Русский музей

Стоянка ненцев. XVIII век. Холмогоры, Архангельская губерния.
Стоянка ненцев. XVIII век. Холмогоры, Архангельская губерния.

Русский музей. Народное искусство.

С первых лет существования отдела главным средством пополнения собрания стали научные экспедиции в разные районы и области России, откуда за 70 лет деятельности отдела поступило множество ценнейших экспонатов.
В 1950 году впервые в истории России Русский музей представил народное искусство в постоянной экспозиции наравне с шедеврами живописи, скульптуры и графики. В то время это было беспримерным новаторством и не у всех вызывало понимание. Новаторство заключалось не только в самом факте признания этого вида творчества закономерной частью национальной художественной культуры. Впервые была сделана попытка показать историческое развитие народного искусства. В восьми залах первого этажа правой части Флигеля России было представлено около тысячи экспонатов разных видов народного искусства с XVII века по 1950-е годы.

Активное пополнение коллекций, введение в строй новых помещений, план генеральной реэкспозиции всех залов Русского музея вызвали к жизни новую экспозицию народного искусства в капитально реконструированных и специально отведенных для этого 12 залах левого Флигеля Росси. Открытая 13 октября 1969 года, эта экспозиция просуществовала до 1981 года. Она демонстрировала значительный объем произведений в их хронологической последовательности.
Народное искусство было составной частью экспозиционного комплекса, посвященного русскому декоративно-прикладному искусству. Этот комплекс открывала экспозиция древнерусского прикладного искусства X-XVII веков, как бы расходящаяся на два самостоятельных раздела: народное искусство XVII—XX веков и художественная промышленность XVIII—XX веков. Благодаря обширным и разнообразным коллекциям музея, русское прикладное искусство было представлено во всем его разнообразии и богатстве.
Произведения размещены в новейшем современном оборудовании, выполненном по специальному заказу немецкой фирмой Ротштейн.
Экспозиция начинается предметами XVII столетия, времени, которым датируются наиболее старые из сохранившихся произведений народного искусства.

Зал I Народное искусство XVII — начало XVIII века.

Русский музей
Зал I Народное искусство XVII — начало XVIII века.

Тугие спирали подвеса для паникадила (церковной люстры) и сечек для рубки капусты, тонкое кружево навершия хоругви, прорезных полос, которыми окованы деревянные ларцы и уникальный подголовник 1750 года мастера Ивана Чупятова, раскрывают разные грани мастерства деревенских кузнецов.
В них отражено все богатство орнамента — от простейших геометрических фигур до сложных переработок народными мастерами узоров иноземных шелков и бархатов. Орнамент густо заполняет всю плоскость холста, каждый мотив разузорен мелкими деталями.

Аналой XVII век
Аналой XVII век
Короб XVII век
Короб XVII век
Светцы XVII-XVII века
Светцы XVII-XVII века
Ларец. Конец XVII века
Ларец. Конец XVII века

Зал II Народное искусство. XVIII век

Зал II Народное искусство. XVIII век
Зал II Народное искусство. XVIII век

В богатом и разнообразном орнаменте изделий — строгие ряды концентрических кругов, цветы и травы, сцены охоты среди раковин и плетенок, символы и эмблемы из знаменитой книги „Символы и эмблемы», неоднократно изданной и служившей источником тем для многих поколений мастеров и художников; сюжеты, заимствованные из Библии, гравюр и лубочных картинок. И все это соединялось в декоре холмогорских изделий, доставляя не только эстетическое удовольствие, но и возможность подолгу разглядывать детали и расшифровывать их иносказательный смысл.
По ним узор как бы „настелен», а каждая фигура расшита мельчайшими швами-узорами, пришедшими в народную вышивку из древнерусского золотного шитья. Аналогичным способом вышит уникальный столешник (скатерть), относящийся к более раннему времени — концу XVII века. В его орнаменте среди трав и цветов соединились двуглавые орлы, птицы-Сирины, короны, птицы и рыбы — символические образы, также унаследованные из древнерусского искусства.

