Бумага в искусстве Китая

Бумага в искусстве Китая
«Уничтожить феодализм» («Закрытие ворот»). Гравюра на дереве современного художника Янь Ханя

Бумага в искусстве Китая

Дети всех стран мира, первый раз переступая порог школы, несут в своих сумках книжки и тетради, которые сопутствуют школьника в течение всех лет его учебы. В тетради он выведет первые буквы, запишет мысли великих людей, решит сложные задачи. Книга раскроет перед ним всё многообразие жизни, расскажет о борцах за свободу и счастье человека, зажжет жажду знания, любовь к труду, поведет по светлому пути строительства новой жизни.

Бумага в искусстве Китая
«Уничтожить феодализм» («Закрытие ворот»). Гравюра на дереве современного художника Янь Ханя

Захваченные увлекательным содержанием книги, быстро переворачивая одну за другой тонкие страницы, мы и не задумываемся над тем, из какого материала они сделаны. Так привычна и необходима для всех нас бумага.
А между тем далеко не всем, может быть, известно, что бумага является одним из замечательных изобретений китайского народа, ставшим достоянием всего человечества.
В Китае бумага была изобретена во II веке н. э. Весь ход исторического развития страны предопределил необходимость этого изобретения. Китай в то время представлял собой феодальное государство с разветвленным государственным аппаратом. В стране быстро развивались ремесленное производство и торговля, наука и искусство.
Бумага была нужна для ведения сложных государственных дел в Ханьской империи. Бумага была также нужна Для торговых сделок купцам, вывозившим китайские шелка, лаки, парчу не только в близлежащие страны, но и в Далекую Римскую империю через пустыни и оазисы нынетнеб провинции Синьцзян и далее через Среднюю Азию. Бумага была нужна и ученым для исторических записей, которые издавна велись при дворе, и поэтам — для создания поэтических произведений. Словом, бумага была нужна для удовлетворения многих, всё возраставших экономических и культурных потребностей того времени, нужен был более удобный материал, чем бамбуковые дощечки и шелк, материал, на котором можно было бы легче воспроизводить иероглифы — сложные знаки китайской письменности, появившейся в Китае, центре культуры на Дальнем Востоке, уже очень давно. Известны древние памятники письменности — гадальные кости периода Инь-Шан (XVIII—XII вв. до и. э.), найденные во время археологических изысканий среди других предметов культуры и искусства в Аньяне (провинции Хэнань). В этот отдаленный период письменность в Китае была уже довольно развитой. Она включала около трех тысяч иероглифов или, точнее говоря, идеограмм. Слова «иероглиф» и «идеограмма» греческие, первое означает «священные письмена», второе — «запись идеи» (понятия)- Второе слово—идеограмма— точнее выражает своеобразное содержание и форму китайской письменности.

 «Гора после дождя». Картина на бумаге художника Гао Ко-гуна Ок. 1275 г.
«Гора после дождя». Картина на бумаге художника Гао Ко-гуна Ок. 1275 г.

