Вильнюсская средняя школа искусств

Аушра Вайткевичюте (13 лет). В старой деревне. Акварель.
Аушра Вайткевичюте (13 лет). В старой деревне. Акварель.

Вильнюсская средняя школа искусств имени М. К. Чюрлениса

В. Серейка, директор школы, заслуженный деятель искусств Литовской ССР:
Нашу школу часто называют домом трех муз, потому что в ней три отделения — изобразительного искусства, музыкальное и хореографическое.

Бируте Станчикайте (15 лет). В нашей семье. Линогравюра.
Бируте Станчикайте (15 лет). В нашей семье. Линогравюра.

Нам хочется, чтобы наши воспитанники близко познакомились с разными видами искусства. Коридоры школы украшены работами юных художников. На многочисленных концертах музыкального отделения присутствуют танцоры и художники. И часто не только в качестве зрителей, но и участников. Композитор А. Кленицкис специально для школы написал балет «Мальчик без сердца». В постановку включились все. Аккомпанировал школьный оркестр, а эскизы для декораций сделали ученики художественного отделения. Спектакль долгое время с успехом шел на сцене Государственного литовского театра оперы и балета.
Семь лет назад мы начали преподавать музыку художникам. Вначале они знакомятся с музыкальной азбукой, потом с музыкальными формами, звучанием инструментов. И, конечно, они слушают музыку. Мы сразу заметили, что почти все художники, слушая музыку, не выпускают карандашей из рук. Это нас натолкнуло на мысль дать им задание: создать красочные композиции, созвучные музыкальному произведению.
Однажды организовали конкурс, который показывали по Центральному телевидению и Интервидению. Школьный оркестр исполнял «Карнавал животных» Сен-Санса, а юные художники рисовали. С каким энтузиазмом они работали, сколько юмора и фантазии было в рисунках!

Ниёле Калинаускайте (12 лет). Деревенская ярмарка. Акварель.
Ниёле Калинаускайте (12 лет). Деревенская ярмарка. Акварель.

Ученики старших классов отделения изобразительного искусства имеют возможность наблюдать занятия классическим танцем. Наблюдая, делают наброски, знакомятся с балетной терминологией. Нам кажется важным, чтобы будущий художник знал язык танца, балетную пластику.
С прошлого года стали преподавать рисование всем учащимся хореографического отделения. Думается, основы изобразительной грамоты помогут им в осознании красоты балетных движений, научат их «слышать» звучание красок спектакля.
И музыканты наши тоже приобщаются к изобразительному искусству. Недавно первую премию за композицию зимнего букета вручили юной пианистке, хотя в этом конкурсе принимали участие ребята всех отделений.
Уверен: приобщенность каждого человека к разным видам искусства чрезвычайно важна, необходима для развития творческих возможностей. Подтверждением правильности избранного школой пути явилась присужденная ей в 1972 году премия Ленинского комсомола.

Жилвинас Ли л ас (12 лет). Продавщица цветов. Гуашь.
Жилвинас Ли л ас (12 лет). Продавщица цветов. Гуашь.

Отделением изобразительного искусства руководит Антанас Гарбаускас, известный мастер витража. Он и учит ребят этому древнему, радующему яркими красками искусству. Окна школы украшают произведения юных витражистов — герб республики, портреты Баха и Рубенса, жанровые и исторические сцены, звонкие многоцветные орнаменты…
Все ученики отделения занимаются живописью, графикой, скульптурой, но в конце обучения каждый отдает предпочтение одному из этих видов творчества и совершенствуется в нем более основательно.
Юные художники идут в ногу с современностью, отображая жизнь родной республики и всей страны, занятия в школе, труд в колхозе, спортивные соревнования…
Мы стремимся, чтобы у каждого ученика был свой творческий почерк, своя манера работы. И чтобы каждый мог выбрать себе по вкусу художественный материал и технические средства.
Учащиеся обращаются к станковым и монументальным формам, к книжной иллюстрации и плакату, к самым разнообразным жанрам изобразительного искусства — портрету, пейзажу, историческому, бытовому. Пишут и рисуют акварелью, маслом, пастелью, сангиной, гуашью, карандашом, тушью; занимаются разными видами гравюры — офортом, литографией, гравюрой на линолеуме и картоне.

Алфонсас Ваура (14 лет). Народные мастера в Аблинге. Акварель.
Алфонсас Ваура (14 лет). Народные мастера в Аблинге. Акварель.

Многие осваивают художественный текстиль, мозаику, керамику, изучают шрифты, а некоторые создают гобелены и предметы бижутерии.
Юные скульпторы связаны с народным искусством, любят и понимают материал. Прежде всего — дерево. Они с огромным желанием принимают участие в этнографических экспедициях.
Во время путешествий по республике и была собрана богатая коллекция, составившая школьный музей, — резные придорожные столбы, объемные композиции из соломы, орнаменты традиционных литовских кушаков, разнообразные прялки и многое другое.

На уроке Хореографии. Вильнюсская средняя школа искусств имени М. К. Чюрлениса
На уроке Хореографии. Вильнюсская средняя школа искусств имени М. К. Чюрлениса

Летнюю практику наши ребята проводят в красивейших уголках Литвы. А в этом году мы собираемся обменяться группами практикантов с Московской средней художественной школой при институте имени В. И. Сурикова.
…Первое сентября для новичков — день посвящения в «чюрлёнята». Перед учениками всей школы они дают клятву быть патриотами, быть честными и трудолюбивыми. Потом выпускники вручают им «эмблемы мастерства»: нотные тетради — музыкантам, балетные туфельки — танцорам, краски — художникам. И провожают в первый класс.
А в день последнего звонка те же первоклассники берут за руки выпускников и ведут их к «дубу Чюрлёниса». Это деревце было посажено в день столетнего юбилея знаменитого литовского художника и композитора Микалоюса-Константинаса Чюрлёниса. Здесь выпускники прощаются со школой, их вырастившей. Так от поколения к поколению передается эстафета трудолюбия, честности и преданности искусству.

А. Заспицкий, И. М и с к о,И. Рыженков (скульпторы), О. Трофимчук (архитектор).
А. Заспицкий, И. М и с к о,И. Рыженков (скульпторы), О. Трофимчук (архитектор).
Ядвига Лиздените (12 лет). На стройке нового Вильнюса. Гуашь.
Ядвига Лиздените (12 лет). На стройке нового Вильнюса. Гуашь.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art