Ларцы-теремки. XVII век. Холмогоры. Архангельская губерния.
Ларцы-теремки. XVII век. Холмогоры. Архангельская губерния.
Серьги XVII-XVIII века, Север.
Серьги XVII-XVIII века, Север.
Женский головной убор, XVIII век Галич, Костромская губерния.
Женский головной убор, XVIII век Галич, Костромская губерния.

В конце XVIII века в городе Орле было вышито уникальное полотенце, на концах которого воспроизведена сцена грехопадения Адама и Евы. Со всей искренностью и непосредственностью народного мастера библейский сюжет трактован как сказочное действо. По сторонам оплетенного ветвями древа помещены фигуры Адама и Евы, Солнце, Месяц и звезды, олень, единорог и пеликан. Все изображения уточняют соответствующие вышитые надписи. Композиция именуется „Изгнание ада», а вверху сообщается, что принадлежало „сие полотенце города Орла Петра Немытова дочери ево Праскове Петровны».
На Севере расшитый жемчугом убор дополняли также речного жемчуга серьги в виде бабочек, гроздьев ягод или миниатюрных горшочков с цветами. Показанные в зале головные уборы и серьги отличают мастерство и художественный вкус их авторов.

Зал III Народное искусство XVIII — начало XIX века.

Зал III Народное искусство XVIII — начало XIX века.
Зал III Народное искусство XVIII — начало XIX века.

В первой трети XIX века на территории бывшей Калужской губернии сложился местный тип печных изразцов с изображением в фигурных медальонах букетов и корзин цветов, лимончиков, написанных в характерной сиренево-желто-зеленоватой гамме по белому фону.
Среди изделий „изразцовой керамики» выделяются округлая братина и большой массивный кумган. Обе формы унаследованы из посуды Древней Руси, но роспись яркими цветными эмалями отвечает своему времени.
Набивные ткани XVIII века наряду с традиционным льняным полотном исполнялись по миткалю — хлопчатобумажной основе. В преобладающем растительном орнаменте характерны цветы гвоздики, розы. Обогатилась цветовая палитра, в которой заметное место занял любимый в народе красный цвет различных оттенков.

Изразец, XVIII век, Калуга.
Изразец, XVIII век, Калуга.
Кумган, XVIII век.
Кумган, XVIII век.
Два кувшина. 1830-е. Гжель Московская губерния.
Два кувшина. 1830-е. Гжель Московская губерния.
Сосуд-орел XVIII век. Гжель Московская губерния.
Сосуд-орел XVIII век. Гжель Московская губерния.

Зал IV Народное искусство XVIII — первая половина XIX века.

Зал IV Народное искусство XVIII — первая половина XIX века.
Зал IV Народное искусство XVIII — первая половина XIX века.

Высоким мастерством резчиков отмечены скульптуры из Великого Устюга Вологодской губернии. Огромные, торжественно шествующие ангелы с поднятыми крыльями исполнены еще в традиционном для Древней Руси уплощенном рельефе. Выразительная фигура евангелиста Луки отличается монументальностью и динамизмом более поздней эпохи барокко.
Скульптуры из Вельска, Бежецка, районов Поволжья — произведения резчиков разного дарования и мастерства. Но каждое из них дает свое толкование евангельских образов Саваофа, Христа, Богоматери, апостолов, сочетая принятую иконографию с приметами реальной жизни, включая местный тип лица.
Искусство резьбы и росписи по дереву представлено традиционными бытовыми предметами, служившими многим поколениям людей.
В Тверской и Костромской губерниях округлая форма ковша как бы сплюснута в ширину и украшена конскими головами или петлевидными ручками, напоминающими головы птиц. Северные вальки и рубели имеют форму удлиненной доски, вся поверхность которой изукрашена мелким геометрическим орнаментом. Вальки Поволжья напоминают форму весла.
Ранний период искусства медного литья представлен медными чернильницами XVII—XVIII веков и такой оригинальной бытовой вещью XVIII века как копоушки. Последними удаляли серу из ушей, а чернильницы писцы носили подвешенными у пояса. В их украшении присутствуют характерные для этого времени фантастические звери и птицы, исполненные в рельефе с дополнением гравировкой и цветными эмалями.