В основе своей китайская письменность восходит к рисуночному письму, когда каждый предмет передавался его схематическим изображением. Так, например, прямоугольник обозначал поле, три треугольника — горы. Позднее сочетанием нескольких знаков стали передавать сложные понятия. С течением времени число иероглифов сильно увеличилось, а сами знаки усложнились. Количество их дошло до нескольких десятков тысяч, однако на практике требуется знание 6—7 тыс. знаков. Китайские дети, оканчивающие среднюю школу, знают 5—6 тыс. знаков. Для чтения современных газет, печатающихся в огромном количестве в Китайской Народной Республике, требуется знание 3.5 тыс. знаков-иероглифов.
Сложность китайской письменности объясняется своеобразием китайского языка, который имеет много одинаково звучащих односложных и многосложных слов, требующих обозначения их разными знаками. Кроме того, иероглифическая письменность понятна любому китайцу, говорящему на одном из китайских диалектов. Одинаково звучащие односложные слова, имеющие разное значение, можно легко спутать, написав их с помощью алфавита. Самый принцип иероглифа, который отражает лишь графически предмет или понятие, а не произносимые вслух слова, дает возможность понимать содержание фразы, произнося ее не только на любом диалекте Китая, но и на любом языке. Если, например, квадрат, разделенный крест-на-крест двумя линиями, означает поле, то мы можем произнести это слово на любом языке, отчего значение иероглифа не изменится. Для того чтобы читать вслух книгу, написанную иероглифами, надо заучить так называемое «чтение» иероглифов. Значение иероглифов, как любых условных значков, может быть понятно «на глаз», без произнесения их «чтения». Несмотря на сложность иероглифической письменности, из-за ее особенности быть понятной на любом языке она не была заменена никакой другой письменностью на протяжении трех с половиной тысячелетий, служа общей графической письменностью не только для Китая, но и для других соседних стран — Кореи, Японии, Аннама, в период средневековья заимствовавших у Китая иероглифику. В настоящее время широко применяются облегченные способы заучивания иероглифов с помощью слоговой азбуки, состоящей из частей иероглифов и служащей в качестве подспорья для изучения иероглифики. В связи с начавшейся в начале 1955 г. реформой китайской письменности удаляются устаревшие, неупотребляемые сейчас иероглифы, сложные знаки заменяются более легкими для запоминания формами, вводятся облегченные рукописные формы, выработанные в практике самим народом. Единый государственный язык, сложившийся в течение последних веков на основе пекинского диалекта, принятый теперь во всех школах Китая, дает прочную базу для постепенного перехода на алфавитную письменность.

Производство бумаги
Производство бумаги

В связи с развитием китайского общества и ранним появлением письменности уже в I тысячелетни до н. э. в Китае использовались для письма разные материалы — бронзовые и каменные сосуды, а также нефритовые дощечки, надписи на которых дают чрезвычайно важные для изучения древней истории документы. Но эти материала были тоже мало удобны и вскоре были заменены бамбуком. Самые древние в Китае книги написаны на бамбуковых дощечках соком лакового дерева. Это были так называемые «бамбуковые летописи».
Длинные дощечки из бамбука представляли собой как бы страницы книги и соединялись друг с другом шелковым шнурком. Книги из многих страниц-дощечек были громоздкими и тяжелыми. Сохранился рассказ о том, что ученый Мо Ди, который жил в V в. до н. э., отправляясь путешествовать, вынужден был брать с собой не менее трех возов для перевозки книг.
Поэтому позднее, в III в. до н. э., бамбуковые дощечки были заменены другим материалом, более удобным для письма: это был шелк. Писали на нем тонкой волосяной кистью и тушью из сосновой сажи. Однако шелк был дорог, а потребность в книгах всё возрастала, что и заставило искать более дешевый материал для письма — бумагу.
По сведениям, дошедшим до нас из старых китайских исторических книг, в 105 году н. э. некто Цай Лун подал императору прошение, в котором он предлагал изготовлять бумагу из коры дерева, пеньки, бумажных и шелковых тряпок и рыболовных сетей. Однако совсем недавно стало известно, что при раскопках, которые производились за последние годы в Северо-Западном Китае, была найдена бумага с надписями, относящимися к 93—98 гг. н. э. Этот факт доказывает, что бумага в Китае была изобретена за несколько лет до Цай Луна, т. е. до 105 года, как это обычно считалось. Изобрел ее не сановник Цай Лун, а неизвестный доныне мастер из народа; Цай Лун, по всей вероятности, только усовершенствовал ее производство. Состав до-цайлуновской, самой первой в мире бумаги полностью еще не известен, однако есть предположение, что в состав ее сырья входила шелковая вата в виде оческов, остававшихся после производства этой ваты. Вот почему в иероглифе чжи, обозначающем бумагу, есть часть его, означающая «нитка шелка».
Позднее для изготовления высокосортной бумаги стали употреблять также молодые побеги бамбука. Бумага из бамбука производилась главным образом на юге Китая, где очень много бамбуковых рощ. Кроме того, в тех же районах начали изготовлять бумагу из тростника.

Портрет чиновника Живопись на бумаге из г. Хара-хото. XI—XII вв.
Портрет чиновника Живопись на бумаге из г. Хара-хото. XI—XII вв.

