Ансамбль Ленинского мемориального комплекса в Ульяновске
Есть у нас город который особенно дорог каждому советскому человеку, всем честным людям планеты. Это Ульяновск — бывший Симбирск. Здесь 22 апреля 1870 года родился Ленин. Здесь прошло его детство и юность. Отсюда Ильич шагнул в жизнь, которую понимал как непрестанную борьбу за счастье трудящихся.
Со всех концов Земли едут в Ульяновск люди, чтобы пройти по улочкам, по которым ходил когда-то Ленин, побывать там, где жила семья Ульяновых, воспитавшая стойких борцов за свободу. Принести поклон земле, что взрастила вождя Октябрьской революции.
К 1970 году—к 100-летию со дня рождения Ленина — было решено соорудить на родине Владимира Ильича монумент, в котором нашла бы воплощение наша благодарная память о величайшем мыслителе и революционере.
Многие из вас, вероятно, знают, что памятник Ильичу в Ульяновске тогда уже был. Созданный выдающимся советским скульптором М. Манизером в 1940 году, он установлен на центральной площади города на высоком волжском берегу. В пальто внакидку, сжимая кепку в руке, Ленин идет навстречу ветру революции. Автор отказался от раскрытия характера через какой-либо внешний впечатляющий жест. Но сдержанная энергия фигуры, решительный поворот головы, вся пластика статуи говорят о титанической духовной работе, о гигантской внутренней силе Ильича. Это не герой, гордо вознесшийся над толпой, а живой человек, понятный и близкий простым людям, — настоящий народный вождь!
Но каким быть современному памятнику? Сооружать новый скульптурный монумент едва ли логично. Обсуждались самые разные предложения. В конце концов была принята смелая идея. Возвести целый комплекс, в который войдут Ленинский мемориал, педагогический институт, Дворец пионеров, средняя школа и высотная гостиница.
Центром ансамбля должен был стать Ленинский мемориал. В одном из них Ильич родился, в другом семья Ульяновых жила в первый год после рождения Володи.
Место, выбранное для строительства Мемориала, удивительно красиво. Исстари называемое Венцом, оно и вправду венчает город. Это обширная площадка, расположенная на высоком берегу Волги, с которого открывается вид на зеркальную гладь водохранилища, бескрайние заволжские дали.
Мемориальный комплекс сооружали рабочие, художники, зодчие из России и Средней Азии, Прибалтики и Закавказья. Весь Союз воздвигал памятник Ильичу. Вместе с советскими людьми .трудились в Ульяновске посланцы братских стран социализма.
Большой коллектив архитекторов возглавил Борис Сергеевич Мезенцев, человек очень интересный и деятельный. Думаю, не преувеличу, если скажу, что в создание Мемориала он вложил всю душу. Задача перед зодчими стояла непростая. Предстояло найти такое архитектурное решение, которое позволило бы зданию стать одновременно и музеем, и центром общественной жизни. Проблема эта была с честью разрешена.
Прежде всего Ленинский мемориал воспринимается как монументальный архитектурный памятник. Мощный бетонный параллелепипед приподнят над площадью пятьюдесятью колоннами. Над ним возвышается еще один, меньших размеров, подчеркивающий главенствующую роль Мемориала в ансамбле. Внутри его расположен Торжественный зал.
Величественная и простая композиция здания, соразмерность его частей, основанная на классических пропорциях, уподобление площади перед Мемориалом гигантскому партеру вызывают чувство торжественной сосредоточенности. Очень важно, что и другие архитектурные сооружения комплекса поддерживают и развивают эту строгую и возвышенную мелодию.
Однако здание Мемориала не только монументально и торжественно — оно человечно и жизнерадостно. Точно найдены высота колонн, их «шаг». Поэтому огромный параллелепипед не кажется тяжелым. Откуда ни взгляни, между колоннами хорошо просматривается внутренний двор с двумя историческими домами. Лишенное в нижней части стен, строение словно бы распахнуто навстречу людям. Третий памятный дом и вовсе расположен снаружи — у восточной стены Мемориала. Вы невольно начинаете чувствовать себя в музее на открытом воздухе!