Ангелы - конец XVII- начало XVIII века. Великий Устюг, Вологодская губерния.
Ангелы — конец XVII- начало XVIII века. Великий Устюг, Вологодская губерния.
Рубели. XIX век. Мезенский уезд, Архангельская губерния.
Рубели. XIX век. Мезенский уезд, Архангельская губерния.
Вальки. XIX век, Север, Нижегородская губерния.
Вальки. XIX век, Север, Нижегородская губерния.
Свадебный шкафчик. Конец XVII- начало XIX века. Олонецкая губерния.
Свадебный шкафчик. Конец XVII- начало XIX века. Олонецкая губерния.
Замочки. XVIII век село Павлово, Нижегородская губерния.
Замочки. XVIII век село Павлово, Нижегородская губерния.
Дробницы. Конец XVIII- начало XIX века. А.Г. Мощанский. Ростов, Ярославская губерния.
Дробницы. Конец XVIII- начало XIX века. А.Г. Мощанский. Ростов, Ярославская губерния.
Икона Воскресение Христово с праздниками. 1854. Я.И. Рыкунин, Ростов, Ярословская губерния.
Икона Воскресение Христово с праздниками. 1854. Я.И. Рыкунин, Ростов, Ярословская губерния.

Миниатюрные медные замочки XVIII века из села Павлово на Оке, гребни и бляхи коновалов XIX века — пример удивительного единства бытовой целесообразности вещей и художественности их форм и декора. Используя литье, чеканку и гравировку, мастера превратили обычные предметы в произведения искусства. Формы замочков передают типичные образы сказочных Сиринов, львов, единорогов.
В создании ростовской финифти Рыкунин отталкивался от гравюр и картин современных ему художников академического направления, но интерпретировал их, подчиняя законам декоративного искусства. Работа отличается мастерством рисунка, лаконизмом построения композиции, яркостью точно найденных красок и многообразием их нюансов, что в целом придает изображенному эмоциональное звучание.

Зал V Архитектурная резьба XIX век

Зал V Архитектурная резьба XIX век
Зал V Архитектурная резьба XIX век

При всем лаконизме и обобщенности выразительных средств, каждый из трех представленных в зале охпупней имеет свой характер. Особенно впечатляет монументальностью и изяществом гордо посаженной головы конь 1 853 года из деревни Кокуй Шенкурского уезда Архангельской губернии.
Вероятно, деталью декора волжской барки была уникальная доска XVIII века с рельефными раскрашенными изображениями русалки и льва. Выразительны рисунок наличника окна светелки и хрупкие птицы-ставни этого дома. Длинные фризовые доски и пилястры из уникального резного комплекса дома Мохова 1866 года из села Никола Погост, наличники и детали резьбы других изб отмечены разнообразием орнаментальных мотивов и сюжетов.

Фронтон дома Максимовых. 1888, село Волки, Нижегородская губерния.
Фронтон дома Максимовых. 1888, село Волки, Нижегородская губерния.
Наличник светелочного окна. 1860-е. Село Великий враг, Нижегородская губерния.
Наличник светелочного окна. 1860-е. Село Великий враг, Нижегородская губерния.

Зал VI Народное искусство XIX — начало XX века.

Зал VI Народное искусство XIX — начало XX века.
Зал VI Народное искусство XIX — начало XX века.

О крестьянской мебели с ее простотой и конструктивностью дает представление расписной шкаф 1892 года из деревни Петряковской Шенкурского уезда Архангельской губернии. Среди растительного орнамента помещены дата и неполный автограф мастера, а на боковой стенке лев с оскаленной пастью — традиционный страж дома.

Расписные дуги. Вторая половина XVIII века. Рязанская и Архангельская губерни.
Расписные дуги. Вторая половина XVIII века. Рязанская и Архангельская губерни.
Лопасть прялки. Деталь с пряхой. XIX век, Пермогорье, Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния.
Лопасть прялки. Деталь с пряхой. XIX век, Пермогорье, Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния.

