Музей Архангельский собор

Музей Архангельский собор
Музей Архангельский собор

Музей Архангельский собор

В силу своего мемориального характера Архангельский собор был местом, где совершался особый обряд. Перед большими военными сборами и планировании действий своих войск князья приходили поклоняться мощам предков. Соблюдение этого обычая известно еще со времен Дмитрия Донского, он приходил в Архангельскую церковь к могилам своего отца и деда перед выводом полков навстречу грозной армии Мамая, силу которой тогда удалось одолеть в знаменитой Куликовской битве. Военные события сказывались и на облике памятника: в честь некоторых побед к нему пристраивали приделы, как, впрочем, это случалось и с другими кремлевскими соборами.

Это вполне соответствовало назначению памятника, который, благодаря устроенным в нем погребениям великих и удельных князей, а затем и царей, являлся своеобразной каменной летописью Московского государства.
Не один раз приходили в собор-некрополь дружины художников, чтобы украсить его живописью. Работали в нем, как правило, крупнейшие, большие мастера. Известно, например, что древнюю Архангельскую церковь в конце XIV века расписывал Феофан Грек с учениками. До сих пор украшает памятник выдающееся произведение неизвестного московского живописца «Архангел Михаил с деяниями». Согласно легенде этот образ, воспевающий воинский подвиг, был написан в память о Дмитрии Донском — герое Куликовской битвы.
Стенные росписи встречают зрителя уже при входе в здание. Переступая его порог, он оказывается в полном смысле слова погруженным в мир живописных образов. Сохранившаяся стенопись относится в основном к середине XVII века. Ее исполнили лучшие художники России под руководством изографов Степана Резанца и Симона Ушакова. Роспись замечательна радостным настроением, мажорным звучанием, свойственным русскому искусству XVII века. Как роскошная декорация, она богата узорочьем. Многочисленные орнаменты, всюду представленные в стенописи, бесконечно разнообразны. Звучная светлая цветовая гамма превращает роспись в торжественный гимн красоте реального мира.
В сюжетных композициях настенной живописи собора, посвященных деяниям архангела Михаила (патрона этого храма), наряду с другими темами последовательно раскрывается героическая—как отзвук на реальные исторические события. Манера исполнения композиции такова, что они раскрываются перед зрителем то как мерно, плавно текущее повествование, то как страстный взволнованный рассказ. Здесь зритель встречается с тем искусством, о котором старинное изречение гласит, что «живописное художество — скорейшая, внятнешая и выразительнейшая повесть, паче повести книжныя».
В росписях собора большое место занимают изображения русских князей. Это самая большая в древнерусском изобразительном искусстве «портретная» галерея. В нее входят более полусотни фигур, показанных в рост. «Портреты» эти условны. Каждый представляет идеализированный образ того или иного исторического лица, а все вместе—род московских правителей от его начала, которое олицетворяют «портреты» Ольги и Владимира Святославича Киевских. Среди персон, изображенных словно в торжественном предстоянии, немало других известных исторических деятелей. Так, в дополнение к летописи каменной, представленной в древних резных надгробных надписях, рождается своеобразная летопись России в лицах. В музее «Архангельский собор» проводились и проводятся большие реставрационные работы и исследования. Достижением советских реставраторов было приведение в порядок и освобождение от поздних наслоений памятников живописи и прежде всего настенных росписей. Археологические, архитектурные, живописные и другие исследования усыпальницы Ивана Грозного, расположенной в южном предалтарии храма, пролили свет на ранее не известные эпизоды в истории памятника. Работы позволили реконструировать усыпальницу царя Ивана, особо им выделенную в старом родовом некрополе. Оригинальны по своему идейному замыслу росписи этой усыпальницы, относящиеся к XVI веку. В них слышен очень ясно и отчетливо отзвук на реальные события времени. Содержание их исключительно злободневно. Оно близко к мыслям, настроениям, полемическим высказываниям непосредственного заказчика этого живописного цикла— царя Ивана Грозного. С помощью иносказаний здесь повествуется о его раннем сиротстве, о «похищении» у него власти, осуждаются «крамольники», воспеваются честолюбивые мечты Ивана IV. Так, весь образ Архангельского собора пронизывает тесная связь с историей России. Это превратило его в один из популярных художественных музеев Московского Кремля. В нем многие произведения древнего изобразительного искусства наделены конкретным историческим содержанием, а история своеобразно преломляется сквозь призму разнообразных художественных образов.

ЖИТИЕ КЛЕОПАТРЫ И ИОАННА. ФРАГМЕНТ СТЕНОПИСИ
Музей «Архангельский собор»

Музей Архангельский собор
Житие Клеопатры и Иоанна. Фрагмент стенописи.

