинова.

С установлением советской власти церковь была передана в 1920 году краеведческому музею, который сохранил ее от сноса в 1930-е годы. Кампании по реставрации проводятся на регулярной основе с 1950-х годов и продолжаются по сей день, что является частью непрекращающегося труда, необходимого для сохранения одного из величайших сокровищ России.