Зал VII Народное искусство XIX — начало XX века

Зал VII Народное искусство XIX — начало XX века
Зал VII Народное искусство XIX — начало XX века

К XIX веку гончарное дело в России существовало в виде многочисленных очагов в разных районах, обслуживающих бытовые нужды местного населения.
В кольцевом отверстии одного из квасников неизвестный автор поместил фигурку мастера за гончарным кругом, а напротив на скамье сушатся готовые изделия. Уникальное искусство скопинской керамики успешно развивается и сегодня, о чем свидетельствуют представленные произведения современных мастеров и художников промысла.
Закладное ткачество — двустороннее, со ступенчатым характером узоров. Если первые три вида тканья были распространены повсеместно, то заклады бытовали в ряде районов Владимирской, Тверской, Тамбовской и Рязанской губерний. В Сапожковском уезде Рязанской губернии широкой каймой закладного ткачества украшались шушпаны — верхняя женская одежда.

Медведь. С.И. Поляков. 1994, Скопин, Рязанская область.
Медведь. С.И. Поляков. 1994, Скопин, Рязанская область.
Передник. XIX век. Тамбовская губерния.
Передник. XIX век. Тамбовская губерния.
Праздничный костюм XIX века.
Праздничный костюм XIX века.

Все виды украшения тканей соединялись в народном костюме, особенно женском праздничном или свадебном. Выделенные в центре зала четыре костюма дают представление об особенностях покроя, составе предметов, способах их украшения, характерных для разных местностей. Строгий по силуэту и цвету девичий костюм из Пинежского уезда Архангельской губернии, яркие многопредметные комплекты из Касимовского уезда Рязанской и Коротоякского уезда Воронежской губерний и переливающийся нитями золотошвейный костюм из Нижегородской губернии далеко не исчерпывают всего многообразия народной одежды, но представляют его лучшими экземплярами.

Зал VIII Народное искусство XIX — начало XX века.

 Зал VIII Народное искусство XIX — начало XX века.

Зал VIII Народное искусство XIX — начало XX века.

В зале собраны произведения народной игрушки, вышивки и кружевоплетения XIX — начала XX века.
Народная игрушка — своеобразный вид народного искусства. В ней удивительным образом соединяются полярные начала — древность и современность, безудержная фантазия и приметы реальной жизни, ограниченность тем и сюжетов и многообразие вариантов их воплощений.
Изображения отличает обобщенная пластика без лишних деталей, приземистые пропорции, неяркая глазурь или роспись. Многие фигурки — свистульки.
В городе Скопине Рязанской губернии, наряду со знаменитой керамикой, делали и игрушку — свистульки в виде всадников, забавных медведей, уточек, а также детскую посуду, повторявшую в миниатюре формы местного гончарства.
Деревянные кони-каталки и каталки-каретки делали в XIX веке крестьяне Кирилловского уезда Новгородской губернии. Удлиненное поджарое тело коня или фантастическое существо, передающее в едином объеме карету и впряженную в нее пару коней, украшены росписью по яркому оранжевому фону. Некогда он был символом огня и солнца, а затем сохранился в росписи игрушек как художественный прием. Оранжевый цвет присущ и игрушкам из деревни Пестяки Гороховецкого уезда Владимирской губернии. Но образы этой игрушки более земные, в них немало черт, наблюденных в реальной жизни — от воспроизведения местного костюма у кукол до дуги из прутика, упряжи в каретах.

Куклы-бабы и птица. XIX века Абашево, Пензенская губерния.
Куклы-бабы и птица. XIX века Абашево, Пензенская губерния.
Всадники. ХХ века, Абашево, Пензенская губерния.
Всадники. ХХ века, Абашево, Пензенская губерния.
Конь в упряжи. XIX века, Гороховецкий уезд, Владимировская губерния.
Конь в упряжи. XIX века, Гороховецкий уезд, Владимировская губерния.
Куклы из соломы. Конец XIX века, Тамбовская губерния.
Куклы из соломы. Конец XIX века, Тамбовская губерния.
Солдатики-музыканты. XIX век Сергиев Пасад. Московская губерния. Мастерская Салова.
Солдатики-музыканты. XIX век Сергиев Пасад. Московская губерния. Мастерская Салова.