Среди немногих хорошо сохранившихся композиций настенных росписей в усыпальнице Ивана Грозного — сцена из жития Клеопатры и ее сына Иоанна.
В левой половине композиции изображен пир в доме Клеопатры, в правой — следующий эпизод рассказа — юный Иоанн на смертном одре. Содержание эпизодов жития, избранных по заказу Ивана Грозного для их изображения над его будущей могилой, имеет иносказательный смысл. Юного Иоанна, согласно житию, берут на небо как избранного святого. Так Ивану Грозному грезилось получение венца святого мученика. Росписи XVI века в усыпальнице Ивана Грозного носят повествовательный характер.

УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ. XVII В. ФРАГМЕНТ СТЕНОПИСЬ
Музей «Архангельский собор»

Музей Архангельский собор
Усеконовение головы Иоанна Предтечи. XVII век. Фрагмент, стенопись.

В XVII веке художники, украсившие Архангельский собор настенной живописью, взамен прежней, исполненной в предыдущем столетии, сохранили ее старое содержание. Сюжеты росписи усыпальницы Ивана Грозного тоже остались прежними: в ней значительное место было отведено изображениям, посвященным Иоанну Предтече, которого Иван Грозный считал своим прямым святым покровителем. День именин Ивана Грозного — это старый календарный день усекновения главы Иоанна Предтечи.
Среди изображений, иллюстрирующих житие этого святого, представлена картина его казни (усекновения главы). Креститель со связанными руками согнулся под занесенным над ним мечом палача.
Художник, работавший над этим образом,—мастер мягкого письма, любящий нежную, умеренную, красочную гамму. Его рисунок отличается легким свободным штрихом. Соответственно манере исполнения раскрывается характер изображенного здесь Предтечи. Идеализируя этот образ, автор раскрывает нам нравственную чистоту, спокойствие, мягкую сдержанность и стойкость своего героя.

ЦЕЛОВАНИЕ ЗАХАРИИ И ЕЛИЗАВЕТЫ. XVII В. ФРАГМЕНТ СТЕНОПИСЬ
Музей «Архангельский собор»

Музей Архангельский собор
Целование Захарии и Елизаветы. XVII век. Фрагмент стенописи.

Сцена ласкания, или целования — одна из редких композиций в древнерусском изобразительном искусстве Ее можно отнести к жанру интимной лирики.
Художники XVII века, продолжая лучшие традиции старой московской школы живописи, создали взволнованный и трогательный образ любви. И, что было свойственно древнерусской эстетике, раскрывают они это чувство мягко, сдержанно, бережно, воспевая его чистоту, гармоническое его совершенство. Чувство передано тонко. В него нельзя вторгаться извне, словно неосторожное прикосновение к нему может его разрушить «Целование Захарии и Елизаветы» входит в группу композиций из жития Иоанна Предтечи в усыпальнице Ивана Грозного.

ИЗОБРАЖЕНИЯ КНЯЗЕЙ НА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОМ СТОЛПЕ. XVII В. СТЕНОПИСЬ
Музей «Архангельский собор»

Музей Архангельский собор
Изображение князей на северо-восточном столпе. XVII век. Стенопись.

В Архангельском соборе наибольший след в памяти оставляет, пожалуй, все то, что тесно связано с древней русской историей. Это наряду с надгробными памятниками Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Грозного и многих других — живописные образы русских исторических деятелей глубокой древности. Входя в памятник, посетитель прежде всего оказывается в их окружении.
Рассказ о русской истории в этом памятнике начинается еще при входе в здание: справа и слева от западного портала изображены эпизоды из жизни киевского князя Владимира Святославича как ранние события из истории Руси. Дальнейшее повествование — уже в самом соборе — развивается с помощью других изображений: историю Руси от ее истоков и до XVI века олицетворяют многочисленные фигуры русских князей, написанные на степах и столпах собора.
Начинают художники свою повесть в этой «портретной» галерее с киевского князя Владимира. Он представлен на северо-восточном столпе (на снимке — фигура снизу) в торжественной позе, роскошном царственном облачении.

КНЯЗЬ ДМИТРИЙ. XVII в. СТЕНОПИСЬ
Музей «Архангельский собор»

Музей Архангельский собор
Князь Дмитрий. Стенопись. XVII век.

В древнерусском изобразительном искусстве жанра портрета не существовало. Изображения князей в Архангельском соборе портретами назвать можно лишь условно. Художники не стремились передать индивидуальные черты персонажей. Изображался не сам князь, а, как тогда говорили,— его подобие, обобщенная княжеская персона с характерными признаками, определяющими его сан. А то пли иное конкретное историческое имя князю давал художник, подписывая «портрет». В случае с публикуемым изображением Дмитрия не совсем угадывается, какого именно князя он представляет.
Как один из предков московских князей, Дмитрий написан достойно, в киоте (фигурной арке), с княжеским венцом и оплечьем — знаком власти, положенным поверх роскошного парадного облачения.