В середине VI в. умели уже делать бумагу разных цветов.
Как же изготовлялась бумага в старом Китае?
Заготовленное- сырье тщательно и многократно промывалось, вымачивалось и варилось с золой и известью, затем вновь промывалось, после чего его надо было хорошо измельчить. Эта часть производственного процесса, самая трудоемкая, требовала наибольшей затраты времени. В древнем Китае для этой цели употреблялись деревянные молотки — била, сырье размельчали в ручных ступах, позднее пользовались ножными толчеями. Получалась кашицеобразная бумажная масса. Ее разбавляли водой и зачерпывали «формой» — деревянной рамкой с натянутой на нее частой сеткой из волокна бамбука или проволочной сеткой. От ловкости мастера, который делал бумагу вручную, зависело качество листа бумаги. Он должен был так распределить слой бумажной массы по сетке, чтобы лист бумаги вышел ровным и гладким. Этого он достигал равномерным потряхиванием рамки, во время которого вода стекала сквозь сетку, а на поверхности ее оставался ровный слой массы — будущий лист бумаги. Величина листа была равна размеру рамки, которая служила для него формой. Готовый лист бумаги отжимали между сукнами и сушили.

Золотая рыбка Вырезка из бумаги, наклеенная на окно; сделана ь наши дни крестьянкой из провинции Шаньдун
Золотая рыбка Вырезка из бумаги, наклеенная на окно; сделана ь наши дни крестьянкой из провинции Шаньдун

Наиболее ранние образцы бумаги дошли до нас из г. Дуиьхуана (ныне провинция Синьцзян). Дуньхуан являлся пограничным городом Китая в период Хань. Через Дуньхуан, далее через оазисы провинции Синьцзян и Среднюю Азию шел «Великий Шелковый путь» на запад до самой Римской империи. Дуньхуан, принадлежавший Китаю с III в. до н. э., являлся узлом культур центральной, восточной и юго-западной Азии. В нем стояли китайские гарнизоны, охранявшие западную границу. При раскопках гарнизонных вышек были обнаружены листы бумаги, ко­торые служили материалом для письма командирам китайских гарнизонов. Они относятся ко времени не позднее середины II в., так как после этого времени китайских гарнизонов в Дуньхуане не было; следовательно, бумага эта попала сюда из Китая вскоре после ее изобретения, но применялась лишь самими китайцами.
В самом Китае уже в средневековый период, когда бумага изготовлялась ручным способом, существовало несколько центров ее производства — в провинции Шаньси, Хэнани, Хэбее, Сычуани и других местах. Мировую славу заслужила «сюаньская бимага», выделывавшаяся в уезде Цзянсань, округ Сюань, провинция Аньхой. Эта бумага делалась из коры камфарного дерева, из коры тутового дерева и рисовой соломы.
Китайская бумага стала проникать в другие страны. Сначала бумага была ввезена в Корею, причем уже в 285 г. стал известен способ ее производства. В Японию бумага была завезена в конце III в., однако выработка ее в Японии началась лишь с 610 г.
Следует отметить, что производство бумаги в Корее и Японии достигло такой степени совершенства, что уже в период Тан и Сун (VII—XIII вв.) эти страны ввозили бумагу в Китай, от которого они заимствовали способ ее изготовления. В 707 г. бумага была завезена арабскими купцами в арабские страны, в 800 г. — в Индию. В XII в. через Багдад, Египет и Марокко она достигла Испании, оттуда стала распространяться по Европе. Способ изготовления ее только в VIII в. стал известен в Самарканде через пленных китайцев, а от туда уже распространился в другие страны.
В Европе бумагу стали самостоятельно производить в XII в.: в Испании — в 1150 г., во Франции — в 1189 г., в Италии—в 1276 г., в Германии — в 1391 г. и в Англии— в 1491 г.

«Сотня гусей». Деталь картины на бумаге художника Ма Фэнь Конец XII в.
«Сотня гусей». Деталь картины на бумаге художника Ма Фэнь Конец XII в.