Простотой изготовления и выразительным лаконизмом образов отличаются куклы-„стригушки». Из сложенного вдвое небольшого пучка золотистой соломы часть стеблей загнута в руки „кренделем» и укреплена на талии передником. Платок на голове, повойник или рогатая кичка своими формами превращают отвлеченный образ-символ, связанный происхождением с древними аграрными праздниками, в типичную куклу-крестьянку. Приметы реальной жизни есть и в таких сказочных персонажах, как вятские „моховики», выполненные из шишек, мха, коры и пакли. Эти жители дремучих вятских лесов уникальны, они сохранились в единичных экземплярах.
Творчество Мезриной сыграло большую роль в дальнейшей судьбе дымковской игрушки и приобщении к творчеству других мастериц.
Влияние фарфора и городской культуры ощутимо в уникальной коллекции фигурок из слободы Большие Гончары в Туле. Изящные по силуэту, в нежной гамме росписи они передают выразительный облик нарядных дам-горожанок, кормилиц с детьми, монахов. Небольшое число сохранившихся произведений позволяет предположить в этих игрушках работы отдельной мастерской или мастера, работавшего в 1880-е годы.
Возникновение игрушечного дела в Сергиевом Посаде под Москвой подтверждено документами XVII века. Но подлинные произведения датируются XIX столетием. Резали в Сергиевом Посаде и „болвашки» — формы для игрушек из папье-маше, служившие многим поколениям мастеров.
Огромный сказочный петух из Ростовского уезда Ярославской губернии, средневековые барсы — каждый с оскаленной пастью и поднятой лапой — из Олонецкой и Калужской губерний, выполненные в традиционной местной технике шитья, — яркие примеры художественного богатства народной вышивки. Его дополняет золотное шитье.
Елецкое кружево плели из тонких нитей. Его приметами стали изысканность узоров, легкость и воздушность украшаемых предметов.
Вологодское кружево отличается большей плотностью фактуры, его орнаменты исполняются непрерывной линией полотнянки — „вилюшки». В Кадниковском уезде Вологодской губернии кружево использовали для украшения нижних юбок, где его по контрасту оттеняли прошвы цветного узорного ткачества. В Михайловском уезде Рязанской губернии к концам полотенец и подолам женских рубах пришивали кружево с характерными узорами массивных „бубенцов».

Зал IX Народное искусство XIX-XX века

Зал IX Народное искусство XIX-XX века
Зал IX Народное искусство XIX-XX века

В XX веке лаковая миниатюра Федоскина прошла большой и трудный путь с периодами подъемов и спадов. Представленные в зале произведения отражают расцвет федоскинской миниатюры в 1960-1 990-е годы. Здесь и работы местных „классиков» — М. С. Чижова (1923-1986), И. И. Страхова (1918-1 979), М. Г. Па- шинина (1921-1998), С. П. Рогатова ( род. 1920), и мастеров младших поколений. В совершенстве владея техникой и местными приемами письма, включая живопись по перламутру и металлизированным фонам, миниатюристы обращаются к самым разным сюжетам. Наряду с традиционными „тройками» и „чаепитиями», они освоили современные жанровые, сказочные, исторические и историко-революционные темы, самостоятельный пейзаж, портрет, натюрморт, символические орнаментальные композиции. Среди мастеров немало представителей местных семейных династий, продолжающих и сегодня творческую жизнь промысла.
Как и все народные промыслы, в XX веке жостовская живопись прошла свой путь развития, полный сложностей организационного, экономического и художественного порядка. Но благодаря творческому вкладу ведущих талантливых мастеров разных поколений сложилось уникальное искусство декоративного натюрморта на подносе, снискавшее мировую славу. Несмотря на идеологическое давление, влияние станковых форм искусства и экономические трудности, жостовцы не только сохранили природу мастерства, но и обогатили его, подтвердив главное направление поисков в декоративном цветочном натюрморте, исполненном то в манере близкой крестьянским народным росписям, то в виде панно, имеющего подчас символическое, ассоциативное содержание, но всегда несущего чувства радости жизни, красоты природы. В зале представлены уникальные авторские произведения А. П. Гогина (1 893-1980), Н. Н. Гончаровой (род. 1 927), Б. В. Графова (род. 1933), Н. П. Антипова (род. 1931), М. П. Савельева (1 930-1999), Н. Н. Мажаева (1 937-2000), Е. П. Лапшина (1933-2006) и других признанных классиков, представителей семейных династий и их молодых последователей. Они демонстрируют высокое мастерство и богатый творческий потенциал художников прославленного промысла.
Среди основателей искусства Палеха (И. И. Голиков, И. В. Маркичев, А. В. Котухин, И. И. Зубков и другие) выдающаяся роль принадлежала И. И. Голикову (1 886- 1937), творчество которого во многом определило особенности местной лаковой миниатюры. Его произведения выражали современность духом революционной романтики 1920-х годов, мятежной взволнованностью чувств.

