Музей украинского народного

Музей украинского народного
О. Л. Машкевич (род. в 1925 г.). Киев. Ковер «Пробужде­ние». 1971. Шерсть, ручное ткачество.

Государственный Музей украинского народного декоративного искусства УССР
Государственным музеи украинского народного декоративного искусства — одно из самых больших собраний народного искусства в Советском Союзе. В его фондах и экспозиции хранилось более 60 тысяч экспонатов.
Начало коллекции было положено в конце XIX века, когда по инициативе известных украинских и русских деятелей культуры — А. Прахова, Д. Щербаковского, Н. Мурашко, Н. Биляшевского был основан Киевский художественно-промышленный и научный музей, в отделе этнографии которого было представлено незначительное количество образцов народного искусства. Коллекция пополнялась преимущественно за счет пожертвований частных лиц, поскольку местные власти не выделяли средств на приобретение произведений искусств.

Настоящий расцвет музейного дела наступил после Великой Октябрьской социалистической революции, открывшей большие возможности для развития украинской культуры. По декрету правительства Советской Украины от 23 июня 1919 года музеи стали государственными учреждениями и развернули планомерную работу по собиранию и сохранению музейных сокровищ. Благодаря национализации частных собраний, регистрации памятников культуры и ассигнованию государственных средств музейная коллекция постоянно обогащается.

На протяжении 20—30-х годов из Киевского художественно-промышленного и научного музея выделились Исторический музей и Киевский государственный музей украинского искусства, который уже имел довольно большой отдел народного и декоративно-прикладного искусства.
В 20—40-х годах отдел народного искусства при Киевском государственном музее украинского искусства значительно пополнился благодаря поступлениям из ведущих музеев Москвы, Ленинграда, государственным закупкам авторских работ с выставок. Особое значение в деле активизации творчества народных мастеров и популяризации народного искусства имела выставка, посвященная выдающемуся событию в истории нашего народа — 300-летию воссоединения Украины с Россией (1954), экспонировавшаяся в Киеве, Москве, Варшаве и Кракове.

На основе экспозиции этой выставки был создан филиал художественного музея, а в 1964 году открыто самостоятельное учреждение — Государственный музей украинского народного декоративного искусства, разместившийся на территории Киево-Печерского историко-культурного заповедника. За годы своего существования музей приобрел известность не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами.
Современная экспозиция музея свидетельствует о большом расцвете украинского народного искусства. Она состоит из двух отделов — искусства XVII — начала XX столетия и советского искусства.

Музей украинского народного
Н. А. Белоконь (1894—1981). Петриковка, Днепро­петровская обл. Панно «Свадебный поезд». 1961. Бумага, темпера.

Экспозиция музея развернута в 14 залах общей площадью около 2000 квадратных метров. Построена она по видам народного искусства: ткачество, вышивка, резьба по дереву, керамика, одежда, стекло, фарфор, декоративная роспись, произведения Е. В. Белокур. Каждый раздел экспозиции построен не только по историко-хронологическому и монографическому принципу, а и по делению на этнографические районы Украины.
В музее насчитывается более пяти тысяч произведений ковроделия, ткачества и набойки. Коллекция ковров сравнительно небольшая, но и она дает возможность проследить формирование единого национального стиля этого вида народного искусства, демонстрирует разнообразие его особенностей в различных центрах производства.

Среди экспонатов непревзойденные образцы XVIII—XIX веков, созданные неизвестными мастерами: ковры с Волыни (1782), Полтавщины (1831), Подолья (1871). Значительно больше и разнообразнее собрание ковров начала XX века.
Самая большая коллекция ковров, созданных в советское время. Среди них высоким мастерством исполнения отличаются работы народных мастеров П. Власенко и Н. Вовк, художников-профессионалов С. Колоса, О. Машкевича (Киев), Л. Товстухи, Н. Бабенко (Решетиловка на Полтавщине), В. Карася (Гли- нянЫ на Львовщине), Н. Шнайдер-Сенюк (Херсон), Л. Жоголь (Киев) и др.
Особое внимание привлекает собрание орнаментально-тематических ковров — ковродельческого жанра, получившего распространение на Украине после Be- ликого Октября («К. Ворошилов и С. Буденный принимают парад Красного казачества» Д. Шавыкина, «Песня о Ленине» С. Кириченко и Н. Клейн, «Т. Г. Шевченко» Н. и И. Литовченко, «Дружба народов» Л. Товстухи).
Достаточно полно представлены в коллекции художественные ткани — как старинные, так и современные. Это скатерти, рушники, покрывала, украшенные изысканным орнаментом, а также предметы одежды. В музейном собрании находятся тканые изделия из различных центров, в частности из Кролевца, Дегтярей, Богуслава. В наше время в этих центрах существуют фабрики художественных промыслов. В музее хранится интересная коллекция произведений известных мастеров народного искусства, лауреатов Государственной премии имени Т. Г. Шевченко — А. Верес с Киевщины и А. Василащук с Ивано-Франковщины.

Музей украинского народного
П. П. Аверков (род. в 1924 г.). Киев. Штоф и бокалы. 1970. Цветное, бесцветное стекло, выдувание, лепка.

