(Джованни ди Лютери) Доссо Досси пейзаж со сценами из жизни святых
Около 1479—1542
Холст, масло. 0,60X0,87
Это произведение — весьма необычно для искусства итальянского Возрождения с его ярко выраженным антропоцентризмом. Несмотря на присутствие в картине фигурок святых (принимающий стигматы св. Франциск, св. Иероним с крестом, св. Екатерина, св. Христофор с младенцем Христом на плече, св. Георгий, сражающийся с драконом).
Она написана прежде всего ради изображения природы и, по существу, является одним из самых ранних в истории итальянской живописи самостоятельных пейзажей. Облик природы, воспроизведенный Досси, фантастичен, это — вольная интерпретация художником своего представления об окружающем его мире, который люди Возрождения открывали для себя заново. Взгляд художника не прикован к деталям, он открывает зрителю широкую панораму природы.
В композиции картины совмещено как бы несколько точек зрения сразу: тяжелая кулиса слева оттеняет стремительный порыв взгляда в глубину пространства; правую часть картины вооруженный научными открытиями своего времени художник строит по Законам линейной и воздушной перспективы. Четко различимы три плана: передний — окрашенный в коричневые тона, средний — выдержанный в зеленой гамме и дальний — окутанный голубоватой дымкой.
Картина поступила в ГМИИ в 1933 году из Музея истории религий в Москве.