Шкатулка Боярышня у плетня. 1888-1894, Осташково, Московская губерния.
Шкатулка Боярышня у плетня. 1888-1894, Осташково, Московская губерния.
Коробочка Зима в Федоскин. 1968 М.С. Чижов. Федоскино. Московская область.
Коробочка Зима в Федоскин. 1968 М.С. Чижов. Федоскино. Московская область.
Шкатулка А.С. Пушкин у Н.В. гоголя. 1979 М.Г. Пашинин, Федоскино, Московская область.
Шкатулка А.С. Пушкин у Н.В. гоголя. 1979 М.Г. Пашинин, Федоскино, Московская область.

В становление лаковой миниатюры Палеха каждый из ее основателей и представителей многих поколений последователей внес свой неповторимый вклад. Кроме миниатюры, где само письмо соответствовало небольшим размерам украшаемых предметов, превращающих их в драгоценности, палешане занимались книжными иллюстрациями, оформляли спектакли, исполняли настенные росписи и лаковые панно для общественных интерьеров, создавали в содружестве с мастерами художественной обработки металлов ювелирные украшения.
Среди представленных в зале произведений работы мастеров разных поколений — от старейших (Н. П. Клыков, И. Н. Морозов, И. А. Фомичев) до их учеников и молодых последователей. Большой вклад в местную миниатюру в 1960-1980-е годы внесли Н. И. Шишаков (1925-1 998), Л. А. Фомичев (род. 1932), Л. А. Демидова (род. 1927), В. Г. Старкова (род. 1926) и многие другие. Сегодня молодежь Мстеры кроме лаковой миниатюры также пишет иконы, осваивая богатства местного художественного наследия.

Брошь, серьги, пудреница, А.В. Тихов, Ростов, Ярославская область.
Брошь, серьги, пудреница, А.В. Тихов, Ростов, Ярославская область.

Село Холуй получило свое название от плетней из прутьев („холуев»), что ставили жители для ловли рыбы на живописных берегах реки Тезы. Ориентируясь на свои иконы и в известной мере на опыт Палеха, холуйские художники пишут разнообразные композиции на жанрово-бытовые, сказочные и исторические темы, помещая их на черном фоне или в пейзаже, ищут своеобразие местного колорита, соответствие миниатюрной живописи форме предмета. В 1960- 1980-е годы ярко заявили о себе мастера среднего поколения — В. А. Белов (р.1923), Б. И. Киселев (род. 1928), Н. Н. Денисов (род. 1929) и другие. Сегодня вместе с ними, ставшими местными классиками, работает молодежь, принявшая эстафету нового искусства. Она ищет свои пути в искусстве, изучает и возрождает иконопись, продолжает местные художественные традиции.
В XX веке ростовская финифть переживала разные времена — от почти полной ликвидации до возрождения в 1960-е годы. Немногие показанные современные авторские произведения ростовских художников (Т. С. и Б. М. Михайленко (род. 1941), А. В. Тихова (род. 1 948), А. А. Хаунова (род. 1 930) и других) дают представление о творческих поисках мастеров в разнообразии форм предметов, тем и сюжетов росписи, о живописном мастерстве как в композиционных миниатюрах, так и в ювелирно-орнаментальных украшениях.