Образцы бумаги, вывезенные из Китая в другие страны, были найдены советскими учеными в 1932 г. при раскопках в Средней Азии. Близ р. Зеравшан находится гора Муг. На ней некогда возвышался замок правителя этой области. Во время раскопок замка среди других вещей была обнаружена китайская бумага, которая, очевидно, так ценилась, что была приобретена уже исписанной с одной стороны, так как надписи обеих сторон не совпадают. Находка эта относится к VIII в. и. э.
Китай является родиной не только бумаги, но и тесно связанного с ней книгопечатания. До изобретения книгопечатания книги представляли собой свитки, закрепленные с обоих концов бамбуковыми палочками. На одну из таких палочек, имевшую вид валика, накатывался свиток. Эти книги переписывались от руки профессиональными переписчиками, для чего требовалось много времени и труда.
Рост культуры, в частности потребность в книгах, в период экономического и политического подъема Китая в VII—IX вв. привел к изобретению книгопечатания с деревянных досок.
Способ этот не был очень сложным. Для того чтобы сделать отпечаток, доску с рельефными иероглифами, вырезанными в обратную сторону, смазывали красящим веществом. После этого на доску клали лист бумаги и проводили по нему сверху мягкой сухой кистью, чтобы отпечаток получился более четким и ясным. Сняв готовую отпечатанную страницу, накладывали на ту же доску новый лист бумаги и получали второй экземпляр той же страницы. Сделав несколько отпечатков, снова смазывали резную доску красящим веществом, чтобы получить новые отпечатки. Уже в X в. книги печатались с большой для того времени быстротой — в день с одной доски делалось до 1000 отпечатков.
В середине XI в. Бн Шэном был изобретен наборный шрифт. Он состоял из глиняных иероглифов—знаков шрифта, закрепленных рядами на железных досках. С таких матриц делались оттиски на бумаге. Подобный способ в Европе был изобретен лишь в середине XV в.
В 1314 г. вместо глиняных иероглифов стали применять иероглифы из дерева, помещавшиеся в круглой, подвижной наборной кассе. Далее развилось печатание с металлических шрифтов. Цветное книгопечатание с применением разных красок для заставок и заглавных букв было начато в Китае в 1340 г.
В XVI—XVII вв. центром цветного книгопечатания был г. Усин (провинция Чжэцзян). С распространением в XVII—XVIII вв. повествовательной литературы — романов, повестей — появилась потребность иллюстрировать книги и производить цветную гравюру для картинок.
Бумага служила также материалом и для первых бумажных денежных знаков — ассигнаций, печатавшихся, как и страницы книги, с печатных досок из дерева или металла.
Интересно отметить, что в Западной Европе ассигнации появились только в XVIII в., т. е. 700 лет спустя.
На готовую ассигнацию ставилась красная киноварная печать. Достоинство ассигнации обозначалось цифрами, кроме того, была изображена связка монет, соответствовавшая достоинству ассигнации. Подделка строго преследовалась законом. На ассигнации была надпись: «Подделавший будет обезглавлен, донесшему в награду 5 дин серебра и все имущество преступника».
В период X—XIII вв. книгопечатание с гравированных досок особенно развилось в городах Кайфэн (провинция Хэнань), Ханчжоу (провинция Чжэцзян), Мэйшань (провинция Сычуань) и Цзяньян (провинция Фуцзянь). Последний являлся центром кустарного производства бумаги. В этих культурных центрах были книжные лавки, где продавались печатавшиеся в немалом количестве книги по философии, истории, медицине, математике, печатные труды по виноделию, шелководству и другим вопросам сельского хозяйства, сборники китайской поэзии и книги религиозного содержания.
Кроме книгопечатания, бумага сыграла большую роль и в развитии искусства Китая. С ней неразрывно связано искусство гравюры, родиной которой также является Китай.
Подобные свойства бумаги определили технические приемы китайских художников. Китайская бумага требует от художника очень большого мастерства — верности руки и глаза, так как изображение должно быть нанесено на лист бумаги за один прием. Точность передачи достигается художником путем длительной тренировки — выписывания этюдов при тщательном изучении натуры, умелого копирования (воспроизведения) и т. д.
На бумаге писались замечательные художественные произведения. Так, в коллекции из раскопок мертвого города Хара-хото в пустыне Гоби имеются рисунки, раскрашенные акварельными красками. На них изображены божества планет Венеры и Юпитера, которые, согласно фантазии мастера, изображены соответственно в виде знатной китайской дамы и мандарнна-чиновника. Они одеты в нарядные костюмы, на голове у них пышный головной убор или сложная прическа. На другом рисунке представлена богиня мнимой планеты Юе-бо: с ее именем связана легенда, в которой делается фантастическая попытка объяснить затмение Луны. Злой демон, говорится в этой легенде, проглотил Луну, но богиня Юе-бо во-время это заметила и отрубила ему голову. Луна, не успев еще пройти в желудок демона, вышла через отрубленное горло и вновь засияла на небосклоне.