ПАДЕНИЕ СТЕН ИЕРИХОНА. XVII В. ФРАГМЕНТ СТЕНОПИСЬ
Музей «Архангельский собор»

Музей Архангельский собор
Падение стен Иерихона. XVII век. Фрагмент, стенопись.

В одной композиции древнерусский художник мог запечатлеть не только отдельный, избранный момент происходящего события, но и действие в его развитии. Художники, расписавшие Архангельский собор, очень часто пользуются этим приемом. В сцене «Падение стен Иерихона» изображены события, которые, согласно сюжету, развивались в течение нескольких дней. Вокруг Иерихона обносили ковчег завета, трубили в трубы, и на седьмые сутки стены осажденного города рухнули сами собой.
Верные своему принципу показа мерного, постепенного развития действия, художники плавно переходят от первой спокойной части рассказа к заключительной — драматичной. И падающие стены, и побежденный царь с выразительным инстинктивным жестом защиты, и все иерихонцы, и воины, обратившие против них свое оружие,—все это написано так, словно на миг задержалось в своем движении. Художниками зафиксировано их состояние, развернуто эпическое сдержанное повествование.
Большая композиция, размещенная на видном месте, явно была рассчитана на широкое обозрение. Такие сюжеты, как «Падение стен Иерихона», нередко упоминали в официальной литературе тех времен. Их брали для сравнения с конкретными успехами русского воинства. Поэтому, представленные в монументальных росписях столицы, они воспринимались как своеобразная историческая иллюстрация.

АРХАНГЕЛ МИХАИЛ. СРЕДНИК ИКОНА КОНЦА XIV — НАЧАЛА XV ВЕКА
Музей «Архангельский собор»

Музей Архангельский собор
Архангел Михаил. Средник, икона конца XIV начала XV.

В русской живописи древней поры крайне редко встречаются произведения, действенно обращенные в мир, как бы вторгающиеся в него. Такой динамичный, внутренне собранный, напряженный образ — архангел Михаил из древней московской великокняжеской усыпальницы.
Созданный в героическую эпоху Куликовской битвы, он— сама готовность к действию. Это «воевода совершенного полка»: он в горящем, как огонь, плаще и холодных по цвету крепких боевых доспехах. Взгляд его зорок, решителен.
По преданию, княгиня Евдокия, вдова Дмитрия Донского, заказала написать эту икону как образ, воспевающий ее мужа, князя-полководца.
Известно, что сам Дмитрий, накануне великого похода против армии Мамая, войдя «в церковь небесного воеводы архистратига Михаила, бил челом» образу архангела. Это был другой, более древний, не известный нам образ. После смерти Дмитрия в храм, где была устроена его гробница, поместили это, дошедшее до нас выдающееся произведение.
Неизвестный автор иконы — крупнейший представитель московской школы живописи, современник героических событий времени Дмитрия Донского, свидетель творческих исканий Феофана Грека и Андрея Рублева.

СИМОН УШАКОВ ФЕДОР СТРАТИЛАТ ИКОНА 1676 ГОДА Музей «Архангельский собор»

Музей Архангельский собор
Симон Ушаков Федор Стратилат. Икона 1676 года.

Многие древние иконы Архангельского собора связаны с ним исторически, носят мемориальный характер. Эта коллекция в старину постоянно пополнялась за счет икон, непосредственно связанных с историческими лицами, погребенными в соборе. Среди них особую группу составляли так называемые моленные образы, на которых изображались их непосредственные покровители, образы, писать которые заказывали, как правило, виднейшим столичным художникам.
Икона «Федор Стратилат» была исполнена для старшего брата Петра I Федора Алексеевича в год его прихода к власти. На ней изображен его тезоименный святой — воин Федор Стратилат. Характер такого образа вполне определенен: показан, по существу, не воин, а проситель в воинском обличье. Его роскошная одежда и богатый золотой доспех напоминают предметы парадного убранства XVII века из кремлевской казны, хранящиеся ныне в Государственной Оружейной палате. При жизни заказчика этому произведению отводили особое место: икона была помещена в местный ряд иконостаса Благовещенского официального придворного собора — на всеобщее обозрение. Со смертью Федора Алексеевича и его погребением в Архангельском соборе икону перенесли к гробнице.
Икона написана в дворцовых художественных мастерских под руководством ведущего московского живописца второй половины XVII столетия. Внизу, слева на ней автором была оставлена надпись: «Писал Симон Ушаков с товарищи».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art