Красная площадь. Мавзолей В. И. Ленина
Мавзолей Владимира Ильича Ленина — величайшая святыня советского народа. Этот архитектурный памятник Ленину — революционеру, мыслителю, вождю — известен всему миру.
Мавзолей Ленина — творение выдающегося зодчего Алексея Викторовича Щусева.
История создания Мавзолея детально исследована и подробно описана. Я же считаю своим долгом рассказать молодежи о характере, принципах творчества А. В. Щусева, поскольку на протяжении ряда лет был его учеником и сотрудником.
Вспоминаю тяжелые дни января 1924 года. Небывалый мороз. Костры на улицах. Нескончаемая очередь к Колонному залу Дома Союзов. Тревожные гудки. Хрустальные люстры Колонного зала в черном крепе. Боль невозвратимой утраты…
В те дни только однажды Щусев появился в учебной мастерской. Обращаясь не столько к нам, студентам, сколько к своим помощникам, доцентам Жукову и Куровскому, он сказал, что занят чрезвычайно: в считанные дни и часы надо построить временный Мавзолей.
Временный Мавзолей строился спешно — от момента выступления Щусева на совещании у В. Д. Бонч-Бруевича до похорон В. И. Ленина прошло четверо суток. За это время с трудом успели вырубить в окаменевшем от мороза грунте небольшой траурный зал и установить над могилой Владимира Ильича надземное сооружение в виде деревянной конструкции, представляющей собой куб, на который поставлена трехступенчатая усеченная пирамида.
Но первоначальный проект Щусе-за полностью осуществить не удалось. Вскоре зодчий получил задание превратить временный Мавзолей в капитальное деревянное сооружение.
Второй деревянный Мавзолей явился прообразом Мавзолея каменного. То же распластанное прямоугольное основание и завершающаяся портиком ступенчатая пирамида, сходное расположение входной двери в центре фасада. Правда, деревянный Мавзолей был меньше каменного. Но Щусеву уже в первом планировочном эскизе удалось предрешить узловое положение Мавзолея в ансамбле Красной площади. Артистический инстинкт, практическая сметка Щусева были таковы, что второй деревянный Мавзолей, спроектированный и построенный весной 1924 года, заключал в себе близкий миллионам трудящихся образ архитектурного памятника Владимиру Ильичу Ленину.
В 1929 году правительственная комиссия под председательством К. Е. Ворошилова поручила Щусеву разработку проекта постоянного каменного Мавзолея. Задача перевода деревянного Мавзолея в камень оказалась сложной. Я уверен, что ее впечатляющее решение обеспечено было гармоничностью художественного гения А. В. Щусева. Успех был на его стороне потому, что Щусев творил как истинный патриот — для него Красная площадь священна. Он создал Мавзолей, который стал нерасторжимой с ансамблем площади частью целого, завершающим ансамбль архитектурным и духовным центром.
Щусев, как никто другой, ценил, понимал красочность русского зодчества. Будучи архитектором, он тем не менее находил образы своих сооружений с палитрой в руках. Очень внимательно подошел он к поискам гармонирующего с древней кремлевской стеной светло-коричневого тона окраски второго Мавзолея. Многочисленные акварельные наброски проектируемого каменного Мавзолея в реальной живописной среде Красной площади позволили ему безошибочно выбрать разновидности гранитов для облицовки. С карьеров на строительство Мавзолея стали поступать разные по цветовой насыщенности — от бледно-красного до красного тона — гранитные глыбы, встал вопрос, как их укладывать.
Голубые серебристые ели — еще одна строгая и красивая колористическая деталь. Больше чем колористическая!
Все крупные русские зодчие были колористами. Почему? По простой причине — они знали, чувствовали родную природу.
Мавзолей — вершина творчества А. В. Щусева, шедевр советского зодчества. В архитектурной конструкции строгой ясности и чистоты выражена идея вечной жизненности ленинизма, дела Ленина. «Прост как правда» — это сказано о Владимире Ильиче Ленине. Прост в замысле и исполнении Мавзолей — величайшая святыня советского народа, главная трибуна страны. Мавзолей — это чистая конструкция, с гениальной простотой соединившая функции усыпальницы вождя, куда люди приходят, чтобы, несколько минут побыв с Лениным, укрепить свои силы и волю, и трибуны, обращенной ко всему нашему великому народу, ко всему свету.
Д. ЧЕЧУЛИН, народный архитектор СССР