Енисей в творчестве художников

Енисей в творчестве художников
Т. Ряннель. Саяно-Шушенская ГЭС. Масло. 1974.

Енисей в творчестве художников

В самом центре Сибири, от Саянских гор до Ледовитого океана, раскинулся Красноярский край. На его громадной территории могли бы свободно разместиться несколько крупных европейских держав. Удивительно богата и красива красноярская земля. Богата тем, что на ней живет И произрастает, и тем, что хранят ее недра. Красива природой своей — тайгою и тундрой, причем в любое время года. Но, может быть, удивительнее всего сам Енисей, пересекающий весь наш край с юга на север. «Брат океана» — почтительно величают его в народе.

С. Рогаль. Пробуждение Енисея. Масло. 1972—1973.
С. Рогаль. Пробуждение Енисея. Масло. 1972—1973.

Могучими реками Сибири, ее первозданно прекрасными и необозримыми просторами постоянно любовались декабристы, отбывавшие здесь царскую ссылку. Многим из них необычная природа края скрашивала тяжелое, однообразное существование.
Енисейское раздолье, богатырская мощь реки, поэтичность природы издавна привлекали художников. Символично, что первым здешние места писал наш великий земляк Суриков. В сущности, Василий Иванович проложил первую глубокую борозду, по которой пошло развитие искусства в Сибири; под обаянием его произведений находилось не одно поколение художников, особенно красноярских.

В. Башмаков. Енисейские рыбаки. Масло. 1974.
В. Башмаков. Енисейские рыбаки. Масло. 1974.

В раннем детстве, плывя с родителями из Аскиза в Красноярск на плоту, встретился он впервые с рекой и влюбился в нее на всю жизнь. Особенно часто художник изображал весеннее пробуждение сибирского великана: «Ледоход», «Последние льдины», «Енисей после ледохода». Полный свежих сил, вскрылся богатырь на всем своем огромном плесе, сорвал ледяные оковы, разбросал их по берегам и пошел, пошел себе дальше уже спокойно, овевая все вокруг студеным дыханием… Любил Каратанов и ту пору, когда только-только подступает весна, но начали уже таять метровые льды, рассыпаясь на солнце чистейшими изумрудными кристаллами, веерами острых и звонких льдинок. Этот лирический взгляд тоже нашел отражение в полотнах мастера.
Каратанов помог встать на ноги многим молодым художникам, передав им реалистический метод творчества, унаследованный от Сурикова. Едва ли не самым последовательным из них был А. Лекаренко — коренной сибиряк-красноярец, с детских лет впитавший чувство родной земли. Работал он в нескольких жанрах, но ведущим оставался пейзаж, в котором большое место занимает образ Енисея.

Н. Лой. Северные рубежи. Масло. 1965.
Н. Лой. Северные рубежи. Масло. 1965.

Примечательна картина, написанная художником в 1945 году, и самый канун Победы над фашистской Германией,— «Утра в Енисее». Композиционное и колористическое решение довольно просто, но глубинное содержание полотна весьма назидательно. Живописец как бы распахивает перед зрителем ширь великой русской реки, а чистые и радостные краски вызывают в душе необыкновенно праздничное чувство! Несомненно, что во всем строе картины воплотились высокие патриотические переживания автора, связанные с предчувствием народной Победы.
Из других работ Лекаренко вспоминается подлинно эпический пейзаж «В низовьях Енисея». На переднем плане ничего необыкновенного — кусок прибрежной косы, одинокий чум, лодка да три рыбака. А за ними — речная ширь почти до горизонта с еле заметными полосками далеких берегов: почти все пространство холста занимают небо и вода! Соседство человека с этими безгранично распахнутыми далями вызывает былинное чувство: «Высота ли, высота поднебесная, глубота ли, глубота — окиян-море…»

Д. Каратанов. Сибирский дворик. Карандаш. 1920.
Д. Каратанов. Сибирский дворик. Карандаш. 1920.