Зал X Народное искусство XX век

Зал X Народное искусство XX век
Зал X Народное искусство XX век

Первые опыты были связаны с поиском новых форм изделий и возрождением мастерства росписи. Этот этап истории Гжели представлен небольшими предметами утилитарного характера.
С тех пор Гжельский промысел прошел большой путь, став всемирно известным производством со своим неповторимым стилем. Многопредметные сервизы, декоративные вазы, отдельные предметы, сочетающие пластическое решение с бытовым назначением, мелкая декоративная скульптура привлекают красотой и разнообразием форм и нарядной росписью, исполненной то сочным мазком, то графичным рисунком. Строгий стиль гжельского сине-белого фарфора находит индивидуальную интерпретацию в авторских манерах каждого из местных художников. Она проявляется в избирательном отношении к формам и назначению предметов, особенностях их пластики, приемах и характере росписи,
даже манере наложения краски. Все это можно видеть в работах Т. С. Дунашовой (род. 1921), Л. П. Азаровой (род. 1919), 3. В. Окуловой (1938-1997), А. Н. Федотова (род. 1937), И. и В. Бидаков (род. 1952) и других художников, внесших весомый вклад в достижения гжельского искусства.
Возрождается гжельская майолика. Ее успехи сегодня наглядны в творчестве Ю. И. Петлиной (род. 1955), произведениям которой свойственны современность образов, добрый юмор, красота росписи, наследующая лучшие традиции старинной гжельской майолики.

Кувшин и кружка, 1945, Н.И. Бессарабова, гжель, Московская область.
Кувшин и кружка, 1945, Н.И. Бессарабова, гжель, Московская область.

Представлены уникальные авторские произведения художников разных поколений, при всем отличии творческих почерков сохраняющих неизменным традиционно высокое мастерство ажурной и рельефной резьбы и цветной гравировки. Некоторые работы выполнены специально для Русского музея: „Весна в тундре»
А. С. Гурьева (1929-1990), „Петр I — основатель русского флота» и „Космос» Н. Д. Буторина (род. 1934), кубок „Подвиг любви. Памяти жен декабристов» Г. Ф. Осипова (род. 1945), стопа „Русь» В. М. Баландина (род. 1953). Каждый из этих шедевров наполнен большим содержанием. А рядом с ними — вещи камерные (коробочки, игольницы) или монументальные („Дарохранительница» и „Шахматы» Н. Д. Буторина), равно привлекающие виртуозным мастерством и образной значительностью.
Тонкий штрих и густая гравировка, гладкая полировка и мелкий резной или чеканный узор фона в каждом изделии используется индивидуально, превращая его в подлинную драгоценность. Художественную направленность северной черни во многом определило творчество выдающегося художника и гравера Е. П. Шильниковского (1890-1980), долгие годы возглавлявшего промысел, а затем его ученицы и последовательницы Е. Ф. Тропиной (р. 1 930). Их произведения стали классикой местного искусства XX века.