Небольшое собрание набойки содержит редкие произведения XVII — XIX веков. Последние годы оно постоянно пополняется лучшими современными набивными тканями и платками, в которых нашли отражение традиции прошлого.
Самая большая по количеству произведений и представленных центров коллекция вышивки, демонстрирующая удивительное богатство локальных особенностей этого вида народного искусства почти во всех областях Украины. Больше всего изделий из центральных областей республики — Полтавщины и Киевщины, замечательными образцами представлены Подолье, Буковина и Гуцульщина. Среди экспонатов есть уникальные образцы женских сорочек, фрагменты рушников XVII — XVIII веков. Самая разнообразная и интересная коллекция изделий фабрик художественных промыслов и современных народных мастеров. Это настоящие шедевры, в которых мастера применили несколько сложных техник, обогативших декоративные и композиционные качества изделий.
Значительная часть современных вышивок — это тематические работы, посвященные выдающимся событиям в жизни страны, юбилейным датам. Мастера переосмыслили в них традиционные формы орнамента, обогатили новыми мотивами — пятиконечными звездами, серпом и молотом, колосьями пшеницы.

Коллекция художественной резьбы по дереву и рогу прошлого, насчитывающая несколько тысяч экспонатов, также одна из самых интересных в музее. Это оригинальные резные предметы народного быта из различных этнографических районов Украины. Среди них — мебель, посуда, орудия труда, резные детали сбруи, музыкальные инструменты XVIII — XIX веков. Исключительную художественную ценность имеет коллекция роговых гравированных пороховниц XVIII века.
Художественная резьба советского времени представлена изделиями мастеров Киевщины, Полтавщины, Черниговщины, Сумщины, Черкащины, Подолья, Волыни, Львовщины, Гуцулыцины, Закарпатья и других регионов. В коллекции имеются произведения таких выдающихся народных мастеров, как П. Верна, В. Свида, А. Штепа, В. Нагнибида, И. и В. Одреховские, А. Сухорский, Ю. и С. Корпанюки, Д. Шкрибляк.

Музей украинского народного
М. И. Тарнавский (род. в 1931 г.). Львов. Вазы «Кар­патский ручеек». 1977. Цветное стекло, выдувание, воз­душные пузырьки, чеканка.

Собрание современной народной резьбы свидетельствует о расцвете в наше время этого вида искусства.
Значительное место в коллекции отведено народной керамике. Большой интерес у посетителей вызывают изделия XV—XVI веков — терракотовые изразцы, украшенные рельефом, так называемые «муравленые изразцы», вывозившиеся за пределы Украины, начиная с XVIII века. Полнее всего представлено гончарство второй половины XIX — начала XX веков.
Собрание керамики советского времени характеризует почти все регионы керамики на Украине, а также творчество мастеров керамических объединений и заводов.

Музей обладает ценной коллекцией произведений мастеров, работавших в 30-е годы в Киевской экспериментальной керамической школе, — М. Приймаченко, П. Власенко, И. Гончара, братьев Герасименко, А. Грядуновой, П. Мусиенко.
Около 4000 произведений насчитывает собрание фарфора и фаянса. В нем самая большая в Советском Союзе коллекция изделий Киево-Межигорской фабрики (1798—1870) и уникальная коллекция изделий Корецкого фарфорового завода (конец XVIII — начало XIX веков).
В собрании фарфора и фаянса советского периода особого внимания заслуживают изделия с росписью известных художников — М. Тимченко, Г. Павленко- Черниченко, П. Павленко, В. Клименко-Жуковой и других. Промышленный фарфор представляют изделия предприятий Полтавы, Тернополя, Сум, Борислава, Дружковки.

Музейное собрание стекла — одно из самых больших на Украине. Исключительную историческую и художественную ценность имеют гутные изделия XVII — XVIII веков, в которых отразились традиции времен Киевской Руси.
Интересна коллекция стеклянной посуды — графинчиков, штофов, бокалов, фигурных бутылей в виде медвежат и баранчиков. В этих изделиях прикладные качества органично соединены с декоративными. Эта особенность присуща и современному украинскому художественному стеклу, музейная коллекция которого насчитывает более двух тысяч экземпляров. Ее интенсивному росту способствует творческая работа народных мастеров — гутников и художников в связи с подготовкой к республиканским и всесоюзным выставкам.

Музей украинского народного
Б. П. Пьянида (род. в 1935 г.). Буды, Харьковская обл. Столовый набор «Сад». 1972. Фаянс, подглазурная роспись.

Ведущие современные львовские мастера М. Павловский, Б. Валько, М. Тарнавский, киевляне JI. Митяева, И. Зарицкий, И. Аполлонов в своих работах соединяют традиции с современными требованиями.
Изделия предприятий и выставочные произведения народных мастеров дают возможность проследить пути развития художественного стекла на Украине, выявить его основные направления и специфику.

Декоративная роспись, издавна бытующая на территории Украины, в советское время существует как самостоятельный вид искусства в виде декоративных панно, выполненных темперой, гуашью, акварелью. Гордость музея составляет коллекция произведений народных мастеров декоративной росписи А. Собачко-Шостак, П. Власенко, Т. Паты, Н. Белоконь, Я. Пилипенко, М. Приймаченко, М. Тимченко, сестер В. и А. Павленко, П. Глущенко, Ф. Панко и многих других.
Декоративная роспись теперь не только демонстрируется на выставках и в музеях, но и используется в книжной иллюстрации, оформлении интерьеров общественных зданий, в ткачестве, производстве художественного фарфора, в архитектуре.
В отдельных залах экспонируется собрание глубоко самобытных живописных и графических произведений выдающейся украинской мастерицы, народного художника УССР Е. В. Белокур.
Коллектив музея осуществляет большую собирательскую работу во время научных экспедиций, благодаря которым коллекция пополняется новыми экспонатами дореволюционного и советского времени.
За последние десять лет в музее побывало более пяти миллионов посетителей. Их количество увеличивается с каждым годом. Это красноречиво свидетельствует, что украинское советское, народное декоративное искусство — неотъемлемая часть многонациональной советской культуры — органично входит в быт людей, воспитывает в них любовь к прекрасному.

Государственный Музей украинского народного декоративного искусства УССР

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Culture and art