Мавзолей В. И. Ленина

Мавзолей В. И. Ленина
Красная площадь. Мавзолей В. И. Ленина

Красная площадь. Мавзолей В. И. Ленина

Мавзолей Владимира Ильича Ленина — величайшая святыня советского народа. Этот архитектурный памятник Ленину — революционеру, мыслителю, вождю — известен всему миру.
Мавзолей Ленина — творение выдающегося зодчего Алексея Викторовича Щусева.

Мавзолей В. И. Ленина
А. Щусев Проект деревянного Мавзолея В. И. Ленина. 1924.

История создания Мавзолея детально исследована и подробно описана. Я же считаю своим долгом рассказать молодежи о характере, принципах творчества А. В. Щусева, поскольку на протяжении ряда лет был его учеником и сотрудником.
Вспоминаю тяжелые дни января 1924 года. Небывалый мороз. Костры на улицах. Нескончаемая очередь к Колонному залу Дома Союзов. Тревожные гудки. Хрустальные люстры Колонного зала в черном крепе. Боль невозвратимой утраты…
В те дни только однажды Щусев появился в учебной мастерской. Обращаясь не столько к нам, студентам, сколько к своим помощникам, доцентам Жукову и Куровскому, он сказал, что занят чрезвычайно: в считанные дни и часы надо построить временный Мавзолей.
Временный Мавзолей строился спешно — от момента выступления Щусева на совещании у В. Д. Бонч-Бруевича до похорон В. И. Ленина прошло четверо суток. За это время с трудом успели вырубить в окаменевшем от мороза грунте небольшой траурный зал и установить над могилой Владимира Ильича надземное сооружение в виде деревянной конструкции, представляющей собой куб, на который поставлена трехступенчатая усеченная пирамида.
Но первоначальный проект Щусе-за полностью осуществить не удалось. Вскоре зодчий получил задание превратить временный Мавзолей в капитальное деревянное сооружение.

Мавзолей В. И. Ленина
А. Щусев Проект временного Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади. 1924.

Второй деревянный Мавзолей явился прообразом Мавзолея каменного. То же распластанное прямоугольное основание и завершающаяся портиком ступенчатая пирамида, сходное расположение входной двери в центре фасада. Правда, деревянный Мавзолей был меньше каменного. Но Щусеву уже в первом планировочном эскизе удалось предрешить узловое положение Мавзолея в ансамбле Красной площади. Артистический инстинкт, практическая сметка Щусева были таковы, что второй деревянный Мавзолей, спроектированный и построенный весной 1924 года, заключал в себе близкий миллионам трудящихся образ архитектурного памятника Владимиру Ильичу Ленину.
В 1929 году правительственная комиссия под председательством К. Е. Ворошилова поручила Щусеву разработку проекта постоянного каменного Мавзолея. Задача перевода деревянного Мавзолея в камень оказалась сложной. Я уверен, что ее впечатляющее решение обеспечено было гармоничностью художественного гения А. В. Щусева. Успех был на его стороне потому, что Щусев творил как истинный патриот — для него Красная площадь священна. Он создал Мавзолей, который стал нерасторжимой с ансамблем площади частью целого, завершающим ансамбль архитектурным и духовным центром.
Щусев, как никто другой, ценил, понимал красочность русского зодчества. Будучи архитектором, он тем не менее находил образы своих сооружений с палитрой в руках. Очень внимательно подошел он к поискам гармонирующего с древней кремлевской стеной светло-коричневого тона окраски второго Мавзолея. Многочисленные акварельные наброски проектируемого каменного Мавзолея в реальной живописной среде Красной площади позволили ему безошибочно выбрать разновидности гранитов для облицовки. С карьеров на строительство Мавзолея стали поступать разные по цветовой насыщенности — от бледно-красного до красного тона — гранитные глыбы, встал вопрос, как их укладывать.
Голубые серебристые ели — еще одна строгая и красивая колористическая деталь. Больше чем колористическая!
Все крупные русские зодчие были колористами. Почему? По простой причине — они знали, чувствовали родную природу.
Мавзолей — вершина творчества А. В. Щусева, шедевр советского зодчества. В архитектурной конструкции строгой ясности и чистоты выражена идея вечной жизненности ленинизма, дела Ленина. «Прост как правда» — это сказано о Владимире Ильиче Ленине. Прост в замысле и исполнении Мавзолей — величайшая святыня советского народа, главная трибуна страны. Мавзолей — это чистая конструкция, с гениальной простотой соединившая функции усыпальницы вождя, куда люди приходят, чтобы, несколько минут побыв с Лениным, укрепить свои силы и волю, и трибуны, обращенной ко всему нашему великому народу, ко всему свету.
Д. ЧЕЧУЛИН, народный архитектор СССР

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art