Зал XII Народное искусство XX век

 Зал XII Народное искусство XX век

Зал XII Народное искусство XX век

XX век стал для хохломской росписи временем расцвета, принеся многообразие форм предметов, традиционно выполненных токарным способом, и изобилие орнаментов, всегда органичных форме своими плавными линиями. Импровизационная легкость рисунка; традиционные узоры „травки» и „Кудрины», обогащенные новыми композициями; огненная роспись с изысканными сочетаниями киновари и черной краски, нанесенных по алюминиевому фону, который сквозь слои лака дает хохломское золото, — все это превращает скромные деревянные сосуды в произведения искусства. Представленные работы выполнены в разные десятилетия и соответствуют требованиям своего времени. Но обоим центрам свойственны орнаментальное богатство и разнообразие, щедрая фантазия. И по сей день хохломскую роспись развивают поколения и семейные династии местных токарей и живописцев, среди которых немало талантов, служащих ориентиром для молодежи. В Семенове — это Е. Н. Доспалова (1 932-2001), Н. П. Сальникова (род. 1932), Н. В. Морозова (род. 1930), О. С. Булганина (1927-1972); в Семине — С. П. Веселов (1903-1993), О. П. Лушина (род. 1928), О. Н. Веселова (род. 1931), Н. А. Гущин (род. 1961) и многие другие.
Уникальные панно потомственного мастера Д. И. Крюкова (1897-1966) отражают поиски новых путей в 1930-е годы, когда привычная роспись на донцах оказалась ненужной. Возрождение ее началось в 1950-е годы под руководством Е. П. Шильниковского (1890-1980), курировавшего промысел наряду с Северной чернью. К этому времени относятся произведения А. 3. Остроумовой и Л. П. Балагуровской, демонстрирующие новые орнаментальные достижения в резьбе по бересте.
Сегодня в этом промысле работают выдающиеся художники А. Е. Маркова (род. 1930) и Т. Г. Вязова (род. 1955), чьи уникальные произведения представлены в зале.

Зал XII Народное искусство XX век

Зал XII Народное искусство XX век
Зал XII Народное искусство XX век

Всемирно известную дымковскую игрушку в городе Кирове в XX веке представляют разные поколения мастериц: не только потомки местных семейных династий, но и пришедшие в это искусство из других районов России. Они успешно продолжают местные традиции прославленного промысла, перенимая опыт старших прямо из рук в руки и овладевая всеми тайнами мастерства. И по сей день эталонами в нем остается творчество А. А. Мезриной (1853-1938) и ее современниц и последовательниц Е. И. Пенкиной (1 882-1948), Е. И. Косс-Деньшиной (1901-1979), Е. 3. Кошкиной (1914-1993) и других. Создаются многофигурные композиции-на- боры, позволяющие по-разному расставлять фигурки и тем самым играть с ними. В зале можно видеть уникальные авторские произведения знаменитых современных мастериц: Л. С. Фалалеевой (р. 1937), Н. П. Трухиной (род. 1935), Е. А. Смирновой (1935-2004), Р. Э. Пенкиной (род. 1951) и других.
В игрушке 1930-х годов среди жанровых композиций появилась актуальная в то время тема защиты границ. Пример тому — „Красноармейцы» В. Т. Полинова (1879— 1940), где использован традиционный для богородцев прием крепления фигурок на планках, позволяющих передвигать их в шеренги — так называемый „развод». В 1940-е годы работал выдающийся потомственный резчик И. К. Стулов (1901 -1979). Его произведения средствами богородского искусства передают образы популярных сказок и басен. А композиция „Кузнецы» стала для промысла своего рода художественным символом.
Веселые занимательные богородские игрушки вызывают улыбку своей изобретательностью, выдумкой, добрым юмором.
Обеими техниками в совершенстве владела выдающаяся мстерская вышивальщица Т. М. Дмитриева-Шульпина (1913-1999). Ее произведения выделяются богатой фантазией, позволявшей любые сюжеты претворять в вышитые панно, и мастерским их исполнением.

Чудо-юдо рыба-кит. 1947. А.Д. Зинин. Деревня Богородское, Московская область.
Чудо-юдо рыба-кит. 1947. А.Д. Зинин. Деревня Богородское, Московская область.

Одна из выдающихся мастериц этого дела — Л. И. Плюснина (род. 1910) из деревни Дерябино Красноборского района Архангельской области.
Итак, пройдя по всем 1 2 залам экспозиции народного искусства, внимательный посетитель как бы перелистал страницы его истории почти за четыре века. „Народное искусство — душа народа и его сила и гордость»,— писал в начале XX века известный художник И. Я. Билибин. Русский музей хранит и бережет это наследие. Представленные в залах произведения помогают многим людям открыть для себя его бесценные сокровища.

Панно:
Панно: «Сказка о царе Салтане». 1980. Т.М. Дмитриева Шульпина, Мстера, Владимировская область.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art