Созданием целого ряда произведений, посвященных Енисею, начал свой творческий путь Б. Ряузов. Родители были потомственными рыбаками, и детство художника прошло на берегах Волги и Каспия. Здесь и родилась его любовь к водным просторам, даже мечтал стать морским капитаном. Но судьба распорядилась по-иному.
В Третьяковке находится одна из первых енисейских работ Ряузова — «Туруханск. Последние льды». В ней необыкновенно сильно передано ощущение суровой красоты северного края. Изображая Енисей с Туруханском на горизонте, автор стремился дать обобщенный образ далекого уголка Сибири — места ссылки многих революционеров. Этой задаче отвечает и сдержанный цветовой строй картины.
Иначе решен лирико-эпический пейзаж «Енисей. Ночь». На полотне снова бескрайняя водная ширь. Река кажется неподвижной, лишь золотистые блики от горящего на корабле фонаря позволяют заметить легкую рябь. Две трети холста занимает небо. Вдали угадывается силуэт большого города с мерцающими огоньками. Все складывается в цельную картину жизни сегодняшнего Енисея. Немало ярких ее примет и в других работах художника: «Енисей перед ледоставом», «В конце навигации», «В бухте», «В Заполярье» — всюду Ряузов воспевает щедрую красоту могучей реки и величие дел человеческих.

В. Стожаров. Енисей. Масло. 1954.
В. Стожаров. Енисей. Масло. 1954.

Такой разный он в работах самого Ряннеля, а их у него на эту тему сейчас около сорока! Волнующее впечатление оставляет пейзаж «Рождение Енисея». Здесь, у истоков, разбивающаяся о камни река напоминает скорее водопад. Образ буйной и дерзкой силы дан и в картине «Енисей.
Да, тема Енисея стала родной для многих красноярских живописцев и графиков. Среди них такие известные мастера, как Р. Руйга, В. Мешков, Н. Сальников… А как увлеченно работают молодые!
Он написал много этюдов и устроил затем в помещении Красноярской художественной галереи выставку. Живописная свобода, с какой написаны эти натурные работы, превосходное чувство цвета и богатство художественных средств, которыми раскрывает автор прелесть сибирского пейзажа, делают этюды Кончаловского не менее выразительными, чем его законченные картины.
Слова оказались пророческими. На дикие некогда берега пришли молодые строители, тысячи автомашин, бульдозеров, экскаваторов начали наступление на реку. Вскоре здесь поднялись плотины крупнейших в мире Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС. Возникли новые города с поэтическими названиями: Дивногорск, Саяногорск, Лесосибирск. Прибрежная тайга озарилась мириадами электрических огней.

Енисей в творчестве художников
А. Либеров. В тобольском порту. Пастель. 1965—1967.

Начавшееся преображение края привело сюда многих художников. В начале 60-х годов на Енисее побывал Я. Ромас, посвятивший великой реке целый цикл картин. Обобщающим образом созидательного труда сибиряков предстает триптих «По заветам великого Ленина». Выстроились в ряд мощные краны, растет плотина; суровая природа покоряется человеку. Вот перед плотиной возникло рукотворное море. И пошагали вдаль длинноногие столбы ЛЭГ.
Вспоминаются пейзажные работы В. Стожарова, покоряющие горячим и полнокровным ощущением жизни. Серию замечательных акварелей привез с енисейских берегов В. Вогаткин. А живописцы П. Оссовский и А. Левитин создали галерею портретов строителей, речников, рыбаков. В совокупности они составляют многогранный коллективный портрет рабочего-сибиряка.
В последние годы традицией стали групповые поездки художников в самые разные районы Сибири. Скажем, несколько лет назад их гостеприимно встречали речники: познакомили с Енисеем, показали, как сами живут. В свою очередь, и гости развернули шефскую работу: организуют передвижные выставки, содействуют открытию новых картинных галерей. Таких, например, как в поселке Подтесово, где подаренные речникам произведения составили интереснейшую экспозицию.
Да, Сибирь для художника — неисчерпаемая кладовая тем, характеров и чувств. А Енисей, может быть, самое благодатное в ней место. «Впрочем, что убеждать вас стихами,— сказал один сибирский поэт.— Приезжайте. Увидите сами!»
г. Красноярск

Б. Ряузов. Дом крестьянки П. А. Петровой. Из серии «Ленинские места в Шушенском. Масло. 1970.
Б. Ряузов. Дом крестьянки П. А. Петровой. Из серии «Ленинские места в Шушенском. Масло. 1970.
Н. Сальников. Вечер. Из серии «Речники Енисея». Цв. линогравюра. 1973.
Н. Сальников. Вечер. Из серии «Речники Енисея». Цв. линогравюра. 1973.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art