«Живой мост». Гр авюра на дереве современного художника и графика Гу Юаня.
«Живой мост». Гр авюра на дереве современного художника и графика Гу Юаня.

Очень естественно и правдиво передана на небольшом куске бумаги бегущая самка оленя. На другой картине, как живой, стоит перед нами чиновник в коричневом халате из тяжелой дорогой материи, подпоясанном красным кушаком. Халат доходит до пят, из-под него виднеются белые остроносые башмаки. На голове высокая черная шапочка чиновника. Но главное в этом рисунке — лицо чиновника; алчное, жестокое, лицо человека, глухого к жалобам и мольбам, презрительно и брезгливо смотрящего на окружающий мир.
В средневековом Китае на бумаге делались не только гравюры, рисунки, но и писались целые картины. Старинная китайская картина не похожа на современную. Она имела вид свитка и писалась на бумаге или на шелку гушыо или акварельными красками.
В период расцвета средневековой китайской живописи (VII—VIII вв.) в Китае было немало выдающихся живописцев, умевших искусно изображать людей и животных. Очень распространенной была живопись «пуха и пера».
С большим искусством и тонкой наблюдательностью умели китайские мастера показать лебедей, плывущих по озеру, наседку, сзывающую своих цыплят, цаплю, стоящую на болоте, стаю гусей, летящих над озером.
Существовала также живопись «цветов и птиц». Над цветами порхают бабочки, блестят еще не высохшие капельки росы на их лепестках
с тонкими, едва видными прожилками. Цветы, деревья, птицы, животные имели в китайской живописи, скрытое, символическое значение. Так, например, изображение оленя считалось предзнаменованием успешной карьеры Это объясняется тем, что в китайском языке слова «олень» и «удача по службе» произносятся одинаково — лу, хотя для них существуют разные иероглифы.
Но самым излюбленным видом живописи в древнем Китае был пейзаж. По-китайски он назывался шань-шуй,
что означает «горы-воды». В нем отразилась любовь китайского народа к родной природе. В дымке туманов и облаков встают перед нами на этих картинах высокие горы Китая. Неясно вырисовываясь вдали, они яснее и резче выделяются на переднем плане. На склонах гор и в расщелинах скал растут редкие деревья. Стволы их порой изгибаются как будто от порывов ветра. У подножия гор текут реки. На реке можно иногда увидеть маленькую лодочку с сидящим в ней человеком. Картина как бы говорит: бесконечна и могуча природа, ничтожен и бессилен перед ней человек. Так было в старину.
Жизнь пошла иначе в новом, народном Китае: в картинах современных китайских мастеров человек изображен активным борцом за свое счастье, строителем новой жизни, уверенно покоряющим природу.
Картины, которые писались на длинных свитках бумаги или на шелку, изображали жизнь знатных людей. Их писали знаменитые живописцы, а поэтому они были очень дороги и украшали только дома богатых.
Народное искусство широко представлено в Китае маленькими картинками. Выразительно и просто изображал в них народный художник сценки из окружающей его действительности. Такие картинки называются лубком, или цветной гравюрой. Производились также и одноцветные гравюры. Первые лубки представляли собой отпечатки с одной доски с наложенными на отдельные части се разными красками. Затем отдельные части гравюры стали гравировать на разных досках. Каждая часть картинки покрывалась одной краской. После этого начинали делать отпечатки с каждой отдельной части на один и тот же лист бумаги.
Содержание многих лубков было направлено на восхваление императора, преданных ему полководцев, в них изображалась жизнь богачей и помещиков. Через лубок народу внушались низменные страсти к наживе и чинам. Производство лубка еще в XVII вв. становится делом предпринимателей, которые в массовом порядке выпускают бумажные печатные картинки.
В небогатых крестьянских домах стекол нет, их заменяет промасленная бумага, не пропускающая влаги, на нее-то и наклеиваются всевозможные фигурки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art