Часто приходится слышать, что современные здания трудно уживаются с произведениями монументального характера. Действительно, скульптура, фреска, мозаика нередко кажутся навязанными математически правильным конструкциям из бетона, алюминия и стекла.
Совсем иначе смотрятся произведения монументалистов в Ульяновске. Здесь с полным основанием можно говорить о слиянии, взаимообогащении, синтезе разных искусств.
Обратите внимание, как удачно вписался в фасад Мемориала скульптурный горельеф Владимира Ильича, созданный Н. Томским. И работа очень значительная, и место найдено предельно точно.
Хорошо вошла в композицию музея под открытым небом скульптурная группа «Мария Александровна Ульянова с сыном Володей». Над ней мы работали вместе с молодыми тогда скульпторами О. Кирюхиным, О. Комовым, Ю. Черновым.
Вот другой пример — Дворец пионеров, тоже очень современное по архитектуре здание. А как хорошо смотрится установленная перед входом скульптурная группа «Юность» А. Филипповой, насколько значительны и уместны росписи и мозаики, сделанные в залах Дворца и нового пединститута Б. Казаковым и Я. Скрипковым!
Во внутренних помещениях Мемориала собраны произведения многих художников, выполненные в самых разных жанрах: витраж, мозаика, диорама, станковая живопись, скульптура. И все эти «инструменты» слились в один «оркестр», торжественно исполняющий ленинскую тему. Вы идете из зала в зал, знакомитесь с историческими документами, смотрите произведения искусства и постепенно проникаетесь их настроением. Высоким содержанием жизни Ильича, неотделимой от истории нашей партии, нашего государства.
Финальным аккордом этой симфонии звучит Торжественный зал Мемориала. Широкая и пологая лестница ведет наверх. Вы поднимаетесь по ней и на фоне сверкающей красно-золотой мозаики видите белую мраморную статую Ильича. Ленин- вождь. Ленин, провидящий будущее. Он изображен сидящим, в минуту напряженного раздумья. Из глыбы мрамора постепенно начинает проявляться, вырисовываться фигура Владимира Ильича. Вся пластика устремлена вверх, к голове статуи, проработанной так, чтобы стать торжественной кульминацией образа.
Нередко художник-монументалист приходит в новое здание, когда архитектор свое дело уже сделал. Он, по сути, поставлен перед свершившимся фактом и не в силах ничего изменить. Только «оформить» готовое. Так поневоле творец превращается в заурядного оформителя. Можно ли ждать интересного результата?.. Один из секретов успеха, достигнутого в Ульяновске, состоял в том, что с самого начала архитекторы и художники трудились рука об руку, сообща искали образ каждого здания, зала, стены.
Расскажу, как я работал над статуей вождя для Торжественного зала.
Многие художники при работе над образом Ильича пользуются фотографиями. Мне же гораздо больше дает кинохроника. Там Владимир Ильич постоянно в действии, в движении. Когда просмотришь пленку несколько раз подряд, в сознании обычно возникает живой образ Ленина. Так вышло и на этот раз. Я ходил в Центральный музей В. И. Ленина на все киносеансы и наконец нашел то, что было нужно. Внутренне увидел «своего» Ильича. И все же композиционно скульптура выявилась не сразу. Только в совместной работе с архитектором над эскизом статуи в макете зала сложилась нынешняя композиция.
Создавалась статуя прямо на месте. Вокруг стояли железобетонные фермы, только что были положены перекрытия, а в зал уже доставили мрамор — большие блоки. Архитекторы «искали» стены — пропорции, членения, а я работал. Шел напряженный параллельный поиск. Помню, мы с Мезенцевым, чтобы добиться нужного эффекта, ощущения необычайной торжественности помещения, несколько раз на ходу меняли мозаику, членения. Трудная работа, но необходимая.
Большой группе архитекторов-проектировщиков мемориального ансамбля во главе с Б. Мезенцевым была присуждена Ленинская премия.
Пример создания подобного комплекса достоин всяческого внимания. Построен целый район города, который стал, по сути, новым центром Ульяновска.
Вместе с высотным зданием гостиницы «Венец» Мемориал образует ансамбль, видный отовсюду.
Особенно красив ой, когда смотришь с борта теплохода, плывущего по Волге. Настоящий символ города, где родился и вырос великий Ленин!